Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №65 (январь) 2019
Разделы: Политология
Размещена 03.01.2019.
Просмотров - 392

Федерализм в малых государствах Океании: факторы становления и целесообразность

Будаев Михаил Сергеевич

бакалавр философии

ГУО "Скирмантовский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа"

заместитель директора по основной деятельности

Аннотация:
В статье предпринимается попытка объяснить выбор федеративного типа государственного устройства для малых государств Океании, анализируются причины, целесообразность и общие закономерности данного выбора.


Abstract:
The article attempts to explain the choice of a federal type of government for the small states of Oceania, analyzes the reasons, expediency and general laws of this choice.


Ключевые слова:
федерация; Океания; Микронезия; Федеративные Штаты Микронезии; Республика Палау; свободно ассоциированное государство; форма государственного устройства

Keywords:
federation; Oceania; Micronesia; Federated States of Micronesia; Republic of Palau; freely associated state; form of government


УДК 321.01

Введение

Государства и зависимые территории современного мира представляют собой достаточно интересную в своем многообразии и разнообразии картину, элементы которой включают в себя формы правления, типы государственного устройства, политические режимы, партийные системы и т.д. Каждая часть света имеет те или иные характерные черты, присущие исключительно ей. Так, например, государства Северной Америки преимущественно федеративные, что объясняется их значительными территориями, европейские государства имеют устойчивые демократические режимы, что обусловлено длительной историей данного региона, страны Африки, наоборот, более склонны к проявлениям авторитаризма, т.к. сами процессы становления государственности осложнены колониальным прошлым и рядом других причин. Достаточно интересным в этом плане является регион под названием Океания, в котором сочетаются различные причудливые модели государственности.

Государства данной части мира в русскоязычной политологической литературе малоисследованы, да и самих публикаций, посвященных тихоокеанскому региону, достаточно мало. Среди авторов, исследующих проблематику стран Океании можно выделить И.Ю. Окунева, С.Е. Пале, В.Н. Тимошенко и ряд других. Помимо малой представленности в научной литературе, интерес вызывает и сама политическая система этих государств, выраженная в достаточно причудливом сочетании современных и традиционных институтов, наличии ярко выраженных социальных и этнических противостояний в определенных странах, а также непривычной для столь малых государственных образований, как страны Океании, формой государственного устройства. Два достаточно немногочисленных по населению и малых по территории государства – Федеративные Штаты Микронезии и Республика Палау, являются федерациями по типу государственного устройства. Последнее и представляет для нас наибольший интерес, так как страны с соответствующими демографическими и территориальными характеристиками, расположенные в других частях света, являются унитарными государствами. Таким образом, актуальность исследования, представлена малой разработанностью темы в русскоязычной политологической литературе, а также необходимостью рационализировать представления о политических системах данного региона мира. Цель – рассмотреть специфику федерализма Федеративных Штатов Микронезии и Республики Палау. В соответствии с целью, планируется решить следующие задачи: проанализировать причины, побуждающие данные государства к федеративному типу устройства; выяснить целесообразность столь сложной системы государственного устройства как федерация для указанных малых государств; выявить сходства среди данных государств, которые могут объяснять выбор федеративной модели.

Общие характеристики

Океания – огромная территория Тихого океана, традиционно включающая в себя три группы островов, выделяемых по этнографическому признаку:

1. Микронезия, включающая в себя такие государства и зависимые территории как Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы острова, Северные Марианские острова, Гуам, Науру и Кирибати;

2. Меланезия, в состав которой входят Соломоновы острова, Вануату, Фиджи и Новая Каледония;

3. Полинезия, представленная такими государствами как Тувалу, Уоллис и Футуна, Тонга, Токелау, Самоа, Американское Самоа, Ниуэ, Острова Кука, Французская Полинезия и Питкерн.

Территория государств Океании невелика, что обусловлено небольшой территорией самих островов Тихого океана. Так, например, самая крупная страна Океании – это Соломоновы острова (28450 км²), а самая маленькая территория у Токелау (10 км²), зависимого от Новой Зеландии. Государства, исследуемые в статье, имеют территорию в 702 км² для Федеративных Штатов Микронезии и 458 км² для Республики Палау. Среди всех государств мира по территории указанные государства занимают 175 и 179 место из 193 соответственно.

Учитывая территориальные характеристики исследуемых государств, стоит отметить, что федеративный тип государственного устройства характерен для гораздо более крупных государств, либо государств имеющих сложный неоднородный этнический или религиозный состав. Таким образом, первый вопрос, который встает перед нами – вопрос причин федерализма Федеративных Штатов Микронезии и Республики Палау. Однако прежде чем пытаться найти ответ на поставленный вопрос, следует обрисовать некоторые особенности политических систем данных государств.

Особенности государственной организации                

Федеративные Штаты Микронезии, как следует из названия, федеративное государство, расположенное в Микронезии. Независимость получила в 1986 году. По форме правления является президентской республикой. Административно-территориальное деление включает в себя 4 штата: Трук, Кусаие, Понпеи и Яп. Столица – город Паликир, расположенный в штате Понпеи. Население – около 104 тысяч человек. Федеративные Штаты Микронезии находятся в свободной ассоциации с США, что предусматривает наличие финансовых дотаций со стороны США, а также обязанность Соединенных Штатов по обеспечению обороны островного государства.

Республика Палау является независимым государством с 1994 года. По форме правления – президентская республика. Население – 21 тысяча человек. Столица – Нгерулмуд. В составе Палау находятся 16 штатов размером от 3 км² (Сонсорол, Хатохобеи) до 52 км² (Аимелиик). Как и Федеративные Штаты Микронезии, Палау является государством, свободно ассоциированным с США. Оба государства до получения независимости являлись зависимыми территориями США.

Итак, какие же причины выделяются исследователями в качестве основополагающих для возникновения федераций. Е.Н. Барышников выделят ряд групп факторов, способствующих развитию федерализма, это:

экономические факторы;

территориальные факторы;

национальные факторы;

исторические факторы.

Исследуемые нами государства по большинству факторов не вписываются в предложенный механизм объяснения. Так, экономические факторы, в условиях недиверсифицированных экономик стран Океании не представляется значимыми. Исторические факторы в силу молодого возраста самой государственности также не могут играть важной роли. В свою очередь, территориальные и национальные причины в определенной степени имеют место быть. Федеративные Штаты Микронезии, несмотря на небольшой размер территории островов, имеют большую протяженность в акватории Тихого Океана (от восточного острова Яп до западного Кусаие более 3 тысяч километров). Помимо этого, штаты в Микронезии разделены по географическому признаку – четыре группы островов образовывают четыре штата этого государства. Этнические факторы также присутствуют в данной стране, которая не является национально однородной, среди населения доминируют четыре (как и количество штатов) национальные группы  - чуук, понапе, косраэ, як.

Республика Палау – государство более компактное и расположенное на не столь разрозненной территории. Палау представляет единый архипелаг с наличием достаточно крупного, по меркам Океании, острова Бабелтуап (на нем расположены 10 из 16 штатов страны). Таким образом, территориальная группа факторов для этого государства не актуальна. В плане национального состава Палау достаточно однородное государство, титульная нация с одноименным названием насчитывает более 70% населения страны.

Подводя промежуточные выводы, следует отметить, что существует ряд причин, выделяемых в качестве предшественников федерализма, для Федеративных Штатов Микронезии. Другое исследуемое государство – Республика Палау – не имеет ярко выраженных предпосылок для федеративного типа государственного устройства.

Цели федерализма и сходства государств

Целесообразность федерализма в больших по территории государствах сводится, в первую очередь, к децентрализации и деконцентрации государственной власти. Для малых государств Океании централизованное управление вполне удобно и эффективно. Стоит сказать, что региональные лидеры, это именно унитарные государства. Однако есть и другие цели в создании федераций – это сохранение регионального многообразия. На основании причин большой географической протяженности с запада на восток и национальной неоднородности в Федеративных Штатах Микронезии, можно говорить о том, что сохранение регионального многообразия является целью федерализма в данном государстве. Палау, как уже отмечалось, не имеет предпосылок для создания федерации с целью сохранения регионального или этнического многообразия.

И, наконец, рассмотрим наличие определенных сходств между рассматриваемыми государствами, которые потенциально могут объяснить выбор федеративной модели управления. Федеративные Штаты Микронезии и Палау имеют ряд общих признаков географического, этнического, исторического и политического характера. Оба государства расположены в Микронезии, соответственно населены народами, разговаривающими на микронезийских языках. Территории имеют общее историческое прошлое, связанное с нахождением под управлением США, влияние которых остается заметным и сегодня, что связано со статусом свободной ассоциации. Очевидно, характер взаимоотношений исследуемых государств с бывшей метрополией во многом объясняет наличие федерализма. Соединенные Штаты – классический образец президентской федеративной республики, а Федеративные Штаты Микронезии и Республика Палау стремятся повторить в структуре государственного управления данный образец. Это представляется нам наиболее вероятной причиной выбора федеративного типа государственного устройства в указанных странах Океании.

 Заключение

Исходя из проведенного анализа, можно прийти к следующим выводам:

 Федеративные Штаты Микронезии и Республика Палау не являются федерациями классического типа, так как по многим параметрам более удобным типом государственного устройства оказалось бы унитарное государство;

Федеративные Штаты Микронезии имеют определенные предпосылки в виде большой протяженности островов и неоднородного этнического состава для установления федеративного типа государственного устройства;

Республика Палау имеет в своем составе субъекты федерации размером в 3 км², выделяемые не по территориальному и не по этно-конфессиональному признаку, что свидетельствует об искусственном характере существующего федерализма;

Весомым аргументом в поддержку выбранной федеративной модели, очевидно, является стремление уподобиться США, в свободной ассоциации с которыми находятся как Федеративные Штаты Микронезии, так и Республика Палау.

Библиографический список:

1. Гукепшоков М.Х. Форма государства: основания и проблемы классификации: монография / М.Х. Гукепшоков. – Нальчик: КБГУ, 2001. - 127 с.
2. Алебастрова, И.А. Конституционализм как правовое основание социальной солидарности: монография / И.А. Алебастрова .— М. : Проспект, 2016 .— 549 с.
3. Окунев И.Ю. Разнообразие политических систем островных государств // Политическая наука. 2008. - № 4. - С. 236-253.
4. Пале С.Е. Постколониальные конфликты в странах Океании / Отв. ред. В.П. Николаев. М.: Институт востоковедения РАН, 2012. - 180 с.
5. Внешняя политика и безопасность государств Южнотихоокеанского региона в 80-90-е годы XX века: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. ист. н.: Хабаровск: 2011. - 43 с.
6. Кислицына Д.О., Окунев И.Ю. Пространственные факторы государственной состоятельности в Океании // Политическая наука. 2011. - № 2.
7. Жидких В.А. Федерализм как форма государственного устройства // Власть. 2009. № 7
8. Барышников Евгений Николаевич. Причины и условия развития федерализма в странах мира (Конституционно-правовое исследование): Диссертация: Тюмень: 2002. – 269 с.




Рецензии:

3.01.2019, 10:56 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Будаева М.С. значима для российских читателей тем, что были, а может быть есть и сейчас, споры о фактической федеративной позиции некоторых территорий своей Федерации. В предложенной работе представлены разные позиции мыслителей с нелегкостью выбора среди предложенных концепций важнейшего подхода. Содержание статьи для политологии значимо, данная работа публикации достойна. Но есть предложения, которые стоит учесть. Предпочтение федерации следует представлять с большей свободой действий региональной политической элиты. Разве вредна свобода собственного определения бюджета региона, его использования? Разве при этом коррупции действовать труднее? Федеративность облегчает выход федеральной территории из общего государства. Но превращать унитарное государство в федеративное нелегко, референдум составом всего населения не в помощь. Но вряд ли население федеративных государств менее демократично, чем население унитарных государств. У унитарных государств синергетический эффект совместной работы населения выше, как и поддержка экономически продуктивными территориями отстающих районов.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх