Студент
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Студент
Петров Сергей Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
УДК 33
Актуальность темы. На данный момент времени трансграничная электронная торговля является очень быстро формирующейся и наиболее прогрессивной частью электронной торговли экономики Российской Федерации и в свете того, что с 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза, все заинтересованные лица, а также организации опираются на положения этого кодекса, осуществляя внешнеэкономическую деятельность [4]. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза является первым международным соглашением, регламентирующим таможенные правоотношения, который разрабатывался вместе со всеми заинтересованными сторонами.
В соответствии с проектом «Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 года»[7], который был разработан проектной группой по развитию при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, трансграничная электронная торговля – это электронная торговля между участниками сделки, находящимися в различных юрисдикциях, одна из которых находится на территории Российской Федерации [6].
Целью данной статьи является изучение основных направлений развития электронной трансграничной торговли в условиях цифровой экономики Российской Федерации.
В последние 7 лет размеры электронной трансграничной торговли растут в среднем на 30% - ежегодно. Беря за основу статистические данные Ассоциации компаний торговли, общее количество входящих международных отправлений с товарным вложением продолжает расти колоссальными темпами. Так, по итогам 2017 года их количество увеличилось на 49%. Но, тем не менее, Россия по итогам 2017 года потеряла почти 130 млрд. рублей из-за неурегулированной ситуации с трансграничной интернет-торговлей.
И вследствие этого Министерство финансов предложило ввод НДС в размере на все группы товаров, ввозимые в РФ из-за границы, торговых онлайн-площадок. Данное предложение было оформлено в законопроект, и направлено на рассмотрение в правительство РФ.
Ярким примером введения НДС со ставкой 15,25% [4], служит, принятый в июле 2017 года закон в отношении покупок предметов интеллектуальной собственности посредствам сети Интернет («налог на Google»). Авторы данного законопроекта о «налоге на Google» указывают, что такая практика уже давно введена в Евросоюзе и некоторых странах Азии. И самое главное, закон приносит миллиарды в бюджет Российской Федерации (около 52,8 млрд. за 2018 год).
На данный момент времени электронная трансграничная торговля регулируется Решением Евразийской экономической комиссии «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в соответствии с его требованиями, на протяжении всего 2018 года действовали существующие нормы – возможность беспошлинного ввоза товаров на общую сумму не более 1500 евро и весом до 50 кг. С января 2019 года ставки снизились до 1000 евро и 50 кг соответственно, а с 1 января 2020 года ставки будут снижены – до 750 евро и 35 кг. 1 января 2021 года возможность беспошлинного ввоза будет на товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг.
Если сравнивать, на сегодняшний день в странах Евразийского Экономического Союза действуют различные ставки. в Кыргызстане, Казахстане и России пределом беспошлинного ввоза является 1000 евро, в Армении – 200 тысяч драм (порядка 350 евро), в Беларуси – 22 евро. унифицирует верхний «порог» беспошлинного провоза. При этом Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза разрешает ужесточать нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне [3].
Следовательно, трансграничная торговля функционирует без фискальных обременений. А значит, из-за отсутствия регулирования дисбаланс на рынке только усилится.
В соответствии с программой развития цифровой экономики в Российской Федерации, электронная трансграничная торговля является значимым институтом цифровой экономики.
Во исполнение программы организации трансграничной торговли при создании цифровой экономики, предусматривается:
– применение механизмов, способствующих защите граждан от контрафактной продукции;
– развитие законодательства по защите конкуренции, выравнивание налоговых условий для российских и зарубежных компаний;
– создание логистической и платежной инфраструктуры торговли в сети Интернет;
– прозрачность трансграничных платежей, для обеспечение защиты прав потребителей в сети Интернет [1].
Итак, в случае данной программы согласно расчетам Ассоциации компаний торговли (АКИТ) к 2019 году объемы дополнительных поступлений в бюджет от трансграничной торговли вырастут с 80 млн. руб. до 60 млрд. руб.
Кроме применения ограничений на беспошлинный ввоз товаров из зарубежных интернет-магазинов, также планируется усовершенствование налогового законодательства Российской Федерации в рамках которого, предполагаются ряд изменений:
– увеличение эффективности административной системы по сбору налогов, для повышения уровня инвестиционного климата и повышению уровня экономического роста страны;
– перераспределение налоговых сборов на добавленную стоимость между бюджетами различных государств, для сохранения принципа справедливого налогообложения в сфере электронной коммерции за счет взимания НДС с каждой товарной поставки по месту потребления товара или услуги [6];
– упорядочивание норм беспошлинного ввоза товаров на территории стран-членов Евразийского Экономического Союза; таких как, уменьшение дефицита бюджета, урегулирования налогового законодательства, кооперацию стран-участниц Евразийского Экономического Союза в области налогообложения.
Требуется, во-первых, организовать конкурентоспособную трансграничную электронную торговлю, а во-вторых, зарубежные интернет-площадки не будут заинтересованы в размещении на территории нашей страны своих представительств, логистических центров, складов и так далее. Ведь зарубежным интернет-фирмам на много выгоднее торговать напрямую - через почтовые отправления.
Таким образом, мы не предлагаем введение какого-либо нового вида налога, мы лишь предлагаем применить уже существующий налог на добавленную стоимость на поставляемые иностранными сетевыми магазинами товары, которые в данный момент если и облагаются, то только таможенными пошлинами, но не налогом.
Рецензии:
15.04.2019, 11:43 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо структурировать статью, особо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Даты обращения к электронным ресурсам лучше обновить. Статью следует доработать, после чего возможна публикация представленной работы в открытой печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий