Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 17.06.2019. Последняя правка: 17.06.2019.
Просмотров - 545

Особенности развития мышления в начальном образовании

Шогенова Алина Аслановна

бакалавр

Кабардино-Балкарский Государственный Университет

студент

Ногерова Марьям Татуевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогического образования, Кабардино-Балкарский Государственный Университет


Аннотация:
В работе обоснована актуальность проблемы развития мышления младших школьников. Выявлен уровень изученности проблемы и установлены основные подходы к решению этой проблемы. Проведена диагностика уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста. Также произведена обработка результатов диагностики уровня развития мышления в начальном образовании.


Abstract:
The paper substantiates the relevance of the problem of the development of thinking of younger students. Identified the level of knowledge of the problem and established the main approaches to solving this problem. Diagnostics of the level of development of thinking in children of primary school age was carried out. The results of diagnostics of the level of development of thinking in primary education were also processed.


Ключевые слова:
мышление; развитие мышления; особенности развития мышления; свойства мышления; наглядно-образное мышление

Keywords:
thinking; development of thinking; features of the development of thinking; properties of thinking; visual-figurative thinking


УДК 51

Актуальность темы: Младший школьный возраст – новый период в жизни каждого ребенка, характеризующийся стремлением детей не только воспринять окружающий мир, но и понять его. С. Рубинштейн писал: «Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [4]. Это определение содержит в себе самые главные особенности мышления как познавательного процесса младших школьников такие как, опосредованность (ученик в состоянии выносить суждения о свойствах предмета без непосредственного контакта с ним), обобщенность (мышление младшего школьника есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира). Все психические изменения на начальном этапе развития образования, связанные с мышлением, будут фундаментом для его дальнейшего развития.

Объектом исследования является процесс развития детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие мышления младших школьников.

Цель: установить особенности развития мышления младших школьников.

Задачи:

1. Выявить уровень изученности проблемы развития мышления в младшем школьном возрасте с помощью психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы.

2. Установить основные подходы к решению проблемы развития мышления в младшем школьном возрасте в психологических теориях.

3. Выявить уровень развития мышления детей младшего школьного возраста.

4.  Провести количественный и качественный анализ результатов диагностики уровня развития мышления младших школьников.

Для решения обозначенных задач выбраны следующие методы:

-анализ, синтез и обобщение литературных источников.

-психолого-педагогический эксперимент.

-тестирование.

-математический метод.

Гипотеза: использование психолого-педагогического метода (констатирующего эксперимента) и методик способствуют выявлению уровня развития мышления детей младшего школьного возраста.

Проблема особенностей развития мышления младших школьников рассматривалась многими учеными – психологами с разных точек зрения.

По мнению Е.М. Карпова: «младший школьный возраст сензитивный период для развития навыков решения проблем. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах» [3, с. 56]. В действительности с этим мнением можно с легкостью согласиться, ведь именно в процессе исследования дети познают мир как таковой. Кроме того, исследовательские работы способствуют более эффективному решению задач воспитания, обучения и развития личности

Л.С. Выготский был одним из первых психологов, кто исследовал процесс формирования понятий. Выготский [2] считал, что развитие мышления напрямую зависит от развития речи, что и является главной задачей начальной школы. Процесс психического развития обусловлен изменением уровня развития обобщений. Развивая значения слов, повышая уровень обобщений можно изменять системное строение сознания, т.е. управлять развитием сознания через обучение.

Диагностика уровня развития мышления младших школьников проводилась с помощью двух методик: «Исключение лишнего», «Умение считать в уме». Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ № 7 г.о Нальчик. В эксперименте приняло участие 28 человек 4 «А» класса, из них 13 мальчиков и 15 девочек.

Цель методики «Исключение лишнего» состоит в исследовании способности ребенка к обобщению, а также в исследовании умения выделять существенные признаки [1].

Ребенку предлагается бланк с напечатанными сериями из пяти слов. В каждой строчке бланка написано пять слов, из которых одно слово является лишним, его нужно найти и исключить, а оставшиеся слова можно объединить в одну группу и дать им название.

Методика «Умение считать в уме».С помощью данной методики проверяется способность младшего школьника производить умственные арифметические действия с числами и дробями [5].

Ребенку предлагаются на слух примеры на счет в порядке их усложнения. Он должен как можно быстрее сосчи­тать в уме и дать устный ответ.

Сводная таблица результатов диагностики уровня развития мышления представлена ниже (таблица 1)

Таблица 1. Результаты диагностики уровня развития мышления младших школьников (констатирующий эксперимент)

     Уровни развития мышления

 

методики

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

«Исключение лишнего»

11%

28%

36%

25%

«Умение считать в уме»

18%

23%

35%

24%

Из таблицы видно, что по итогам диагностики с помощью методики «Исключение лишнего» больше трети детей (36%) обладает средним уровнем развития обобщенности, 28% низким уровнем, 25% высоким и у 11% респондентов соответственно очень низкий уровень. Испытуемые больше всего справились с обобщением существительных, в частности, предметов быта, растений. Наибольшую сложность вызывали ряды с прилагательными, именами нарицательными и разными видами профессий.

 Методика «Умение считать в уме» помогла проверить способность младших школьников производить умственные арифметические действия с числами и дробями, а также выявить уровень развития мышления. По окончанию диагностики можно выявить следующие результаты: у 18% испытуемых очень низкий уровень развития мышления, что связано с трудностями выполнять арифметические действия над дробями и числами, у 23% -низкий, 35% детей имеют средний уровень развития мышления и 24%- высокий.

Результаты диагностики показали, что мышление детей младшего школьного возраста имеет свои особенности развития, выявляющиеся при проведении различных методик.

Библиографический список:

1. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.2 /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
3. Карпов Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. — № 6. — С. 54 63.
4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008.368 с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.




Рецензии:

17.06.2019, 18:50 Толстых Лилия Раисовна
Рецензия: Замечания: стиль изложение статьи ненаучный. Тема не отражает проблему исследования. Логика исследования нарушена. Объект и предмет не соотносятся с темой. Задачи 1 и 2 некорректно прописаны. Целесообразнее заменить провести теоретический анализ понятия "мышление". В качестве методов прописан - математический, но не указано какой конкретно использовался и с какой целью.Анализ, синтез и обобщение литературных источников относится к теоретическим методам исследования. Тестирование - диагностический метод (по Ананьеву). Диагностический метод представлен методиками, которые выявляют уровень мышления.В теме заявлено особенности развития мышления. Неправильно сформулирована гипотеза. Заявлен констатирующий эксперимент непонятно для чего. Вывод исследования не обоснован. Не прописаны какие конкретно особенности мышления выявлены. В таком виде статья не рекомендуется к печати.

19.06.2019, 17:36 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема актуальна, но есть ряд замечаний: 1. в статье заявлены задачи, которые не находят отражение в содержании работы, 2. представленный вывод в одно предложение требует серьезной доработки, 3. цель исследования - выявить особенности развития мышления, а в статье представлены результаты уровня развития мышления, 4. представленный объем работы нельзя назвать статье, это тезисы. Статья требует доработки



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх