Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 15.05.2019.
Просмотров - 835

Принятие рациональных решений о финансировании социальных программ

Козловскиий Евгений Геннадьевич

Белорусский государственный экономический университет

Студент

Герасенко Владимир Петрович, доктор, профессор, кафедра национальной экономики и государственного управления, Белорусский государственный экономический университет


Аннотация:
В статье проведен анализ принятия решений о финансировании социальных программ, рассмотрены проблемы реализации принимаемых программ, а также предложены пути совершенствования принятия решений о финансировании и роста эффективности социальных программ.


Abstract:
In this article was made the analysis of decision-making on the financing of social programs, discussed the problems of implementing the adopted programs and suggested ways to improve decision-making process on financing and increasing the effectiveness of social programs.


Ключевые слова:
финанирование; социальные программы; рациональность; бюджет социальной политики; эффективность; разработка социальных программ; благосостояние

Keywords:
financing; social programs; rationality; social policy budget; efficiency; development of social programs; welfare


УДК 338.22.021.4

Введение

В середине ХХ века западные страны сформировали идею «социального благополучия» и взялись за её реализацию. После войны наблюдался серьезный кризис как в экономике, так и в общества. Идея общества «социального благополучия» являлась обнадеживающей для социума. Система была нелостаточно гибкой, сокращала стремление населения к труду путем реализации обширных и всеобъемлющих социальных программ, что содействовало рост налогов. По итогам выхода из кризиса и роста благосостояния приоритеты общества менялись, что привело систему к невозможности ее дальнейшей реализации. К концу ХХ века процесс глобализации, появление новых технологий производства обозначили новые вопросы перед руководством стран, содействуя поиску новых путей формирования и осуществления социальной политике. Универсальной модели социальной политики, которая в полной удовлетворяла бы население, бизнес и государство ещё не найдено.

Актуальность данного исследования заключается в значительном количестве социальных программ, которые не достигают поставленных целей, а также неэффективному расходованию денежных средств при финансировании социальных программ.

Цель работы – определение эффективности финансирования социальных программ и рост эффективности их финансирования.

Задачи работы – выявление неэффективной реализации государственных социальных программ, а также анализ способов повышения эффективности финансирования соответствующих программ.

Материалами статьи являются разработки отечественных и зарубежных исследователей в области оценки эффективности государственных программ, отчеты об эффективности выполнения государственных программ в Республике Беларусь.

Методы, используемые в статье: описание, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, систематизация, сравнительный анализ.

Научная новизна обусловлена тем, что в работе предлагаются конкретные механизмы принятия рациональных, эффективных решений по вопросам и методам финансирования государственных социальных программ.

Основной текст:

Государство осуществляет контроль в соответствии с законодательством за деятельностью некоммерческих организаций; целевым использованием фондов денежных средств; разработкой социальных программ; сбором налогов и их перераспределением с целью защиты малообеспеченных и незащищённых категорий граждан.

Бюджет социальной политики – это совокупность источников финансирования, используемых для реализации мероприятий социальной политики. Бюджет социальной политики состоит из консолидированного государственного бюджета (включает республиканский бюджет, бюджеты административно-территориальных единиц), бюджеты государственных внебюджетных фондов социального характера и бюджеты иных целевых фондов, средства работодателей, бюджеты домохозяйств, формируемые за счет поступлений социальных трансфертов и вознаграждений за труд субъектов домохозяйства.

Бюджет социальной политики состоит из следующих элементов:

  • бюджет направлен на финансирование текущего содержания и капитального ремонта объектов отраслей социальной сферы общегосударственного значения выплаты социальных пособий
  • полное или частичное финансирование государственных целевых программ; региональные и местные бюджеты финансируют местные объекты социальной сферы;
  • государственные внебюджетные фонды аккумулируют средства для обеспечения социальных транзакций;
  • все расходы домохозяйств носят социальный характер;
  • функционируют целевые социальные фонды, предназначенные для финансирования определенных государственных социальных обязательств;
  • работодатели направляют денежные средства для выплаты заработных плат сотрудникам и формирование расходов “социального пакета”. [1]

Любое государство заинтересовано в рационализации расходов своего бюджета, значительная часть которых осуществляется в рамках социальной политики. Поэтому при разработке социальной политики и обосновании ее бюджета важно определить основные направления реализации социальной политики и обеспечить их реализацию в обязательном порядке.

Подавляющее большинство социальных программ и услуг еще на данный момент не подвергается строгой оценке, а из тех, которые были подвергнуты строгой оценке, большинство (75%), включая те, которые опираются на мнения экспертов и менее строгие исследования, оказывают небольшие или нулевые эффекты, а в некоторых случаях негативные последствия.  Эта ситуация обусловлена, как правило, отсутствием глубокого анализа программ на стадии их формирования и предложения. [2]

Направления изменений бюджета социальной политики в Республике Беларусь с целью увеличения эффективности:

  • Изменение принципов осуществления финансирования программ.
  • Увеличение доли бюджета социальной политики, формируемой на страховой основе (в первую очередь, за счет страховых взносов работников и работодателей).
  • Совершенствование формирования бюджета социальной политики. [3]

Наличие большого количества законодательных документов ставит вопрос о доступности информации для населения. Граждане должны быть достаточно информированы о мерах и порядке предоставления социальных услуг и льгот. [4]

Заключение

Получатели денежных средств должны показать, что они тратят финансовые ресурсы на программы, основанные на строгих оценках, свидетельствующих о положительном влиянии на развитие или достижения детей, измеряемых такими результатами, как беременность в подростковом возрасте, успеваемость, трудоустройство и заработок у молодых людей, снижение показателей лишения свободы. Во-вторых, они должны оценивать свои программы с использованием научных разработок и при помощи привлечения независимых аналитиков, чтобы гарантировать, что они продолжают оказывать положительное воздействие и реформировать программы. Социальная защита населения по своей специфике, не приносит прибыль, поэтому её нельзя считать бизнес – структурой. Оказываемые ею услуги, по большому счету, являются благотворительными и носят безвозмездный характер. И именно по этой причине рассчитать точную экономическую эффективность от внедрения разработанных мероприятий не предстает возможным.

Библиографический список:

1. Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennyh-programm (дата обращения: 03.05.2019)
2. Social Programs that Work // The New York Times [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2015/01/01/opinion/social-programs-that-work.html (дата обращения: 04.05.2019)
3. Social Programs that Work // Brookings – Quality. Independence. Impact. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.brookings.edu/blog/up-front/2014/12/01/social-programs-that-work/amp/ (дата обращения: 04.05.2019)
4. Is it fair to say that most social programmes don’t work // 80,000 hours: How to make a difference with your career [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://80000hours.org/articles/effective-social-program/ (дата обращения: 04.05.2019)




Рецензии:

21.05.2019, 10:17 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: статья требует доработки, автор заявляет, что цель исследования-определение эффективности финансирования социальных программ и рост эффективности их финансирования, но в изложенном материале эффективность в принципе отсутствует. представленная статья не может быть рекомендована к публикации



Комментарии пользователей:

19.05.2019, 15:58 Яцкий Сергей Александрович
Отзыв: В статье Герасенко В. П. и Козловского Е. Г. сделана заявка на определение эффективности финансирования социальных программ и рост эффективности их финансирования. Однако авторы ограничились общими фразами и не предложили методику оценки эффективности финансирования социальных программ. Цель работы не достигнута. Поэтому данная статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий


Оставить комментарий


 
 

Вверх