Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.05.2019. Последняя правка: 20.05.2019.
Просмотров - 1043

Реформирование системы бюджетных платежей

Белявская Виктория Алексеевна

Финансовый Университет при правительстве РФ

студент

Колганова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент


Аннотация:
Статья посвящена обзору и анализу существующей в современной российской практике системе бюджетных платежей. Рассмотрены несовершенства существующей системы. Освещены основные направления совершенствования системы бюджетных платежей в Российской Федерации.


Abstract:
The article is devoted to the review and analysis of the existing in modern Russian practice system of budget payments. The shortcomings of the existing system are considered. The main directions of improving the system of budget payments in the Russian Federation are highlighted.


Ключевые слова:
бюджет; бюджетная система; платежи; реформа; казначейство

Keywords:
budget; budget system; reform; Treasury


УДК 336.146

Современное развитие российской экономики просто невозможно представить непосредственно без регулирующей функции государства. Бурмистрова О.А. отмечает, что огромное значение в регулировании развития экономики в настоящее время имеют бюджетные методы[1, с 2].

Важнейшим элементом функционирования современных бюджетных отношений в нашей стране можно назвать систему бюджетных платежей. Целевое ее назначение состоит в формировании условий непосредственно для поступления различных финансовых ресурсов в бюджеты совершенно разных уровней, а также списания средств с определенных счетов бюджетов. принципы и модель построения современной системы различных бюджетных платежей может существенно отличаться в разных государствах.

В целом, Полякова М.А. отмечает, что основой финансовой системы любой страны является государственный бюджет, который представляет собой финансовый план государства (состав расходов и доходов), имеющий законную определенную силу, непосредственно по состоянию на текущий год[2, с 91]. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджет является формой образования, а также расходования определенного фонда денежных средств, которые предназначены для осуществления финансового обеспечения функций и задач государства, системы местного самоуправления[3, с 38].

По мнению Федорцовой Р.П., рост уровня эффективности управления всей бюджетным процессом в настоящее время может быть достигнут за счет следующего: обеспечения тех лиц, которые принимают решения, детализированной и полной до требуемого определенного уровня информацией по ключевым аспектам бюджетного процесса; роста оперативности и достоверности формирования основных бюджетных показателей; непосредственного обеспечения четкого и результативного контроля за исполнением определенного бюджета[4, с 49].
Актуальность выбранной темы обусловлена
реализацией Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами[5, с 2].
Целью исследования является разрешение проблемы снижения рисков какого-либо неравномерного исполнения различных бюджетов (регионального, местного и тд.)российской бюджетной системы.

Данные риски являются традиционно высокими, а в предстоящий определенный период могут существенно усилиться по причине одновременных преобразований в части перехода непосредственно на программный бюджет, а также реформирования всей бюджетной сферы, предоставления различных государственных услуг, формирования контрактной системы в стране, прочих значимых изменений.
Задачи:
- изучение существующей системы бюджетных платежей РФ и выявление несовершенств;
- изучение Концепции реформирования системы бюджетных платежей;
- выявление критериев эффективности принятых мер по совершенствованию системы исполнения бюджетных платежей.
Научная новизна заключается в разработке научно обостнованных рекомендаций по реформированию системы исполнения бюджетных платежей.

Хотелось бы отметить, что несовершенствами существующей современной системы определенных бюджетных платежей являются:

  • проведение Федеральным казначейством различных однородных операций непосредственно на счетах бюджетов российской бюджетной системы с активным участием ЦБ РФ в рамках различных многочисленных счетов, которые были открыты органам Федерального казначейства непосредственно в учреждениях ЦБ РФ;

  • четко ограниченный перечень различных инструментов непосредственного размещения свободных определенных остатков средств, неиспользованный потенциал роста эффективности существующих в настоящее время механизмов управления различными остатками средств непосредственно на единых определенных счетах бюджетов российских субъектов, местных бюджетов;

  • недостаточная оперативность распределения различных доходов с применением распределительных счетов, а также счетов бюджетов, которые были открыты Федеральному казначейству именно в ЦБ РФ, и отражения на различных лицевых счетах организаций государственного сектора поступающих платежей (до 3-х рабочих дней);

  • полное отсутствие у определенного администратора различных доходов бюджета, организаций, которые предоставляют государственные, различные муниципальные услуги, полной и оперативной информации непосредственно о поступлении финансовых средств;

  • большой объем операций непосредственно с наличными определенными денежными средствами.

Можно сказать, что необходимость осуществления совершенствования всей системы определенных бюджетных платежей в современных условиях активного развития безналичных расчетов существенно увеличивает актуальность реформы системы бюджетных платежей, а также применения эффективных современных банковских технологий в различных расчетах организаций государственного сектора.

Минфином России непосредственно по согласованию с ЦБ РФ была утверждена определенная Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. В ней предусматривается поэтапная реализация различных мероприятий по реформированию российской системы бюджетных платежей[6, с 1]. На начальном этапе планировалось сокращение определенных расчетных счетов, которые были открыты органам Федерального казначейства непосредственно в подразделениях ЦБ РФ, в различных кредитных организациях, а также получение российскими органами Федерального казначейства определенного статуса именно прямого активного участника платежной системы ЦБ РФ. Далее планировалось формирование системы определенных корреспондентских счетов Федерального казначейства. Непосредственно в рамках осуществления реформирования всей системы бюджетных платежей подразумевался поэтапный постепенный перевод непосредственно на обслуживание в различные органы Федерального казначейства абсолютно всех участников современного бюджетного процесса, различные счета которых сегодня открыты именно в учреждениях ЦБ РФ, в кредитных организациях.
Основные результаты научного исследования заключаются в следующем: на сегодняшний день 
в рамках указанных направлений были реализованы такие меры[7, с 2].

1) Начало постепенного поэтапного перевода непосредственно на кассовое обслуживание в 2013 году в различные органы Федерального казначейства определенных бюджетов российских государственных внебюджетных фондов даст возможность завершить процесс перехода к казначейской системе непосредственного исполнения бюджетов российской бюджетной системы, увеличить уровень прозрачности (открытости) их исполнения, а также обеспечит четкое соблюдение единых бюджетных процедур и стандартов.

2) Формирование единого определенного казначейского счета. Формирование единого определенного казначейского счета даст возможность сосредоточить счета различных организаций государственного сектора, прочих клиентов в Федеральном казначействе[8, с 83]. Для сосредоточения средств бюджетов российской бюджетной системы на едином определенном казначейском счете нужно предусмотреть определенную возможность осуществления на нем различных валютных операций клиентами Федерального казначейства.

3) Активное развитие определенных инструментов управления имеющимися свободными остатками средств на рассматриваемом едином казначейском счете. Непосредственно использование указанного единого казначейского счета даст возможность обеспечить эффективное управление свободными остатками средств, которые находятся на данном счете.

4) Применение современных различных электронных платежных сервисов. Нужно расширить определенный перечень способов непосредственно в сфере осуществления платежей, которые имеют публичный характер. Применение самых современных определенных электронных платежных сервисов даст возможность повысить доступность, обеспечит более современные и удобные способы осуществления различных расчетов.

5) Минимизация определенного наличного денежного обращения непосредственно в государственном секторе. Реализация указанного направления подразумевает под собой плавный отказ от непосредственно использования наличных денежных средств различными организациями государственного сектора, переход к безналичным расчетам с помощью корпоративных различных банковских карт.

6) Установление определенного порядка уточнения различными органами Федерального казначейства каких-либо невостребованных плательщиками больше 5 лет платежей, учтенных именно как невыясненные поступления, непосредственно зачисляемые в федеральный бюджет[9].

Таким образом, система бюджетных платежей в РФ в настоящее время находится в стадии реформирования. Реализация направлений реформирования бюджетных платежей способствует повышению качественных характеристик исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исключению (минимизации) возмездных займов, а также получению дополнительного дохода.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – ст. 3823.
2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»
3. Приказ Минфина России от 29.08.2013 № 227 «Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года»
4. Бурмистрова О.А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы // Вестник ГУУ. – 2012. – №3. – С. 1-5.
5. Вассель Т.А. Казначейство России в авангарде реформы // Финансы: Теория и Практика. – 2015. – №-4 (88). – С. 83-93.
6. Полякова М.А. Налоги как источник доходов бюджета // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №2 (5). – С. 135-140.
7. Смирнов В.А. Концепция реформирования системы бюджетных платежей // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013. – №1. – С. 2-6.
8. Федорцова Р.П., Елисеева И.В. Контроль за исполнением бюджета в системе финансового планирования организации // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – №32. – С. 49-55.
9. Конюхова Д.И. Реформирование системы бюджетных платежей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-7/23-konyukhova.pdf (дата обращения: 07.03.2019).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх