Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №71 (июль) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 09.07.2019. Последняя правка: 08.07.2019.
Просмотров - 1552

Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг

Воронин Никита Евгеньевич

Магистр

Московский Государственный Университет Управления при Правительстве Москвы

Студент

Алексеев Владимир Николаевич, профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права, заслуженный экономист РФ


Аннотация:
Проблема экономического анализа затрат на получение бюджетной услуги актуализируется в контексте возрастания роли экономичности государственной деятельности, т.е. затрачиваемые бюджетом ресурсы на осуществление своей деятельности не должны превышать желаемого и достигаемого результатов.


Abstract:
The problem of economic analysis of the costs of obtaining budget services is updated in the context of the increasing role of the economy of state activity, i.e. the resources spent by the budget for the implementation of their activities should not exceed the desired and achieved results.


Ключевые слова:
экономический анализ затрат; бюджетная сфера; методы экономического анализа; минимизация затрат; затраты – эффективность (результативность); затраты-выгоды; затраты-полезность

Keywords:
economic cost analysis; public sector; methods of economic analysis; cost minimization; cost - efficiency (effectiveness); cost-benefit; cost-utility


УДК 33

Введение

Экономический анализ затрат на получение бюджетных услуг является необходимой частью управления в бюджетной сфере. Это обуславливается рядом обстоятельств [1].

Во-первых, экономический анализ позволяет выявить всю совокупность возможных альтернатив при определении стоимости бюджетных услуг.

Во-вторых, экономический анализ и использование при этом того или иного метода позволяет понять, с чьей точки зрения происходит оценка затрат (заявителя или исполнителя). Например, система платных медицинский услуг, в том числе входящих в систему обязательного медицинского страхования, для медицинского учреждения может быть очень выгодна, но при этом совершенно неприемлема для заявителя-потребителя, т.е. пациента. В соответствие с данным положение методическое обеспечение экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг может происходить с точек зрения начиная от потребителя, получающего услуги, заканчивая органами управления бюджетной сферы разных уровней.

Непосредственно при проведении экономического анализа следует использовать комплекс точек зрения, что позволит рассматривать затраты в контексте разных альтернатив и учесть интересы всех участников.

Например, образовательная организация, внедряющая дополнительные образовательные услуги, должна исходить и из собственной безубыточности, и из дополнительных трудозатрат преподавателей, и из интересов потребителей. Хотя, с другой стороны, смысл деятельности бюджетных организаций – это решение интересов всего общества, поэтому узкий, прагматичный аспект конкретной организации не всегда логично вытекает из задач социально-экономического развития.

В-третьих, затраты на получение бюджетных услуг не должны анализироваться сами по себе, это необходимо делать в их соотношении с достигаемыми целями. При этом в бюджетных услугах важным является не только личное, но и общественное благо. Для соблюдения всех принципов необходимо использовать методы экономического анализа. Весь экономический анализ включает в себя: формулировку, установление и сопоставление затрат и результатов по двум или нескольким альтернативам. Под методом экономического анализа понимается способ исследования предмета [2].

Все методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг делят на четыре группы [3]:

-  минимизация затрат;

-  затраты –эффективность (результативность);

-  затраты- выгоды;

-  затраты-полезность.

Следует понимать, что каждый из данных методов легче применим к относительно простым случаям, чем к комплексным.

В условиях современной России наиболее оптимальным является метод экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг «затраты-результативность».

С одной стороны, он позволяет избежать ограничение методов, связанных исключительно со стремлением затратить как можно меньше и на основе этого выстраивать экономическую эффективность государственного управления, с другой стороны, не обладает чрезмерной сложности, свойственной методу «затраты-полезность», хотя и не позволяет обеспечить достаточность общественного признания качества услуг по стороны населения. Для понимания этого необходимо сделать подробное описание данных методов.

Описание методов экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг

Самым простым методов является метод минимизации затрат. Суть метода сводится к тому, чтобы из существующих альтернатив затратной модели выбрать наиболее дешевый вариант. При этом это не предполагает обязательность оценивания только затрат. Выбор осуществляется, как правило, на основе учета совокупности составляющих получения бюджетных услуг.

Как правило, данный метод не применяется на уровне определения федеральных затрат на получение бюджетных услуг. В основном, метод используется в отраслевых (здравоохранение, образование и т.д.) и территориальных (региональных, муниципальных) программах.

Применяется преимущественно для анализа в ситуации, когда две или более услуг приводят к совершенно одинаковым результатам. В рамках метода возможно использование анализа распределения затрат.

Для анализа по методу минимизации затрат используется ряд показателей:

- показатели структуры финансирования бюджетной сферы (ее отдельных отраслей) из различных источников, в том числе на душу населения (бюджетные и внебюджетные источники);

- показатели структуры финансирования по видам деятельности;

- показатели финансирования по экономической классификации затрат;

- износ основных фондов;

- объемы получения бюджетных услуг (в разных сферах соответствующих) на душу населения в разрезе видов деятельности.

В практике по методу минимизации затрат может выбираться тот или иной вариант процесса оказания бюджетной услуги. Например, в здравоохранении, это может быть связано с выбором того или иного варианта медикаментозного лечения, в образовании – метод применялся при выборе подхода к организации внеурочной деятельности.

Следующим методов является экономический анализ по методу «затраты-результативность».

Он предполагает сравнение альтернатив расходования бюджетных ресурсов не только с точки зрения затрат, но и с учетом степени достижения конечного результата. При этом, данный метод позволяет производить сопоставление разных программ оказания бюджетных услуг, если у них единая цель.

В данном случае нельзя автоматически выбрать просто более дешевый вариант получения бюджетной услуги, если она не приводит к большему качеству общественного блага. При сопоставлении разных альтернатив, необходимо рассчитывать ожидаемое улучшение полученного результата. Например, это может быть повышение образовательного уровня населения, или снижение уровня заболеваемости.

Результаты данного метода экономического анализа находят выражение либо через затраты на единицу результата, либо через результат на единицу затрат.  На макроуровне этот метод предполагает постановку стратегических целей получения бюджетных услуг с дальнейшей их конкретизацией на уровне региональном и организационном.

Для проведения анализа используются показатели объемов бюджетных услуг, а также показатели, свойственные той или иной отрасли бюджетной сферы. Например, в здравоохранении это будет показатель заболеваемости населения, совокупность всех больных с данной болезнью, первичная инвалидность, смертность, количество жалоб на оказываемые медицинские услуги и т.д.

В этих случаях предполагается привязка объемов затрат к динамике указанных показателей. Данный метод экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг можно использовать не только для однотипных ситуаций, а использовать для сопоставления разных по своему содержанию альтернатив. Главное, чтобы при этом соблюдалось требование единства целей каждой из альтернатив.

Еще одним методов является экономически анализ по методу «затраты-выгоды». Целесообразность использования данного метода экономического анализа определяется невозможность произвести оценку на основе одного обобщающего натурального показателя при одновременной возможности выражения результата в денежном измерении.

Здесь результаты измеряются посредством денежной выгоды через сравнение ее с понесенными за получение бюджетной услуги затратами.

Экономический анализ по методу «затраты-полезность». Данный метод используется в случаях, когда невозможно оценить результат в денежном измерении. При этом в разных областях получения бюджетных услуг используемые показатели будут разными.

Но надо понимать, что в силу экспертного характера данного метода, возникает ряд методологических сложностей, связанных как с необходимостью поиска квалифицированных экспертов и конкретностью поставленных перед ними вопросов, так и с привнесением в метод их субъективного взгляда на оцениваемые затраты на получение бюджетных услуг.

Для получения информации для дальнейшего оценивания затрат проводятся социологические исследования, на основе которых строятся таблицы коэффициентов полезности для дальнейшей обработки.

Внутри каждого из метода экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг для формирования альтернатив по принятию решения могут использоваться самые разнообразные методы расчетов, а уже получившиеся данные сопоставляются в рамках того или иного метода экономического анализа затрат. 

Все описанные методы находятся в тесной связи между собой и обладают собственными преимуществами и недостатками. В определенных случаях одновременно применяются все методы. При этом в каждом случае, в отношении конкретной бюджетной услуги производятся отдельные расчеты, хотя могут в рамках рекомендаций предлагаться готовые методики.

Например, в соответствие с методическими рекомендациями по расчеты базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга и корректирующих коэффициентов к ним, утвержденными распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 22-р базовый норматив затрат состоит из затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги и затрат на общехозяйственные нужды, относимых на единицу государственной услуги.

Разумеется, в каждом конкретном случае (например, услуга по регистрации по месту жительства, услуга общего образования и т.д.) прямые и косвенные затраты будут разными, отличаться будет и их набор, и их стоимость. При этом есть возможность представить разные расчеты и выбрать из полученных моделей посредством как раз экономического анализа наиболее оптимальный вариант.

Таким образом, выделяется четыре основных метода экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг. Все они предполагают не непосредственные расчеты, а анализ предложенных в соответствии со сделанными ранее расчетами выбор из получившихся альтернатив.

Заключение

Необходимость экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг обусловлена изменениями в бюджетной системе. В ее рамках в ходе выполнения государством своих функции значение приобрели вопросы не только социальных последствий, но и экономической эффективности получения бюджетной услуги. В связи с этим возникает проблема установления системы показателей и индикаторов, которые подлежат измерению для соотнесения понесенных затрат и полученных последствий.

Отсюда возникает необходимость систематизации затрат, которые возникают в ходе получения бюджетных услуг. Собственно, в процессе получения бюджетной услуги, затраты – это начальная стадия, которая должна иметь денежное отражение достижение цели бюджетной услуги. Под затратами в данном случае понимается совокупность ресурсов, которые необходимы для предоставления, и соответственно, получения гражданами, бюджетной услуги. Выражаются они преимущественно в денежных средствах, хотя при определенных обстоятельствах могут исчисляться и материальными, и человеческими, и информационными и иными ресурсами. Однако, для удобства исчисления все-таки чаще прибегают к тому, чтобы все их приводить к денежному показателю.

Необходимость проведения экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг определяется требованием принятиям наиболее оптимального решения при формировании бюджетной услуги в соответствие с теми целями и задачами, которые ставятся в ходе ее реализации.

В условиях современной России наиболее оптимальным является метод экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг «затраты-результативность».

С одной стороны, он позволяет избежать ограничение методов, связанных исключительно со стремлением затратить как можно меньше и на основе этого выстраивать экономическую эффективность государственного управления, с другой стороны, не обладает чрезмерной сложности, свойственной методу «затраты-полезность», хотя и не позволяет обеспечить достаточность общественного признания качества услуг по стороны населения.

В случае каждой конкретной услуги экономической анализ затрат осуществляется свой. Безусловно, есть рекомендации по расчету данных для последующего экономического анализа, но они лишь предоставляют информацию, но не дают ответа на вопрос, какой из альтернативных вариантов более оптимален. Соответственно, в каждом случае необходимо подходить к большой долей осмыслению феномена той или иной бюджетной услуги.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон №145-ФЗ (ред. на 01.01.2017 г.)
2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н. Указания о порядке применения бюджетной классификации
5. Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, - 2015. - 440 c.
6. Гукова, А.В. Эффективность бюджетных расходов в контексте бюджетирования, ориентированного на результат / А.В. Гукова // Финансовая аналитика: проблемы и решение. – 2013. - № 1 (25). – С. 21-25.
7. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Экономический анализ деятельности предприятия: курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 188 с.
8. Дуганов М.Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях / М.Д. Дуганов. – М.: ИЭПП, 2012. – 112 с.
9. Марков, С.Н. Зарубежные модели оценки эффективности бюджетных расходов на образование и их приемлемость в Российской действительности / С.Н. Марков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2013. - № 1. – С. 8-11.
10. Пелюшкевич М. Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 254 с.
11. Попова Т.Н. К вопросу определения стоимости бюджетной услуги // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 5 (308). С.41-45.
12. Экономические методы управления в здравоохранении/ В.В. Уйба, В.М. Чернышев, О.В. Пушкарев, О.В. Стрельченко, А.И. Клевасов – Новосибирск – ООО «Альфа-Ресурс» 2012. – 314 с.




Комментарии пользователей:

8.08.2019, 6:11 Шедько Юрий Николаевич
Отзыв: Проблема, рассматриваемая в статье "Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг" весьма значима и данное исследование является актуальным. Выводы, содержащиеся в заключении, релевантны и показывают необходимость дальнейшей работы по данной проблеме. Статья рекомендуется к публикации. Юрий Николаевич Шедько, доктор экономических наук, доцент профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


Оставить комментарий


 
 

Вверх