Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!



Научные публикации в научно-издательском центре Аэтерна


Разделы: Лингвистика
Размещена 15.01.2019. Последняя правка: 15.01.2019.

ПОНЯТИЯ «МОНИТОРИНГ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ», ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Несытова Юлия Евгеньевна

бакалавр

Мордовский педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

студентка

Научный руководитель: Бирюкова Оксана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент


Аннотация:
Данная работа посвящена одной из актуальных тем современной методики преподавания английскому языку-мониторингу в образовании. Где рассматривается такая терминология как «мониторинг» и «педагогический мониторинг». В статье рассматриваются задачи, особенности, виды и классификация мониторинга.


Abstract:
This work is devoted to one of the topical issues of modern methods of teaching English-monitoring in education. Where such terminology as "monitoring" and "pedagogical monitoring"is considered. The article deals with the tasks, features, types and classification of monitoring.


Ключевые слова:
мониторинг; контроль; проверка; письменная речь; технология разработки мониторинга; контроль навыков письменной речи; ОГЭ; ЕГЭ

Keywords:
monitoring; control; check; written language


УДК 81-26

Термин «мониторинг» не имеет единого определения ввиду его использования в различных областях человеческой деятельности.

История толкования понятия «мониторинг» прошла в своём развитии три ступени. Первоначально мониторинг понимался как слежение или наблюдение за какими-либо феноменами. Затем мониторинг стал рассматриваться более детально, как специально организованная, комплексная система наблюдений за объектами или явлениями. На современном этапе толкование ещё более усложняется, и мониторинг становится не просто наблюдением или регулярной деятельностью по наблюдению за объектами, а способом обеспечения управления этими объектами. Теперь специалисты делают акцент на том, зачем нужна получаемая в ходе мониторинга информация и в каких целях она используется [3, с. 10].

Доктор педагогических наук и профессор национально-исследовательского университета «Высшая школа экономики» А. Н. Майоров  универсальное определение понятию «мониторинг»: «Мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе и отдельных её элементах, ориентированное на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития» [3, с. 12].

Данное определение активно используется учёными-педагогами в рамках исследований педагогического мониторинга (Л. Б. Сахарчук, А. В. Сотова, О. В. Втехина и др.). Кроме того, в педагогической науке и методике существует ряд других толкований педагогического мониторинга, в которых уточняется, какая система и элементы лежат в основе данного вида контроля: педагогический процесс (учебный процесс, воспитательный процесс), прогнозирование и коррекция развития учащихся, определение перспектив и развития самого процесса и т.д.

Педагогический мониторинг не единственный вид современных систем мониторинга. Существует ряд систем, применяемых в различных областях человеческой деятельности:

1) экологический мониторинг;

2) социологический мониторинг;

3) психологический мониторинг;

4) мониторинг в экономике и бизнесе;

5) политический мониторинг;

6) мониторинг в медицине;

7) промышленный мониторинг;

8) мониторинг технических средств, программных продуктов и средств связи [3, с. 19].

Говоря непосредственно о педагогическом мониторинге, исследователи выделяют четыре категории:

дидактическая – наблюдение за учебным процессом;

воспитательная – наблюдение за воспитательным процессом;

управленческая – наблюдение за взаимодействием между различным уровнями иерархии в образовательном учреждении (например, учитель – ученики, директор – учителя);

социально-психологическая – наблюдение за личностными отношениями (например, между учениками [2, с. 17].

Существует несколько классификаций систем мониторинга:

Классификация мониторинга по целевому назначению:

а) Базовые системы мониторинга (фоновый, «бдительности, предусмотрительности»). Основная цель – предупреждение о потенциальных опасностях и рисках. Предмет мониторинга, как правило, – сложная система. Стремление к комплексному, многоаспектному измерению системы, покрывающее всё поле возможных сбоев в функционировании и развитии системы.

б) Проблемные системы мониторинга. Основная цель – отслеживание и предупреждение о реальных опасностях и рисках. Предмет мониторинга – относительно простые системы, отдельные проблемы, задачи.

2) Классификация мониторинга по средствам:

а) Без измерений (например, мониторинг цен, прессы, выборов и т.д.).

б) Физические и инструментальные измерения (радиолокационный, космический, авиационный, спутниковый, дистанционный, медицинский, дефектоскопический и проч.)

в) Измерения социальных систем (педагогический, социологический, психологический, статистический и проч.)

3) Классификация по количеству пользователей и интенсивности использования результатов мониторинга соответствующим пользователем:

а) Виды мониторинга, нацеленные на общество в целом.

Объект – общественно значимые проблемы, цель – информирование населения и формирование общественного мнения.

б) Типы мониторинга, нацеленные на специалистов определённых областей деятельности.

в) Типы мониторинга, используемые конкретными органами управления, руководителями, отдельными структурами.

Существуют также авторские классификации. Так, В. Е. Селиверстов и В. Н. Лескин предложили разделение систем мониторинга на тотальные (всеобщие) и проблемно-ориентированные. Первый вид мониторинга предполагает анализ ситуации в масштабах всей страны или её отдельных регионов. Второй имеет своей целью анализ региональных явлений, которые требуют особого государственного внимания на протяжении длительного времени [4, с. 337].

Несмотря на разнообразие областей применения, все эти системы мониторинга имеют общие черты. Это свидетельствует о целостности и самостоятельности такого научно-практического феномена, как мониторинг. Различия, в свою очередь, отражают специфику каждой сферы деятельности, уровень разработанности проблем мониторинга в каждой области.

Главными признаками любого мониторинга являются динамичность исследуемых объектов и возможность или наличие опасности, которой они могут подвергнуться. Именно поэтому основная задача мониторинга – предупредить эту опасность, уменьшить или помешать наихудшему развитию событий.

У педагогического мониторинга помимо вышеперечисленных признаков выделяют такие черты, как концептуальность, системность, бинарность, задачность, управление и информативность [1, с. 136]. Количество задач педагогического мониторинга возрастает по сравнению с другими системами мониторинга. Сюда включены коррекционная, побудительная, информационная и формирующая задачи.

Любой мониторинг состоит из следующих компонентов:

1)  активный и целенаправленный сбор информации;

2)  обработка и интерпретация данных;

3)  сравнение в соответствии с четким основанием (стандартом, законом, требованием, временным динамическим рядом, сравнительными данными для двух или нескольких сходных систем).

Педагоги-практики и исследователи педагогического процесса (С. А. Равичев, С. Н. Силина, Г. А. Карпова, А. С. Белкин) также выделяют нормативно-установочный этап, который предшествует сбору информации, и дополнительный промежуточно-диагностический, предшествующий последнему этапу процесса мониторинга.

Самое главное условие любого мониторинга заключается в том, что наблюдение должно быть непрерывным [3, с. 50].

Мониторинг предполагает:

1)  оценку состояния среды и наблюдаемого объекта;

2)  выявление источника нарушений и указание, какие необходимо внести изменения, чтобы улучшить состояние в конкретной сфере деятельности.

Несмотря на широкое распространение и развитие различных систем мониторинга существует ряд проблем, влияющих на результат исследования. Их необходимо учитывать и по возможности решать. Основная проблема – качество и точность измерений. Причины данной проблемы можно разделить на четыре группы:

1) Факторы, которые находятся под контролем при проведении исследования.

2) Факторы, которые находятся под контролем при определённых обстоятельствах.

3) Факторы, которые не находятся под контролем, но учитываются.

4) Факторы, которые не находятся под контролем и не учитываются.

Главные причины, влияющие на качество измерений, следующие:

  • Качество средств исследования.
  • Квалификация и подготовленность специалистов.
  • Изменение испытуемых в процессе измерения.
  • Подчинение статистике.
  • Повторяемость.
  • Выбор испытуемых.
  • Значимость индикатора и его смещение.
  • Нарушения в информационных потоках.
  • Различная мотивация участников в естественных условиях.
  • Эффект повторного измерения.
  • Изменения группы под влиянием отношения окружающих, вызванные экспериментальным воздействием.
  • Групповая фальсификация результатов.
  • Изменения группы в процессе проведения эксперимента.
  • Естественное развитие.
  • Социально-территориальные особенности групп.
  • Разные события для разных групп.
  • Различная внутренняя жизнь групп.
  • Различная скорость протекания внутригрупповых процессов.
  • Условия, вызывающие реакцию на эксперимент.
  • Влияние действий.
  • Совместный эффект нескольких факторов.
  • Компенсаторность [3, с. 64].

Следует отметить ряд проблем, касающихся мониторинга в образовании. Например, на Западе принято разделять средства мониторинга на исследования с «высокими» и «низкими ставками». Здесь подразумеваются последствия, к которым могут привести результаты мониторинга. Так, если результаты исследования будут влиять на карьеру педагога или на последующую судьбу учащегося, то это «высокая ставка». Если же исследования никак не влияют на жизнь испытуемых, то это «низкие ставки». В связи с этим возникает ряд проблем. «Высокие ставки» порождают мошенничество, конкуренцию, различного рода нарушения и искажения результатов. «Низкие ставки», в свою очередь, порождают безответственность, халатность и некорректное оценивание [3, с. 78].

Неоднозначную оценку получило и развитие тестовой системы в образовании. Результаты тестов нельзя однозначно считать достоверными, так как, во-первых, они могут не соответствовать современной норме; во-вторых, некоторые образовательные учреждения используют из года в год одни и те же тесты, что приводит к их «рассекречиванию» и распространению правильных ответов среди учащихся; в-третьих, школы могут специально не допускать на контрольные уроки слабых учеников, чтобы повысить общий показатель по учебному заведению и т.д. [3, с. 80]

Стоит также упомянуть результаты международной оценки образовательных достижений российских школьников PISA (англ. Programme for International Student Assessment), которые активно освещались и обсуждались в СМИ. Данное тестирование показало, что учащиеся плохо понимают смысл прочитанного текста. Однако эти показатели оказались не совсем корректными. Во-первых, у испытуемых наибольшее затруднение вызвало задание по расшифровке графиков и диаграмм, которые сложно назвать обычными текстами. Во-вторых, были неправильно проведены подсчеты. В-третьих, тестирование не соответствовало устаревшей на тот момент российской школьной программе. Итог данного мероприятия говорит о том, что Российская Федерация должна активно принимать участие в международных исследованиях, отстаивить позиции нашей системы образования на мировом уровне. Кроме того, должно происходить информирование педагогов и родителей о такого рода событиях, подготовка к ним школьников [3, с. 81].

Библиографический список:

1. Андреев В. И. Педагогический эксперимент. / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2. Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. – Шадринск: ШГПИ, 1998. – 47 с.
3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. – : 3-е изд. – М. : Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.
4. Селиверстов В. Е. Стратегические разработки и стратегическое планирование в Сибири: опыт и проблемы / Е. В. Селиверстов. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. – 496 с.




Рецензии:

10.02.2019, 17:13 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Настоящая статья не относится к разделу "Лингвистика". Рекомендую перенести данную работу в разделы "Методика преподавания", "Образование", "Педагогика".



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх