Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 21.02.2019. Последняя правка: 20.02.2019.

Формирование мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания

Ярославцева Анна Александровна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Студент

Брыкина Валентина Анатольевна, ассистент кафедры физической культуры Волгоградского социально-педагогического университета. Донскова С. А., студентка 3 курса Волгоградского социально-педагогического университета, института художественного образования


Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы формирования мотивации на здорового образ жизни у учащихся школы. Одним из действенных способов решения данного вопроса связан с музыкальным воспитанием, который предполагает подбор качественного репертуара для занятий физической культуры.


Abstract:
This article deals with the problems of formation of motivation for a healthy lifestyle among school students. One of the most effective ways to solve this problem is, connected with music education, which involves the selection of high-quality repertoire for physical education.


Ключевые слова:
здоровый образ жизни; музыка; репертуар; мотивация

Keywords:
healthy lifestyle; music; repertoire; motivation


УДК 796/799

Введение

Формирование здорового образа жизни остаётся ведущей проблемой современной России. Большое влияние оказывают СМИ, государственные структуры, но результатов, к сожалению, достигнуто мало. Мы считаем, что в данном вопросе ведущую роль играет личная мотивация, которая в свою очередь будет способствовать формированию соответствующих привычек в физической жизнедеятельности. Всем известен тот факт, что мотивация – главная движущая сила в спорте. Так как спорт требует вложение большого количества труда для достижения целей. В данной статье мы рассмотрим один из способов мотивации, а точнее такую творческую деятельность, как музыка и её способность побуждать активность на уроках физкультуры. Также мы проанализируем способность музыки воздействовать на общее состояние здоровья учащихся.

Данная статья поднимает актуальный вопрос, касающийся одной из острых проблем в практической деятельности учителя физического образования.

Научная новизна: Научная новизна представленного материала заключается в попытке анализа современных предпочтений в области музыки. 

Цель: Исследование формирования мотивации к здоровому образу жизни. 

Задачи:

-Проанализировать социально-педагогическую литература по проблеме исследования

-Выявить воздействие музыки на психоэмоциональное здоровье учеников

-Рассмотреть влияние музыки на формирование потребности в здоровом образе жизни

Понятие «здоровый образ жизни» должно быть одним из ведущих аспектов в педагогическом процессе. Положительная позиция преподавателя по отношению к спорту, способствует формированию правильного мнения у школьников. Ещё древнегреческий философ Платон писал: «Для соразмерности и красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия физическими упражнениями и гимнастикой» [1 с. 34].

Музыка имеет огромные возможности воздействия на организм человека, на его психоэмоциональное здоровье. Авиценна и Аристотель доказали непосредственное влияние эмоций на состояние человека, которые были вызваны с помощью музыки. Среди всех учёных изучающие данное направление есть и наши соотечественники – Иван Сеченов, Владимир Бехтерев, которые изучали влияние музыки на интеллект, физическое и духовное состояние человека. Учитывая эту способность музыки, мы можем предполагать, что правильно подобранные фоновые композиции способные мотивировать заниматься спортом.

Психологическое воздействие за счёт музыки способно успокаивать или будоражить эмоциональные состояние учащихся. Нейроны головного мозга синхронизируются с темпом, что в следствии поможет энергично повторять однотипные упражнения. В начале и середине урока, когда происходит основная часть нагрузок целесообразно подбирать репертуар из ритмичных, бодрых, веселых и более быстрого темпа композиций. Такая музыка помогает всем держать один темп и выполнять упражнения более энергично. Музыкальное сопровождение придаст навыкам физического упражнения выразительность и чёткость. Согласно исследованиям греческого Врача Костаса Карайоргиса музыка способно увеличить работоспособность примерно на 15%.  К тому же двигаться под счёт учителя детям не всегда интересно.

Упражнения, требующие индивидуального темпа, следует проводить без фоновой музыки. К таким упражнениям в первую очередь относится бег. Это связано с тем, что ритм воздействует на организм человека сильнее, чем мелодия и тембр. Бег требует подбор индивидуального, внутреннего темпа, дыхания и музыкальное сопровождение в данном случае будет отвлекать.

Преподавателю при подготовке к занятию, не стоит недооценивать влияние музыки. В первую очередь стоит учитывать темп, самый благоприятный находится в пределах от 90 до 170 ударов в минуту. Следующий критерий относится к выбору жанра и стиля.

Широкий выбор среди всего разнообразия музыкальных стилей и жанров, поможет педагогу подобрать подходящую музыку под каждый вид упражнений. Каждый жанр воздействует по-разному на психическое и физическое состояние человека. Но, стоит учитывать, что эффективен именно тот плейлист, который соответствует вкусу современных детей, зачастую это песни из Евровидения или популярная музыка из интернета. Под такую музыку эффективно проводить подвижные игры, что сформирует положительный эмоциональный отклик на данный вид деятельности. Для выявления самых актуальных жанров и стилей, следует обратиться к учащимся. Тем не менее стоит соблюдать баланс репертуара и популярные хиты уравновешивать хорошей, качественной музыкой. Такая музыка в свою очередь будет способна расширить кругозор школьников и нести в себе элементы образовательной и воспитательной направленности.

Классическая музыка с большой активностью используется на профессиональных выступлениях по акробатике, гимнастике (в частности на вольных упражнениях спортивной гимнастики). Хореографическим движениям этот метод придаёт динамизма, плавности и изящности. Педагоги общеобразовательных школ также переняли данный опыт и с большим успехом использует его на своих занятиях.

При выполнении упражнений на растяжку, целесообразно подбирать мелодии спокойные по характеру, со сдержанной прозрачной гармонией. Часто на тренировке у учащихся болят мышцы, в данном случае музыка отвлекает от источника боли и усиливает релаксационный эффект.

Важно применять комплексное воздействие, поэтому в свою очередь преподаватели музыки также активно внедряют в свою программу деятельность, которая способна сформировать у детей представления о необходимости правильного отношения к своему здоровью и организму в целом. В школьной программе есть тема «Здоровье и движение» и в ней используются такие произведения как «Зарядка» Е. Тиличеевой, «Я лежу, болею» И. Пустыльника, «Про нашу зарядку» Н. Лукониной и еще много других песен.

Заключение. 

Большое влияние на здоровье школьников оказало общее состояние окружающей среды. Медицинская статистика говорит, что с каждым годом подростки, которые учатся в школе, все чаще наживают себе хронические заболевания. Поэтому тема здорового образа жизни всё больше привлекает к себе специалистов и широкий круг населения.

Педагоги внедряют инновационные программы для поддержания здоровья по валеологии. Задача стоит в формировании тяги и потребности в здоровом образе жизни. За счет использование качественной фоновой музыки укрепится психофизическое здоровье, а если, тщательно относится к подбору музыкального сопровождения, то это сформирует в учениках творческий потенциал и возможно, музыкальные способности. Использование описанных приёмов на занятиях физической культуры способствует положительной отдачи и эмоционального подъёма от учащихся, что в свою очередь сформирует мотивацию на здоровый образ жизни.

Библиографический список:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Академия, 2004.- 336 с.
2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – С.91 – 94.
3. История педагогики. Ч.1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVI в.: [учебное пособие для педагогических университетов/под ред. А. И. Пискунова].- М.:ТЦ «Сфера, 1997.-192 с.




Рецензии:

21.02.2019, 11:53 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает практический интерес. Материал работы хорошо структурирован, приведены теоретические выкладки как подтверждение выводов. Работа структурирована в соответствии с требованиями журнала. Аннотация статьи только очень лаконична, состоит всего из 2 предложений. Этого явно недостаточно. Объём аннотации должен составлять не менее 300 знаков. Не помешало бы расширить и объём основной части текста исследования! После этой доработки можно рекомендовать данную статью к публикации в научном журнале в открытом доступе.



Комментарии пользователей:

28.02.2019, 14:16 Захаров Гавриил Давидович
Отзыв: Анна Александровна ещё было бы не лишним расширить список литературы и осовременить его публикациями по данной тематике исследования, например такими работами как: [1] Козин С.В. Роль физической культуры и спорта в становлении профессионального спортсмена высокого класса [Текст] / С.В. Козин // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (24-26 ноября 2017 г., г. Краснодар) / ред. кол.: С.М. Ахметов, Г.Д. Алексанянц, Г.Б. Горская, Г.А. Макарова. – Краснодар: ФГБОУ ВО КГУФКСТ, 2017. – С. 315–319. [2] Козин С.В. Эмпирические исследования в сфере физической культуры и массового спорта на территории Российской Федерации [Текст] / С.В. Козин // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 23-24 марта 2018 г.) / отв. ред. Л.Г. Пащенко – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018 – С. 256–258. [3] Козин С.В., Медведева О.А. Анализ состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации [Текст] / С.В. Козин, О.А. Медведева // Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма» (24-29 сентября 2018 г., г. Ростов‐на‐Дону) / М-во спорта Российской Федерации, Науч.-методический совет по физ. культуре юга Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Ростовский гос. экономический ун-т (РИНХ)" ; [ред. кол.: Денисов Е.А. и др.]. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2018. – С. 105–112. [4] Козин С.В. Изучение состояния физической культуры и мнения граждан о ВФСК «ГТО» [Текст] / С.В. Козин // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Сб. материалов XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. – Сургут: СурГУ, 2018. – С. 602–605. [5] Эрдонов О.Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования [Электронный ресурс] / О.Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 113–117. — URL https://moluch.ru/archive/82/14708/ (дата обращения: 28.02.2019). Желаю успехов в доработке Вашей статьи!


Оставить комментарий


 
 

Вверх