Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!



Научные публикации в научно-издательском центре Аэтерна


Разделы: Искусствоведение
Размещена 07.01.2019. Последняя правка: 06.01.2019.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЛИКА ГОРОДА ЗЛАТОУСТА

Апрелева Диана Михайловна

Магистрант

Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Григория Ивановича Носова

Магистр, Технология художественной обработки материалов

Вандышева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТХОМ, Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Григория Ивановича Носова


Аннотация:
В статье рассматривается история города Златоуста через архитектурные памятники. Показывается, как облик города реагирует на исторические изменения.


Abstract:
The article deals with the history of the city of Zlatoust through architectural monuments. It shows how the appearance of the city reacts to historical changes.


Ключевые слова:
Златоуст; В. П. Жариков; Молосовы; святой Иоанн Златоуст; Оружейная фабрика; Монумент И. Н. Бушуеву; И. Н. Бушуев; скультура «Крылатый конь»; П. П. Аносов; златоустовская гравюра; Горный парк имени П. П. Бажова

Keywords:
Zlatoust; V. P. Zharikov; Molosovs; St. John Chrysostom; Arms Factory; Monument to I. N. Bushuyev; I. N. Bushuyev; “Winged Horse” culture; P. P. Anosov; Zlatoust engraving; Mountain Park behalf of P. P. Bazhov


УДК 745

Город Златоуст считается родиной русского булата, и гравюры на стали, город качественной стали. Этот город был в прошлом главным промышленным центром Южного Урала.

История города полна значимых событий, что не могло не сказать на нынешнем облике Златоуста. Поскольку город славится своим металлом, то все значимые события запечатлелись именно в нем же. Историю города можно проследить в его памятниках и арт-объектах.

Начнем с истоков истории город Златоуст назван в честь святого Иоанна Златоуста, покровительствовавшему тульским промышленникам Молосовым. Эти промышленники начали строительство завода, благодаря чему образовался город. На 250-летие города воздвигли памятник покровителю города на Красной горке около одноименной колокольне. Выполнил этот скульптор Владимир Павлович Жариков, стоит отметить, что многие памятники в городе принадлежат его руке. Сама статуя отлита из бронзы, а пьедестал выполнен из уральского гранита (Рисунок 1).[4]

Рисунок 1 – Памятник Иоанну Златоусту в парке Бажова 

В 1815 году в Златоусте основали Оружейную фабрику, которая предназначена была для производства холодного оружия. Эта фабрика в 19 веке обеспечивала полностью российскую армию и флота, да и во время Великой Отечественной войны ее легендарными черными ножами были снабжены многие танкисты и разведчики.

В чести 75-летия со дня выпуска именно этих черных ножей возле Оружейной фабрики установили два арт-объекта в форме кинжалов, они представляют собой макет легендарного «Черного ножа». Они выполнены из обломков сабель и шашек, что сохранились в цеху завода почти за 200 лет. На сегодняшний день эти скульптуры украшают вход в администрацию завода (Рисунок 2).[5]

Рисунок 2 – Арт-объект у Оружейной фабрики

Вскоре после открытия фабрики по производству холодного оружия стало возникать и развиваться гравюра на стали. Сначала ее изготовил немецкий мастер Вильгельм Шаф, но со временем его ученики златоустовские мастера овладели этой техникой, а также внесли свой стиль. Сам известным считается Иван Бушуев, ему в городе установлен памятник и даже названа улица. Стоит

отметить, что знаменитый крылатый конь, изображенный на гербе и флаге, принадлежит Бушуеву. Это был его излюбленный мотив в гравюре. Отметим, что помимо скульптуры Бушуева в городе несколько памятников крылатому коню. [6]

Монумент И. Н. Бушуеву открыли в 1988 году. Над ним совместно работали скульптор В. П. Жариков и архитектор С. Д. Побегуц.

Иван Николаевич на постаменте стоит в полный рост в рабочей одежде и занят работой. Он держит в руке клинок, а справа от него стоят заготовки оружия и горн с огнем. Держит такое напряжение, что кажется он сейчас опустит клинок и примется за работу. На горне в память великих златоустовских граверах выбиты их фамилии.

Скульптура в высоту достигает 5 м. Выполнена она литьем из бронзы. Модель для литья изготавливал А. И. Лохтачев (Рисунок 3). 

Рисунок 3 – Памятник Бушуеву И. Н.

В.П. Жариков решил создать образ Бушуева И. Н., когда первый раз познакомился с историей этого города. Перед тем как взять за памятник он создал скульптурный портрет, который до сих пор хранится в краеведческом музее. Идеальный и правильный образ мастер искал почти тридцать лет. Найди портрет Ивана Бушуева не представлялось возможным, поскольку не один не сохранился.

Отметим наиболее значимые скульптуры крылатых коней. Первая скультура «Крылатый конь» появилась 1984 году на площади у главного почтама. Автором этого объекта выступил также В. П. Жариков (Рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Памятник крылатому коню у главного почтама.

 

Вторая скульптура «Крылатый конь» намного моложе своей предшественницы. Она установлена в 2014 году у водной станции в Златоусте на пересечении Таганайской улице и проспекта 30-летия Победы. Весит символ города 3,5 тонны. В отличие от предшественницы этот арт-объект выполнен в техники ковки. Изготовлен «Крылатко» пермскими мастерами из латуни, сложного для ковки материала. Высота памятника составляет около 4 метров, а размах крыльев мифического коня – 3,6 метра. Автор скульптуры - глава Гильдии мастеров Урала, потомственный кузнец Юрий Чирков (Рисунок 5).[6]

 

Рисунок 5 - Крылатко

 

Еще одна значимая фигура в истории Златоуста это Павел Петрович Аносов, который раскрыл секрет булатной стали, что позволило городу перейти на новый промышленный уровень. Его имя присвоено улице города, колледжу, премии и стипендиям. И, конечно же, это нашло в облике города свое место, ему установили памятник на центральной площади города в 1954 г. Авторами монумента стали московские скульпторы А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, архитектор Т. Л. Шульгина (Рисунок 6)

 

Рисунок 6 – Памятник П. П. Аносов

 

Трагические события тоже были отмечены художниками города. Примером такому служит памятник расстрелянным в 1903 году рабочим. Памятник был установлен в 1961 году у драматического театра. Он представлял собой монумент в виде фигуры рабочего, спроектированного В. П. Жариковым (Рисунок 7).

 

Рисунок 7 - Памятник расстрелянным в 1903 году рабочим

 

Конечно же, в городе и отражены события страны. Это и памятники, связанные с Великой Отечественной войной, памятнику Ленину, Гагарину и многие другие. Стоит, отметить, что почти на каждое острое событие страны или города культура и искусство отзывалось всем сердцем.[2]

На трагические события в Афганистане город откликнулся и сохранил в своей памяти с помощью памятника «Скорбящая Мать». Этот памятник расположен возле мемориала Славы героям Великой Отечественной войны. Монумент установлен в 2004 году, автором известным нам В. П. Жариков (Рисунок 8).

 

Рисунок 8 – Скорбящая мать

 

Много литых скульптур расположено в Горном парке имени П. П. Бажова они представляют собой героев любимых сказок. Это и Хозяйка Медной горы и серебряное копытце и Змей Горыныч и три медведя и многое другое. В этом парке стены тоже отделаны металлическими панно с илюстрациями из бажовских сказок (Рисунок 9).[3]

 

Рисунок 9 – Стены в Горном парке имени П. П. Бажова

Также в городе есть памятник Учителю открытый в 2014 году возле педагогического колледжа. Его автор – скульптор А. Лохтачев.

В данной статуе учительница не имеет реального прототипа. Она включается в себя все лучшее качества, необходимые учителю. Монумент состоит из двух фигур: учителя и ученицы, что указывает, на теплые отношения между ними. Стоит отметить, что этот памятник установили сами горожане. Сквер благодаря этому памятнику назвали Учительским и теперь здесь первокурсникам вручают студенческие билеты (Рисунок 10).[1]

 

Рисунок 10 – Памятник Учителю

На территории города находится множество разнообразных арт-объектов из металла и не только. Стоит отметить, что таким большим количеством художественного оформления городской среды город оправдывает свое прозвище «город мастеров». Причем, каждый элемент это отзыв, отражение, реакция города и его художников на разные исторические события.

Библиографический список:

1. Златоуст – город крылатого коня [Электронный ресурс] Режим доступа: https://uraloved.ru/goroda-i-sela/chelyabinskaya-obl/zlatoust (дата обращения 24.10.2018)
2. Златоуст [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%97%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%83%D1%81%D1%82, (дата обращения 26.09.2018)
3. Козлов А.В. Златоуст – город крылатого коня: научно - популярная литература / А. В. Козлов. – Златоуст: Фотомир, 2004. – 336
4. Мальцев В.П. Златоуст на изломе / В. П. Мальцев. – Златоуст: Издательство Златоуст, 2009. – 244 с.
5. Окунцов Ю.П. Златоустовская оружейная фабрика / Ю.П. Окунцов. – Москва: Вече, 2012. – 256 с.
6. «Уральские легенды»: крылатые кони златоустовских оружейников [Электронный ресурс ] – Режим доступа: https://www.nakanune.ru/news/2015/10/23/22418411/ (дата обращения 24.10.2018)




Рецензии:

9.01.2019, 10:39 Давыдова Ольга Викторовна
Рецензия:  Уважаемая Диана Михайловна, Вы рассмотрели искусствоведческий материал по формированию исторического облика города Златоуста, представили хорошие фотографии. Однако выводы по формированию современного художественного облика города не четкие, в чем отражается современность в «прошлом промышленного центра Южного Урала», какие современные исторические события еще художественно не запечатлены? Проблема, заявленная в названии статьи не достаточно раскрыта в ее содержании. Проследить историю города в памятниках, не означает "предпосылки формирования современного художественного облика". В чем научная или практическая новизна исследования? Статью доработать. С уважением, Ольга Викторовна Давыдова, к.п.н., доцент кафедры «Архитектура» ЮУрГУ



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх