Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Информационные технологии, Экономика, Управление инновациями
Размещена 09.12.2019. Последняя правка: 11.12.2019.
Просмотров - 2086

Уберизация как один из трендов развития цифровизации в логистике

Насонова Елизавета Владимировна

Государственный Университет Управления

Студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления


Аннотация:
Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни постоянно, и логистика не является исключением. Цифровизация повышает эффективность экономики и, поэтому компании внедряют тот или иной тренд цифровых технологий в производство своей продукции (работ, услуг). В данной работе было рассмотрено такое явление, как уберизация в логистической отрасли.


Abstract:
Digitalization permeates all areas of our lives constantly, and logistics is no exception. Digitalization increases the efficiency of the economy and, therefore, companies introduce a particular trend of digital technologies in the production of their products (works, services). In this article, we considered such a phenomenon as uberization in the logistics industry.


Ключевые слова:
логистика; бизнес-процессы; цифровые технологии; уберизация; маркетплейсы; онлайн-экспедиторы

Keywords:
logistics; business processes; digital technologies; uberization; marketplaces; online-forwarder


УДК 656

Введение.

На сегодняшний день конкуренция компаний на мировом рынке сильно обострена, и для эффективного ведения бизнеса требуется быстро реагировать на развитие технологий.

Актуальность. Тема цифровизации экономики является крайне актуальной, так как за счет нее компании оптимизируют свои бизнес-процессы, в том числе в сфере логистики. Цифровая экономика наиболее эффективно функционирует на рынках с большим количеством участников и высоким уровнем проникновения ИКТ-услуг [4].

Целью исследования является изучение процесса уберизации в логистической отрасли.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятию «уберизация»;
  • перечислить достоинства и недостатки уберизации;
  • рассмотреть две бизнес-модели уберизации;
  • привести примеры российских компаний, применяющих уберизацию.

Научная новизна – были выявлены особенности внедрения при изучении процесса уберизации в логистической компании.

Многие логистические компании создают стартапы, нацеленные на коренные изменения в этой отрасли. Цифровизация должна основываться на создании надежных новых бизнес-моделей и сервисов. Продукт должен быть понятный клиенту, ведь важно понимать, какую выгоду он получит при переходе к новому формату. Также следует помнить, что внедрение новых технологий ведет к обновлению штата (сокращение, поиск специалистов и переквалификация имеющихся в компании сотрудников). Но проведя опрос, выявили, что на данный момент российский рынок не готов полностью перейти на автоматизацию деятельности.

Одним из направлений цифровизации в логистической сфере является уберизация перевозок. Уберизация (Uber -компания-поставщик услуг по перевозке пассажиров) – это использование компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций [6]. То есть уберизация предоставляет пользователю возможность найти оптимального исполнителя определенной услуги, пропуская стадию поиска и выбора исполнителя, при помощи мобильного приложения (рисунок 1).

Рисунок 1. Механизм работы уберизации
Рисунок 1. Механизм работы уберизации

Достоинства уберизации в логистике следующие:

  1. уменьшение количества подрядчиков;
  2. снижение издержек на управление;
  3. упрощение договорных отношений;
  4. ускорение решения задач;
  5. упрощение масштабирования бизнеса;
  6. снижения стоимости для клиента [5].

 Недостатки уберизации:

  1. нет гарантии качественных и безопасных перевозок;
  2. из-за перегруженности сайтов могут возникать неполадки, система перестает работать в нормальном режиме, что ведет к уменьшению спроса на данный сервис.

Существуют две бизнес-модели уберизации: маркетплейсы и онлайн-экспедиторы. Маркетплейсы – это площадки для размещения информации участников рынка, зарабатывают за счет предоставления доступа к данной информации, взимая абонентскую плату [1] (рисунок 2). Онлайн-экспедиторы – компании, оказывающие логистические услуги от своего имени и использующие собственную IT-платформу [1]. Владелец груза обращается к диспетчеру-экспедитору, который должен найти на этот заказ транспорт, быть посредником между отправителем и получателем, а также оформляет все необходимые документы и контролирует все этапы доставки (рисунок 3).

Рисунок 2. Пример маркетплейса

Рисунок 2. Пример маркетплейса
Рисунок 3. Пример онлайн-экспедитора

Рисунок 3. Пример онлайн-экспедитора

Но существуют некоторые нюансы, которые обязательно следует учитывать, если компания применяет уберизацию. Во-первых, в случае, когда расходы потребителя на онлайн-продукт превалируют по сравнению с оффлайн-конкурентом, то он не будет востребован. Во-вторых, следует провести удачный набор нового штата логистов, потому что большинство клиентов способны и готовы работать с экспедитором онлайн, а перевозчики пока нет. 

Можно привести примеры применения уберизации в российской логистике.

Deliver основан в 2013 году и занимается перевозками между Москвой и Санкт-Петербургом, а также Московской и Ленинградской областях. К системе подключено около 60 тыс. перевозчиков, которые прошли комплексную проверку на благонадежность. Весь документооборот ведется в электронном виде. Сервис берет на себя юридическую и финансовую ответственность за действия перевозчиков и страхует все грузы на 5 млн рублей. При этом цены на перевозку, как утверждают в компании, в среднем оказываются на 14% ниже конкурентов из числа традиционных экспедиторов. К каждому заказу прикрепляется персональный логист, который отвечает на все вопросы клиента и следит за процессом перевозки.

Trucker Path (2013г.) - российско-американский стартап. Маркетплейс, платформа, которая объединяет перевозчиков с водителями.

Wikiexpress – это быстрый и удобный способ отправить свой груз из точки А в точку Б, платформа, где клиенты каждый день смогут отправить нужные грузы, не затрачивая дополнительных ресурсов на анализ различных транспортных компаний в интернете, оказывающих услуги по доставке мелких и сборных партий грузов.

Существование данных компаний в России позволяет сделать вывод о том, что такая цифровая технология, как уберизация достаточно широко распространяется в нашей стране.

Заключение. При помощи логистики цифровая экономика сможет эффективно развиваться в мире, так как логистическая отрасль связывает между собой всю реальную экономику, а именно все товары и услуги. Соответственно, использование цифровизации в логистических процессах необходимо для дальнейшего развития рынка.

Библиографический список:

1. Дерябин А.С. МОРСКОЙ UBER: ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТРАНСФОРМИРУЕТ МОРСКОЙ ФРАХТ? // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2018.
2. Куприяновский В.П., Соколов И.А., Талашкин Г.Н., Дунаев О.Н., Зажигалкин А.В., Распопов В.В., Намиот Д.Е., Покусаев О.Н. ЦИФРОВАЯ СОВМЕСТНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕХНОЛОГИИ, ПЛАТФОРМЫ И БИБЛИОТЕКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ТРАНСПОРТЕ И ЛОГИСТИКЕ // International Journal of Open Information Technologies. - 2017.
3. Липовская Н.И. СЕРВИСИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Теоретическая экономика. - 2018.
4. Паньшин Б. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Наука и инновации. - 2016.
5. Пустохина И.В. Современные тенденции развития логистики // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 3. — С. 339-346.
6. Югринова Н. Пере-груз // Федеральный бизнес журнал. - 2018.
7. «Уберизация» в логистике Очередной этап в оптимизации процессов // www.ilm.ru URL: https://clck.ru/Kj7Bq (дата обращения: 20.09.2019).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх