Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 04.05.2019. Последняя правка: 29.04.2019.
Просмотров - 738

Обязанность содержания территории, прилегающей к мусорным площадкам

Киселев Игорь Васильевич

Магистр права и международной экономики

Российский Государственный Гуманитарный университет

Преподаватель

Аннотация:
В данной статье рассматривается юридическая коллизия административного права и локальных муниципальных норм г. Омска.


Abstract:
In this article the legal collision of administrative law and local municipal norms of Omsk is considered.


Ключевые слова:
жилищное право; юридическая коллизия; административное право; локальные муниципальные нормы

Keywords:
housing law; legal collision; administrative law; local municipal norms


УДК 34

Введение. Благоустройство, старинный юридический термин, обозначающий законы о мерах, обеспечивающих благосостояние населения. Промышленные предприятия, организации, фирмы, граждане и другие субъекты, осуществляющие различные функции в области хозяйственной деятельности обеспечивают экономию городской территории, улучшение санитарно - гигиенических условий в городах, создание определенных удобств в обслуживании предприятий общими вспомогательными, производствами, транспортными, коммунальными и энергетическими объектами и системами и снижает затраты на сооружение этих объектов и систем.

Актуальность. В настоящее время предприятия наносят серьёзный ущерб экологии. Количество отходов за последние годы стремительно тянется вверх. На бытовом уровне каждый житель сталкивается с такой проблемой как наличие в большом количестве мусора во дворах.

Целями исследования являются изучение формальных конструкций муниципального и административного законодательства и анализ соответствующих общественных отношений.

Задачами исследования являются раскрытие основных законодательных пробелов и предложение по их устранению.

Новизна исследования заключается в межотраслевом правовом анализе общественных отношений, которые имеют смежный объект правового регулирования.

Управляющая компания — юридическое лицо, созданное для управления и/или эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов. На практике сложилась ситуация, что многие управляющие компании в соответствии с договором с многоквартирными домами обслуживают и мусорные площадки.

Управляющие компании вовремя не очищать территории. Согласно ст. 102 Решения Омского Городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» (далее – Решение) [1]. Обязанности по содержанию площадок для мусорных контейнеров, в том числе по уборке мусора, складируемого около мусорной площадки, а также высыпавшегося мусора, и прилегающей по периметру к площадке десятиметровой территории возлагаются на хозяйствующие субъекты, в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или на обслуживании которых находятся указанные площадки. Следовательно, из практики реализации данной статьи ответвленным субъектом по уборке мусора, складируемого около мусорной площадки в радиусе десятиметровой территории является как правило управляющая компания. Однако, управляющие компании, оштрафованные за несоблюдение данной нормы не спешат нести предписанное административное наказание, предусмотренное ст. 32 Кодекса об административных правонарушениях Омской области. За период 2013 года 60% решений административных комиссий, органа уполномоченного рассматривать протоколы об административных правонарушениях, были обжалованы судах. Из них 50% решений были в пользу управляющих компаний. Основные доводы, которые приводят юристы в защиту управляющих компаний в судах, является тот факт, что данные мусорные площадки, по периметру которых расположен мусор действительно находятся в ведении, оперативном управлении или на обслуживании управляющих компаний. Однако, земля на которой находятся данные санитарные площадки является муниципальной. Хозяйствующие субъекты (управляющие компании) договоров аренды не заключают. Исходя из негласного общего принципа гражданского права: «Каждый собственник отвечает только за свою территорию» следует, что отвечать за мусор на территории, прилегающей к мусорной площадке должен муниципалитет. Суды в своих решениях были однозначны. Множество дел по оспариванию постановлений Административных комиссий заканчивались в пользу Управляющих компаний.

Исходя из выше изложенного следует, что правовая норма статьи 102 Решения очень сложно реализуется на практике. Практика реализации данной статьи в округах города демонстрирует прецедент, который говорит о том, что если управляющие компании не собираются оформлять землю на которых находится данная мусорная площадка то муниципалитет убирает данную мусорную площадку с соответствующей территории, так как никаких прав у управляющей компании нет на данную мусорную площадку. В Советском Союзе мусорные площадки находились на муниципальной земле и все обязанности связанные с уборкой и вывозом мусора организовывал и выполнял муниципалитет. Эта практика, а именно нахождение мусорных площадок на муниципальной земле,  распространилась и на сегодняшний день. Данная проблематика вопроса усложняется ещё и тем, что на одной санитарной площадке находиться несколько управляющих компаний которые не могут определить ответственность. Также стоит отметить, что в соответствии с п.3.7.1 Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"  Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.

В настоящее время опыт других городов в решении этой проблемы показывает следующие результаты. В городе Самара с 2013 года было создано муниципальное предприятие «Жиллидер» (далее - МП «Жиллидер»), которое как предполагалось возьмёт на себя все обязательства связанные с вывозом мусора и чистотой мусорных контейнеров. Однако из - за недостаточного финансирования задуманные цели не были реализованы в полном объёме. Для разрешения создавшейся ситуации в горадминистрации обсуждают возможность заключения договоров между МП «Жиллидер» и предприятиями-перевозчиками отходов, с одной стороны, а также с управляющими организациями, с другой. Таким образом, обязанности по содержанию мусорных контейнеров могут разделиться между муниципальной организацией, частными организациями и УК города [2].

Опыт других городов, Ростов на Дону, Иркутск, Нижний Новгород, показывает, что данная проблема, разграничения обязанности содержания территории, прилегающей к мусорным площадкам является достаточно серьёзной. Однако, в этих городах Управляющие компании всё же несколько стеснены и более осмотрительны касаемо вопроса содержания мусорных площадок. Если управляющие компании не оформляют землю на которых находятся данная мусорная площадка за каким – нибудь правом (правом собственности, аренды и т.д.) то муниципалитет принудительно убирает данную мусорную площадку с соответствующей территории.

Результаты. В связи с этим, автор предлагает рассмотреть следующую позицию. Так как земля является муниципальной и ответственным за чистоту является муниципалитет, то и он вправе распоряжаться «своей» землёй по его собственному усмотрению. Если управляющие компании хотят обслуживать ту или иную санитарную площадку, то они должны заключать договор аренды участка земли, на котором находится данная мусорная площадка. В этом случае, опять же исходя из негласного принципа гражданского права, ответственность за мусор, высыпавшийся из мусорных контейнеров либо находящийся на территории, прилегающей к мусорной площадке, будет нести субъект в ведении (управлении) которого находится данная мусорная площадка и на праве аренды которого находится земельный участок. Если управляющие компании будут выполнять обязанность по уборке территории, прилегающей к санитарным площадкам, то затраты муниципалитета на вывоз мусора существенно снизятся.

Заключение. Разграничение полномочий в сфере муниципального и административного управления необходимое обстоятельство должного правового регулирования. Несмотря на юридические ошибки, которые являются весомыми причинами несовершенства правотворчества, должностные лица не могут корректно применять правовые нормы, содержащие коллизии.

Библиографический список:

1. Решение Омского Городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» // СПС КонсультантПлюс.
2. Открытый интернет источник N1.ru. Режим доступа: http://dom.63.ru/text/daynews/642335.html#. (дата обращения: 06.03.2014).




Комментарии пользователей:

6.06.2019, 17:21 Саньков Петр Николаевич
Отзыв: Статья посвящена очень актуальной проблеме - очищению городов от муссора и его утилизации. Актуальность еще более возростает в связи с существованием разночтения в федеральных законах и постановлениях местных органов власти! Есть несколько замечаний научно-технического порядка: 1) Нанести ущерб экологии - не возможно. Экология - это наука. А в тексте статьи идет речь об окружающей природной среде. 2) Не понятно, как был проведен анализ опыта других городов России? где ссылки на литературу? 3) Тем более проблемным выступает ссылка на источник 2 с датой обращения: 06.03.2014? Магистрант даже и не думал в это время, что такая проблема его заинтересует (а за 5 лет проблема может быть уже и решена). 4) Очень много грамматических ошибок (знаки препинания особенно не пользуются спросом) с учетом сложных фраз (предложения длинные, мысли не законченные, порой даже теряющие нить повествования). С учетом исправления указанных замечаний статья, несомненно, может быть опубликована!


Оставить комментарий


 
 

Вверх