Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 30.10.2019. Последняя правка: 29.10.2019.
Просмотров - 299

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чупеева Анастасия Александровна

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Магистрант

Сабирова Райхан Шайхышевна, кандидат психологических наук, профессор психологии, зав. кафедрой психологии, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова


Аннотация:
В данной статье рассматривается арт-терапия, как один из методов коррекционной работы, который эффективно используется в работе с эмоциональными нарушениями детей дошкольного возраста. С каждым годом данный метод набирает большие обороты в работе детских психологов.


Abstract:
This article discusses art therapy as one of the methods of correctional work that is effectively used in working with emotional disorders of preschool children. Every year, this method is gaining momentum in the work of child psychologists.


Ключевые слова:
арт-терапия; эмоция; коррекция; дошкольный возраст

Keywords:
аrt therapy; emotion; correction; preschool age


УДК 159.98

Эмоциональная сфера человека является очень сложной регуляторной системой. Нарушения, возникшие в данной сфере, нарушают взаимодействие личности с окружающим миром и подталкивают к возникновению психологических расстройств. Возникновение проблем такого  вида, кроется в детском возрасте.

Из-за проявления рыночных отношений, все нравственные ценности, чувства и идеалы, как важные ориентиры воспитания, оттеснены на задний план. Воспитание в современных семьях происходит так, что развитием детей – дошкольников, родители практически не занимаются. Дети обделены, в первую очередь, материнской любовью и ее отсутствие не проходит бесследно. [5, с. 6]

Есть и другие факторы, которые заставляют внимательнее и уважительнее относиться к детской эмоциональной сфере - факторы эмоциональных нарушений проявляются как разные симптомы психологических  расстройств, которые не составляют форму клинического заболевания, и относятся к непатологической форме пограничного характера.

Такие нарушения имеют проявление в виде неустойчивого настроения. Ребенок либо возбудим, либо находится в депрессивном состоянии. Так же имеются проявления особенностей характера в виде раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения, и в форме социально неприемлемых состояний в  виде агрессии, страхов или фобий.

Коррекция и диагностика эмоциональных нарушений и развития детей с выше описанными симптомами имеют важное значение для будущего здоровья ребенка и его дальнейшей жизни.

В этом психологам всегда помогало такое направление психологии, как арт-терапия. Эта терапия относится к психологическому воздействию искусством, и применяется в работе социальной, педагогической и психологической как метод поиска гармонизации и развития психики человека. В работе с детьми арт-терапия, основана на том, что внутреннее состояние отражается в продуктах творчества, чем самым избавляет от излишнего напряжения и внутреннего конфликта.

Не менее значимым является и то, какой опыт складывается в совместной коррекционной деятельности «ребенок - психолог». Происходит ли развитие коммуникативной активности, актуализируются ли роли «зритель - художник» и появляется ли придание ценности к детским переживаниям.

Изучением воздействия арт-терапии на эмоциональное и нравственное развитие личности занимались многие психотерапевты, такие как А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. [3, с. 321]

Такие образом, можно смело заявить, что арт-терапевтическая коррекция обладает гуманным способом поддержки личности ребенка и способствует к развитию его самопознания.

Настоящее состояние системы нашего образования, в основном дошкольного, не дает нам эффективно решить задачу по сохранению психологического здоровья детей, поэтому оно требует научной разработки и новых подходов к решению этой проблемы.

Актуальность данной тематики заключена в том, что арт-терапия используется в качестве профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей – дошкольников.

Поэтому дошкольный возраст – самый важный этап жизни ребенка. И без правильно прожитого и наполненного детства, вся дальнейшая жизнь будет ничтожной.  Это период, когда закладываются основные механизмы личности, возникает первая модель мира, появляются представления об окружающем мире и его действительности, возникает понимание о своих возможностях и отношениях с окружающими ребенка людьми.

У ребенка происходит осознание собственного «Я», своей активности, деятельности, он начинает себя объективно оценивать. Происходит обучение управлять своим поведением и деятельностью, учится предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Появляется возможность подчинить свои побуждения к целям. Эмоциональная жизнь дошкольника усложняется, ребенок обогащается эмоциями и формируются высшие чувства. [1, с. 9]

У маленького ребенка эмоции быстро появляются и так же быстро исчезают, потому что он еще не умеет ими управлять. Благодаря развитию эмоциональной сферы, в том числе посредством арт-терапии, чувства у дошкольника становятся рациональными и поддаются мышлению. Это возникает на том этапе, когда ребенком усваиваются нормы морали и у него получается соотносить с ними свои поступки.

Эмоциональные состояния могут быть разными по своей силе, длительности, устойчивости, глубине протекания и т.п. и могут быть вызваны разными воздействиями: физическими раздражителями, сложными условиями или отношениями других людей (сверстников и взрослых).

Г.М. Бреслав, В. Гарбузов, К.Е. Изард, Л.А. Китаев-Смык, П.В.Симонов  подчеркивают основную функцию эмоциональных психических состояний, а также то, как они влияют на становление личности,  характера, и на поведенческие особенности в будущем. [4, с. 45-46]

Все эмоциональные процессы, являются важными регуляторами психики и жизнедеятельности человека, они выполняют разные функции в жизни человека. Благодаря психике, человек отражает окружающий его мир, ориентируется и действует в нем, переживает все, что происходит  в мире и свои собственные действия.

В «Психологическом словаре» эмоциям дано такое определение: «Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». [6, с. 98]

Эмоции - это отражение потребностей человека, на сколько они удовлетворены. При удовлетворении наших потребностей внешними обстоятельствами, человек начинает испытывать положительные эмоции. При возникновении отрицательных эмоций, между потребностями и возможностями для их реализации возникает некий дисбаланс.

Дж. Ньюмарк на основании проведенных работ и исследований, выделил основные потребности детей, при удовлетворении которых возникает достижение эмоционального благополучия. Это потребности в уважении, в чувственной связи с другими людьми и в потребности собственной безопасности.  По Дж. Ньюмарку это основные потребности, благодаря которым формируется эмоционально здоровый ребенок. [2, с. 247]

Это будто карта, для родителей, с помощью которой, зная основные потребности ребенка, они смогут умело корректировать свои действия, оценивать успехи ребенка, способствуя разумному развитию сильных сторон характера и умело сглаживать недостатки своего ребенка.

Поэтому можно смело заявить, что эмоции которые мы испытываем в определенный момент нашей жизни, напрямую влияют на состояние нашего психического благополучия.

Эмоция это процесс деятельности, который оценивает поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире человека. Оценивает действительность, и дает оценку организму, превращая все на язык переживаний. Сложно научиться регулировать свои эмоции, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоциональный процесс включает 3 основных компонента:

1) первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме;

2) второй компонент - знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное;

3) третий компонент - степень контроля эмоции.

Арт-терапия работает с каждым из трех компонентов на уровне их развития. Корректирует уже сформировавшееся эмоциональные процессы и побуждает к правильному формированию развивающихся.

Принято различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

В качестве итога можно выделить то, что арт-терапия, которая набирает большие обороты в коррекционной работе с детьми является инновационной технологией, позволяющей через систему методов творчества развиваться и помогать детям наравне с другими методами психологической работы.

Библиографический список:

1. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников [Текст] / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика.- 2014. - № 4. - с. 7–10
2. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2. – 436 с.
3. Георгиевская Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - с. 320-322
4. Джукенова Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника – 2014. - №28. – с. 43-48
5. Общая психология. Учебное пособие. Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. Литрес, 2018.
6. Психология и педагогика: Учебное пособие Авторы: А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. Питер, 2010 - 432 с.




Рецензии:

30.10.2019, 8:27 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы. Кроме того, следует расширить аннотацию статьи (на русском языке) и сделать качественный англо-русский перевод. Статью следует доработать, структурировать и расширить текст.

30.10.2019 9:09 Ответ на рецензию автора Чупеева Анастасия Александровна:
Спасибо, учту Ваши замечания и постараюсь их исправить.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх