Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Разделы: Литература
Размещена 22.04.2019. Последняя правка: 20.04.2019.

ОСТАЮТСЯ ЛИ РОССИЯНЕ САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ НАЦИЕЙ? (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВ 16-17 ЛЕТ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)

Зиангирова Эльвира Минсабировна

доктор филологических наук, доцент

МАОУ "Гимназия №76"

учитель

Байдюк Наталья Сергеевна, Гасанова Аида Рагим кызы, учащиеся 10 Б класса, МАОУ «Гимназия №76»


Аннотация:
В данной статье проанализированы причины снижения популярности чтения среди подростков и сопоставлены современные реалии с футуристическим предсказанием Рэя Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Проведено исследование, раскрывающее различные аспекты отношения подростков к литературе, а также приведены возможные варианты решения данной проблемы.


Abstract:
This article analyzes the reasons for the decline in reading popularity among adolescents and compares modern realities with Ray Bradbury’s futuristic prediction in the dystopia novel “451 degrees Fahrenheit.” A study has been conducted that reveals various aspects of the attitude of adolescents to literature, and also provides possible solutions to this problem.


Ключевые слова:
Рей Брэдбери; «451 градус по Фаренгейту»; читающие подростки; литература

Keywords:
Ray Bradbury; «Fahrenheit 451»; reading teenagers; literature


УДК 82'3

Актуальность исследования обусловлена низким интересом современной молодежи к произведениям литературы в целом, определяющим дальнейшее культурное и нравственное развитие страны.

Практическая значимость способствует осознанному пониманию индивидом роли литературы в современном обществе, и, как следствие, повышению его внимания в данной области, а также в возможностях использования её результатов для дальнейшего составления методик преподавания предмета.

Иностранцы удивляются тому, что россияне являются всесторонне развитыми личностями, и связано это, прежде всего, с тем, что представители старшего поколения много читают и немаловажным фактором является то, что система российского образования нацелена на формирование именно такой всесторонне развитой личности. Бытует мнение, что наши соотечественники являются самыми читающими. Так ли это?

 В результате анализа теоретической литературы мы столкнулись с тем, что в советском союзе все издательства были государственными, большую часть таких литературных изданий занимали рассказы и статьи, восхваляющие и описывающие  прекрасную жизнь в великом государстве, в то время, как неугодные правительству писатели просто не проходили идеологическую цензуру, и соответственно, не публиковались и даже подвергались гонениям. Угодные произведения печатались очень большими тиражами, а граждане приобретали книги как часть домашнего интерьера, просто потому, что «в дома должны быть книги».

Люди с критическим мышлением читали литературу запрещенных в Советском союзе авторов, которые скрывали своё творчество от государства и были вынуждены издавать их за границей. Это и было реальным показателем «самого читающего народа». К сожалению, никто не знает, сколько процентов населения читала такую литературу, но этот уровень был явно ниже развитых стран в силу того, что такое времяпровождение могло повлечь за собой серьёзные последствия вплоть до тюрьмы.

Эта тема косвенно связана и находит своё духовное отражение в произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Для полного понимания масштаба проблемы, следует обратиться к предпосылкам создания антиутопии и ситуации в мире, заставившей Р. Брэдбери определить свою идею в массы.

В 1934 г. писатель жил в городе Лос-Анджелес и смотрел фильмы, перед каждым показом которого транслировали материал кинохроники. Перед глазами Рэя проносились жестокие кадры: фашисты жгли сотни книг, швыряя их в красные языки пламени. Наверное, это один из тех немногих случаев, когда мужчине позволительно проявлять свои чувства: по щекам писателя текли слезы. В 1966 г. автор написал в предисловии к своему «детищу»: «Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека. Впрочем, в конечном итоге истории, люди и книги – одной плоти»
Зимой 1953 года у книги всё ещё не было названия, Р. Брэдбери хотел найти что-то звучное и запоминающееся. И вот 22 января в свете солнечных лучей, льющихся через окна в гараж, ему было откровение. «Я подумал, что мог бы использовать в качестве названия температуру, при которой бумага воспламеняется, – вспоминал Рэй. – Я пробовал связаться с кафедрами химии нескольких университетов, но не нашел никого, кто мог бы назвать мне точную температуру. Я обратился к нескольким физикам. Безрезультатно. Затем я хлопнул себя по лбу и пробормотал: «Дурень! Нужно было сразу звонить пожарникам!». После короткого звонка лос-анжелесской пожарной бригаде Рэй получил, наконец, ответ: температура, при которой бумага воспламеняется – 451градус по Фаренгейту.

«Я даже и не подумал проверить, так ли это, – много лет спустя вспоминал Рэй. – Пожарник сказал мне, что книжная страница загорается при 451 градусе по Фаренгейту. Это и стало названием моей книги, потому что мне понравилось, как оно звучит» [1].

Некоторые эпизоды сюжета заставляют задуматься, не был ли Р. Брэдбери ясновидящим, предсказывающим судьбу всего человечества. Более того, его видение мира уже во многом совпадает с реалиями наших дней: появились телевизоры во всю стену, стерео наушники и даже возможность трансляции одних и тех же событий по всем каналам, в то время как огромное количество людей стало зависимым от телевизионных программ.

Антиутопия Рэя Брэдбери раскрывает огромный спектр социальных проблем от массового одурения населения до семейных ценностей. Автор демонстрирует общество, утратившее способность контролировать собственные мыслительные процессы, занятые теперь только различными телешоу. Правительство прекрасно понимает, что глупым народом управлять намного проще, и именно поэтому не предпринимает никаких попыток для повышения уровня культуры своей страны, наоборот, оно усиленно препятствует этому.

Рэй Брэдбери пишет о том, что человечество не может нормально функционировать и развиваться в обществе, забывшем о существовании книг. Делая выбор в пользу развлекательных телепрограмм, люди обрекают себя на неизбежную деградацию, причем не только отдельных личностей, но всего вида в целом.

В своем романе автор раскрывает такие аспекты, как манипулирование обществом при помощи СМИ, чрезмерную увлеченность прогрессом и замену моральных ценностей потребительскими. Р. Брэдбери хочет донести мысль: у общества, в котором нет места для книг, будущего нет и быть не может.

 «451 градус по Фаренгейту» – предостережение. Причем предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются просмотром телевизора.

Итак, мы выяснили, какое будущее «предсказывал» нам Р. Брэдбери. И что же мы получили в результате нашего исследования?

Было обращено внимание на такие факторы, как статус школы и количество учащихся.

Схема 1

 

В результате анализа схемы 1 было выяснено, что в СОШ количество читающих учеников гораздо ниже, чем гимназиях и лицеях, а ребята читают в основном классическую литературу, входящую в общеобразовательную программу.

 Также в результате опроса были получены следующие данные, представленные в схеме 2.

Схема 2

 

С тем, как распределились предпочтения по пункту «Формат  текста», можно ознакомиться в схеме 3.

Схема 3

 

В результате исследования жанровых предпочтений были выявлены следующие закономерности (схема 4)

Схема 4

 

 

Исходя из схем 2, 3 ,4 можно сделать вывод, что 24% подростков 16-17 лет не читают вообще, а 35% из 76% читающих ребят предпочитают фантастику. Тем не менее, печатные издания не уступают прогрессивным информационным технологиям.

Читать в России становится всё менее и менее популярно. Молодое поколение редко посещает городские и школьные библиотеки, а если и приходят, то выбирают в большинстве случаев только ту литературу, которая поможет им подготовиться к уроку и выполнить домашнее задание.  Молодежь проявляет низкий интерес к жизни и творчеству как  писателей-классиков, так и современников.

 Возможными путями решения проблемы являются:

  1. Разработка и реализация молодёжных программ и проектов;
  2. Создание условий для самореализации молодёжи;
  3. Проведение встреч с писателями;
  4. Популяризация литературы при помощи кино (экранизация);
  5. Развитие у населения читательской культуры как часть национальной политики в области чтения и т.д.

Исходя из данных, можно сделать вывод, что общество на данный момент далеко от антиутопического будущего Р. Брэдбери. Тем не менее, мы считаем, что с развитием технического и инновационного прогресса значимость литературы снизится, именно поэтому важно заботиться о сохранности нашего культурного наследия.

Библиографический список:

1. Лучшие сочинения :[сайт] URL: https://sochinimka.ru/sochinenie/11-klass-egeh/rol-knigi-v-zhizni-cheloveka
2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных произведений М.: ВАГРИУС, 1998. 562 с.
3. Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. СПб.: Каро, 2015. 144 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх