Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 14.05.2019.

Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств школьников 10-12 лет

Исаченков Вадим Сергеевич

нет

Смоленска академия физической культуры и спорта

Студент (бакалавр)

Шукаев Виктор Павлович, кандидат биологических наук, профессор кафедры велоспорта Смоленской академии физической культуры и спорта


Аннотация:
В данной статье автор рассматривает положительное влияние подвижной игры на физическое воспитание школьников 10- 12 лет, а в частности на развитие их физических качеств. Также, статья раскрывает социальную сущность подвижных игр.


Abstract:
In this article the author considers the positive impact of outdoor play on the physical education of students 10 - 12 years, and in particular on the development of their physical qualities. Also, the article reveals the social essence of outdoor games.


Ключевые слова:
подвижная игра; физическое воспитание; физические качества; педагогический процесс; образовательные и воспитательные задачи

Keywords:
mobile game; physical education; physical qualities; pedagogical process; educational and educational tasks


УДК 796.2

Введение.

Игра с глубокой древности являлась важнейшей  частью жизни человека, которая применялась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Фундаментом становления и развития игры является труд и искусства первобытного общества, которые отражали трудовые и бытовые действия древнего человека. Данные действия были взаимосвязаны с танцами, пением и музыкой.

Постепенно с развитием языка, мышления, совершенствованием орудий производства игра выделяется в самостоятельный вид деятельности, что привело не только к отражению уклада жизни общества (его содержанию), но и к задачам воспитания детей в соответствии с законами этого общества. Исторические данные указывают на то, что уже в Древнем Египте и Древней Греции игры превратились в одних из основных средств воспитания. Так, например, древние греки чрезвычайнобоготворили детские и народные игры. Такое благоговение к играм прослеживается в трудах великих мыслителей того времени. Так, Аристотель характеризовал слабое государство, в котором крайне малое значение отводится физическим упражнениям . Так же философ Анаксагор, который отказался от различного рода почестей при жизни, однако в своём завещании писал, что для него самой лучшей наградой стало бы проведение, в день его гибели, игр для молодёжи. А Сократ и вовсе не стеснялся проводить свой досуг в Афинах, участвуя в играх с детьми   и т. д.

Более того, и наши Российские «умы» стали превозносить игру, подчёркивая, что она своего рода связь с окружающей действительностью. Правда, особый интерес к изучению подвижной игры в России случился во второй половине ХIХ века, благодаря подъёму прогрессивной мысли, сложившиеся под влиянием Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и др.

Большое внимание подвижной игре уделял крупнейший общественный деятель , педагог, создатель научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт. Он утверждал, что подвижная игра есть упражнение более сложного порядка, нежели простое гимнастическое упражнение, посредством которого ребёнок готовится к жизни. П.Ф. Лесгафт, теоретически обосновал значение подвижной игры в физическом воспитании детей , а так же описывает методические указания к правильному использованию подвижных игр в системе физического воспитания.

Далее, в процессе развития истории человечества, возникают новые социально-экономические отношения, происходят изменения в условиях бытия культуры, так же меняется характер общества, а вместе с ним и содержание игры. Некоторое количество игр творчески модернизировались в новых исторических условиях, а другие игры, которые не находили применение в новых условиях жизнедеятельности, забывались.

Поэтому, подвижная игра оказывает всестороннее развитие ребёнка, однако остановимся на развитии физических качеств детей 10-12 лет средством подвижных игр и более детально их разберём.

Актуальность темы.

В настоящее время существует множество средств для воспитания (развития) физических качеств у школьников 10-12 лет. Так например, для воспитания выносливости применяют разнообразные физические упражнения циклического и ациклического характера бег, кросс, плавание, передвижение на лыжах и т.д. Однако, большинство учителей физической культуры, тренеры спортивных школ упускают из вида подвижные игры как эффективное средство развития физических качеств и физического воспитания в целом. Считают его устаревшим, а ещё хуже считают, что школьник 10 -12 лет уже взрослый и «обойдётся простым бегом». Такие взгляды на подвижные игры крайне негативно могут сказываться на физическом воспитании ребёнка, так как учитель или тренер не используя в своей деятельности подвижные игры лишается средства которое в комплексе развивает физические качества, что крайне необходимо для гармоничного  развития организма ребёнка в целом.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - раскрыть положительное влияниеподвижных игр на физическое воспитание школьников 10- 12 лет.

Задачи исследования:

1) Изучить социальную сущность подвижной игры и её роль в современном обществе.

2) Выявить влияние подвижных игр на развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость) у школьников 10-12 лет.

Научная новизна.

Статья раскрывает социальную сущность подвижной игры и основываясь на эксперименте, раскрывается её положительное влияние на физическое воспитание школьников 10 -12 лет.

Методы исследования.

1. Анализ научно- методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Контрольные испытания.

3. Педагогический эксперимент.

4. Математико- статистический метод.

Основная часть.

Фундаментом подвижных игр являются разного рода движения и действия играющих. В свою очередь они, при грамотной организации, укрепляют здоровье индивида. Благоприятное влияние оказывается на сердечно- сосудистую, дыхательную, мышечную и др. системы организма. Так же, за счёт подвижных игр возрастает функциональная деятельность, вовлекаются крупные и мелкие мышцы тела в разнообразную динамическую работу, происходит развитие и совершенствование анализаторов, повышается подвижность в суставах.

Подвижные игры в большинстве случаев эмоциональны. А эмоциональное состояние влечёт за собой усиленное выделение гормона адреналина. Тем самым, мышечная деятельность, активизирует работу центральной нервной системы, что в свою очередь оказывает положительное воздействие в целом на организм индивида.

Более того, подвижные игры оказывают огромное значение в воспитании физических качеств у индивида в комплексе, что крайне важно для его жизнедеятельности. Так, например, часто изменяющаяся обстановка в игре воспитывает ловкость, так как участникам необходимо быстро переходить от одних действий к другим. А быстрота развивается за счет игр в которых требуется мгновенно реагировать на зрительные, звуковые и других сигналов и т.п.

Так же, при выборе подвижной игры детям необходимо учитывать их возрастные особенности. Так, у учащихся 4-6 классов (дети 10-12 лет) наиболее важной особенностью организма является то, что он обладает большей устойчивостью. Постепенно происходит укрепление и рост мышц. Вопреки этому, еще слабо развиты силовые данные. Однако, игры в которых присутствуют  кратковременные силовые напряжения и кратковременный рост интенсивности движения, идут им на пользу. Более того, важной чертой данного возраста является их сплочённость, командный дух, чувство коллективизма. Поэтому, дети данного возраста учувствовать в командных играх.

В подтверждении этому был поставлен педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы No 12, города Смоленска.

В исследовании принимали участие 24 школьника ( мальчики ), возраст которых составлял 10-12 лет. Группа была разделена на две подгруппы по 12 человек.

В экспериментальную группу в педагогический процесс на занятиях физической культуры в конце основной части урока в течении 5-7 минут проводились подвижные игры, как средство физического воспитания, а в частности развития физических качеств. Для определения эффективности данного средства было проведено тестирование обеих групп. Это были три контрольных упражнения:

1) Бег 30 м. (быстрота);

2) Бег 1 500 м. (выносливость);

3) Подтягивание на турнике (сила).

Для установления статистических значимых различий в результатах диагностики между контрольной и экспериментальной группой использовался t – критерий Стьюдента.

Подвижные игры как средство физического воспитания применялось в ходе педагогического процесса на уроках физической культуры в течение 5 недель. За это время было проведено у каждой группы по 15 занятий. На каждый урок подвижная игра была подобрана со спецификой (направленности) развития какого-то определённого физического качества. Например, 1- ая неделя эксперимента выглядела следующим образом:

1-ый урок: воспитание силы.

Подвижная игра - «Бой петухов»

2-ой урок: воспитание быстроты.

Подвижная игра - «Охотники и утки»

3-ий урок: воспитание выносливости.

Подвижная игра – «Ловля парами»

Неделя №2 :

1-ый урок: воспитание быстроты:

« Вызов номеров»

2-ой урок: воспитание силы

«Тяни в круг»

3-ий урок: выносливость

«Мяч в овцу»

Неделя № 3:

1-ый урок: сила

«Выталкивание из круга»

2-ой урок: выносливость

«Борьба за мяч»

3-ий урок: быстрота

«День и ночь»

Неделя №4:

1-ый урок: выносливость

«Ловля парами»

2-ой урок: быстрота

«Охотники и утки»

3-ий урок: сила

«Бой петухов»

Неделя №5:

1-ый урок: быстрота

«День и ночь»

2-ой урок: сила

«Выталкивание из круга»

3-ий урок: выносливость

«Ловля парами».

Затем, было проведено повторное тестирование, для выявления влияния подвижных игр на развитие физических качеств у школьников 10-12 лет.

Входе эксперимента было установлено, что оценка эффективности развития физических качеств на момент начало эксперимента ( таблица 1) в контрольной группе составляла:

 

Сила 8 ± 2,14; быстрота 5,93 ± 0,49; выносливость 9,62 ± 1,37

В экспериментальной группе:

сила 6,41 ± 1,84; быстрота 6,04 ± 0,46; выносливость 9,6 ± 1.61

После проведения исследования оценка эффективности ( таблица 2) в контрольной группе:

 

Сила 8,2 ±1,8; быстрота 5,9±0,49; выносливость 9,59 ±1,37

В экспериментальной группе:

сила 7,1±2,1; быстрота 5,87± 0,46; выносливость 9,55±1,53.

Таблица 1. 

Тест Группы Х±m до эсперимента  Х±m после экперимента  P
Бег 30 м. (быстрота) Е 
К
6,04±0,46
5,93±0,79
5,87±046
5,9±0,49
<0,05
Бег 1500 м. (выносливасть) Е 
К
9,6±1,61
9,62±1,37
9,55±1,53
9,59±1,37
<0,05
Подтягивание на турнике (сила) Е 
К
6,41±1,84
8±2,14
7,1±2,1
8,2±1,8
<0,05

Результаты исследования.

-изучена социальная сущность и роль в современном обществе подвижной игры как средство подготовке детей к жизни, т.е. своего рода переходная ступень трудовой деятельности ;

-входе эксперимента была выявлена положительное влияние на развитие физических качеств( сила, быстрота, выносливость) у школьников 10-12 лет.

Заключение.

Итак, игра  в  жизнедеятельности учащихся (10-12 лет) решает ряд воспитательных и образовательных задач. Является своего рода связью индивида с реальностью. Так например, принимая участие в подвижных играх у детей развиваются  способности к действию, что крайне важно в практической жизнедеятельности учащихся . А определенные правила и двигательные действия строят у играющих правильные представления о поведении в реальной жизни. Тем самым, оставляют в их сознании представления о уже существующих в обществе определенных правил и отношениях между индивидами.

Более того, подвижные игры оказывают положительное влияние на развитие физических качеств. А происходит развитие данных качеств в комплексе, что имеет важную отличительную черту подвижных игр как средство физического воспитания, которая оказывает эффективное влияние на организм в целом и его гармоничного развития. Поэтому, необходимо детям  10 -12 лет оставлять время (5-7 мин.), на уроках физической культуры (тренировочном процессе), на занятие подвижными играми.

Библиографический список:

1. Коротков И. М.- Подвижные игры: учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры -М.: СпортАкадемПресс, 2002-229 с.
2. Строева И.В.- Статические методы обработки результатов в спротивно-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры.-Смоленск, 2015-116 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. – теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2002-480 с.
4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2000- 160 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх