Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Архитектура
Размещена 02.08.2019. Последняя правка: 01.08.2019.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ЭЛЕМЕНТЫ И АТРИБУТЫ БИОФИЛЬНОГО ДИЗАЙНА

Рычкова Ольга Николаевна

Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

магистрант

Сахи Дуйсен Мырзахметович, доктор технических наук, профессор, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина


Аннотация:
В последние годы в рамках экопсихологического подхода к человеческой деятельности и психике развивается взгляд о необходимости смещения исследований взаимодействия человека и природы с антропоцентрической оси на природоцентрическую. Проблемы современного человеческого общества диктуют необходимость осознания человеком своего единства с природой. Поэтому концепт «биофилия» с точки зрения важности для психологического и эмоционального комфорта человека обретает особый интерес для исследований. Автор статьи обращается к основам биофильного дизайна, раскрывая принципы, элементы и атрибуты, которыми он руководствуется.


Abstract:
In recent years, within the framework of the ecopsychological approach to human activity and the psyche, a view has been developed about the need to shift research into the interaction of man and nature from the anthropocentric axis to the nature-centric one. The problems of modern human society dictate the need for a person to realize his unity with nature. Therefore, the concept of "biophilia" in terms of importance for the psychological and emotional comfort of a person acquires a special interest for research. The author of the article turns to the basics of biophilic design, revealing the principles, elements and attributes that guide him.


Ключевые слова:
биофильный дизайн; концепт «биофилия»; элементы и атрибуты биофильного дизайна; формообразующие принципы биофильного дизайна

Keywords:
biophilic design; the concept of «biophilia»; elements and attributes of biophilic design; formative principles of biophilic design


УДК 72.01, 721

Прослеживаемая на генетическом, биологическом, психическом, физиологическом уровнях, связь между человеком и природой не иначе как очевидна. Это подтверждается Э.Уилсоном, где в книге «Будущее Земли» он пишет: «Мы остаемся организмами, которые во всем зависят от других организмов. Если отнять у нас современную технику, мы окажемся заперты в небольшой части биосферы , и даже в ней наши возможности будут очень сильно ограничены» [1]. Тем не менее, нарушить эту невидимую связь живущее в урбанизированном, автомобилизированном мире, человечество уже сейчас имеет все шансы.  Поэтому, на фоне ухудшающегося экологического состояния окружающей среды, повседневных выбросов в атмосферу токсичных газов и вредных химических соединений, отходов производства в глобальных масштабах, актуальным и злободневным является вопрос о создании здоровой среды обитания человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В 60-х годах прошлого столетия Э. Фромм ввел термин «биофилия» и включил его в свою систему мышления, которая была подходом, помогающим исправить экологический ущерб, который человечество причинило природе и продолжает причинять. Пересмотр работ Э. Фромма обеспечивает теоретическую основу для всеобъемлющей и нормативной теории отношений между человеком и природой, которая содержит психические, социальные, экономические и этические компоненты.  Его теория утверждала, что общество должно поддерживать неразрушимые отношения с окружающей средой, поощряя и совершенствуя человеческий потенциал биофилии – глубокой любви к живым существам. Но за последние два века человек лишь усилил свою изоляцию от мира природы, едва ступив в эпоху нашего механизированного общества,  что дало ему меньше возможностей воспринимать естественную красоту природы, получать впечатления от этих восприятий. 

В 80-х годах концепт «биофилия» был расширен Э. Уилсоном и С. Келлертом и  развит до идеи биофильного дизайна, позволяющего «впустить» природу в жилище человека и места его обитания. С. Келлерт находил важность биофильного дизайна  в необходимости устранения преобладающих недостатков современной архитектуры, ландшафта и интерьера путем создания новой основы для полезной интеграции природы в искусственную среду.

Согласно Келлерту, существует два базовых аспекта биофильного дизайна. Первый – это органическая или натуралистическая составляющая, определяемая как формы и проявления в искусственной среде, которые прямо, косвенно или символически выражают врожденную человеческую привязанность к природе. Непосредственный (прямой) опыт связан с такими элементами природной среды, как дневной свет, растения, животные, естественный ландшафт и экосистемы. Косвенный опыт включает в себя контакт с природой, для сохранения которого требуется постоянный вклад человека, например, цветы в горшке, фонтан или аквариум. Символический опыт подразумевает не фактический контакт с реальной природой, а скорее передачу образа природы через изображение, картины, видео, метафору и многое другое [3].

Натуралистическая ценность подчеркивается большим удовлетворением, которое люди получают от опыта прямого общения с природой и отражает удовлетворение, которое мы получаем от изучения и познания разнообразия природы. Исследования в различных областях человеческой жизнедеятельности зафиксировали большую эмоциональную отдачу от натуралистического опыта, включающую помимо расслабления, успокоения и спокойствия на душе еще интеллектуальный рост, творчество и воображение [3].

Второй основной аспект биофильного дизайна включает в себя то, что называют «чувством места» или «духом места». Он доказывает тот факт, что места, а именно здания и ландшафты, окружающие человека, являются неотъемлемой частью их индивидуальной и коллективной идентичности, метафорически превращая неодушевленную материю в нечто, что ощущается как живое и часто поддерживает жизнь [3]. «Дух места» прослеживается в архитектуре «прерий»  Ф. Л. Райта в его «Доме над водопадом», проектах А. Аалто, Т. Андо.

Прославляя способность человека создавать «новую среду, экологически здоровую, эстетически удовлетворительную, экономически выгодную и благоприятную для развития цивилизации» Р. Дюбо утверждал: «Чувственное, эмоциональное и духовное удовлетворение может быть испытано людьми только лишь в случае их тесного взаимодействия, даже отождествления с местами, в которых они живут. Это взаимодействие или отождествление порождает «дух места»[4].

С. Келлерт выделяет следующую систему основных принципов и элементов формирования биофильного пространства (таб. 1):


ТАБЛИЦА 1.
Формообразующие принципы и элементы биофильного дизайна.

1.ПРЯМОЙ ОПЫТ (ощутимый  контакт с природными особенностями) [5]:

Свет позволяет ориентироваться в зависимости от времени суток и времени года, и связан с навигацией и комфортом; может вызывать естественные узоры и формы, движения и тени.

Воздух отвечает за вентиляционный, температурный и влажностный режим.

Вода создает движение, звуки, визуальное воприятие.

Растения обеспечивает прямую связь с природой (зеленые стены или много горшечных растений).

Связь с животными может осуществляться через аквариумы, сады, кормушки для животных и зеленые крыши. 

Погода может наблюдаться непосредственно через окна и переходные пространства, также может быть смоделирована путем манипулирования воздухом в пространстве.

2. КОСВЕННЫЙ ОПЫТ (контакт с изображениями и / или представлениями природы) [5]:

Образы природы: изображения природы могут быть реализованы с помощью картин, фотографий, скульптур, фресок, видео и т.д.

Натуральные материалы могут быть включены в здания с помощью дерева и камня, натуральных тканей и кожи.

Естественные цвета: естественные цвета или «земляные тона», которые обычно встречаются в природе и часто являются приглушенными тонами коричневого, зеленого и синего.

Моделирование естественного света и воздуха. В местах, где естественная вентиляции и освещение не могут быть достигнуты, могут быть использованы искусственные вариации освещения и системы кондиционирования воздуха искусственным путем с мягкими изменениями температуры, влажности и скорости воздуха.

Натуралистические формы: естественные формы и формы могут быть достигнуты в архитектурном дизайне с помощью колонн и естественных узоров на фасадах.

Изменения и патина времени подразумевает использование органических материалов, которые подвержены атмосферным воздействиям и изменению цвета с течением времени.

Естественная геометрия: дизайн фасадов или конструктивных элементов может включать использование повторяющихся, разнообразных рисунков, которые можно увидеть в природе (фракталы). Например, обычно используемые природные геометрии – это сотовая структура и рябь, найденная в воде.

Биомимикрия использует некоторые природные образцы для имитации (подражания).

3. ОПЫТ ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА (пространственное восприятие и ощущение) [5]:

Перспектива и Убежище: Убежище относится к способности зданий обеспечивать комфорт и заботливость интерьеров (ниши, диммерное освещение), в то время как перспектива подчеркивает горизонты, движение и источники опасности (балконы, террасы).

Организованная сложностьпредназначена для имитации контролируемой изменчивости; это делается в дизайне путем повторения, изменения и детализации архитектуры здания.

Интеграция частей: когда различные части составляют единое целое.

Переходные пространства. Этот элемент направлен на то, чтобы соединить внутренние пространства с внешним миром или создать комфорт, предоставляя доступ из одного пространства в другое.

Мобильность: способность людей комфортно перемещаться между пространствами, даже когда они сложны.

Культурная и экологическая привязанность к месту достигается путем создания экосистем, способствующих использованию местной флоры и фауны.

Вышеизложенное С. Келлерт обозначает шестью элементами биофильного дизайна, каждый из которых имеет свои атрибуты (таб. 2):
• Экологические особенности

• Природные формы и проявления

• Природные модели и механизмы

• Свет и пространство

• Связь с местом

• Отношения человек-природа.

ТАБЛИЦА 2. Элементы и атрибуты биофильного дизайна  [5].

 

Экологические особенности (рис.1)

Природные формы и проявления (рис.3,4)

Отношения человек-природа (рис.6)

Цвет

Ботанические мотивы

Убежище и перспектива

Вода

Дерево и столбчатые опоры

Организованная сложность

Воздух

Анималистические мотивы

Любопытство и соблазн

Естественный свет

Раковины и спирали

Преображение и метаморфоза

Растения

Яйцеобразные, овальные и трубчатые формы

Безопасность и защита

Животные

 

Таинственность

Натуральные материалы

Арки, своды, купола

Эмоциональная привязанность

Ландшафт

Плавные, органические формы

Притяжение и красота

Экосистемы

Имитация природных форм

Изучение и открытие

Вид и перспектива

Биомимикрия

Страх и риск

Озеленение фасада

Биоморфия

Благоговение и духовность

Свет и пространство (рис. 2)

Связь с местом (рис.5)

Природные модели и механизмы (рис.7)

Естественный свет

Дух места

Сенсорное разнообразие

Рассеянный  и отраженный свет

Историческая связь

Переходные пространства

Свет и тень

Географическая связь

Ограниченные пространства

Свет как форма

Культурная связь

Дополнительные контрасты

Теплый свет

Экологическая связь

Интеграция частей в целое

Просторность

Связь с ландшафтом

Баланс и напряжение

Трансформация пространства

Ландшафтные особенности

Фрактальность

Пространство как форма

Экология ландшафта

Соотношения и масштабы

Пространство снаружи-внутрь

Интеграция культуры и экологии

 

Пространственная гармония

Местные материалы

 


Атрибуты биофильного дизайна:

I.  Экологические особенности.
Рис. 1. Стена-биофильтр в федеральном здании в Эдмонтоне, Канада. 2014 г.
Рис. 1. Стена-биофильтр в федеральном здании в Эдмонтоне, Канада. 2014 г.

II. Свет и пространство
ис. 2. Больница Khoo Teck Puat в Сингапуре от RMJM Architects использует свежий воздух и солнечный свет для повышения комфорта пациентов.

Рис. 2. Больница Khoo Teck Puat в Сингапуре от RMJM Architects использует свежий воздух и солнечный свет для повышения комфорта пациентов.

III. Природные формы и проявления.

Рис. 3. Биоморфизм в Доме Наутилус Хавьера Сеносиана.
Рис. 3. Биоморфизм в Доме Наутилус Хавьера Сеносиана.

Рис. 4. Метафоричная репрезентация природы в терминале аэропорта Рональда  Рейгана. Архитектор – Кент Блуммер.

Рис. 4. Метафоричная репрезентация природы в терминале аэропорта Рональда

Рейгана. Архитектор – Кент Блуммер.

IV.    Связь с местом.

Рис. 5. Центр социальной справедливости Arcus в Мичигане иллюстрирует связь с местом и ландшафтом.  Архитектор – Джин Ганг. 

Рис. 5. Центр социальной справедливости Arcus в Мичигане иллюстрирует связь с местом и ландшафтом.  Архитектор – Джин Ганг.

V. Природные модели и механизмы.
Рис 6. Спираль создает фрактальность – сапоподобие в архитектуре Дворца бракосочетаний. Хиросима, Япония. Архитектор – Хироши Накамура.

Рис 6. Спираль создает фрактальность – сапоподобие в архитектуре Дворца бракосочетаний. Хиросима, Япония. Архитектор – Хироши Накамура.

 VI. Отношения человек-природа.

Рис. 7.  Сад-атриум в здании «Нью-Йорк таймс» создает желание наблюдать, созерцать происходящее вокруг с расстояния.  Студия Ренцо Пьано.

Рис. 7.  Сад-атриум в здании «Нью-Йорк таймс» создает желание наблюдать, созерцать происходящее вокруг с расстояния.  Студия Ренцо Пьяно.

Выводы: Как выяснилось, биофильный дизайн – это больше, чем просто технический и методологический инструмент. Это – своего рода компенсация за  недостающую связь с естественным миром природы, утраченную  в условиях современного города. Биофильный дизайн нацелен на психологическое, духовное и эмоциональное благополучие человека, связанное с присутствием природных элементов в зданиях, таких как зелень, свежий воздух или вода или природных образов и проявлений. В работах таких архитекторов, как Ф. Ллойд Райт, А.Аалто,  Х. Накамура, Д. Ганг, К.Блуммер, Х. Сеносиан, Р.Пьяно мы отчетливо видим успех этих стратегий в лице революционной новой парадигмы «восстановительного биофильного дизайна».

Библиографический список:

1. Э.Уилсон. Будущее Земли: Наша планета в борьбе за жизнь / Эдвард Уилсон ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 320 с.
2. Kellert R. S., Wilson O. E. The Biophilia Hypothesis. Washington: D.C. – 1993, 484 p.
3. С. Келлерт. Девять основных ценностей природы и биофилия. Перевод с английского В.Борейко // Материалы международной школы-семинара «Трибуна - 6». – Киев: Киевский эколого-культурный центр. – 1997. С. 3-20.
4. Р. Нэш. Дикая природа и американский разум. Глава XI. Философия дикой природы. – Киевский эколого-культурный центр, 2004. – 205 с.
5. R. S. Kellert. Dimensions, elements, and attributes of biophilic design. – Yale University, 2008.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх