Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №71 (июль) 2019
Разделы: Спорт
Размещена 24.06.2019. Последняя правка: 22.06.2019.
Просмотров - 1472

Совершенствование специальной физической подготовки в пулевой стрельбе спортсменов учебно-тренировочного этапа

Онищук Анастасия Олеговна

Магистр

Российский Государственный Педагогический Университет им. Александра Ивановича Герцена

Студент

Научный руководитель: Чепаков Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Российского Государственного Университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург


Аннотация:
На сегодняшний день в юношеской программе по пулевой стрельбе тренировочный процесс направлен на создание прочного фундамента общей и специальной физической подготовки и нацелен на высшее спортивное мастерство. Вопросы разработки и применения современных, рациональных методик использования физической подготовки для исполнения специализированных технических элементов избранного вида являются актуальными и способствуют более полной реализации потенциала двигательных возможностей спортсменов.


Abstract:
To date, in the youth program for bullet shooting, the training process is aimed at creating a solid foundation for general and special physical training and is aimed at higher sportsmanship. Issues of development and application of modern, rational methods of using physical training for the performance of specialized technical elements of the chosen type are relevant and contribute to a more complete realization of the potential of motor capabilities of athletes.


Ключевые слова:
пулевая стрельба; специальная физическая подготовка

Keywords:
shooting; special physical training


УДК 79

Введение:

Непрерывный рост результатов современного стрелкового спорта высших достижений  определяет потребность последующего совершенствования тренировочного процесса молодых стрелков. Исследование наиболее совершенных способов, средств и методов даёт возможность достигать существенных успехов в избранном виде спорта.

 Фундаментом учебно-тренировочного процесса  такого сложного вида спорта, как пулевая стрельба, считается техническая подготовка, которой уделяется значительное внимание, тем не менее, она определена и в первую очередь находится в зависимости  от уровня физической подготовки спортсмена.

У пулевой стрельбы, как одного из направления спортивной стрельбы, существует определенная особенность. Существенная нагрузка формируется в период неподвижного положения всего тела спортсмена, когда нужно закрепить наилучшее состояние тела для выполнения меткого выстрела. Во время стрельбы спортсмену-стрелку важно проявлять стабильность со способностью долгое время удерживать неподвижное состояние руки и оружия в сочетании с прицеливанием. Спортсмены должны обладать достаточным уровнем физической подготовленности,  которая представляет собой разновидность физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность.  Этим и определяется актуальность выбранной нами темы научного исследования.

В сложившейся системе подготовки стрелков-пулевиков, деятельность сотрудников комплексной научной группы (КНГ) является ведущей для отбора спортсменов в Сборную команду России, к чему, безусловно, будет стремиться юный спортсмен. На первом месте научных исследований КНГ остаются, конечно же, спортивные результаты, но не менее значимым вопросом для изучения специалистов является общая и специальная подготовленность стрелка. Далее по важности располагаются психологическая, тактическая подготовка, оценка состояния здоровья, которая немыслима без высокого уровня опять же физической подготовленности.(Z.Peljha, V.Gut, 2014)

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику специальной физиче­ской подготовки спортсменов отделения пулевой стрельбы на учебно-тренировочном этапе.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности тренировки юных спортсменов отделения пулевой стрельбы  на соревновательном и учебно-тренировочном этапе в стрельбе из пневматического пистолета.

2. Исследовать годичную программу подготовки спортсменов отделения пулевой стрельбы и определить содержание тренировочной нагрузки юных спортсменов.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику специальной фи­зической подготовки в годичном цикле тренировок юных стрелков на учебно-тренировочном этапе.

С целью определения общей и специальной физической подготовки спортсменов отделения пулевой стрельбы были изучены нормативные документы  и рабочие программы ведущих спортивных школ России и Санкт-Петербурга. Так же нами рассмотрен  Федеральный Стандарт спортивной подготовки по виду спорта "пулевая стрельба" (ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50). Было выявлено, что в отношении общей и  специальной физической подготовки нет подробных указаний об условии ее реализации, месте проведения, специфике и дозировке нагрузки, есть лишь общее распределение объёма на год для каждой группы подготовки. В тоже время, общей и специальной физической подготовке среди остальных видов  (тактическая, техническая, психологическая, соревновательная) выделено достаточно большое количество времени (35 % от общего объёма) на учебно-тренировочном этапе.

С целью изучения вопросов использования СФП в тренировочном процессе групп начальной специализации нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие  58 спортсменов и 18 тренеров по пулевой стрельбе ведущих отделений спортивных школ Санкт-Петербурга, Кронштадта, Выборга, Гатчины, Снежинска.

В результате исследования было отмечено, что все респонденты (100% спортсменов) считают необходимым и обязательным условием регулярное  использование СФП в их тренировочном процессе. Однако из них только 75% регулярно используют специальные упражнения на рубеже с оружием.

30% опрошенных спортсменов отметили, что посещают спортивный зал с целью совершенствования силовых показателей и общей выносливости, и только 24% указали, что используют в качестве дополнительной подготовки специальные  упражнения без оружия.

На вопрос, сколько же на самом деле уделяется времени специальным физическим  упражнениям, тренеры ответили, что процент резко падает и меняется в зависимости от уровня подготовленнности. Спортсмены высокого класса обладают опытом, сознательностью и оценивают для себя пользу использования СФП. Спортсмены младших групп не всегда готовы кропотливо трудиться над деталями, в силу возраста и неопытности, желая делать больше выстрелов с пулькой, забывая про отработку техники, на которой строится результат.

Таким образом, актуальность СФП в тренировочном процессе подчеркивают и спортсмены, и тренеры, однако следует констатировать, что для правильной организации такого вида тренировки, в настоящее время, недостаточно  соответствующих научно-методических разработок, подходящих спортивной группе по возрасту и специализации.

Нами была разработана методика, направленная на специальную физическую подготовленность стрелка-пистолетчика, в основе которой использовались комплексы с применением групп упражнений на развитие статической выносливости, координации, специальных силовых упражнений. В методике используется оборудование(эспандер кистевой, эластичный амортизатор, босу и др), позволяющее воздействовать как комплексно, так и отдельно на основные стрелковые качества, такие как: выносливость к статическим нагрузкам, способность точно дозировать мышечные усилия в положении изготовки, умение длительно сохранять внимание на системе «Стрелок-оружие». Специализированные комплексы были разработаны в соответствии с годовым планированием для каждой группы подготовки(стрелки второго года обучения и старше), возраста и с учетом индивидуальных особенностей каждого упражнения(упражнения сопровождаются фотографией с наилучшей техникой его исполнения). В качестве оценки физической подготовленности спортсменов и проверки эффективности разработанных комплексов нами были использованы тесты, соответствующие специальным качествам стрелка:

- высокой точностью, скоростью воспроизведения движений  и стабильностью сенсомоторной реакции (пальцевой теппинг-тест);

- тонкой координацией мелких движений системы «стрелок-оружие», обеспечивающей достаточно длительную ее устойчивость при производстве выстрелов  - стабилотренажер ( платформа для определения устойчивости);

- способностью тонко дозировать усилие нажима пальца на спусковой крючок и хват рукояти пистолета  (кистевая динамометрия);

- выносливостью к длительным статическим нагрузкам (удержание пистолета в позе-изготовке и вис в верхней точке подтягивания).

Заключение :

В настоящее время, с целью определения эффективности разработанной методики СФП для стрелков на учебно-тренировочном этапе, нами проводится педагогический эксперимент в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении - Спортивная школа олимпийского резерва «Комплексная школа высшего спортивного мастерства», отделение пулевой стрельбы. Спортсмены в возрасте от 12 до 16 лет, квалификацией от I до III спортивного разрядов приняли участие в первом этапе - тестирование навыков СФП. Далее будет выделена экспериментальная группа, которая будет выполнять упражнения по разработанной нами методике в течение 6 месяцев и контрольная группа, не занимающаяся по методике. В конце срока тестирование уровня СФП повторится для всех. Сравниваться будет как личный прирост показателей, так и обеих групп.

Результаты эксперимента будут представлены на ближайших научно-практических конференциях в виде научных докладов и опубликованы в научных журналах. Надеемся, что результаты педагогического исследования позволят оптимизировать тренировочный процесс стрелковых отделений Санкт-Петербурга и повысить уровень  индивидуального (исполнительского) мастерства юных спортсменов.

Библиографический список:

1. Байдыченко, Т.В. Изучение факторов, влияющих на устойчивость системы "стрелокоружие" в стрельбе из лука / Т.В. Байдыченко, В.В. Лысенко // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - М., 2010. N 3 (18)
2. Бозержан, Ж. Справочник по спортивной стрельбе/Ж.Бозержан. - М.: Изд-во Феникс, 2006.- С 18-30.
3. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко, В.В. Леонов, А.Л. Смотрицкий //Теория и практика физической культуры, 2003.- 18с.
4. Манжелей, И.В. Инновации в физическом воспитании/И.В. Манжелей//учебное пособие.- Тюмень.: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. – 144 с. 13.
5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения /В.Н.Платонов// М.: Советский спорт. 2005. –М., 820 с.
6. Полищук, Д.А. Силовые способности велосипедистов – необходимое условие использования повышенных передаточных соотношений /Д.А. Полищук //Современный олимпийский спорт и спорт для всех . – М., 2003. – Т. 3. – С. 218-219.
7. Сафонов, Л.В. Современные аспекты повышения специальной спортивной работоспособности в стрелковом спорте / Л.В. Сафонов, В.А. Левандо, В.Н.Саблин // Вестник спортивной науки. - 2009. - N 4. - С. 13-16.
8. Тарасова, Л.В. Анализ соревновательной подготовки в стрелковых видах спорта / Л.В. Тарасова, П.Ю. Тарасов // Теория и практика физ. культуры. -2010. - N 4. - С. 64.
9. Тарасова, Л. В. Исследование физической подготовленности стрелков из лука./ Л. В. Тарасова, В. Н. Ешеев, Г. Н. Шадрина.– М.: ВНИИФК, 2004.
10. Тарасова, Л. В. Особенности развития организма юных стрелков в подростковом периоде /Л.В. Тарасова. – М.: ВНИИФК, 2002.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх