Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Туризм, Экономика
Размещена 25.11.2019.
Просмотров - 455

Курортный сбор в России: плюсы и минусы

Малышева Дарья Дмитриевна

Самарский Государственный Экономический Университет

студент

Научный руководитель: Черноусова Ксения Сергеевна, доцент, кафедра налогов и налогообложения, Самарский Государственный Экономический Университет


Аннотация:
Статья посвящена изучению взимания курортного сбора на 4 экспериментальных территориях РФ: Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Крым. Рассмотрены основные положения федерального закона № 214-ФЗ, а также проведен анализ данного сбора и выявлены положительные и отрицательные его стороны, предложены меры для снижения негативных последствий взимания курортного сбора.


Abstract:
The article is devoted to the study of collection of resort fee in 4 experimental territories of the Russian Federation: Altai region, Krasnodar region, Stavropol region, the Republic of Crimea. The main provisions of the Federal law No. 214-FZ are considered, as well as the analysis of this collection is carried out and its positive and negative sides are revealed, propose measures to reduce the negative effects of the resort fee.


Ключевые слова:
курортный сбор; эксперимент; правительство; туристская инфраструктура; ставка

Keywords:
resort fee; experiment; government; tourist infrastructure; rate


УДК 2964

Актуальность статьи заключается в том, что на сегодняшний день туризм – одна из основных сфер экономики, которая приносит в казну государства немалые средства, поэтому налогообложение этой сферы очень важно. Курортный сбор – это дополнительные средства, которые могут быть получены от туристов для реставрации и создания новой туристской инфраструктуры, что может привести к увеличению туристского потока, а вследствие и доходов государства.

Целью является выявление плюсов и минусов взимания курортного сбора.

Задачи: исследование особенностей взимания сбора на территории России, поиск путей возможного снижения негативных последствий.

К методам, используемым в статье, относятся: логический и статистический анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней отражены существующие на сегодняшний день проблемы, связанные с взиманием курортного сбора на территории РФ, а также представлены  их возможные решения.

Туризм - наиболее перспективный и динамично развивающийся сектор экономики многих государств. Такие страны как: Греция и Исландия, Турция, Мальта и Таиланд, Хорватия и  Ямайка, “живут” в основном  за счет сферы обслуживая. Туризм также является значимым сектором в экономически развитых государствах: США, Германия, Китай, Великобритания, Франция, Италия, Испания.

В России туризм - одна из значимых отраслей экономики. По данным ЮНВТО,  доходы РФ в 2017 году составили почти 9 млрд. долл. или 3,4 % от ВВП [1]. Правительство прилагает все усилия для его развития на территории страны, поэтому в целях улучшения и развития инфраструктуры регионов 29 июля 2017 года вступил в силу Федеральный Закон № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Курортный сбор не является нововведением, так как он уже вводился в 1933 году для того, что возместить убытки, связанные с благоустройством курортных территорий и улучшения быта отдыхающих. В 1936 году был заменен единой государственной пошлиной. После распада ССРС  был принят новый закон” о курортном сборе с физических лиц“. Тогда его ставка не могла превышать 5% МРОТ. Для примера, в 1992 году МРОТ составлял 900 рублей, поэтому максимальная граница сбора- 45 рублей, а с 1.02 –по 1.04 1993 года МРОТ был равен 2250 руб., что соответствует 112, 5 руб. сбора Он был упразднен в 2004 году на волне снижения налогового бремени граждан, а так же вследствие неэффективности. А еще данный сбор широко применяется зарубежными странами: ОАЭ, Францией, Испанией, Германией, Японией, Абхазией, Италией, США и др. В большинстве данные государства входят в “большую семерку”, то есть являются экономическими “гигантами” и  их жители в состоянии оплатить сбор, который идет на развитие туристской сферы. В результате, опираясь на опыт зарубежных стран и навыки введения в 1991г. в целях модернизации и развития туристской инфраструктуры в регионах правительством РФ было решено запустить “пилотную” версию по взиманию курортного сбора на территории 4 субъектов России. Эксперимент с курортным сбором  продлится до 31 декабря 2022 года, после окончания срока его действия, будет принято решение о введение данного сбора еще на ряде территорий.  Взимание платы осуществляется с мая 2018 года. Размер сбора устанавливается в размере от 50 до 100 рублей в сутки с одного человека. Игорь Фомин, член комитета Совета Федерации по социальной политике, рассказал, что каждый регион может установить свой тариф, исходя из сезонности, значении курорта  и расходов субъектов на проведение эксперимента. В таблице 1 показаны территории, включенные в эксперимент и суммы налога.

Таблица 1. Суммы налога и территории, принимающие участие в эксперименте.

Территории, включенные в эксперимент

Сумма налога

Особенности

Республика Крым

городской округ (г.о.) Алушта

г.о. Евпатория

г.о. Саки

г.о. Судак

г.о. Феодосия

г.о. Ялта

Черноморский район

С 1.05.– по 30.09. -10 руб.

С 1.01- по 30. 04. – 0 руб.

С 1.10.- по 31.12. – 0 руб.

Предположительно начнет взиматься с 1.05.2020г.

Регион не исключает возможность выхода из эксперимента.

Алтайский край

Г. Белокуриха

В 2018 году – 30 руб.

В 2019-2022г. – 50 руб.

Начал взиматься с 1.05.2018г.

Краснодарский край

город курорт (г.к.) Анапа

г.к. Геленджик

г.к. Сочи

г. Горячий Ключ

Новомихайловское городское поселение (г.п.) Туапсинского района

Джубгское г.п. Туапсинского района

Небугское сельское поселение (с.п.) Туапсинского района

Шепсинское с.п. Туапсинского района

10 руб.

Начал взиматься с 16.07.2018г. в связи с проведение Чемпионата мира по футболу 2018г.

Ставропольский край

г.к. Ессентуки

г.к. Железноводск

г.к. Кисловодск

г.к. Пятигорск

 

50 руб.

Начал взиматься с 1.05.2018г.

Налогоплательщиками курортного сбора выступают совершеннолетние туристы (резиденты и нерезиденты),  пользующиеся услугами средств размещения (отели, гостиницы, а так же “жилые помещения, пригодные для временного проживания), которые официально зарегистрированы в государственном реестре. Если проживание осуществляется у частного лица платить сбор не нужно. Отсюда возможно появление “теневой” экономике из-за того, что людям  и организациям будет не выгодно регистрироваться в качестве ИП и юридического лица из-за снижения спроса на официально зарегистрированные средства размещения, так как потенциальным клиентам будет выгоднее жить у частного лица и не платить курортный сбор. Вице-президент Ассоциации туроператоров России, Илья Уманский, сообщает, что 80% отдыхающих предпочитают пользоваться услугами частного сектора[2], поэтому Правительству следует обратить на это внимание при принятии решения о продлении и расширении сферы взимания курортного сбора после 31 декабря 2022 года.

На данный момент законодательством предусмотрен перечень лиц, освобождающихся от курортного сбора  (см. ФЗ от 29.07.2017 № 214-ФЗ). В нем перечислены 19 категорий лиц, имеющих право отдыхать на перечисленных выше территориях без уплаты сбора, но, что является большим недостатком, многие социально незащищенные слои населения такие как, многодетные семьи, пенсионеры, а еще льготы не предусмотрены для участников форумов, конференций, олимпиад. Так же курортный сбор на должны будут оплачивать лица, прибывшие в командировку и пользующиеся услугами размещения[3].

Сумма сбора рассчитывается: (количеств дней пребывания – день заезда) * ставка сбора, в соответствии с сезоном и территорией.

Ранее предполагалось включение в Республику Крым города Севастополя, однако он по ряду критериев включения в эксперимент не подходил, поэтому было принято решение исключить его из участия в эксперименте. Сама же Республика Крым не исключает возможность выхода из эксперимента, потому что опасается оттока посетителей. В мае 2017 года продажи путевок в Крым упали на 30% по сравнению с 2016 г. В середине июня там отдохнуло 1,174 млн. человек, что на 0,047 млн. человек меньше чем в 2016 году[4].

Вообще, большое количество людей, опрошенных фондом “Общественное мнение” оказались негативно настроенными в отношении взимания курортного сбора.68% высказались против введения сбора[5]. Отдыхающие считают, что это увеличит их затраты, а с учетом того, что большинство из них имеют недостаточно высокие заработные платы, то расходы окажутся существенными. По данным статистики более половины российских туристов тратит на услуги размещения в курортах РФ всего от 700 - до 1,2 тыс. руб. в день, то сбор в 100 руб. добавит к этой сумме еще от 8,5 до 14% [6], поэтому многие просто отказываются оплачивать сбор. В одном только Ставропольском крае  2,5 тыс. (3% отдыхающих) не захотели выплачивать средства[7]. На этот счет правительством предусмотрен штраф от 500 до 2 тыс. рублей. Если отдыхающий не желает оплачивать сбор, в месте его проживания составляется соответствующий акт, затем возбуждается дело об административном правонарушении и человека привлекают к административной ответственности. Ему дается  месяц (30 дней), чтобы добровольно выплатить  штраф и курортный сбор. После истечения указанного срока размер штрафа увеличивается. Для средств размещения также предусмотрена ответственность от уклонения от взимания сбора, которая варьируется в зависимости от региона от 5 до 15 тыс. рублей. Штрафы за неуплату сбора – еще один источник пополнения бюджета регионов.

Многие туроператоры, особенно мелкие, работающие на внешний туризм, также не поддерживают введение сбора, так как опасаются уменьшения количества клиентов и их переориентации на зарубежные курорты, что может негативно сказаться на экономике регионов.

Тем не менее,  29 % опрошенных положительно оценили последствия введение сбора и 38% высказали мнение, что это никак не повлияет на состояние туристско-рекреационной инфраструктуры. Такой результат связан с тем, что респонденты считают введение сбора временной мерой и не надеются на его продолжение после 2022 года[8].

В 2018 году в бюджеты регионов поступило 70% доходов, но уже с 2019 года правительство планирует перечислять все 100% дохода. Правительство и власти регионов в целом положительно оценили первые результаты, так как субъектами РФ были собраны средства для модернизации и развития туристско-рекреационного комплекса. В 2018 году  всего по 3 регионам ( Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края) было собрано почти 316 млн. руб. Наибольший доход получил Ставропольский край – 186 млн. руб.,  Краснодарский край - 109,3 млн. руб.,  в Алтайском крае, в городе Белокурихе, было собрано 20,6 млн. руб. [9]. На диаграмме 1 представлен доход, полученный субъектами в 2018 году  и выраженный в процентах по отношению к общей сумме, полученной всеми участниками эксперимента.

Хочется отметить, что именно Ставропольский край  являлся инициатором эксперимента. Регион еще в советские времена считался Всесоюзной здравницей, поэтому имеет опыт организации лечебно-оздоровительного туризма, который является ключевым видом туризма в крае. Немаловажную роль в получении высоких доходов играет то обстоятельство, что данный вид туризма оказывается в специальных лечебных и оздоровительных учреждениях, поэтому туристы очень редко пользуются услугами незарегистрированных частных лиц.

В ближайшем будущем есть вероятность введения курортного сбора также на территории  Санкт-Петербурга. С такой инициативой выступил Александр Беглов, губернатор города. Если данный сбор будет введен, то  предусмотрен он будет для иностранных граждан.

В заключение, хочется выделить основные положительные и отрицательные моменты введения курортного сбора на территории РФ.

Таблица 2. Плюсы и  минусы введения курортного сбора в России

Плюсы

Минусы

Получение регионами дополнительных доходов для модернизации, развития, внедрения инноваций в сферу обслуживания

Негативное отношение потенциальных посетителей и многих туроператоров

 

Возможная переориентация туристов на зарубежный рынок

 

Затраты на введение данного сбора

 

Большой риск снижения количества зарегистрированных средств размещения

 

Отсутствие льгот для некоторых социально незащищенных слоев населения и для тех, кто занимается наукой, культурой, искусством.

 

Таким образом, из таблицы видно, что введение данного сбора на сегодняшний момент имеет больше минусов, чем плюсов, поэтому правительству следует обратить на это пристальное внимание, прежде чем принимать решение о продление или прекращение взимания сбора после 2022 года.

Для решения некоторых существующих проблем можно предложить следующие меры:

  • Введение просветительской работы с гражданами, направленной на то, чтобы объяснить потенциальным туристам на какие цели пойдет уплаченный ими сбор.
  • Пересмотр законодательства и добавление льгот для тех категорий, которые в них нуждаются.
  • Поощрение регистрации новых средств размещения (путем налоговых льгот или “каникул”).
  • Отчеты местных властей о расходах поступивших средств.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что тот закон о курортном сборе, который действует на данный момент, требует значительной доработки, поэтому и правительству,  и местным властям следует принять во внимание все те отрицательные моменты, которые существуют на данный момент, и заняться детальной доработкой закона, прежде,  чем принимать решение о его продлении или прекращении.

Библиографический список:

1. Джанджугазова Е.А. Курортный сбор в фокусе общественной дискуссии//Российские регионы: взгляд в будущее, 2018, том 5, №1, с.99-113.
2. Информационный портал “ФОМ Медиа” - [Электронный ресурс]-URL: https://fom.ru/Ekonomika/13632 (дата обращения: 10.11.2019)
3. Карналь А.А. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВЗИМАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(33).
4. Кудряшов А.М.. Последствия введения курортного сбора на территории России//Проблемы современной науки и образования, 2017.
5. Налог на отпуск: как курортный сбор повлияет на стоимость отдыха в России-[Электронный ресурс]- URL: https://www.rbc.ru/money/25/07/2017/59774ad19a79473cfcf5b9c7 (дата обращения: 10.11.2019).
6. Новиков С. А. Курортный сбор как инструмент развития туризма в России // Молодой ученый. — 2019. — №34. — С. 125-132.
7. Солдатова С.Э. , Тищук М.О.. Перспективы курортного сбора в России// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 52—60.
8. Сухорукова Елена. Некурортное поведение: почему отказываются платить «туристический налог»//Ежедневная деловая газета. - [Электронный ресурс]-URL: https://www.rbc.ru/business/11/07/2018/5b447b769a7947e230f8fc35 (дата обращения: 10.11.2019)
9. UNWTO Tourism Highlights: 2018 Edition – Мадрид: ЮНВТО, 2018. 15 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх