Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Политология
Размещена 27.12.2018. Последняя правка: 26.12.2018.
Просмотров - 435

ПРОБЛЕМЫ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВВ.: НА ПРИМЕРЕ НАГОРНО - КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Зуева Елена Сергеевна

Донецкий национальный университет

студент

Комарова Людмила Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета


Аннотация:
В данной работе рассмотрена проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве в конце ХХ - начале ХХI вв. на примере Нагорно-Карабахской Республики. Изучается характер, динамика и способы решения конфликта в контексте международных отношений между Азербайджаном и Арменией.


Abstract:
In this paper, the problem of unrecognized states in the post-Soviet space in the late twentieth and early twenty-first centuries is considered. on the example of the Nagorno-Karabakh Republic. The nature, dynamics and methods of conflict resolution in the context of international relations between Azerbaijan and Armenia are being studied.


Ключевые слова:
непризнанные государства; постсоветское пространство; принцип самоопределения; Нагорно-Карабахская Республика (НКР)

Keywords:
unrecognized states; post-Soviet space; the principle of self-determination; the Nagorno-Karabakh Republic (NKR)


УДК 327.5(479.243)

На сегодняшних день, в рамках международного права, наиболее остро стоит проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве, которая, несомненно, является одной из наиболее актуальных. Появление таких государств, которые играют заметную роль в системе международных отношений, в первую очередь, обусловлено распадом советской системы и как следствие появление новых государственных образований, так называемых постсоветских «непризнанных государств».

Цель данного исследования – изучить характер, динамику и способы решения Нагорно-Карабахского конфликта. Исходя из цели были поставлены задачи:

- рассмотреть историю конфликта между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения вокруг Нагорного Карабаха;

- проанализировать обострение конфликта;

- рассмотреть способы решения данного конфликта.

Важно отметить, что сам термин «непризнанное государство» означает названия региона, который самостоятельно провозгласил суверенитет. Несомненно, подавляющее большинство данных образований являются совершенно состоявшимися, при этом обладая всеми необходимыми признаками государственности: население, которое проживает на определенной территории, эффективный государственный аппарат, государственная символика, система права и управления, армия. Безусловно, такие государства существуют на политической карте мира, проводят свою политику и принимают участие в межгосударственных отношениях, но несмотря на, наличие таких признаков данные образования не имеют дипломатического признания.

Важно рассмотреть причины, вследствие которых и возникают самопровозглашенные государства. Выделим наиболее распространенные: отделение вследствие результатов военных действий, революций, национально – освободительной борьбы, вооруженных конфликтов.

Но, во многом, именно из-за стремления различных территорий к отделению, приобретению независимости и созданию новых государств, безусловно, является одним из главных источников возникновения конфликтов, которые оказывают деструктивное влияние на общественно-политическую обстановку не только на региональном, но и в глобальном масштабе, тем самым дестабилизируя обстановку во всем мире. К неурегулированным конфликтам непризнанных государств и дестабилизации обстановки добавляется интернационализация этих конфликтов, и именно, из-за вовлечения широкого круга участников, затрагиваются взаимоотношения между государствами, что отражается на мировой политике в целом [6, с.30].  Данные проблемы носят глобальный характер и требуют постоянного детального внимания и привлечения коллективных усилий большинства государств и всего мирового сообщества.

Нагорно-Карабахская республика является одним из непризнанных государств, которая была провозглашена в границах Нагорно-Карабахской автономной области. Рассматривая данный конфликт с точки зрения международного права можно определить противоречия между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой, принцип территориальной целостности, по которому возможно только мирное изменение границ по соглашению» [10].

Карабахский конфликт является первым межэтническим столкновением, который имеет как исторические, так и культурные корни. Уже с начала ХХ века Нагорный Карабах дважды становился ареной для столкновения интересов Армении и Азербайджана. Возникновение конфликта можно отнести к событиям мая 1918 на фоне революционных событий и распада российской государственности именно в период провозглашения 3 независимых республик Закавказья – Грузинской Демократической Республики, Республики Армении, Азербайджанской Демократической Республики [3].  По инициативе населения Нагорного Карабаха (95% - армяне), был созван первый конгресс, который состоялся 22 июля 1918 года в городе Шуше. По решениям данного конгресса Нагорный Карабах был провозглашен независимой административно-политической единицей, а также был избран Национальный Совет и правительство. Уже в период с 1918 по 1920 года можно говорить о наличии в Нагорном Карабахе всех необходимых признаков государственности, включая также государственный аппарат и армию.

Новое противостояние вспыхнуло в ответ на мирные инициативы Нагорного Карабаха со стороны Азербайджанской Демократической Республики. В период с мая 1918 по апрель 1920 года вооруженные отряды совершали бесчисленные акты насилия и массовые убийства. Только к середине июня 1920 года, благодаря помощи советских войск, сопротивление было подавлено. И даже таким жестоким, бесчеловечным способом Азербайджану не удалось распространить свое влияние. 30 ноября 1920 года декларацией Азревкома были признаны спорные районы Зангезур и Нахичевань частью советской Армении, а Нагорному Карабаху предоставлено право на самоопределение [1].

Постановлением пленума Кавбюро ЦК РКП(б) от 3 июня 1921 года было подтверждено решение конфликта в пользу Армении, но уже окончательное решение было вынесено пленумом Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года, по которому предполагалось то, что Нагорный Карабах должен был быть включен в состав Азербайджана, с предоставлением широкой областной автономии [8].

7 июля 1923 года на Нагорной части Карабаха была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) [3].

Очередное обострение произошло с 1987 по 1988 год. Причиной такого обострения является усиление недовольства армянского населения по поводу социально-экономического положения. Меры, предпринимаемые руководством Азербайджана, существенно не изменили обстановку.

В начале 1987 в Ереване стали проходить митинги, на которых звучали требования о передачи НКАО Армянской ССР. Ситуация со временем лишь обострялась: массовые забастовки студентов, многотысячные националистические митинги, погромы.      Действия со стороны армян спровоцировали азербайджанские власти на репрессии, в результате чего стали происходили массовые избиения протестующих.

К 1988 году ситуация достигала критического пика, стали проходить первые национальные столкновения, которые были направлены на выдавливание азербайджанского населения. Усиление насилия привело к массовой эвакуации азербайджанцев из армянских территорий.

В январе 1988 году районные советы Нагорно-Карабахской области, за исключением лишь Шушинского района, население которого состояло в основном из азербайджанцев, приняли ряд резолюций, которые призывали к переходу Карабаха к Армении. По итогам прошедшего 20 февраля референдума областной совет депутатов обратился к Верховным Советам СССР, Азербайджана и Армении. Президиум Верховного Совета СССР отклонил просьбу о санкционировании выхода НКАО из Азербайджана и присоединении его к Армении. Парламент Армении, со своей стороны, принял постановление о удовлетворительном решении относительно просьбы Нагорного Карабаха.

Уже к лету 1988 года какие-либо связи НКАО с Баку были полностью разорваны, а насильственные акты и этнические чистки продолжались, но еще с большей жестокостью. Летом 1989 года Азербайджан ввел блокаду против Армении и Карабаха, а 1 декабря 1989 года Верховным Советом принимается резолюция о включении Нагорного Карабаха в состав республики. После данных событий конфликт постепенно перерастает в полномасштабную войну.

2 сентября 1991 года была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики на совместной сессии Нагорно– Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов года [2]. Позднее, воспользовшись правом на самостоятельное проведение референдума и постановку вопроса о государственно правовом статусе, Совет депутатов Нагорно-Карабахской Республики принял решение о проведении референдума, на котором стоял вопрос о независимости республики. В референдуме приняли участие 82,2% от числа зарегистрированных избирателей. 99, 89 % высказались за независимость от Азербайджана [4].  Результаты подтвердили независимые иностранные наблюдатели, но референдум не был признан международным сообществом.

6 января 1992 года Верховным Советом НКР была принята Декларация о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики. Данная Декларация законодательно закрепила результаты проведенного референдума и последовательность правовых актов, которые реализуют право народа Нагорного Карабаха на самоопределение политического статуса.

В период с 1991 по 1994 год развернулись широкомасштабные военные действия на территории НКР, в результате которых армянское население было вытеснено с территории Шаумяновского района и части Нагорного Карабаха. НКР же установила контроль над некоторыми районами Азербайджана, которые прилегали к Нагорному Карабаху, и вытеснила азербайджанское население. Такие действия НКР были квалифицированы Советом Безопасности ООН как оккупационные. 

В августе 1992 года создан Государственный комитет обороны для мобилизации и концентрации внутренних ресурсов республики для оказания всевозможного отпора противнику. Пост председателя ГКО занял Роберт Кочарян, на которого стали возлагаться и обязанности премьер-министра [7]. В этом же году была создана Минская группа ОБСЕ для урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта в рамках которой осуществляется переговорный процесс, главная цель - подготовка Минской Конференции ОБСЕ, которая призвана добиваться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха [5].

Военные действия с незначительными перерывами шли до весны 1994 года. 5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке 3 стороны конфликта — Азербайджан, власти Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол о прекращении огня, который вступил в силу с 12 мая.

В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика не получила официального признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом, а для обозначения властей КНР используется выражение «руководство Нагорного Карабаха». Тем не менее Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами, такими как Республика Абхазия, кроме того, сотрудничество между двумя странами находится на высоком уровне, и Южная Осетия, а также непризнанной республикой Приднестровской Молдавской Республикой. Парламент австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право на самоопределение народа НКР. Законодательные органы американских штатов Род-Айленд, Луизиана, Джорджия, Мэн, Массачусетс, Калифорния, Гавайи и Мичиган приняли резолюции с призывом к президенту и конгрессу США признать независимость КНР.

Новое обострение конфликта произошло 2 апреля 2016 года, начались военные действия, которые вошли в историю, как четырехдневная апрельская война. В столкновении армянская сторона понесла потери численностью более 100 человек не только в рядах вооруженных сил, но пострадало в том числе и мирное население. Уже 5 апреля В Москве произошла встреча генштабов вооруженных сил Армении и Азербайджана, на которой договорились о прекращении военных действий друга [11].

В 2017 году Минобороны Азербайджана не раз заявляло об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении, в свою очередь, военное ведомство Армении заявляло о наступательных действиях со азербайджанской стороны. Стороны периодически выступали с обвинениями в обстрелах со стороны друг друга [9].

В 2018 году угроза новой эскалации конфликта сохраняется из-за постоянного нарушения режима перемирия на линии соприкосновения. Переговоры постоянно чередуются с периодическими военными инцидентами. На сегодняшний день конфликт является одной из главных проблем безопасности в Закавказье. Стороны не могут прийти к компромиссу по ряду вопросов: относительно статуса Нагорного Карабаха, деоккупации районов бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, а также вопросы возвращения беженцев. Ситуация вокруг урегулирования армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта в этом году осталась без изменений, во многом по причине внутриполитической ситуации в Армении.

Таким образом, ситуация вокруг Нагорного Карабаха напоминает маятник. Очередные обострения сменяются переговорами. Но, вадно отметить, что даже масштабные нарушения перемирия, примером чего может служить  «четырехдневная война», не приводят к полной деградации переговорного процесса.

Нагорно-Карабахская Республика последовательно выступает за мирное урегулирование конфликта с Азербайджаном посредством переговоров с участием официальных представителей НКР. Ожидается, что в 2019 году будет создана более благоприятная атмосфера для решения данного конфликта основа которой была заложена в этом году. Планируется проведении встречи глав МИД Азербайджана и Армении в январе 2019 году, при непосредственном содействии Российской Федерации решению конфликта. Мирное решение конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом и международное признание независимости Нагорно-Карабахской Республики послужит установлению стабильности и долговременного мира в регионе [5].

Библиографический список:

1. Декларация Азревкома в связи с установлением в Армении советской власти [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dezaz.info/deklaraciya-revkoma-v-svyazi-s-sovetskoy-vlasti/, свободный. – (дата обращения: 15.12.2018).
2. Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nkr.am/ru/declaration/10/, свободный. – (дата обращения: 15.12.2018).
3. Заяц Д. В. Изменение административно-территориального деления союзных республик / Д. В. Заяц // География. - 2001. - № 28.
4. Корнелл С. Конфликт в Нагорном Карабахе: динамика и перспективы разрешения [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://web.archive.org/web/20080130121758/http://www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_015.htm, свободный. – (дата обращения: 12.12.2018).
5. Нагорно-Карабахская республика: история и современность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nkr.am/ru/history-and-current-reality/79/, свободный. – (дата обращения: 16.12.2018).
6. Николаев Д. Г. Феномен непризнанных государств в мировой политике // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. — 2010. — № 1. — С. 27–41.
7. Официальный сайт президента Республики Арцах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.president.nkr.am/ru/nkr/, свободный. – (дата обращения: 16.12.2018).
8. Протокол №11 вечернего заседания пленума Кавбюро ЦК РКП. 04.07.1921 // РГАСПИ, ф.64, оп.1, д.1, л.118
9. Ситуация в Нагорном Карабахе в 2017 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/trend/karabakh_situation_08012017/, свободный. – (дата обращения: 16.12.2018).
10. Старовойтова Г.В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. – СПб., 1999.
11. Четырехдневная апрельская война: победа или поражение? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20170407/239075068.html, свободный. – (дата обращения: 15.12.2018).




Рецензии:

27.12.2018, 6:01 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Материалы и методы, а также особо важно - Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы. Статью следует доработать, после чего возможна публикация представленной работы.

27.12.2018, 12:46 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зуевой Е.С. ценна тем, что при близких отношениях России и с Арменией, и с Азербайджаном противостояние этих двух республик по поводу разных их позиций относительно Нагорно-Карабахской республики не в пользу, а во вред. Нагорно-Карабахский вопрос практически важен при ненастрое политических идеологов Азербайджана посчитаться с 95% заселенностью спорной территории именно армянами [см. Адибекян О.А. Ульянова Ю.С. Логические приемы и социо-политологические средства азербайджанского карабаховедения (монография). - Пятигорск: АИТОНК, 2005. - 332 с.]. В статье Зуевой Е.С., достойной публикации, только одно упущение. Не объяснено, почему после решения территориальной проблемы Пленумом Кавбюро ЦК РКП(б) от 03.06.1921 г. в пользу Армении последовало противоположное решение того же органа 05.07.1921 г. в пользу Азербайджана? Разве в продолжение всего одного месяца 95% населения спорной территории стали азербайджанцами? Следует в статью добавить, что в эти годы нужно было определить главных политических лидеров совокупности Кавказских республик. И.В. Сталину нужно было первым иметь грузина, а вторым азербайджанца. Но такую позицию следовало обосновать территориально: Грузия самая крупная, а затем идет Азербайджан. Чтобы этот маневр удался, Абхазия и Южная Осетия, бывшие в составе России, были включены в Грузию, а «Нагорный Карабах» должен быть в составе Азербайджана. Но Россия ныне признала суверенитет включенных в состав Грузии территорий, но это не далось Нагорному Карабаху. Публикация работы Зуевой Е.С. может этому помочь. В тексте нужно исправить: «… вадно отметить …», «… планируются провидении …».



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх