Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №65 (январь) 2019
Разделы: Образование
Размещена 11.01.2019.
Просмотров - 1786

Депривационные расстройства у воспитанников детского дома

Концевич Галина Евгеньевна

доцент, кандидат социологических наук

Ставропольский государственный педагогический институ

доцент

Перепёлкина Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске. Дусенко Мария Евгеньевна, студентка 4 курса, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»


Аннотация:
В статье авторы подходят к пониманию явления депривациии в социально-педагогическом поле, а также рассматривают влияние материнской депривации на развитие ребёнка.


Abstract:
In the article the authors approach to understanding the phenomenon of deprivation in the socio-pedagogical field, and also consider the impact of maternal deprivation on the development of the child.


Ключевые слова:
депривация; материнская депривация; развитие ребёнка; детство

Keywords:
deprivation; maternal deprivation; child development; childhood


УДК 364.2

Во все времена были дети, которым выпадала тяжелая доля – расти без родителей. Общеизвестно, что именно у таких детей отмечается отставание в развитии, имеют место глубокие эмоциональные (emotional) нарушения, эти дети чаще болеют и умирают. Синдром госпитализма (syndrome of hospitalism) выражается замедлением развития, трудностью адаптации детей к окружающей среде и социуму, утратой интереса к трудовой деятельности, невысокой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме, кроме того высокой летальностью среди малышей.

Данный факт находит подтверждение в изречении испанского епископа: «В приюте ребёнок становится грустным и многие от грусти умирают» [2]. Дети, воспитанные в условиях детского дома, не ощущают себя составляющей социума, и это затрудняет их дальнейшую интеграцию в общество. У воспитанников с депривацией прослеживается отсутствие способности к любви и трудности при взаимодействии с представителями другого пола. Душевные травмы, которые довелось пережить ребенку, компенсируется агрессивными проявлениями, направляемыми во вне (на окружающих)и на себя (аутоагрессия – autoaggression). Причина дифференциации между сиротами и детьми из обычных семей во все времена была актуальна, и многие поколения стремились понять такую дифференциацию.

Сначала считалось, то что причина различий – это нищета, неудовлетворительные условия приюта, плохая еда. Когда эта причина была устранена: созданы новые, чистые детские дома, в которых выполнялись все гигиенические требования и были гарантированы необходимый уход и медицинская помощь, - состояние детей практически не изменилось, а в отдельных случаях даже стало хуже. Другой причиной тяжелого состояния ребёнка в детском доме считалась обеднённая (impoverish) среда: однообразная обстановка, небольшое число игрушек, бедность впечатлений. Но, и разрешение проблемы информационной среды тоже не изменило положения. Важнейшим прорывом психологической науки середины XX столетия стало обоснование Д. Боулби, Р. Спитцем непреложной значимости для гармоничного развития ребёнка наличия материнской заботы. Привлечение общественного внимания к проблеме стало возможным именно благодаря специалистам, которые сами были потрясены состоянием детей, оказывающимися без материнской заботы даже на сравнительно короткое время. Только к середине XX столетия стало научно доказанным и общепринятым то, что наличие телесных и стойких позитивных эмоциональных связей с матерью выступает важнейшим условием гармоничного развития маленького ребёнка. Состояние, вызванное недостатком таких связей, стали называть «материнской депривацией» (maternal depriviatin). Депривация - это, на сегодняшний день, широко используемый термин в психологии, медицине, социальной педагогике. В переводе с английского–deprivition– означает «утрата, лишение, длительное ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей» [1]. Углубляясь в проблему развития депривированных осиротевших детей в государственных детских организациях, необходимо отметить две противоположные точки зрения. С одной стороны, и в настоящее время имеется представление, что воспитанники детских домов ничем не отличаются от сверстников, растущих в семьях, а все проблемы сирот возможно решить улучшением материального положения (financial position), привлечением внимания спонсоров и благотворительных организаций, созданием оптимальных условий обучения и воспитания. С иной стороны, распространено мнение о том, что в детских домах и интернатах почти не осталось здоровых детей, и все воспитанники имеют психические и физические отклонения, которые обусловлены не благополучной наследственностью [3].

По большому счёту и то и другое верно. Не мало случаев, когда выпускники лучших детских домов и интернатов довольно успешно вступают во взрослую жизнь и адаптируются (adapt) в ней: учатся, работают, заводят семьи, воспитывают детей и вспоминают время пребывания в интернате с особой теплотой. Однако, есть и другая сторона медали. Результаты исследований, проведённых во многих странах мира, говорят о том, что вне семьи ребёнок развивается по особой траектории, и у него развиваются своеобразные черты характера, поведения, личностные особенности, про которые невозможно сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, - они просто другие. И более того, имеются все основания полагать, что непосредственно психологический фактор выступает причиной отклонений таких детей: как психологических, так и соматических. Автономно каждый вид депривации не существует, его можно выделить только в специальных прикладных исследованиях.

В повседневной жизни депривационные нарушения существует в достаточно непростом переплетении. Особенно сложно понять, как действуют отдельные факторы, способствующие возникновению депривации (deprivation), в детстве, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, и формирования психики. Весьма сложно сделать это в условиях детского дома, когда различные виды депривации связаны или даже являются следствием материнской депривации, возникающей по причине лишения ребёнка с раннего возраста заботы матери, её любви и душевного тепла. О такой дeпривации целесообразно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, которые находятся долгое время в клинике для больных детей, но и в случаях, когда мать проявляет эмоциональную холодность по отношению к ребенку или слишком занята на работе. Материнская депривация (Maternal deprivation) стала сегодня серьёзной социальной проблемой во всём мире, и Россия не является исключением. Всегда важно, кто испытывает депривацию (возраст, актуальное состояние, жизненная ситуация, биографические события жизни, психофизиологическая устойчивость), а также обстоятельства: сила, длительность, жестокость самого депривационного события, какого уровня (соматического, психологического или психического) коснуться всегда пагубные последствия депривации, в какой мере (эти последствия способны охватить весь спектр психических отклонений: от лёгкой специфики реагирования до грубых нарушений интеллектуального развития и всего склада личности, и целый комплекс соматических изменений), и, будут ли последствия депривации реактивными или же отсроченными по времени. Несмотря на то, что однозначного видения проблемы нет и многие аспекты не разработаны ещё в полной мере, но специалисты единодушны в том, что депривации, переживаемые в детстве, оказывают наиболее мощное патогенное (pathogenic) воздействие [2].

Для изучения психологических особенностей депривированных осиротевших детей нами было проведено исследование последствий дeпривации у воспитанников Государственного казенного образовательного учреждения «Детский дом (смешанный) № 32» г. Пятигорска. Выборку составили 12 респондентов в возрасте 10-13 лет, время проживания в детском доме в среднем 5 лет. Исследования проводились методом наблюдения.  Оценивались  эмоциональные состояния испытуемых: агрессия, вспыльчивость, негативизм, обидчивость, конфликтность, дурашливость, нерешительность, страхи, тревога, скованность, заторможенность, эгоцентричность, избегание  умственных  усилий,  дефицит внимания, двигательная расторможенность, речевая расторможенность, непонимание словесных  инструкций,  работоспособность. Для регистрации наблюдений была разработана специальная шкала, основанная на данных экспертных заключений. В первую очередь, следует отметить, что все воспитанники действительно разные: одни чаще стремятся к уединению; другие проявляют негативные отношения к сверстникам, то есть более драчливы; третья группа не уверены в себе, они застенчивые постоянно обращаются за поддержкой взрослого в своих действиях. Но все без исключения воспитанники в каждом движении, в каждом слове и взгляде ищут внимания к себе, к своей персоне. Ревность провоцирует жестокость в действиях воспитанников, что затем приводит к агрессии. По мнению некоторых исследователей, агрессия есть следствие неудовлетворенной потребности в родительской, материнской любви. Необходимо отметить, что у детей-сирот не удовлетворены другие социальные потребности: в неформальном межличностном общении, в самоутверждении, - эта тотальная неудовлетворенность выражается в агрессивности. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Эмоциональные состояния детей

Состояния

 

 

 

Имена

детей

 

Агрессия

 

Вспыльчивость

 

Обидчивость

 

Конфликтность

 

Скованность

 

Эгоцентричность

 

Работо- способность

А.Г.

2

4

9

2

7

3

3

В.В.

8

9

9

10

4

4

5

В.Д.

8

8

7

6

4

3

5

Д.Е.

10

10

6

8

4

4

7

М.Е.

1

5

8

2

6

4

5

М.З.

0

0

7

2

9

2

8

B.O.

1

4

6

2

5

2

8

Л.Н.

2

3

6

2

7

2

10

Н.Е

5

5

3

3

2

2

9

Н.С.

2

3

5

2

4

5

7

Н.К.

3

5

9

3

2

10

4

С.В.

0

0

1

0

1

1

10

Из результатов исследования видно, что воспитанники детского дома, которые подвержены депривационным расстройствам, не успешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками: они проявляют агрессию, стремятся обвинить окружение в возникновении конфликта; респонденты не в состоянии осознать свою вину, испытывают серьёзные трудности в поиске продуктивных, конструктивных выходов из конфликта. Поиск и применение оптимальных средств и способов сглаживания последствия депривации приводит к значительному снижению её проявлений. Люди всё ещё не создали ничего лучше материнской, семейной заботы о ребёнке.

Поэтому так важно установить и поддерживать доверительные отношения с воспитанником, чтобы у него была возможность поделиться своими переживаниями и проблемами с человеком, которому ребенок доверяет.  Каждому воспитаннику необходимо персональное внимание, поскольку депривация нарушает и изменяет ход нормального психического созревания любого ребёнка. Детство - это особо чувствительный и хрупкой период, в который формируется практический весь сценарий последующей жизни человека. Именно поэтому крайне важным становится всё, что происходит с ребёнком, и как происходит. Никогда не известен запас сил, с которым ребенок приходит в жизнь, но необходимо знать, что любая депривация наносит ему непоправимый ущерб, что любая депривация - это колоссальная трата жизненных сил, трата витальной энергии. Важно понимать, что вся последующая взрослая жизнь воспитанников будет нести на себе следы детских деприваций. Пребывание детей в учреждении для детей-сирот усугубляет депривацию, искажает развитие личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в силу сниженной доверительности общения и его групповой, а не индивидуальной направленности сопровождения, формальности и непостоянства контакта со взрослым, жестокой регламентации поведения и деятельности воспитанников, режимного характера учреждения, а также фиксированного социального статуса ребёнка [4].

Сейчас в стране не мало делается для детей, которые, испытывают материнскую депривацию (maternal deprivation) в её крайних формах: для детей, проживающих в домах ребёнка, детских домах, домах-интернатах. Но проблема начинает осознаваться шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребёнком за счёт увеличения послеродового отпуска, перехода на пятидневную неделю обучения в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплата, чтобы мать имела возможность не работать. Последствия депривации видны в неполной и недостаточно успешной социализации: депривированный ребёнок мало подготовлен для соответствующего выполнения целого ряда ролей, которые будут от него ожидать в обществе, его способность предвидеть позиции других людей будет ограниченной. Основой профилактики материнской депривации является создание благоприятных социально-экономических условий для возможностей реализации родительства как такового и широкое применение профилактических мер по предупреждению сиротства, а также работа с сиротами и детьми, находящимися в группе риска по материнской депривации. В реальной жизни большинство случаев отказа матери от новорождённого обусловлено комплексом социальных и психологических причин. И очень важно, уметь своевременно и компетентно оказывать первичную психологическую помощь матери, когда женщина ещё только собирается написать отказ от ребёнка. Профилактикой материнской депривации у детей, находящихся в семьях, будет являться выявление вышеуказанных факторов, обеспечение вниманием и поддержкой со стороны специалистов детских образовательных учреждений (педагогов, медицинских работников, социальных работников, психологов) и других структур [5].    Детские дома, которые предназначены для воспитания, реабилитации, проживания детей-сирот, не являются в настоящее время эффективной формой заботы о детях, оставшихся без попечения родителей. Одной из перспективных форм решения проблемы материнской депривации может рассматриваться приёмная семья, но и при попадании ребёнка в такую семью появляются свои трудности, и, прежде всего, в адаптации ребёнка к новой среде, к новой жизненной семейной ситуации. Адаптация ребёнка в приёмной семье – это интеграция ребёнка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям и ребёнка, и всех членов его новой семьи. Удачная адаптация ребёнка в семье способствует преодолению материнской депривации ребёнка-сироты [6].

По данным многочисленных исследований в приёмной (reception) семье интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка происходит гораздо лучше, чем в государственных учреждениях. Родители, которые уже освоились в нынешнем физическом мире, способны научить ребёнка оставаться самим собой в любой жизненной ситуации, чтобы его социализация была максимально успешной. Именно этот факт даёт государству успешных, целеустремлённых граждан, занимающих активную жизненную позицию и творящих будущее страны.

Библиографический список:

1. Авдеева, Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия./ Под ред. Куликова Л.В. - 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы- 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - 3 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 607 с.
5. Шпиц Р.А. Псиxоанализ раннего детского возраста - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 159 с.
6. Xарина Л.В., Дусенко М.Е. Профессиональная деятельность социального педагога в детском доме. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития научной мысли сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 322-324.
7. Ярлыкова О.В., Перепёлкина Н.А. Современное гуманитарное знание как инструмент нравственного воспитания школьников. – Гуманитарное знание и духовная безопасность: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 664-668.




Рецензии:

16.01.2019, 18:31 Айвазов Артур Григорьевич
Рецензия: Тема статьи актуальна. В статье "Депривационные расстройства у воспитанников детского дома" анализируются проблемы понимания явления депривации в социально-педагогическом поле. Авторами также рассматривают влияние материнской депривации на развитие ребёнка. Авторы делают выводы о необходимости установления и поддержания доверительного отношения с воспитанником, чтобы у него была возможность поделиться своими переживаниями и проблемами с человеком, которому ребенок доверяет. Статья, с полным на то основанием, может быть рекомендована к публикации.

27.01.2019, 22:02 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, выявлены различные факторы,вызывающие депривационные расстройства у воспитанников детских домов, показана важность социальной адаптации детей в современном обществе. Статья логично выстроена и хорошо аргументирована. Может быть рекомендована к публикации в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх