Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Информационные технологии
Размещена 28.05.2019. Последняя правка: 28.05.2019.

ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОНЛАЙН-КУРСА ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ

Севостьянова Юлия Сергеевна

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

студент

Шуклин Дмитрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления корпоративного обучения и профессионального развития, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики


Аннотация:
В данной статье проанализированы существующие онлайн-курсы хореографической тематики. На основе сравнительного анализа выявлены наиболее востребованные методы обучения и предложена концепция проектирования онлайн-курса по хореографии.


Abstract:
This article analyzes existing online courses on choreography. Based on a comparative analysis, the most popular teaching methods were identified and the concept of designing an online course on choreography was proposed.


Ключевые слова:
онлайн-курс; дистанционное обучение; веб-технологии; интерактивное обучение; хореография

Keywords:
online course; distance learning; web technologies; online learning; choreography


УДК 004

Введение. На сегодняшний день существует множество российских и зарубежных высших учебных заведений дополнительного образования, которые не поддерживают онлайн-обучение, особенно в сфере хореографического искусства. Профессионалов высокого класса, готовых передавать свое мастерство молодому поколению – единицы. По разным причинам мастера этого вида искусства не в состоянии охватить мастер-классами отдаленные регионы.

Актуальность данной темы связана с тем, что такой вид обучения как онлайн-курсы, направлен на создание возможности приобрести учащимися новые профессиональные навыки и отточить уже имеющиеся. Таким образом, комбинирование подходов и методов обучения с помощью современных веб-технологий может повысить эффективность использования онлайн-курсов в области классической хореографии, которые помогут учащимся в освоении балетного искусства, а также могут быть полезны при поступлении в хореографический ВУЗ.

Целью данной работы является исследование современных методов онлайн-обучения с целью разработки концепции онлайн-курса по классическому танцу.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: методы сравнительного анализа, группировка информации, обобщение сведений.
В сети Интернет достаточно много ресурсов, посвященных обучению искусству. Одной из форм применения информационных технологий в сфере хореографической педагогики – тематические веб-сайты, включающие в себя литературу, учебно-методические материалы, статьи о хореографическом искусстве и творчестве; видеозаписи лучших хореографических произведений (номеров, балетных спектаклей, танцевальных клипов) вне зависимости от жанра; видеоуроки танцев; полезные советы для хореографов, необходимое программное обеспечение; последовательно выстроенные программы для дистанционного обучения; площадку для интерактивного обучения [3].

Цель исследования [2], под названием «Перспективы студентов по электронному обучению и использованию виртуальной учебной среды в хореографическом образовании» заключалась в том, чтобы узнать, как студенты обучались на международной программе электронного обучения, используя платформу виртуальной обучающей среды. По данным, собранным у 42-х учащихся, которые использовали опросник и групповые интервью, было обнаружено, что наиболее важным фактором для выполнения всех учебных заданий является руководство преподавателя и отзывы о работе студентов. Что касается платформы обучения, авторы выяснили, что по сравнению с другими учебными задачами, выполнение практических заданий по хореографии было наиболее ограничено имеющимися инструментами. Для проведения сравнительного анализа рассмотрено десять онлайн-курсов, занимающих лидирующие позиции: DAR Online, Viennese Waltz Basic Dance Course, STEEZY STUDIO, DanceClass.com, DriveDance, онлайн школа танцев Алена Манукяна, Dance magazine, LearnToDanse, DancePlug, SkillShare. Курсы представляют собой дистанционное обучение и рассчитаны на студентов, которые уже активно работают в хореографических коллективах.

В ходе проведенного анализа, были сделаны следующие выводы:

  1. Большинство онлайн-школ – это набор видео или flash уроков с возможностью задать уточняющие вопросы в чате, на форуме или по e-mail.
  2. Онлайн-обучение в сфере хореографии в большей степени распространено за рубежом, нежели в России.
  3. Большая часть онлайн-курсов размещена на международных платформах, что ограничивает их использование российскими студентами, не владеющими знаниями иностранных языков.
  4. Отсутствуют онлайн-курсы по классическому танцу от высших учебных заведений хореографической профессиональной подготовки.
  5. Отсутствие интерактивности во многих ресурсах электронного обучения снижает эффективность обучения, мотивацию и приводит к отсеву студентов.
  6. Стоимость онлайн-курсов служит барьером для некоторых учащихся, что приводит к спаду в стремлении освоить новый вид искусства.

На основе сравнительного анализа методов и форм обучения приведенных онлайн-курсов, выявляются наиболее востребованные – мастер-классы и видеоуроки от ведущих хореографов и артистов балета, связь с персональным наставником в течение всего периода обучения; демонстрация видеоуроков с помощью современных веб-технологий; интерактивное обучение; проверка домашних заданий и различные формы контроля усвоения знаний, различные творческие задания, проверяемые преподавателем курса, использование прогрессивных форм обучения. Для более эффективного онлайн-обучения все используемые материалы должны быть систематизированы в порядке последовательного их усвоения в соответствии с учетом хореографической логики подачи учебных и творческих заданий.На основе изученных методик преподавания классического танца [1] и специфики онлайн-обучения, разработаны подходы к проектированию онлайн-курса.

  1. Основная цель онлайн-курса: организация культурно-досуговой деятельности с использованием сети Интернет. Расширение доступа к услугам дополнительного образования в области классического танца.
  2. Задачи онлайн-курса:

а)  предоставление услуг дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности проживающим в районах с неразвитой или отсутствующей сетью учреждений;

б)  расширение возможностей дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусств (мастер-классы, вебинары, видеозаписи лучших хореографических произведений (номеров, балетных спектаклей, танцевальных клипов), учебно-методические материалы, статьи о хореографическом искусстве и творчестве).
3. Целевая аудитория:

а)  молодые люди и взрослые, заинтересованные в развитии их классической танцевальной техники;

б)     те, кто мечтает учиться у выдающихся мастеров балетного искусства, но не имеет такой возможности;

в)      люди с большим опытом: танцовщики, которые могут быть заинтересованы в профессиональной подготовке, например, для поступления в ВУЗ с хореографической направленностью;

г)      начинающие, которые хотели бы проявить себя в хореографической подготовке для личного или профессионального развития.
4. Организация обучения:

а)  Регистрация.

После зачисления студенту на почту высылаются: ссылка, логин и пароль для входа в личный кабинет, где учащийся сможет планировать своё обучение. Пройдя по ссылке, участник вводит логин и пароль, и тогда открывается доступ к учебным материалам и другим компонентам онлайн-курса.

б)  В личном кабинете необходимо будет указать ФИО, возраст, город и уровень владения классическим танцем. Далее учащемуся будет представлена основная информация по обучению – период и правила обучения, инструкция слушателя. Студенты смогут оценивать в течение первых нескольких дней свои возможности, чтобы убедиться, что они помещены в правильную группу, и, если необходимо, перераспределены на другой уровень обучения.

в)  Онлайн-курс будет организован в виде обучающих модулей.

Модульный принцип организации обучения дает возможность самостоятельного выбора необходимого курса и набора модулей. Каждый модуль включает в себя видеоуроки, практическое задание и мастер-класс от ведущих хореографов и артистов балета.

г)   К каждому студенту будет прикреплен личный куратор, который будет на связи по любым вопросам обучения.

д)  В конце каждого модуля предусмотрен контроль полученных знаний, просматриваемых экспертом. После проверки задание высылается студенту с рекомендациями и пометками об ошибках. После устранения недочетов и ошибок, студент может отправить выполненное задание повторно.

е)  Предполагаемый онлайн-курс постепенно будет наполняться мастер-классами от ведущих хореографов и мастеров балетного искусства. Планируется проведение мастер-классов онлайн, оповещение о которых будут высылаться на почту и в личный кабинет студента.

ж)    Во время прохождения обучающего модуля, студенту будет предложено скачать мобильные приложения с балетной тематикой, которые послужат дополнительным закрепляющим материалом к видеоурокам и повысят интерес к обучению (Google Play: Балет Free; App Store: Русская школа балета, Ballet class, Ballet Training, Ballet Lite, Ballet Teacher Companion, Русский балет, Scarsdale Ballet Studio, Урок классического танца).

з)   Получение квалификации.

и)  Учащиеся могут пройти обучение без какой-либо квалификации.

Онлайн-курс будет доступен в любой точке мира, необходимо лишь подключение к Интернету. Занятия будут проходить на онлайн-платформе, куда уже закачаны видеоуроки. Материалы предоставляются в компактной форме, динамично и разнообразно. Студенты смогут заниматься в то время, когда им это удобно, но в рамках доступа, который приобрели.
Предложенный комплекс подходов послужит мотивацией для эффективного онлайн-обучения классическому танцу для начинающих танцовщиков; опытных танцовщиков, которые хотели бы усовершенствовать свои знания; поклонников классического танца, живущих в городах, в которых очень мало информации и материала; тех, кто мечтает попасть на мастер-классы к ведущим хореографам, но не имеет такой возможности.

Библиографический список:

1. Дистанционное обучение хореографов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80aff9abkd7ab.xn--80axh3d.xn--p1ai/ (Дата обращения: 19.05.2018).
2. Anderson, J., Dance, Technology, and the Web Culture of students // Jurnal of Dance Education. – 2008. – Issue: technology and dance. – С. 113-128
3. Bakogianni, S., Kavakli, E., Traditional dance, pedagogy and technology: an overview of the WebDance project// Research in Dance Education. – 2008. – Issue 2: Technology and dance. – С. 163-186




Рецензии:

28.05.2019, 17:50 Азевич Алексей Иванович
Рецензия: В статье рассматривается актуальная проблема использования web-технологий в процессе обучения хореографии. Авторы провели детальный анализ существующих образовательных ресурсов, а также разработали подход к формированию содержания онлайн-курса хореографической тематики. Кроме того, была описана технология обучения с использованием онлайн-курса. Содержание, структура и логика статьи соответствуют заявленной цели. Статья рекомендуется к печати. Алексей Иванович Азевич, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх