Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 22.05.2019. Последняя правка: 22.05.2019.
Просмотров - 345

Влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников

Богатырева Луиза Ахметовна

Кабардино-Балкарский государственный университет ИМ. Х.М. Бербекова

студент

Ногерова Марьям Татуевна, кандидат наук, Кабардино-Балкарский государственный университет ИМ. Х.М. Бербекова


Аннотация:
Обоснована актуальность изучения влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Установлен уровень концентрации внимания и его влияния на произвольную память старших дошкольников.


Abstract:
The relevance of studying the influence of the level of development of concentration of attention on the arbitrary memory of older preschoolers is substantiated. Analyzed the psychological and educational literature on this issue. The level of concentration of attention and its influence on the arbitrary memory of older preschoolers is established.


Ключевые слова:
концентрация; внимание; память; влияние

Keywords:
concentration, attention, memory, influence


УДК 159.95

Проблема изучения памяти и внимания является весьма актуальной. Феномены памяти и внимания исследовались не одно столетие, однако до сих пор изучены недостаточно, особенно механизмы памяти. Исследованием данных психических процессов занимались такие ученые как Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, А. Бине, К. Бюллер, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, И.П. Павлов, Н.Ф. Добрынин, Д.Н. Гальперин и др. В психологии можно выделить направления, которые занимались изучением памяти: ассоциативная и гештальт-психология, психоанализ, бихевиоризм, смысловая теория и др. В настоящее время хорошо изучены виды и процессы памяти и внимания, свойства данных процессов у детей, однако недостаточно исследована проблема влияния уровня развития свойств внимания на произвольную память старших дошкольников. На современном этапе развития нашего общества стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность.

Объект исследования – произвольная память старших дошкольников

Предмет исследования - влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников

Цель исследования - выявить как влияет уровень развития концентрации внимания старших дошкольников на их произвольную память

Задачи исследования:

1. Выявить уровень разработанности проблемы развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявить основные подходы к решению проблемы развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

3.Выявить уровень развития концентрации внимания и произвольной памяти у старших дошкольников

4.Установить особенности влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память

Гипотеза исследования: если внимание является сквозным познавательным процессом, то есть всеобщим условием познания, то от уровня развития свойств внимания будет зависеть уровень развития произвольной памяти у старших дошкольников.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

      - тестирование.

      - методы математической обработки.

Методический инструментарий:

- методика «Корректурная проба» (вариант методики Бурдона).

- методика «Выучи слова».

- методика «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ СОШ №32, г. Нальчик, мкр. Долинск, , структурное подразделение №78. В ней участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста.

 Результаты диагностики уровня развития концентрации внимания позволяет сделать следующие заключение: у 49% испытуемых высокий уровень концентрации внимания. У 51% испытуемых старших дошкольников средний уровень концентрации внимания. У 0% низкий уровень концентрации внимания.

 Результаты диагностики объёма памяти и запоминания: а) у 40% испытуемых показатель уровня развития памяти находится выше нормы, у 54% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития памяти, у 6% наблюдается низкий уровень развития памяти. б) уровня развития памяти выше нормы, что составляет примерно 44%,  у 66% наблюдается средний уровень развития памяти. По всем пройденным методикам в целом результаты уровня развития памяти находится в норме.

Затем мы провели корреляционный анализ на влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Мы выяснили что в большей зависимости находятся концентрация внимания и быстрота запоминания (0,7), а в меньшей степени зависимости находятся концентрация внимания с объемом памяти (0,6). Таким образом, уровень развития концентрации внимания влияет на произвольную память старших дошкольников. Данные указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Свойства памяти                                                    

Свойство  внимания                                               

Объем

Быстрота запоминание

 

Концентрация                        

 0,6

0,7

 

Коэффициенты корреляции уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников.

Мы предположили, что если внимание является сквозным познавательным процессом, то есть всеобщим условием познания, то от уровня развития концентрации внимания будет зависеть уровень развития произвольной памяти у старших дошкольников. Наша гипотеза подтвердилась.

Таким образом можно сделать вывод, что уровень развития концентрации внимания и произвольная память связаны. Это значит, что уровень развития свойств внимания влияет на произвольную память старших дошкольников.

Библиографический список:

1. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010. -№6, 29-38 с.
2. Захарюта Н.В. Психологическая диагностика развития детей. (1часть) / сост., Армавир, 2002г., стр. 101.
3. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие. – 3-е изд.– Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 200




Рецензии:

24.05.2019, 8:55 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Обратите внимание на гипотезу: она с двойной нагрузкой.

23.06.2019, 18:53 Петанова Елена Ивановна
Рецензия: Автор выделяет проблему исследования: проблема влияния уровня развития свойств внимания на произвольную память старших дошкольников. однако, почему из характеристик внимания выделена именно концентрация (а не устойчивость, которая способствует более эффективному восприятию; или объем внимания, отражающийся на количестве воспринятых единиц информации, и т.д.), почему стимульным материалом для запоминания был и вербальный? и невербальный материал (а это разные формы памяти) остается не уточненным. Далее автор не указывает изучаемую форму памяти (кратковременная или долговременная), какой процесс изучался: запоминание или сохранение в течение какого интервала времени информации. Есть основание считать, что проблема исследования не обоснована. При констатации степени изученности выделенной автором проблемы автор ссылается только на классиков, изучавших память, и в меньшей мере внимание, вне связи с исследуемой взаимосвязью психических процессов, (которая сама по себе очевидна и эмпирически многократно изучена, в том числе и на детях старшего дошкольного возраста). Психолого-педагогическая литература, на основании которой формулируется цель исследования, должна конкретно отражать осведомленность автора об исследованиях, выполненных именно с той возрастной группой, в которой предполагается выполнять эмпирическое исследование, и, желательно, с указанием того, исследовалась ли ранее взаимосвязь внимания и памяти. Таких указаний в статье нет. Цель исследования определена не корректно, так как выявить «влияние» методом корреляционного анализа невозможно, можно говорить о взаимосвязи... Указанная цель не может быть решена эмпирическим исследованием, а только в процессе специально организованного эксперимента (о котором ничего не сказано в статье). Ни одна из четырех выделенных задач не может считаться выполненной и отраженной в тексте статьи. Количество исследованных детей (n=15) так же недостаточно для того, чтобы считать полученные результаты достоверными. Использование понятия "уровень" неуместно, так как коррел. анализ выполнялся не двух сравниваемых группах (с высокой и средней концентрацией внимания) Таким образом, организацию исследования нельзя считать качественной, а полученные результаты не позволяют делать вывод, который делает автор. Заключение. Считаю, что исследование по дизайну не качественное, а статья по своему содержанию не отвечает требованиям, предъявляемым к научной статье и публиковать ее в научном журнале нельзя. С уважением, доцент СПбГУ, Петанова Елена Ивановна



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх