Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №77 (январь) 2020
Разделы: Педагогика, Литература, Филология
Размещена 30.10.2019. Последняя правка: 22.01.2020.
Просмотров - 4961

Особенности изучения поэмы на уроках литературы в 8 классе

Страшкова София Леонидовна

Школа педагогики ДВФУ город Уссурийск

студентка 5 курса

Беляева Наталия Владимировна, доцент кафедры русского языка и литературы, Школа педагогики ДВФУ (филиал) в г. Уссурийск


Аннотация:
В статье рассматривается методика изучения поэмы в современной школе. Предложены учебные ситуации по изучению поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в 8 классе.


Abstract:
The article discusses the methodology of studying poem in a modern school. Educational situations on the study of the poem by M. Yu. Lermontov “Mtsyri” in grade 8 are proposed.


Ключевые слова:
поэма; урок литературы; изучение жанра; конспект урока; М. Ю. Лермонтов; «Мцыри»

Keywords:
poem; compendium of lessons; M. Yu. Lermontov; “Mtsyri”


УДК 373.51

В современном литературоведении и, как следствие, в методике преподавания литературы в школе одной из наиболее актуальных, дискуссионных и важных для понимания художественного текста является проблема литературного рода и жанра. Особую сложность для изучения представляют межродовые формы. Одним из таких синкретичных жанров является поэма. Уже в первые программы по словесности, а позднее – по литературе – включаются произведения жанра поэмы [1]. Первыми эпическими поэмами исследователи традиционно называют «Махабхарата»  и «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссей» Гомера. Со временем этот жанр гармонично вобрал в себя особенности лирического произведения (таковыми являются лироэпические поэмы (Дж. Байрона, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.). Выдающиеся ученые в своих трудах уделяют внимание следующим аспектам изучения жанра поэмы: 1) постижению теоретико-литературных понятий (род, жанр) (А. Н. Соколов «Очерки по истории русской  поэмы XVIII и первой половины XIX века», А. П. Квятковский «Поэтический словарь», Г. Н. Поспелов «Лирика среди литературных родов», О. И. Федотов «Основы теории литературы в 2ч.», Н. Д. Тамарченко «Теория литературы в 2х т.» и др.) и 2) обобщений в практике преподавания в курсе словесности (Ф. И. Буслаев «Преподавание отечественного языка», В. И. Водовозов «Словесность в образцах и разборах» и др.).

Обобщая изложенные в методических работах подходы к изучению поэмы в школе, мы пришли к выводу, что организация работы по постижению поэмы как особого синкретичного жанра учащими средних классов предполагает:

1) сообщение историко-литературных фактов о поэме (история создания, общественные, политические, идеологические и др. факторы, повлиявшие на замысел писателя, первые отзывы критиков и читателей на поэму, место поэмы в творчестве писателя);

2) выявление первичного восприятия (в связи со сложностью восприятия из-за соединения лирического и эпического в поэме);

3) приемы активизации сотворчества учащихся (устное словесное рисование, беседа, сопоставление с произведениями других видов искусств, выразительное чтение и др.);

4) приемы анализа текста: аналитическое, комментированное чтение отдельных эпизодов поэмы, композиционный анализ с целью выявления эстетических функций лирических отступлений и их связь с сюжетом поэмы, сопоставление с произведениями других авторов и т.д.;

5) применение эвристического (частично-поискового) и проблемного методов для выделения существующих подходов к определению поэмы как жанра и выявления  индивидуальных особенностей стиля разных писателей;

6) творческое задание на завершающем этапе изучения поэмы.

В связи с этим в методических работах существуют различные мнения о том, что же такое поэма как жанр литературного произведения, о ее родовой принадлежности.

В современном литературоведении достаточно полно и подробно охарактеризованы жанровые признаки лироэпической поэмы.

О. И. Федотов говорит о том, что «…лиризм служит непременным компонентом эпических и драматургических произведений, а также синтетических интерродовых образований, таких, как лироэпическая и лирическая поэма «…» во втором случае лиризм реализует жанровую структуру произведения на равных с эпическим и драматическим компонентами». Таким образом, исследователь отмечает, что лироэпическая поэма – это результат влияния лирики на эпос, но в то же время указывает на самостоятельность лироэпического жанра [7, с. 171].

Н. Д. Тамарченко определяет лироэпическую поэму как неканонический жанр литературы, представляющийся в разнообразии форм: поэма-баллада, лироэпическая поэма и лирический эпос [6, с. 323].

Таким образом, Н. Д. Тамарченко, подытоживая свои рассуждения, говорит, что «… во всех трех поэмных разновидностях следует говорить … о варьировании меры эпического и лирического начал, отходе от родовой чистоты и неосинкретических тенденциях», и тем самым соглашаясь с О. И. Федотовым и уточняя разновидности лироэпической поэмы [6, с. 324].

Мы считаем должным согласиться с мнениями всех исследователей, и особенно обратить внимание на размышления Г. Н. Поспелова, так как в жанровой классификации для нас главенствующий критерием отнесения произведения к тому или иному жанру является его содержательная сторона. Не умаляя важности формальных сторон произведения для определения жанра (большой объем, стихотворная форма), важно подчеркнуть в лироэпическом произведении равность лирического и эпического начал. Поэтому далее для нас также важна точка зрения Н. Д. Тамарченко, который определяет лироэпическую поэму как интерродовой жанр, не относя его ни к эпосу, ни к лирике, так как оба эти начала в такой поэме равнозначны.

На сегодняшний день существует множество линий учебников по литературе, входящих в УМК (учебно-методические комплекты). Обратимся к некоторым из них с целью определения места жанра поэмы в курсе литературы 5–9 классов.

В программах под редакцией Т. Ф. Курдюмовой [2] и В. Ф. Чертова [8] поэмы включены в курс 5, 7, 8 и 9 классов. В программе под редакцией А. Г. Кутузова [3] поэма не изучается только в 5 классе. А у Курдюмовой и Чертова – только в шестом.

Во всех программах встречаем античные поэмы (Гомер «Иллиада» и «Одиссея»), поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», а также поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» – в 9 классе.

В программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой [2] творчество А. С. Пушкина представлено поэмами «Руслан и Людмила» (Пролог) – 5 класс, «Полтава» и «Медный всадник» – 8 класс; творчество М. Ю. Лермонтова  – «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка») – 5 класс, «Мцыри» – 7 класс, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – 8 класс. Зарубежная поэма: Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» – 8 класс, Данте Алигьери. «Божественная комедия», Дж. Г. Байрон. «Странствия Чайльд-Гарольда» – 9 класс.

Обратим внимание на принцип последовательного усложнения  материала от класса к классу, а также на то, что зарубежные произведения даются после отечественных.

А. Г. Кутузов [3], применяя жанрово-родовой принцип построения программы, располагает произведения отечественной и зарубежной литературы, группируя их по жанрам и темам. Зарубежные поэмы в этой программе: кроме античных поэм в 6 классе вводится «Калевала», а также «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло. Данте Алигьери. «Божественная комедия», Дж. Г. Байрон. «Корсар» – 8 класс. Из поэм А. С. Пушкина изучается одна  – «Братья разбойники» в 8 классе. Творчество М. Ю. Лермонтова представлено, как и в программе Т. Ф. Курдюмовой, поэмами М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – 7 класс, «Мцыри» – 8 класс. В рубрике «Советы библиотеки» рекомендуется «Беглец». В 6 классе изучается Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (часть первая), в 8 классе – поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

В программе  под ред. В. Ф. Чертова [8]  наиболее широко представлены отечественные и зарубежные поэмы. Зарубежные: «Иллиада», «Одиссея» Гомера – 5 и 9 класс, «Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте Алигьери,  «Ворон» Э. А. По  – 9 класс. В качестве внеклассного чтения  – Дж. Г. Байрон «Корсар» – 8 класс.

Поэмы М. Ю. Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Боярин Орша» (внеклассное чтение) – 7 класс, «Мцыри» – 8 класс. Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»), внеклассное чтение – 7 класс. Как и в программе под редакцией А. Г. Кутузова, в 8 классе изучается поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Сопоставляя аспекты, в свете которых изучаются поэмы, выделим общее. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова изучается как историческая поэма, имеющая фольклорную основу: «Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. … Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение» [2], [8].

Мы не будем останавливаться на специфике изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», так как это жанровый эксперимент автора, существенно отличающийся от всех остальных поэм, представленных в школьных программах [2].

Во всех программах предполагается изучение романтической поэмы (во всех трех программах это поэма «Мцыри»). У А. Г. Кутузова – для этой же цели введены поэмы А. С. Пушкина «Братья разбойники» и Дж. Г. Байрона «Корсар», у Т. Ф. Курдюмовой – «Странствия Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, у В. Ф. Чертова – для внеклассного чтения в рамках данной темы рекомендованы «Корсар» Дж. Г. Байрона и «Боярин Орша» М. Ю. Лермонтова.

Все программы предполагают обращение к теме Великой Отечественной войны, жанру поэмы. В программе Т. Ф. Курдюмовой [2] лишь упоминается, а в двух других – изучается поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» [8].

В целом все программы включают разнообразные по видам и тематике поэмы отечественных и зарубежных авторов, а также народный эпос и античную литературу. Различия в расположении художественного материала обусловлены ведущим принципом построения программы и группировки текстов по тематике, хронологии, жанру, а также в связи с тем или иным теоретико-литературным понятием.

Анализ современных учебников по литературе показал, что программа под редакцией В. Ф. Чертова [8] включает разнообразный материал для изучения поэмы. Особенность данной программы заключается в том, что учителю предлагается на уроках познакомить учащихся с особенностями романтического произведения. Необходимо отметить, что предлагаемая информация является опережающим материалом в учебной программе, но она помогает лучше понять поэму «Мцыри» М. Ю. Лермонтова учениками 8 класса [9].

Организуя изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», учитель сталкивается с рядом проблем. Во-первых, это сложность в определении родовой принадлежности данного жанра. Согласно первому дидактическому принципу обучения – принципу научности – учителю следует опираться на достижения литературоведческой науки.

Однако на сегодняшний день в литературоведении нет единого определения лиро-эпоса, универсально подходящего для всех произведений, нетединого подхода к произведениям жанра поэмы, созданным в различные исторические периоды: «В литературоведении до сих пор нет единого мнения по вопросу разграничения лироэпических жанров, и даже унифицированного написания этого термина (лироэпический или лиро-эпический)» [5, с. 108].

«Несмотря на этот факт, школьные программы составлены таким образом, что учитель довольно часто вынужден обращаться именно к этим «спорным» текстам, поскольку лиро-эпические произведения составляют около 30% от общего количества произведений, изучаемых в основной средней школе. Примеры лироэпических произведений включены и в задания для итоговой аттестации учащихся, направленные на выявление умения определять жанровородовую специфику литературного произведения, и вкодификатор ЕГЭ…» [5, с. 108].

Во-вторых, учитель в рамках ограниченного программой количества часов должен познакомить восьмиклассников с историей создания произведения, сообщить о месте и роли поэмы в творчестве Лермонтова, проследить связи биографии и творчества, организовать анализ композиции, стиля, способов создания образа героя, привести к пониманию романтической природы произведения. Одним из способов разрешения трудности может быть отбор целесообразных для каждой конкретной учебной ситуации методов, приемов обучения, форм работы, видов заданий. Отметим, что для постижения романтической природы поэмы «Мцыри» необходим материал, который изучается в 9 классе. Учителю необходимо избрать подходящую форму знакомства с признаками романтического произведения и разработать задания для закрепления этого нового материала. Вопросы и задания, согласно требованиям ФГОС, должны быть такими, чтобы восьмиклассники сами пришли к формулировке ключевых мыслей, идей и тезисов, обобщающих наблюдения над тем или иным аспектом.

Таким образом, существует ряд сложностей в ходе организации изучении поэмы М. Ю. Лермонтова в школе. Мы предприняли попытку предложить вариант их разрешения.

Мы обобщили интересные идеи учителей-словесников по изучению такого непростого жанра как поэма и предложили свои уроки по изучению поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова в 8 классе.

Освоение нового материала мы предлагаем организовать как слово с элементами беседы.

История создания сообщается учителем. Данный материал взят из учебника «Литература, 8 класс» (1ч.). [9, с. 141].  Педагог обращает внимание учеников на задумки М. Ю. Лермонтова по созданию поэмы. Также используем материал из «Лермонтовской энциклопедии» для получения учащимися новых знаний [4, с. 324]

Моделируя учебные ситуации по изучению поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в 8 классе, мы опирались на методические рекомендации разработчиков программы. Так, первая тема «Мцыри» – высшее достижение романтической поэмы М. Ю. Лермонтова». Учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания поэмы, узнать, каковы истоки происхождения названия произведения. Такие виды работы, как рассказ педагога об истории создания поэмы, вопросы не менее важны, чем аналитические наблюдения, т.к. именно на вступительном этапе создается необходимая атмосфера и появляется настрой у учащихся на дельнейшее изучение произведение и его адекватное восприятие [9, с. 141].

На первом уроке мы избираем коллективную форму работы – лекцию с элементами беседы. После прослушивания истории создания задаем вопросы: - Как и когда впервые Лермонтов задумался о написании поэму, которую мы сегодня изучаем? - Сразу ли он реализовал свой замысел?- Какие варианты заголовка были о писателя?- Где происходит действие поэмы? Почему автор обратился именно к этим реалиям?- Какой случай из биографии Лермонтова помог воплотить замысел поэмы «Мцыри»?- Известно ли вам, какое реальное место, художественно преображенное, вошло в поэму?

После беседы с классом организуется работа с учебником [9, с. 141]. Вопрос 1 учебника обращает внимание учеников на смысл названия поэмы. «Мцыри» – это не имя, в переводе с грузинского означает «послушник». На этапе анализа выявляется также тема и идея произведения. На этапе аналитических наблюдений происходит активное обращение к тексту, т.к. согласно рекомендациям методистов, в средних классах текст должен звучать на уроке, без текста невозможно приблизиться к объективному анализу.

Следующий этап урока – словарная работа. Выявляем знания терминов и понятий, а также актуализируем знания о ранее изученных понятиях с целью подготовки к главной теоретической проблеме урока – толкованию жанра поэмы с помощью работы со словарем в учебнике-хрестоматии, школьным литературоведческим словарем, с помощью комментария учителя.

Термины «поэма», «тема», «идея», «сюжет», «композиция» ученики находят в конце учебника и записывают в тетрадь. Учитель комментирует каждое определение для лучшего понимания учениками.

В данной модели урока большую роль играет организация индивидуальной подготовки к уроку (пересказ части поэмы, выписывание цитат из текста). Смена говорящего (учитель, ученик) помогает избавить урок от монотонности, помочь учащихся сконцентрировать внимание. Для этого даны вопросы, сопровождающие слово учителя: -Какова цель побега Мцыри? - Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? - Почему погиб Мцыри?

В качестве домашнего задания мы предлагаем подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника» и ответить на следующие вопросы: - Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) - Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? - Почему погиб Мцыри?

 Содержание второго урока направлено на анализ романтического образа Мцыри, выявление прообраза главного героя. На вступительном этапе учащимся обязательно демонстрируется связь содержания первого и второго уроков. На втором уроке мы предлагаем использовать прием эвристической беседы, который реализуют частично-поисковый (эвристический) метод (по типологии Н. И. Кудряшева). Считаем его наиболее подходящим для реализации данного материала: поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» – благоприятный материал для усвоения особенностей романтического произведения, романтического героя. Восьмиклассники могут осуществлять самостоятельные поиски в тексте. Подводим школьников к мысли, что романтизм Лермонтова бунтарский: герой его поэмы «Мцыри» бросает вызов судьбе. В этом заключается пропедевтическая функция изучения романтического произведения, так как учитель подготавливает учащихся к получению новой информации, давая общее представление.

Романтизм как литературное направление изучается только в 9 классе. Знакомство с  поэмой «Мцыри» в 8 классе позволяет не только расширить представления учеников о творчестве         М.Ю. Лермонтова, подготовить к восприятию его произведений, которые станут предметом изучения через год, но и носит пропедевтический характер, позволяя сформировать первичные представления о романтизме как творческом методе. Мы предлагаем раздать каждому ученику карточки, содержащие признаки романтического произведения, которые они вклеят в тетрадь:

1)Подчеркнутое внимание к личности человека, его индивидуальности, внутреннему миру.

2) Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром.

3) Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

4) Существование «двоемирия»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие, конфликт.

5) Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

6) Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией [4, с. 324].

Ученикам предлагается прочитать и ответить на вопрос: «Как вы понимаете признаки романтического произведения?» (в ходе фронтального опроса ребята высказывают предположения, а учитель корректирует их при необходимости).

Когда признаки романтического произведения разобраны, предлагаем учащимся проверить, какие из названных признаком можно обнаружить в поэме «Мцыри».

1. Первое, на что следует обратить внимание: Мцыри  – это исключительный герой, который представлен автором в исключительных обстоятельствах.

Вопрос: «Можем ли мы это доказать?»

Лермонтов не пытается объяснить, каким образом в стенах монастыря сформировался такой непримиримый характер; напротив, бунтарская натура Мцыри сформировалась вопреки обстоятельствам, а не под их воздействием. Герой поэмы бросает вызов судьбе, миру и даже Богу, потому что воспринимает стены Его обители как «тюрьму».

2. Романтизм предполагает изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах.

Вопрос: «Как вы понимаете данную особенность?»

С помощью материала, изученного на предыдущем уроке, ученики смогут ответить на этот вопрос: не случайно композицию поэмы называют «вершинной» [9, с. 141]. Лермонтов показывает главного героя не в протяжённом процессе обыденной жизни в монастыре, а в короткий миг высшего проявления его личности. Опираясь на предложенные в пособии для учителей [8] рекомендации, мы считаем целесообразным уделить особое внимание сцене побега как ключевому эпизоду, позволяющему понять сущность мощной и страстной натуры Мцыри, а также продемонстрировать специфику романтического двоемирия.

3. Своебразие романтического конфликта – конфликта с миром, противостояние внутренне свободной личности окружающим, живущим в повиновении, страхе, слепой вере [9, с. 113].

4. Важное внимание на этом этапе урока уделяется работе с текстом. Учащимся предлагается выписать из текста цитаты, подтверждающие свободолюбивую натуру Мцыри. Совместно с учителем ученики приходят к выводу, что, по Лермонтову, главная свобода заключается в возможности самостоятельно вершить свою судьбу. При этом необходимо сосредоточить внимание учащихся на связи героя со своим народом. Учитель дополняет представление о мотиве свободы как концептуальном в творчестве поэта иллюстрацией из поэмы «Демон» и стихотворений автора.

5. Для воплощения своих общечеловеческих, универсальных идей романтики нередко используют образы-символы. Ученикам необходимо назвать и охарактеризовать сцены, имеющие в поэме символическое значение (в скобках перечислить).

6. Как представлена в поэме идея трагичности судьбы? Можно ли сказать, что он словно движется по замкнутому кругу? К какой исходной ситуации постоянно возвращается герой? Есть ли у человека возможность противостоять трагически-разрушительной силе судьбы? В каком случае? Какими качествами он должен обладать?

Понятие «внутренняя свобода» (записываем в словарик) является очень сложным для понимания учениками 8 класса, поэтому его следует пояснить: в жизни нередко бывает так, что обстоятельства оказываются сильнее нас, и внутренняя свобода проявляется в способности человека не позволить им сломить себя, пасть духом, изменить своим принципам и убеждениям. Мцыри, без сомнения, внутренне свободен: даже перед лицом смерти он не изменяет своей мечте и не испытывает зла к тем, кто удерживал его в неволе:

…И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отёр внимательной рукой

С лица кончины хладный пот,

И что вполголоса поёт

Он мне про милую страну…

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну! [8, с. 208]

Такой волнующий воображение героический и трагический текст не могли обойти стороной композиторы и художники. Предлагаем учащимся сопоставить портрет Мцыри, созданный разными иллюстраторами (И. С. Глазунов, П. П. Кончаловский, М. Н. Орлова-Мочалова, Л. О. Пастернак) и подумать над следующим вопросом «Кто из художников наиболее точно передал трагическую судьбу и свободолюбивый характер Мцыри?».

7. Следующий этап урока – работа над седьмым вопросом учебника. Предметом разговора становится исповедь Мцыри старику-монаху. Основное внимание уделяется стилистическим фигурам (риторическим обращениям, восклицаниям, вопросам, инверсии, антитезе)  и тропам (метафорам, эпитетам). Выявляется их особенность, композиционная, характерологическая и идейная функции.

Фразы Мцыри осложнены, экспрессивны (записываем в словарик), они передают силу, страстность, неуёмную жизненную энергию героя даже перед лицом смерти.

После наблюдения над изобразительно-выразительными средствами в поэме предлагаем ребятам сформулировать ответ на вопрос: какую роль найденные вами тропы играют в характеристике героя? Почему речь героя в поэме становится важным средством создания образа?

Важно, чтобы ученики связали свои наблюдения с материалом предшествующего урока, обратив внимание на то, что значительная часть поэмы – рассказ Мцыри, события, данные с его точки зрения («его глазами»).

8. Восьмой вопрос учебника также направлен на выявление художественно-стилистических особенностей текста. Ответ на этот вопрос требует закрепление полученных стиховедческих знаний: понимание проблемы ритма, выраженного, в  частности, в размере и типах рифмовки. Ученики под руководством учителя приходят к  выводу, что четырёхстопный ямб и то, что все рифмы в поэме парные, мужские,  подчеркивает «мужественность и непреклонность героя» [8, с. 208].

Ценным для педагога считаем рекомендации В. Ф. Чертова: «Через выразительное чтение учитель обращает внимание учеников на чёткость размера и твердость рифм. Таким образом, педагог должен подтвердить,  что стих поэмы, по словам В. Г. Белинского, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» [9, с.116].

9. Просим подумать и ответить учеников на следующие вопросы: - Как вы относитесь к финалу поэмы? - Согласны ли вы с автором, что бунтарство Мцыри неизбежно ведёт его к смерти?

Данные вопросы особенно важны, они побуждают учеников к интерпретации текста поэмы, поиска в нём нравственные проблемы, которые не могут быть истолкованы однозначно. Романтический герой не может пойти на компромисс. Лермонтов задаётся целью «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» (Д. Е. Максимов).

10. Можно ли согласиться с высказыванием В. Г. Белинского о главном герое поэмы «Мцыри»: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности» (индивидуальное задание 2 учебника, которое дано 3-4 ученикам)?

 «Так жизнь скучна, когда боренья нет» («1831-го июня 11 дня») [9, с. 151-154].

При подведении итогов актуализируем полученные знания о творчестве Лермонтова и поэме «Мцыри». Повторяем признаки романтического произведения.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (как и прочитанная в 7 классе «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») становится уроком и упрёком своему поколению, «дремлющему в бездействии» (В. Г. Белинский), и в общечеловеческом смысле – действенной формой борьбы с миром пассивности, тирании и зла.

Объединив пройденный материал, подводим итог, что враждебному миру Лермонтов противопоставляет три неоспоримые ценности, которые оказываются сильнее смерти: ПРИРОДУ, ЛЮБОВЬ и СВОБОДУ (эти выводы необходимо записать в тетрадь).

Логичное домашнее задание после такого урока: Письменно ответить на вопрос: «В чём видит счастье герой поэмы?». Оно предполагает обобщение изученного на обоих уроках.

Для создания предложенных нами в данной работе конспектов урока была использована технология критического мышления, которая позволяет учащимся самим находить ответы на вопросы, делать выводы. Данный метод позволяет выделить приёмы, которые использовались на двух уроках: вопрос-ответ, проблемный вопрос, эвристическая беседа.

Библиографический список:

1. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка [Электронный ресурс] // Программа русского языка и словесности. Режим доступа: http://az.lib.ru/b/buslaew_f_i/text_1848_programma_russkogo_yazyka.shtml (дата обращения 20.09.2019 г.)
2. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5-9 классы: рабочая программа / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев. – М.: Дрофа, 2017. – 115 с.
3. Кутузов А. Г. Программа по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) / А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Кисилев, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. – М. : Дрофа, 2010. – 80 с.
4. Мануйлов, В. А. Лермонтовская энциклопедия / В. А. Мануйлов. – М. : Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
5. Никкарева Е. В. Проблема изучения лиро-эпических жанров в средней школе // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: Художественный текст как предмет изучения в школе и вузе материалы III всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Ярославля и Году учителя. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Науч. ред. : И. Ю. Лученецкая-Бурдина. – 2010. – С. 107-117.
6. Тамарченко Н. Д. Теория литературы в 2х т. Т. 2 / Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
7. Федотов О. И. Основы теории литературы: в 2 ч. / О. И. Федотов. – М. : Владос, 2003. – 240 с.
8. Чертов В. Ф. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова. – M. : Просвещение, 2015. – 160 с.
9. Чертов В. Ф. Уроки литературы. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, Н. А. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.




Рецензии:

18.12.2019, 19:11 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Проанализировав рецензируемую работу, можно отметить, что материал представленной статьи изложен логично. Работа выполнена на достаточном уровне, автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных теоретических данных.Материалы статьи представляют практическую значимость исследования. Но автору стоит следует обратить внимание на тему заявленной статьи. На мой, взгляд она требует корректировки, т.е. более научной формулировки. Например, особенности изучения поэмы на уроках литературы в 8 классе. после доработки статью можно рекомендовать к публикации.

23.02.2020 19:19 Ответ на рецензию автора Страшкова София Леонидовна:
Уважаемая Ирина Владимировна! Хочу поблагодарить Вас за внимательное прочтение статьи и сделанные замечания. Согласно Вашей рекомендации, внесла в текст статьи изменения.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх