Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №76 (декабрь) 2019
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 20.12.2019. Последняя правка: 19.12.2019.
Просмотров - 217

Организационно-педагогические условия дизайн-проектирования на уроках технологии

Семёнова Диана Михайловна

Петрозаводский государственный университет

студент

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет


Аннотация:
Статья раскрывает условия и возможности дизайн-проектирования на уроках технологии с учётом новой концепции образовательной области "Технология".


Abstract:
The article reveals the conditions and possibilities of design design at the lessons of technology, taking into account the new concept of the educational field "Technology".


Ключевые слова:
проект; дизайн; технология; дизайн-проектирование; развитие

Keywords:
project; design; technology; design-project; development


УДК 371

В современном мире ежедневно происходят изменения в социально-экономической и производственно-технической средах. Возникают новые технологии и подходы, которые полностью или частично заменяют старые. Такие изменения необходимы каждой стране, чтобы быть конкурентноспособными и обеспечить себе национальную безопасность.

Деятельность Правительства Российской Федерации в период до 2024 года будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Одной из таких целей является ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа, а также обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Для внедрения такого национального проекта, прежде всего, необходимы изменения в образовательной области. А именно, внедрение новых методов обучения и образовательных технологий, повышающих мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология" в общеобразовательных организациях [2].

Целью данной статьи является рассмотрение и анализ условий и возможностей дизайн-проектирования с учётом новой концепции образовательной области «Технология».

Важнейшим показателем качества школьного образования является формирование компетенций, которые бы позволили обучающимся быть востребованными и эффективными на рынке труда, а также способствовали б личному развитию и реализации внутреннего потенциала каждой личности.

Из всех школьных дисциплин уроки технологии занимают лидирующее положение в формировании современных компетенций, поскольку технологическое образование позволяет применять знания, полученные на других дисциплинах, в практической деятельности.

На данный момент очевидно, что выполнение заданий по алгоритму, без включения мыслительной деятельности, не способствует развитию творческого потенциала обучающихся. С модернизацией технологического образования укрепился метод проектной деятельности, который прописан в новой концепции технологического образования и является основной формой учебной деятельности. Такой метод способен интегрировать знания из разных областей,  при этом получать новые идеи,  работая с другими людьми. Наиболее интенсивно в совокупности своих специфических признаков проектное мышление проявляется в сфере дизайна.

Обучение на уроке технологии предполагает дизайн-проектирование при выполнении всех материальных и нематериальных проектов. Это начальный этап, который формирует модель будущего продукта. В новой концепции преподавания предметной области «Технология» дизайн-проектированию, изготовлению и презентации инновационного продукта отведено особое место. Обучающиеся имеют возможность изучать дизайн-проектирование в компьютерных программах и с помощью дидактических материалов преподавателя. Данный метод опирается на следующие принципы:

- формирование понятия о правильном соотношении художественной и утилитарной функций предмета;

- развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека;

- формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и художественно оформленную вещь;

- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

         Дизайн-проектрование органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Дизайн-проектиование в предметной области «Технология» связано с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания. Новый подход к преподаванию уроков технологи позволит получить большее количество инновационных проектов, развить проектное и творческое мышление обучающихся.

Сравним типичный учебный проект по технологии и дизайн-проект.

Таблица 1

№ п/п

Характеристики

Учебный проект

Дизайн-проект

1

Выбор темы проекта

Тема выбирается из заранее подготовленного учителем списка.

Тема выбирается на основании интересов обучающихся. Самостоятельная формулировка.

2

Постановка цели и задач

Готовое решение с определённым списком задач.

Открытие нового подхода к выполнению дизайн-проекта.

3

Источники вдохновения

Существующие идеи, типологичные образцы.

Озарение, интуитивная направленность.

4

Выбор материалов

Выбор из уже существующих материалов

Использование непривычных материалов, выбор не ограничен.

5

Анализ результатов

Рефлексия, демонстрация готового результата.

Презентация результата, метод дискуссий, обеспечение проекта жизнеспособностью.

 

Как видно из таблицы, дизайн-проектирование начинается с мысленного создания идеи, эта идея формируется самим обучащимся. Преподаватель лишь ставит требования, в которых должен быть выполнен проект. Ученики выберут тему, которая им интересна, а это значит, что к заданию они подойдут творчески, с интересом и постараются довести свой продукт до совершенства.

У любого проекта должна быть цель. Обучающиеся изначально определяют область применения дизайн-проекта. Продукт не должен «уходить в ящик», его применение должно решать задачи, которые существуют в обществе. Цель определяет список задач, которые обучающиеся сами формируют, основываясь на своей интуиции и логическом мышлении.

Часто бывает, что идею для проекта находят случайным образом. Дизайн-проект можно разработать, обладая наблюдательностью за окружающей средой. В дизайне нередко можно встретить природные мотивы, животные, растения, стихии – всё может стать источников вдохновения. Или обучающийся лично столкнулся с проблемой, которую можно решить, создав инновационный дизай-проект.

В современных инновационных продуктах используются материалы, свойства который не были использованы полностью. Например, стена из стеклянных бутылок, дизайнерский стол из старой двери и тд.

Свой результат обязательно нужно презентовать, подчеркнуть все достоинства и перспективы использования. Такой этап учит обучающихся аргументировано убеждать аудиторию в целесообразности проделанной работы. В ходе презентации озвучиваются цель и задачи дизай-проекта, ход выполненной работы, готовый продукт в действии.

Свобода движений в дизайн-проектировании нужна обучающимся, чтобы иметь нешаблонное мышление и искать свои собственные идеи. Ученики, выполняя дизайн-проекты, отмечают эффективность такого метода, поскольку включают креативное нестандартное мышление, а также используют знания из других предметных областей. Каждый обучающийся может проявить себя, включить интуицию, свои творческие способности. Работа над проектом часто происходит в группах, что улучшает навыки коммуникации и умения распределять обязанности между обучающимися.

Таким образом, можно сделать вывод, что с введением новой концепции образовательной области «Технология», изменения существенно изменят структуру преподавания этой дисциплины. Метод проектов, по мнению государства, должен способствовать развитию технического творчества молодёжи, что приведёт к росту экономической мощи страны. Дизайн-проектирование имеет ряд преимуществ над типичными учебными проектами, поскольку в дизайн-проекты обучающиеся вкладывают свой творческий потенциал, свои знания и опыт. Такая система непременно должна пойти на благо общества, однако результаты новвоведений, мы увидим позже.

Библиографический список:

1. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/download/737/ (дата обращения: 12.12.19).
2. Правительство России [Электронный ресурс]// Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://government.ru/news/34168/ (дата обращения: 12.12.19).




Рецензии:

21.01.2020, 10:40 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-к.пед.наук. Статья Семеновой Дианы Михайловны "Организационно-педагогические условия дизайн-проектирования на уроках технологии" выполнена со знанием вопроса, логически выстроена, актуальна. В настоящее время опять поднимается вопрос о том, чтобы в стенах школы давать учащимся какую-либо профессию. Дальнейшие исследования автора могли бы подробнее описать проблемы и возможности современной школы в этом плане. Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх