Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии
Размещена 25.09.2019. Последняя правка: 24.09.2019.
Просмотров - 121

ПОСТРОЕНИЕ E-GOVERNMENT В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НОВЫЕ ВЕЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мохорева Юлия Владимировна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Павлова Марина Игоревна, старший преподаватель, магистр управления и экономики, кафедра Управления информационными ресурсами, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
Электронное правительство становится неотъемлемой частью «цифровой трансформации». На данный момент совершенствование электронного правительства является наиболее актуальным вопросом в области построения информационного общества, в частности, в Республике Беларусь. В статье предлагается обратить внимание на такие технологии, как Two-Factor Digital-Signature, Two-Factor Authentication, citizen’s electronic mailbox и X-Road, внедрение которых позволит усовершенствовать электронное правительство.


Abstract:
E-government is becoming an integral part of "Digital transformation." At the moment, improving e-government is the most pressing issue in the field of building the information society, in particular, in the Republic of Belarus. The article suggests paying attention to the technologies of Two-Factor Digital-Signature, Two-Factor Authentication, citizen’s electronic mailbox and X-Road, the implementation of which will improve e-government.


Ключевые слова:
электронное правительство; электронная цифровая подпись; маилбокс; информационная система; информационные технологии

Keywords:
E-government; Two-Factor Digital-Signature; Two-Factor Authentication; citizen’s electronic mailbox; E-citizen; X-Road


УДК 004

Введение. Электронное правительство становится неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Согласно UN E-government Survey 2018, Республика Беларусь перешла от High-EGDI в 2016 году к Very-High-EGDI в 2018 году, что обусловлено внедрением Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, включающую несколько инициатив по развитию информационно-коммуникационных технологий в различных секторах экономики, Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы, Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, определяющей концепцию «цифровой трансформации» белорусской экономики. Проводится цифровизация медицинского, образовательного, общественного секторов [1].

Актуальность. На данный момент совершенствование электронного правительства является наиболее актуальным вопросом в области построения информационного общества в мире и, в частности, Республике Беларусь. Развитие информационных технологий требует постоянной модернизации и расширения цифрового сектора во всех сферах человеческой деятельности, включая государственное управление.

Целями работы являются модернизация e-government в Республике Беларусь, анализ существующего уровня цифровизации и информатизации в стране и в мире, анализ зарубежного опыта.

В качестве задач вступают: анализ существующей системы электронного правительства в Республике Беларусь, анализ зарубежного опыта в построении электронного правительства, совершенствование существующих технологий, применяемых при создании системы e-government.

Научная новизна заключается в развитии и совершенствовании технологий, применяемых в процессе построения информационного общества, не толко в пределах Республики Беларусь, но и в общемировых масштабах. Существующие технологии могут быть использованы гораздо эффективнее, а сфер их применения следует расширять, не ограничиваясь государственным управлением.

Основной материал. В качестве ориентиров для построение электронного правительства могут служить лидеры рейтинга развития e-government. Лидирующую позицию в 2018 году занимает Дания. Одной из самых выдающихся технологий, внедрённых и активно используемых в Дании, является так называемая Two-Factor Digital-Signature, основанная на Two-Factor Authentication (2FA) [2]. В Республике Беларусь активно используется электронная цифровая подпись, но одна из основных проблем, связанная с ней, - защищённость. Ключи безопасности могут быть украдены, именно поэтому стоит задуматься о внедрении 2FA. Этот метод защиты цифровых данных от краж связывает доступ к онлайн-аккаунтам и информации с двумя или более токенами, подтверждающими право собственности или разрешение, как сообщает официальный поставщик Secret Double Octopus. В качестве токенов могут использоваться пароли, криптографические ключи, даже биометрические данные. Таким образом, на пути хакеров и киберпреступников устанавливается сразу несколько барьеров, а значит за счёт своей повышенной (по сравнению со стандартной цифровой подписью) надежности, технология 2FA – предлагаемый вариант для внедрения на государственном уровне.

Ещё одна инновационная технология – citizen’s electronic mailbox. Такие маилбоксы являются частью программы E-citizen. Примерами их успешного внедрения могут служить Словакия и Дания. Mailbox используется для информирования граждан о решениях правительства, задолженностях по штрафам и даже результатах анализов после медицинского осмотра. Такая почта также предусматривает обратную связь: население может связаться с любым государственным и некоторыми негосударственными учреждениями и организациями, заказать онлайн-сервисы, административные процедуры, получить консультацию по любым вопросам.

Теперь обратимся к опыту Эстонии, которая, наряду с нами, занимает позицию в Very-High-EGDI. В Эстонии практически 99% государственных услуг можно получить онлайн. Но чем действительно отличились эстонцы – так это внедрением X-Road [3]. Их примеру последовала и Австралия, которая сейчас находится на втором месте в рейтинге электронного правительства. Практически каждая служба в Эстонии, как государственная, так и частная, вынесла свою деятельность в информационное пространство. X-Road позволяет различным государственным и частным информационным системам электронного обслуживания объединиться. Для обеспечения безопасной передачи все исходящие данные имеют электронную цифровую подпись и шифруются, а все входящие данные проходят проверку подлинности и регистрируются.

X-Road соединяет различные информационные системы, которые могут включать в себя различные услуги. Он превратился в инструмент, который также может записывать в несколько информационных систем, передавать большие наборы данных и выполнять поиск в нескольких информационных системах одновременно. X-Road был разработан с учетом роста, поэтому его можно расширять по мере появления новых электронных услуг и новых платформ.

Сегодня X-Road реализуется в Финляндии, Кыргызстане, Фарерских островах, Исландии, Японии и других странах. Аналогичные технологии, основанные на опыте взаимодействия в Эстонии, были также внедрены в Украине и Намибии.

Две экосистемы X-Road также могут быть объединены в федерации - отношения один к одному между двумя системами. Члены федеративных систем могут публиковать и использовать сервисы друг друга, как если бы они были членами одной системы. Федерация обеспечивает простой и безопасный обмен данными между системами. Пример: федерация между Эстонией и Финляндией была создана в феврале 2018 года.

Результат. Внедрение вышеперечисленных технологий в Республике Беларусь послужит мощнейшим толчком в развитии информационного общества, что укрепит положение Республики Беларусь в условиях построения информационного общества, позволит улучшить качество жизни, повысить уровень экономического развития, а также повысит авторитет страны на международной арене.

Заключение. Уникальные информационные технологии, описанные в данной статье, могут послужить мощным толчком к развитию информационного пространства в любом государстве. Поэтому важно научиться перенимать зарубежный опыт и, вместе с этим, совершенствовать технологии и системы. Так, Австралия собирается последовать примеру Эстонии в области внедрения X-Road. Такой подход ведёт к международной интеграции в рамках информационного пространства, что позволяет государствам эффективно сотрудничать по различным вопросам. 

Библиографический список:

1. Unated Nations E-government survey 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publicadministration.un.org. - Дата доступа: 10.09.2019.
2. Secret Double Octopus / How two-factor authentication hardens the security of digital signatures [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://doubleoctopus.com. - Дата доступа: 10.09.2019.
3. E-estonia / X-road [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-estonia.com. - Дата доступа: 10.09.2019.




Рецензии:

25.09.2019, 10:35 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну нельзя превращать сайт не известно во что. Это же не возможно. Где здесь что-то новое. Цель сформулирована не правильно. Нельзя при помощи статьи модернизировать электронное правительство, это просто чушь. Что можно подумайте сами. В общем я это к публикации не рекомендую. Это к науке отношения не имеет вообще никакого.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх