Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 15.02.2019. Последняя правка: 14.02.2019.

Формирование коммуникативных навыков и компетенций у обучающихся общеобразовательных школ

Боровиков Алексей Петрович

Курганский государственный университет

Студент

Филонова Олина Игоревна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ «Курганский Государственный Университет»


Аннотация:
Автором рассматривается проблематика Формирование коммуникативных навыков и компетенций у обучающихся общеобразовательных школ, необходимых для построения общения с людьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Автор исследует теоретические и практические аспекты построения социальных коммуникаций между обществом и людьми с инвалидностью. В рамках настоящей работы было проведено социологическое исследование, направленное на выявление в обществе социальных барьеров при построении коммуникаций с инвалидами различных нозологий. Используемые в процессе настоящего исследования авторские, а также иные методические разработки стали основой для проведения нескольких уроков инклюзивного общения для обучающихся общеобразовательных организаций Ярковского района Тюменской области, направленные на формирование коммуникативных компетенций при взаимодействии с людьми с инвалидностью и с ОВЗ.


Abstract:
The author examines the problems of the formation of communication skills and competencies in students of secondary schools necessary to build communication with people with disabilities and with disabilities. The author explores the theoretical and practical aspects of building social communications between society and people with disabilities. In the framework of this work, a sociological study was conducted aimed at identifying social barriers in society when building communications with people with disabilities of various nosologies. The authors' and other methodological developments used in the process of this research became the basis for conducting several lessons of inclusive communication for students of general educational institutions in the Yarkovsky district of the Tyumen region, aimed at developing communicative competences when interacting with people with disabilities and with HIA.


Ключевые слова:
инклюзивное образование; обучающиеся с ОВЗ; социальные коммуникации; доступная среда; права инвалидов

Keywords:
inclusive education; students with disabilities; social communications; accessible medium; rights of persons with disabilities


УДК 376.1

Введение

Еще А. Маслоу относил общение к числу основных потребностей человека. Именно общение позволяет индивидам выстраивать социальные связи в целях достижения определенного результата.

Владение навыками общения и построения социальных коммуникаций прямо пропорционально ожиданиям коммуницирующих.

Процесс общения представляет собой сложное и многогранное явление, в основу которого положены как психологические, так и социальные факторы.

Навыки общения прививаются человеку с самого рождения и совершенствуются в процессе получения образования, начиная с детского сада.

Следует выделить проблематику построения социальных коммуникаций с теми индивидами, кто в силу определенных жизненных обстоятельств испытывает в общении особую потребность. Речь в нашем исследовании идет о людях с ограниченными возможностями и с инвалидностью, для которых одним из способов получения и развития коммуникативных навыков и компетенций является образовательный процесс.

В 2012 году Российской Федерацией была ратифицирована конвенция ООН «О правах инвалидов», закрепившая в качестве базовой основы получения образования создание инклюзивной образовательной среды, где каждый обучающийся будет выступать как равный субъект соответствующих общественных отношений.

Это означает, что органы государственной власти на всех уровнях, работники образовательных организаций и учреждений, иные участники образовательных правоотношений должны принимать во внимание специфические потребности обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

Ж.В. Пузанова, делает акцент на детях с ОВЗ как участниках образовательных правоотношений. «Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это явление характеризуется чрезмерностью или недостаточностью в поведении или деятельности по сравнению с обычными, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным». [4]

И с этим сложно не согласиться, поскольку ограниченность в каких-либо возможностях, прежде всего, здоровья, подразумевает создание особых условий, при соблюдении которых обучающиеся с ограничениями смогут получить доступ к образованию.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности проблематики создания инклюзивного образовательного пространства, а также о необходимости выработки механизмов социальных коммуникаций между людьми с инвалидностью и остальным обществом.

Целью настоящего исследования является выработка практических предложений по совершенствованию коммуникационных технологий в образовательном процессе, необходимых для создания равных условий для обучения лиц с инвалидностью и с ОВЗ.

Достижение намеченной цели потребовало выполнение следующих задач:

  1. Выявление проблемных аспектов при построении социальных коммуникаций в образовательном процессе в отношении лиц с инвалидностью и с ОВЗ;
  2. Раскрытие особенностей построения социальных коммуникаций в образовательном процессе при взаимодействии с лицами с инвалидностью и с ОВЗ;
  3. Исследование причин проблематики построения социальных коммуникаций в образовательном процессе в отношении лиц с инвалидностью и с ОВЗ;
  4. Разработка авторских предложений по решению обозначенной проблематики.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и частнонаучные методы:

  1. Дедукция и индукция;
  2. Анализ и синтез;
  3. Систематизация и обобщение;
  4. Метод анкетирования;
  5. Сравнительно-правовой метод.

При подготовке настоящего исследования мы обращались к трудам российских исследователей проблематики инклюзивного образования, среди которых: коллективная монография под ред. С.В. Алехиной, исследования Ю.В. Шумовой, М.А. Рощиной, И.С. Самохина; Н.Л. Соколовой и М.Г. Сергеевой, а также Ж.В. Пузановой, Е.Н. Кутеповой; А.С. Сунцовой и др.

§1. Теоретические аспекты социальной коммуникации с людьми с ОВЗ и с инвалидностью

В начале настоящего исследования мы считаем необходимым дать определение основным используемым понятиям.

В первую очередь мы рассмотрим коммуникативные компетенции, в чем нам поможет исследование Г. Чанышевой, которая под данным термином понимает «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность». [6]

Также для нас представляет интерес понятие инклюзивное образование, главным образом закрепленное в п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законодатель установил, что: «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [1]

И такое определение, с нашей точки зрения, отражает стремление государства создать условия для равного доступа инвалидов к образованию, что прямо вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Проблематика построения диалога между людьми с инвалидностью с остальным социумом представляется на сегодняшний день острым административно-правовым и социально-политическим явлением.

С одной стороны, органы государственной власти принимают огромное количество правовых актов, прямо обязывающих представителей практически всех слоев населения создавать условия для комфортной жизни инвалидов, но с другой стороны, наличие правовых механизмов нередко приводит к обратной социальной реакции, выражающейся в категорическом неприятии инвалидности и неготовности взаимодействовать с людьми с инвалидностью. Найти «золотую середину» не удается ни путем нормотворчества, ни посредством научного диалога.

Мы считаем, что построение социальных коммуникаций в целях включения людей с инвалидностью в общество возможно только через образовательный процесс, который согласно ФЗ №273 должен быть непрерывным.

Мы выразим согласие с точкой зрения С.В. Алехиной, справедливо отметившей следующее: «Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. Государственная программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы и Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года определили основные направления изменений и задач. На фоне законодательного закрепления инклюзивного образования в Законе «Об образовании в Российской Федерации» профес­сиональный спор о возможности изменений общего образования в сторону инклюзивности по-прежнему остается крайне актуальным. Ведущими уче­ными, занимающимися проблемами специального образования, высказы­ваются серьезные опасения относительно правильности данной тенденции». «Тенденция к интеграционным подходам в системе специального образова­ния возникает на российской почве под явным влиянием западных образ­цов. Однако не следует недооценивать того, что при отсутствии необходи­мой законодательной, экономической, социальной базы поспешное широкое внедрение идей интеграции, а тем более — попытки подмены системы спе­циального образования тотальной интеграцией могут привести не к равен­ству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование». И далее исследователь подчеркивает: «Специалисты систе­мы специального образования опасаются, что инклюзия разрушит систему, которая долго и тщательно выстраивалась не одним поколением специали­стов, но не создаст ей никакой разумной альтернативы». [3]

На наш взгляд, нравственный долг инклюзивного образования — обеспечить абсолютный этический минимум: отсутствие травли («буллинга»).

И в этом отношении представляет интерес работа С.А. Самохина: «Под школьной травлей понимается «физическое или психическое насилие» над одноклассником, «который не способен защитить себя в данной ситуации». Если не получается внушить ребятам отвращение к такому поведению, нужно по меньшей мере сделать его невозможным на территории школы». [5]

Для преодоления вышеобозначенной социальной проблематики необходимо, чтобы в образовательных организациях на регулярной основе проводились уроки инклюзивного общения, направленные на построения диалога между всеми участниками образовательных отношений.

Под уроками инклюзивного общения мы понимаем комплекс занятий, направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций адекватного отношения к людям с ограниченными возможностями и с инвалидностью.

В обосновании сказанного мы обратимся к трудам Ю.В. Шумовой. «Проблема заключается в отсутствия эффективного инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса». [7]

Под эффективным инклюзивным взаимодействием следует понимать такую организацию образовательного процесса, при которой будут преодолены не только физические, но и социальные барьеры. Прежде всего, речь идет о правилах и навыках построения социальной коммуникации с данными категориями обучающихся в течение всего образовательного процесса. К числу таких правил мы относим выявление индивидуальных образовательных потребностей путем прямого общения с обучающимися или их законными представителями.

И в этом отношении представляет интерес работа Е.Н. Кутеповой и А.С. Сунцовой. Рассматривая проблематику инклюзивного образования в теоретическом аспекте, авторы подчеркивают, что: «С одной стороны, утверждается, что сегодня образовательная система не готова к инклюзии, с другой стороны, упоминается о том, что совместное обучение детей в нашей стране отнюдь не инновация, случаи включения особых детей всегда имели место в практике массового образования». [2]

Кроме того, система действующего правового регулирования не позволяет не создавать инклюзивное пространство для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Как следует из рассмотренных точек зрения, проблематика инклюзивного образования и инклюзивного взаимодействия представляет собой спорное и многоаспектное явление.

§2. Практика построения социальных коммуникаций с людьми с ОВЗ и с инвалидностью

Одним из возможных решений данной проблематики, на наш взгляд, является проведение уроков инклюзивного общения в образовательных организациях как на уровне школы, так и на профессиональном уровне.

Нами был проведен социальный эксперимент, участниками которого стали 200 школьников среднего и старшего звена школ Ярковского района Тюменской области. Суть эксперимента заключалась в организации уроков инклюзивного общения, методическую основу которых составило пособие Ю.В. Шумовой.

Слушатели уроков знакомятся с различными категориями лиц с инвалидностью, делятся собственным опытом общения с данными категориями населения, изучают правила общения и взаимодействия с лицами с ОВЗ и с инвалидностью, а также принимают участие в решении практических ситуационных кейсов.

Мы считаем целесообразным привезти в качестве примера несколько правил инклюзивного общения, разработанных сотрудниками Центра внедрения и развития инклюзивных технологий. «Общие правила инклюзивного взаимодействия с людьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

Когда вы разговариваете с человеком, имеющим инвалидность, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка.

Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку, даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

Если вы решили предложить помощь, то следует подождать, пока ее примут, а затем уточнить, какой вид действия следует выполнить.

Если вы не поняли с первого раза, в какой конкретно помощи нуждается человек с инвалидностью, вполне уместно уточнить.

Следует предлагать помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

Вот лишь некоторые правила, позволяющие школьникам находить общий язык со сверстниками с инвалидностью. Отметим, что данные правила носят универсальный характер.

Важно акцентировать внимание на практической составляющей данных уроков, ведь именно в этой части занятия у слушателей формируются коммуникативные навыки и компетенции, позволяющие им воспринимать лиц с инвалидностью в качестве равных.

Описание тренингов

В ходе проведения Уроков инклюзивного общения мы используем различные приемы работы со слушателями. На примере работы со школьниками мы продемонстрируем несколько практических кейсов.

Участникам наших уроков предлагаются ситуационные задачи из реальной жизни.

Ситуация 1. Случай в фастфуде.

В данном тренинге принимает участие 5-7 человек. 1 человек – кассир, 2 человек – инвалид по зрению или с другой нозологией, а остальные – очередь. В задачу человека с инвалидностью входит покупка еды, оплата которой производится безналичным способом.

Согласно правилам обслуживания, работник фастфуда не имеет право трогать карточку клиента, но клиент не видит терминал. Соответственно, в результате решения данного задания клиент должен каким-либо образом оплатить покупку.

Вариант решения задачи.

Продавец подает терминал клиенту, чтобы тот совершил бесконтактную оплату. Если сумма заказа превышает 1000 рублей, т.е. оплата в таком случае будет производиться только по пин-коду, то продавец может направить руку клиента к терминалу оплаты, подсказывая, какой стороной нужно вставлять карточку.

Ситуация 2. На приеме у специалиста.

В данном тренинге может принимать участие до 7 человек: специалист социального учреждения, посетитель с инвалидностью (допускается наличие сопровождающего), а также очередь.

В задачу посетителя с инвалидностью входит нахождение кабинета сотрудника социального учреждения. Посетитель с инвалидностью может обращаться за помощью к сопровождающему или окружающим.

В задачу специалиста входит оказание ситуационной помощи посетителю с инвалидностью.

На данном тренинге отрабатываются практические навыки обслуживания граждан с инвалидностью, даются взаимные рекомендации по исправлению ошибок.

В результате знакомства с правилами инклюзивного общения и решения ситуационных кейсов слушатели уроков инклюзивного общения получают необходимые знания и навыки, позволяющие им взглянуть на проблему инвалидности как на составную часть общества.

Для более глубокого понимания причин проблематики социальных коммуникаций между людьми с ОВЗ и с инвалидностью с остальным обществом нами было проведено социологическое исследование в рамках уроков инклюзивного общения.

В исследовании приняло участие 200 обучающихся среднего и старшего звена образовательных организаций Ярковского района и села Яркова Тюменской области.

Возраст респондентов 14-17 лет. Анкетирование являлось добровольным и анонимным с учетом особенностей, установленных законодательством об образовании и о защите персональных данных.

Результаты анкетирования представлены в таблице.

Респондентам предлагалось ответить на 4 вопроса:

  1. Доводилось ли вам вступать в контакт с людьми с инвалидностью?
  2. Да;
  3. Нет;
  4. На постоянной основе.
  5. Какова была ваша реакция при встрече людей с инвалидностью?
  6. Воспринимали в качестве равных;
  7. Удивление;
  8. Жалость и сострадание.
  9. Какие по вашему мнению проблемы испытывают люди с инвалидностью?
  10. Отсутствие доступной среды;
  11. Информационная доступность;
  12. Неготовность общества принимать инвалидов.
  13. Какие пути решения вы могли бы предложить, чтобы жизнь людей с инвалидностью стала лучше?
  14. Поднятие пенсии, пособий;
  15. Создание доступной среды;
  16. Затрудняются ответить.

 

 

Ответ A

Ответ B

Ответ C

Вопрос 1

63%

9%

28%

Вопрос 2

50%

23%

27%

Вопрос 3

70%

10%

20%

Вопрос 4

47%

36%

17%

 

Результат проведенного исследования показал, что подавляющая часть респондентов усматривает в качестве основной проблемы в жизни людей с инвалидностью организацию доступной среды, а также повышение материального благосостояния для данной группы населения. Процент опрошенных, отметивших проблематику построения социального диалога, является средним. На наш взгляд, это обусловлено особенностью социальных взаимоотношений в сельской и деревенской местностях, где частота встреч с людьми с инвалидностью выше по причине малочисленности конкретного населенного пункта и личного знакомства друг с другом практически всех местных жителей.

Для проверки заявленного тезиса мы провели аналогичное исследование в г. Челябинске. В качестве респондентов выступили 200 жителей Центрального и Советского района в возрасте от 15 до 30 лет.

 

Ответ A

Ответ B

Ответ C

Вопрос 1

54%

37%

9%

Вопрос 2

38%

32%

30%

Вопрос 3

75%

17%

8%

Вопрос 4

43%

43%

14%

 

Данный опрос показал, что отношение жителей города к людям с инвалидностью по ряду параметров отличается от построения социальных коммуникаций в сельской местности.

Важно отметить, что проблематику социального диалога практически не затронули ни жители периферии, ни горожане. Вместе с тем, подавляющая часть респондентов сводит проблематику инвалидности в обществе исключительно к созданию физической доступной среды (пандусов, оборудованию перекрестков звуковыми светофорами и т.д.). Кроме того, респонденты отметили необходимость повышения доходов людей с инвалидностью, но никто из опрошенных не затронул проблему трудоустройства. Также проблематика инклюзивного общения осталась практически вне фокуса опрошенных, что, с нашей точки зрения, свидетельствует о низкой социальной культуре граждан.

Создание доступной среды – это, на наш взгляд, следствие, а не первопричина проблематики социального диалога общества с людьми с инвалидностью. Одних лишь только пандусов, звуковых светофоров, специализированных парковок для инвалидов явно недостаточно, чтобы построить эффективный диалог и создать условия для включения инвалидов в общество.

Мы считаем, что следует организовывать просветительскую работу, в том числе посредством проведения уроков инклюзивного общения.

Справедливости ради отметим, что опыт проведение уроков инклюзивного общения зиждется на анализе «Уроков по пониманию инвалидности», начатых еще во второй половине 90-ых. Одним из первопроходцев стала Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». С 1997 г. «Перспектива» актив­но реализует программу школьных занятий по пониманию инвалидности. Цикл из пяти уроков - впоследствии их стали называть «Уроки доброты» - был разработан РООИ «Перспектива» на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифор­нийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодо­леть непонимание и предрассудки по отношению к ним.

Данный опыт стал основой для формирования в российском обществе толерантного отношения к людям с инвалидностью и с ОВЗ. В начале «Нулевых» «Уроки по пониманию инвалидности» стали проводить и Всероссийские общественные организации инвалидов, такие как Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых и т.д.

Уроки инклюзивного общения представляют собой один из способов преодоления социального неравенства и непонимания проблематики инвалидности.

Недаром одним из базовых положений Конвенции ООН «О правах инвалидов» является проведение государствами-участниками просветительской деятельности среди всех слоев населения.

Заключение 

Общение – это важнейший способ коммуникации между индивидами, при помощи которого решается множество повседневных и деловых задач. Умение находить общий язык с различными слоями населения и социальными группами позволяет человеку быть успешным и коммуникабельным.

В ходе настоящего исследования нами была рассмотрена проблематика инклюзивного взаимодействия между обществом и людьми с инвалидностью, были проанализированы принципы и правила ведения социального диалога. Проведенное социологическое исследование наглядно продемонстрировало, что несмотря на реализацию государственной программы «Доступная среда» актуальность построения социальных коммуникаций между инвалидами и остальным обществом не теряет своей значимости.

Вместе с тем, нами было установлено, что уровень коммуникационной культуры и толерантного отношения к людям с инвалидностью в городской и сельской местностях существенно отличается по ряду объективных факторов.

Мы считаем, что одним из приоритетных способов построения социального диалога между инвалидами и обществом является организация и проведение уроков инклюзивного общения, при помощи которых общество и люди с инвалидностью учатся не только понимать друг друга, но и преодолевать общие проблемы и стереотипы.

Подводя итог настоящего исследования, мы приходим к следующим выводам:

  1. Проблематика инклюзивного общения и построения социальных коммуникаций между обществом и людьми с инвалидностью проистекает из социальных и психологических взаимоотношений между различными социальными группами;
  2. Проведенное в процессе данной работы социологическое исследование позволило выявить актуальность и востребованность уроков инклюзивного общения;
  3. Построение коммуникаций между обществом и людьми с инвалидностью – это длительный социальный процесс, требующий комплексного подхода не только от представителей общественности, но и от органов государственной власти;
  4. Преодоление барьеров между обществом и людьми с инвалидностью должно основываться на принципах добровольности и равенства;
  5. Органы государственной власти совместно с институтами гражданского общества должны вести непрерывную комплексную просветительскую работу, направленную на формирование в обществе адекватного отношения к людям с инвалидностью.

На данной стадии настоящего исследования мы считаем цель достигнутой, задачи реализованными.

Результаты настоящего исследования легли в основу просветительской деятельности Челябинского Центра внедрения и развития инклюзивных технологий, разработавшего проект «Уроки инклюзивного общения».

Мы считаем, что отражённый в настоящем исследовании опыт проведения уроков инклюзивного общения может быть использован при ведении научной и просветительской деятельности.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [текст] // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях [текст] // Е.Н. Кутепова, А.С. Сунцова. - Вестник Череповецкого государственного университета, 2016.
3. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 334 с.
4. Пузанова Ж.В. Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья [текст] // Ж.В. Пузанова. - Теория и практика общественного развития, 2014.
5. Самохин И.С. и др. Содержание основных понятий инклюзивного образования [текст] // И.С. Самохин и др. - Научный диалог, 2016.
6. Чанышева Г. О коммуникативной компетентности [текст] // Г. Чанышева. - Высшее образование в России, 2005.
7. Шумова Ю.В. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса / Ю.В. Шумова //Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2018.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх