Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 19.02.2019. Последняя правка: 27.02.2019.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: проблемы предупреждения

Адеева Юлия Николаевна

Курсант

Колледж государственной и муниципальной службы

Студент

Гаврилов Кирилл Владимирович, ассистент кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета


Аннотация:
В этой статье поднимается вопрос, который возникает практически повсеместно: «О вовлечении несовершеннолетних в совершении преступлений». Дано понятие, причины возникновения данного преступления.


Abstract:
This article raises a question that arises almost everywhere: "On the involvement of minors in the Commission of crimes". Given the concept, the causes of this crime.


Ключевые слова:
несовершеннолетний; преступник; вовлечение; совершения преступления; преступление

Keywords:
minor; criminal; involvement; crime commission; crime


УДК-343; 343.9

Введение: В настоящее время вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления является общеизвестным, распространённым преступлением в отношении несовершеннолетних. Хотя несовершеннолетними преступниками совершаются лишь часть преступлений, но чем их больше и чем опаснее совершённые преступления, тем сильнее проявляется нравственное неблагополучие общества.

Актуальность: Современное государство ведёт борьбу с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления. Такие преступные деяния представляют особую опасность для общества. Данное преступление нарушает духовно-нравственные ценности у несовершеннолетних, искажение их психики, ценностных ориентаций, оказывают отрицательное влияние на физическое и нравственное здоровье. Рассматриваемое нами преступление в будущем может повлечь за собой глобальную проблему преступности.

Целью является выяснить какую опасность представляет вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, и как это преступление отразится на будущем состоянии преступности.

Задачи: Для детального изучения "Вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления" были поставлены задачи, а именно:

1) Определить факторы из-за чего происходит данный вид преступления;

2) Выявление и определение способов борьбы с ними.

Методы исследования:  статистический, метод анализа документов, социологический(наблюдение).

Научная новизна: заключается в комплексном исследовании и рассмотрении основных вопросов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, как вид уголовного наказания, которое является одним из проблем государства.

Основная часть

Всё чаще и чаще в средствах массовой информации, поднимается тема о несовершеннолетних преступниках[1, С. 3]. Практически всё общество охватывает тревога за судьбу этих детей, так как антиобщественный характер и общественно опасное поведение несовершеннолетнего опасно не только его конкретным сиюминутным результатом, но и тем, что формирует понимание взглядов на жизнь, формируют ценностные установки и склонности и привычки под стать данным поступкам и действиям. У подростка формируется противозаконный образ мышления и поведения, возникает стремление к нарушению закона. Несовершеннолетние преступники – это резерв «взрослой» преступности[1, С. 5]. Среди несовершеннолетних преступников больше всего тех, кто нигде не работает и не учится.  Под воздействие взрослых преступников неокрепшая, не сформировавшаяся психика несовершеннолетнего впитывает негативную информацию, за которой следуют антиобщественные поступки. Преступник, который уже сформировался как личность пытается превратить подростка в преступника, то есть подстрекает его к совершению преступления, либо привлекает его к совершению преступления в качестве соисполнителя или пособника.

Необходимо понимать, что под вовлечением в преступную деятельность понимается действие взрослого лица, которые направлены на побуждения желания совершить преступление. Которые могут выражаться как в форме обещаний, обмана или угроз, так и в форме предложения совершить преступление, разжигая чувства зависти, мести или иных действий[2].

К этому числу относятся методы влияния:

1) Обещание: обязанность создать условия получение не достигшим совершеннолетнего возраста того или иного обещанного блага, обещание покровительства, вознаграждение за совершённое преступление, помощь в освобождении от обидчика. Подросток обязан верить в осуществление его желаний и интересов.

2) Обман: состоит в просьбе к подростку осуществить те или иные незаконные поступки, которые несовершеннолетний не находит противозаконными. Под обманом в свою очередь признаётся предумышленное утаение правды.

3) Угроза: вид психологического насилия над несовершеннолетним, заключается в письменной или устной форме угрозы причинения вреда здоровью близким родственникам, порчи имущества, подрыва авторитета перед сверстниками, нанесения физического вреда здоровью.

4) Манипуляция: надавить на слабые места подростка, и использовать в интересах взрослого преступника. Тип психологического воздействия направленный на стремление изменения поведения несовершеннолетних при помощи скрытого, насильственного способа[2].

Однако понятие «преступление» базируется на наличии умысла у совершеннолетнего лица к вовлечению в преступное деяние ребёнка[3]. Необходимо привлекать к уголовной ответственности взрослое лицо за сделанное подростку предложение осуществить преступное деяние. И назначить ему наказание в соответствии со ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации[4] (далее – УК РФ) «Вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления».

Дадим понятие «несовершеннолетний преступник». Несовершеннолетний преступник-это лицо обладающее привычками и склонностями антиобщественного поведения, для которого характерно:

- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, приставание к гражданам, появление в нетрезвом виде);

- приверженности отрицательным питейным обычаям и традициям (пристрастие к алкогольным напиткам);

- регулярные побеги из дома и учебно-воспитательных учреждений[1, С. 13].

Недостаток конкретных нравственных эталонов в обществе, нехватка досуговой занятости несовершеннолетних, напрасное времяпрепровождение в компании сверстников, где зачастую бывает потребления алкоголя или наркотиков, употребление спиртного – норма в семье, которая становится частью жизни и подростка. Эти антиобщественные действия представлены в статье 151 УК РФ[3].

Согласно ст. 151 УК РФ, «Вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», которая формирует индивидуальный состав преступления. В этом случае подросток вовлекается в осуществление антиобщественных поступков следующего вида:

-систематическое употребление спиртных напитков;
-систематическое употребление одурманивающих веществ;
-занятие бродяжничеством;
-занятие попрошайничеством[4].

Несовершеннолетние преступники это обычно выходцы из низких слоёв населения, с низким социальным достатком[5, С. 52]. У этих малолетних преступников низкий уровень культуры и духовности, а социальные потребности очень примитивны. А вот дети, которые интересуются искусством, занимаются спортом, увлекаются техникой, практически никогда не попадают в поле зрения полиции. Подросткам свойственен поиск приключений, но дети из благополучных семей находят их в спорте, путешествиях и других полезных занятиях. Как благополучные так и не благополучные семьи оказывают влияние на формирование личности подростка. Но, тем не менее, не считается преступлением негативное воспитание в неблагополучных семьях.

На основе вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод, что есть несколько критериев, по которым не признаётся вовлечением лица, не достигшего совершеннолетнего возраста в совершение преступления:

-  Антиобщественное, либо антиправовое воспитание ребёнка в семье, воспитательных учреждениях, которое повлекло за собой совершение преступлений;

-  Осуществление у ребёнка на глазах преступные, противозаконные или антиобщественные деяния без намерения вовлечь его в их совершение;

-  Безразличное отношение к совершению без законных или антиобщественных деяний;

-  Сокрытие следов преступления взрослыми, которые совершают несовершеннолетние преступники[1, С. 8].

 Для выявления вышеназванных преступлений, чтобы снизить их количество, чтобы привлечь к уголовной ответственности взрослых преступников, которые вовлекают несовершеннолетних детей в преступную деятельность, нужны меры:

- необходимо проводить профилактическую работу с подростками, которые состоят на учёте в органах внутренних дел (далее – ОВД). Сотрудниками ОПДН составляются и разрабатываются специальные планы индивидуальной работы с учеником состоящем на профилактическом учёте.

- необходимо проводить профилактические и воспитательные беседы в школе, привлекая сотрудников отдела по делам несовершеннолетних (далее – ОПДН). Цель этих мероприятий-пропаганда законопослушного поведения школьников, предупреждения преступлений и правонарушений в отношении подростков. Вводят комендантские часы, ограничивающие нахождение подростков в ночное время суток, для предупреждения преступлений несовершеннолетними.

- необходимо проверять жилищные условия несовершеннолетних из неблагополучных семей. Государство должно обеспечивать защиту детей и проверку условий в которых они проживают. Зачастую сигнал о неблагополучии семьи подаётся классным руководителем либо социальным педагогом, а также инициатором проверки могут стать органы опеки. По окончанию проверки составляется акт обследования неблагополучной семьи учащегося.

- необходимо проводить регулярные проверки криминальных молодёжных групп, включающие в свой состав взрослые лица, которые являются лидерами данных групп, ведущие противоправную деятельность и применять к ним административные и уголовно – правовые меры[6, С. 75].

За эти противоправные деяния по отношению к несовершеннолетним в соответствии с законом предусматривается ответственность по статьям 150,151 УК РФ. Ответственность ст.150 УК РФ определяется следующими мерами наказания:

- Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, путём обещаний, обмана, угроз или иным способом совершённое лицом, достигшим 18-ти летнего возраста-сроком лишения свободы до 5 лет;

- То же деяние, совершённое родителем, педагогическим работником либо иным лицом на которого законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего-лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определённую должность.

- Деяния, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения- лишение свободы от 2 до 7 лет;

- Деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу, либо в совершение тяжкого преступления, а также в совершении преступления по мотивам политической, национальной-лишение свободы от 5 до 8 лет[4].

Ответственность ст.151 УК РФ определяется следующими мерами наказания:

- Вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством - обязательные работы до 480 ч., исправительные работы сроком от 1 до 2 лет, арест от 3 до 6 месяцев, лишение свободы до 4 лет;

- Вовлечение педагогам, родителями, иными лицами, несущие обязанности по воспитанию подростка –ограничение свободы от 2 до 4 лет, арест от 4 до 6 месяцев, лишение свободы до 5 лет;

- Действия, сопровождающиеся угрозами, насилием и т.д.-лишение свободы от 2 до 6 лет[4].

Вывод:

У несовершеннолетних преступников зачастую отсутствует чувство вины, а без этого чувства не может быть нравственности[7]. Такие преступники не испытывают сострадания к потерпевшим и не сожалеют о случившемся, а наоборот чувствуют себя жертвой. Для таких подростков необходимо предпринимать все воспитательные усилия, чтобы он мог прийти к раскаянию и искуплению. В нашей стране нужно сделать так, чтобы не было рецидива этих преступлений совершаемых несовершеннолетними.

Как нам кажется, необходимо формировать методы борьбы с вовлечением не достигших совершеннолетнего возраста в свершение преступлений:

- усовершенствование законодательства и правоприменительной работы в стране;

- стараться к улучшению степени культуры общества;

- формировать определенную чёткую концепцию ясную гражданину РФ;

- классифицировать целостность и совокупность в применении юридических средств;

- осуществлять постоянный контроль со стороны родителей.

Библиографический список:

1. Поликашина О.В. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: учебник. Издательство «Прометей», 2013. 343 с.
2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественную деятельность. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). Студенческая библиотека. URL: https://studbooks.net/878362/pravo/ugolovno_pravovaya_harakteristika_vovlecheniya_nesovershennoletnih_sovershenie_prestupleniya_antiobschestvennuyu (дата обращения: 15.02.2019).
3. Комментарий к ст. 150 УК РФ (с последними изменениями) URL: http://stykrf.ru/150 (дата обращения: 15.02.2019).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.11.2018 № 420-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; www.pravо.gоv.ru. 12.11.2018.
5. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву: учебник. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2002. 293 с.
6. Иванова М.В. Ответственность и наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: учебник. Волгоград, 2004. 82 с.
7. Бойко Т.К. Вопросы привлечение в уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. URL: https://dis.ru/library/667/26642/ (дата обращения: 15.02.2019).




Рецензии:

19.02.2019, 23:07 Громов Владимир Геннадьевич
Рецензия: Название статьи сформулировано некорректно. Если добавить "... (ст. 150 УК РФ): проблемы предупреждения", - будет лучше. В аннотации "На основе этого вопроса" нельзя вырабатывать какие-либо рекомендации и предложения. Во введении говорится только о преступности несовершеннолетних - это вообще не по теме. В актуальности - преступления " нарушают духовно-нравственные ценности у несовершеннолетних, искажение их психики, искажение их ценностных ориентаций,..., а также несут глобальную проблему преступности в будущем". Смысла в предложении не просматривается. Сформулированная цель не соответствует содержанию аннотации. В свою очередь, обозначенные задачи никак не могут способствовать достижению поставленной цели. Методы "наблюдение и анализ за таким преступлением как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, опираясь на статистику таких преступлений" - науке до сих пор были неизвестны. Формулировка новизны также не выдерживает критики. Автором смешивается информация о "вовлечении несовершеннолетних..." и "преступности несовершеннолетних", причем упоминаются даже "малолетние преступники", которых в современной уголовно-правовой доктрине не существует. Авторское понятие "Несовершеннолетний преступник - это лицо обладающее привычками и склонностями антиобщественного поведения", - не выдерживает никакой критики. Под это определение подпадают все -подростки, взрослые, старики, безбилетники, попрошайки, бытовые хулиганы, злоупотребляющие алкоголем и т.д., но не совершившие ни одного преступления. Предложения и рекомендации по предупреждению преступности в криминологии вырабатываются обычно после анализа: а) статистических показателей преступности за несколько лет (ищутся закономерности); б) личности преступника; в) причин и условий преступности. В тексте, к сожалению, ничего подобного не видно. Представляется, что текст следует переработать полностью. А затем проверить на наличие грамматических и стилистических ошибок.

25.02.2019 17:17 Ответ на рецензию автора Адеева Юлия Николаевна:
Ваши комментарии были учтены, статья была детально доработана.

25.02.2019, 19:25 Громов Владимир Геннадьевич
Рецензия: К сожалению, по существу ничего не изменилось. Название ухудшилось "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: проблемы, предупреждения". Если автору нечего сказать по теме, а основательно переработать текст нет желания - надо писать о чем-то другом. ГРАМОТНО!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх