Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 16.12.2019. Последняя правка: 14.12.2019.
Просмотров - 618

Основные причины возникновения конфликтов

Магомедов Асхаб Расулович

не имею

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

магистрант

Алиева Заира Магомедовна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»


Аннотация:
В данной статье рассматриваются основные причины возникновения конфликтов. Для того чтобы бы не попадать в те или иные конфликтные ситуации, необходимо знать основные причины их возникновения. Зная основные причины возникновения конфликтов, человеку будет проще избегать их.


Abstract:
This article discusses the main causes of conflicts. In order not to fall into certain conflict situations, it is necessary to know the main causes of their occurrence. Knowing the main causes of conflicts, it will be easier for a person to avoid them.


Ключевые слова:
причины возникновения конфликтов; конфликтная ситуация; разногласия во взглядах

Keywords:
causes of conflicts; conflict situation; disagreements in views


УДК 316.483

Введение.

Каждый человек имеет свое мнение по поводу той или иной ситуации, различные мнения людей, несовпадение восприятия и оценка, которую дают люди тем или иным событиям очень часто приводят к конфликтным ситуациям. Если образовавшаяся ситуация мешает достичь поставленную цель хотя бы одному из участников взаимодействия, то в таком случае конфликт неизбежен.

Конфликт является неотъемлемой частью функционирования любой организации и любого общества.

Актуальность.

Данная тема очень актуальна в настоящее время. На сегодняшний день наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. Есть очень большое число публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, не смотря на это  практически нет работ, где анализировались бы глубинные причины возникновения конфликтов и их влияние на жизни отдельно взятых личностей и в целом на общество. В то же время, проблематика конфликта носит исключительно прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении целиком и полностью определенных ситуаций, в которых встречается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Для того чтобы найти наилучшее решение, нужно владеть знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Несовпадения во взглядах, мнениях и позициях является очень частым явлением общественной и производственной жизни. Для того чтобы понять как себя вести в тех или иных конфликтных ситуациях, важно знать, что такое конфликты и как люди приходят к миру. Если человек знает о причинах возникновения конфликтов и о самих конфликтах, то это повышает его культуру общения и делает жизнь человека более спокойной и устойчивой в психологическом отношении.

Актуальность данной статьи не менее значительна и с практической точки зрения. На сегодняшний день руководителям многих уровней не хватает элементарных знаний о конфликтах и  конфликтологической культуры, не хватает знаний о путях мирного решения конфликтных ситуаций, что в результате ведет к снижению эффективности работы, впоследствии чего, уменьшается эффективность работы всей организации.

Целью данной статьи является рассмотрение основных причин возникновения конфликтов.

Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью функционирования любого общества, и, следовательно, любой организации, поэтому для успешного ведения управленческой деятельности нужно понимать природу этого социального явления и управлять им на практике [1].

Причина возникновения той или иной конфликтной ситуации и является толчком для ее дальнейшего развития. Все члены конфликтов всегда ссылаются на причину возникновения конфликта, и с этой позиции она представляет собой оправдание собственных действий сотрудников организации, вовлеченных в конфликтную ситуацию, и вместе с этим - источник постоянной подпитки конфликта эмоциональной энергией.

Все стороны конфликтных ситуаций практически всегда воспринимают его причины эмоционально, и при этом испытывают чувство обиды и несправедливости. Эмоциональный оттенок определяет непредсказуемость течения даже рационального конфликта и часто не позволяет осмыслить и устранить его причины[3].

У всех конфликтов есть несколько основных причин. Прежде всего - это ограниченность ресурсов, которых необходимо распределять, взаимозависимость заданий, разница в уровне образования, недостаточно хорошие коммуникации, плохая мотивация, различия в целях, в ценностях, в манере поведения и т. д.

Распределение ресурсов. В любой организации ресурсы как правило всегда ограничены. Руководящий состав организации должны решить, каким образом  распределить информацию, материалы, материальные и людские ресурсы и финансы между различными группами, для того чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Большая часть людей принимают свою проблему ближе и почти всегда хотят получить большего. Из за того что ресурсы необходимо распределять, практически неизбежно ведет к различным конфликтным ситуациям.

Взаимозависимость задач. Вероятность наступления конфликтной ситуации существует повсеместно, где группа людей или хотя бы один человек зависят в выполнении задачи от иного другого человека или группы. Причиной возникновения конфликтной ситуации также является и то, что функции, обязанности, средства, власть и  ответственность распределены нерационально.

Различия в представлениях и ценностях.  Люди, не оценивая ситуацию  объективно, делают акцент на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, наиболее подходящие для группы и личных потребностей.

Неудовлетворительная коммуникация. Также причиной и следствием конфликта является плохая передача информации. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или мнение других людей.

Несбалансированность рабочих мест.  Бывают случаи, когда должностная функция не подкреплена в полной мере средствами и тем самым властью и правами.

Неправильный контроль. При управлении контроль не должен диктоваться подозрительностью. Каждый сотрудник все время находится под подозрением и поэтому уже на половину виновен. В подобной ситуации работник рано или поздно, теряет выдержку и из-за нервности на самом деле станет работать хуже.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Человек не ощущает тождественности и настраивается сразу на то, что он не будет понят другим человеком. Поэтому появляется барьер в общении [2].

Недостаточная мотивация. Если получится достигнуть совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, то в этом случае, несомненно, персонал данной организации будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не добиться никаким принуждением.

Безответственные.В определенной степени - это тревожные персоны, тем не менее, тревоги вызывает у них не уход от конфликта, а, напротив, агрессию. Если они ощутят к себе хорошие отношения,  их поведение  само собой войдет в рамки.

Проявление неуважения к руководству. Если у большинства работников появляется чувство, что манера и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может стать причиной возникновения конфликта. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивационный потенциал. Несомненно, необходимо знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого соответствующие выводы [3].

Заключение.

Таким образом, в данной статье были подробно рассмотрены основные  причины возникновения конфликтов.

И исходя из вышерассмотренного можно сделать вывод о том, что крайне важно определить причину возникновения конфликта, поскольку зная причину возникновения того или иного конфликта, проще предпринять определенные меры по блокированию их действия, предотвратив вызываемый ими негативные эффекты.

Библиографический список:

1. Аверченко А.В. и др. Психология управления. Курс лекций. Москва – Новосибирск, 2010.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов.-СПб. Питер, 2007.
3. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010 – 192 с.




Рецензии:

17.12.2019, 13:59 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Магомедова Асхаба Расуловича тематически актуальная, раз таким событиям в мире не видно конца. Тема сложная в силу необходимости обращения к оценочным показаниям религий, философии, гуманитарных и общественных наук, которые в работе не оговариваются. Конфликтология, как смогла, охватила конфликты но, преимущественно по экономической сфере, управлению, хотя важен учет событий политических, отношений между социальными группами, в семьях. Но есть и позитивные оценки конфликтов. Провоцирование, решение некоторых из них дают выигрыш не только инициатору сложностей, но и публике. Но насколько оговариваются причины, настолько автором работы умалчивается следствия. Не указано о включенности пары «причина-следствие» в состав категорий философской диалектики. Нуждается в усовершенствовании «Введение» работы (... несовпадение восприятия и оценка …). Стоит обогатить библиографический список. Предлагается работу усовершенствовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх