Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №78 (февраль) 2020
Разделы: Информационные технологии, Маркетинг
Размещена 25.02.2020. Последняя правка: 25.02.2020.
Просмотров - 642

Анализ потенциального влияния eSIM на рыночную конкуренцию на рынке мобильных операторов

Новицкий Артём Олегович

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Магистрант

Курегян Самвел Вазгенович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и право» Белорусский Национальный Технический Университет


Аннотация:
Статья посвящена анализу характеристик встроенных SIM-решений, их потенциальному влиянию на рыночную структуру на рынке мобильных операторов.


Abstract:
The article is devoted to the analysis of the characteristics of embedded SIM solutions, their potential impact on the market structure in the market of mobile operators.


Ключевые слова:
IoT; Esim; мобильные операторы; телекоммуникации

Keywords:
IoT; Esim; mobile operators; telecommunications


УДК 654.1

Введение: Cегодня повсеместно распространенная SIM-карта играет основную роль в мобильных телекоммуникациях уже более 25 лет. Она используется конечными пользователями и обеспечивает безопасные средства для аутентификации устройств в сети, внутри съемного «безопасного элемента», который легко может переставляться между мобильными устройствами.

В последние годы растет рынок IoT.

– IoT помогает понять клиентов и тем самым улучшить сервис. Так, компания Rolls Royce получает данные, как авиакомпании используют ее двигатели. Пользовательские данные со своих гаджетов получает и компания Samsung. Она использует их, чтобы улучшить свою продукцию. Пока что это только начало, но в перспективе любой бизнес сможет лучше понимать своих клиентов.

– IoT создает новые ценности для потребителя. Компания, которая использует новые технологии, предлагает качественно иной продукт. Например, Джон Дир производит для сельского хозяйства беспилотные тракторы. Кроме того, его техника оснащена сенсорными датчиками, которые следят за состоянием почвы. Нужные удобрения вносятся в необходимом количестве. Таких предложений на рынке единицы, и они пользуются спросом.

– IoT оптимизирует бизнес-процессы. Владелец бизнеса получает данные с IoT-устройств в режиме реального времени и сразу же может скорректировать бизнес-процессы. Например, сервис такси анализирует количество машин на маршруте и количество заказов. Если заказов больше, чем машин, IoT автоматически поднимает стоимость поездки. Такой алгоритм уже применяется во многих сервисах такси, таких как Uber или Максим.

– Внедрение IoT повышает рентабельность бизнеса. Информация, собранная умными гаджетами, помогает развивать бизнес в нужном направлении. Эта информация помогает контролировать и правильно распределять все ресурсы компании. Кроме того, добытые таким образом данные могут стать источником дополнительной прибыли. Например, Гугл собирает информацию о том, как потребители используют электроэнергию. Эту информацию они могут продать энергетическим компаниям или коммунальным предприятиям.

Но каким образом рынок телекоммуникаций может использовать данное направление в своих целях?

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной осведомленностью мобильных операторов о возможных перспективах от внедрения IoT  в виде Esim решений.

Цель

Целью работы является анализ потенциального влияния eSIM на рыночные структуры и конкуренцию в телекоммуникационной отрасли.

Основная часть

Esim решение для мобильных операторов

Ассоциация GSM (обычно называемая «Ассоциация GSMA») — это торговая организация, которая представляет интересы операторов мобильной связи по всему миру. Около 800 операторов мобильной связи являются полными членами GSMA, и более 300 компаний являются ассоциированными членами. Ассоциация GSMA представляет интересы своих членов посредством отраслевых программ, рабочих групп и отраслевых информационно-пропагандистских инициатив. Она также организует конференции компаний мобильной индустрии, Всемирный Конгресс ассоциации GSM, а также ряд других мероприятий.

Хотя роль самой SIM-карты не меняется, GSMA определила радикально новый способ использования ее в устройства. Теперь SIM-карта может быть безопасно загружена в «защищенный элемент», который может быть постоянно встроен в устройство любого типа. Чтобы включить это изменение, экосистема доверенных GSMA помогла платформам и игрокам создать решение eSIM. eSIM предлагает эквивалентный уровень безопасности и защиты, обеспечиваемый съемной SIM-картой.

Переход со съемной SIM-карты на eSIM предоставляет преимущества для многих игроков:

– Для всех eSIM обеспечивает такой же уровень безопасности, как и съемная SIM-карта. Это очень важно, поскольку учетные данные, хранящиеся на SIM-карте, позволяют безопасный и частный доступ к мобильным сетям. Это также поддерживает целостность биллинг процесса, особенно в сценариях роуминга;

– Для конечного пользователя устройства eSIM позволяет упростить управление подписками и соединениями (тарифные планы). Конечным пользователям больше не нужно управлять несколькими SIM-картами;

– Для организаций eSIM обеспечивает удаленное управление подписками. Это значительное преимущество, когда устройства не управляются конечным пользователем или не являются легкодоступными (например, из-за масштабов работы, что делает управление отдельными устройствами непомерно высокими, т.к. пользователям больше не нужно самим устанавливать сим-карты и следить совместно с поставщиками услуг сотовой связи за состоянием текущих подписок  – пользователь максимально дистанцируется от SIM-карт, предоставляя ему онлайн ресурс управления подключениями). Это позволяет использовать новейшие категории подключенных устройств: ноутбуки, автомобили с бортовыми компьютерами, спартфоны;

– Для дистрибьюторов возможна упрощенная логистика, индивидуальная настройка для конкретных операторов или области;

– Операторы будут иметь более простые средства для расширения своего бизнеса на развивающихся рынках, для, например, автомобильной, переносной и бытовой электроники. Расходы на распространение SIM-карты будут устранены, и eSIM позволит строить новые модели распространения для устройств и для маркетинга подписок;

– Производители устройств могут использовать уменьшенное пространство внутри своих продуктов, чтобы уменьшить устройства. Их продукты также можно сделать более устойчивыми к таким факторам окружающей среды, как сырость, температура и вибрация, поскольку они могут быть герметичными (полностью воздухонепроницаемыми) запечатаны. Производители также могут использовать eSIM для оптимизации процессов цепочки поставок.

Несмотря на низкое присутствие на рынке существующих продуктов eSIM и нескольких открытых вопросов (например, касающиеся стратегий оператора и подробной реализации предложений), некоторые общие тенденции будущего развития eSIM и его влияние на рынок, конкуренция, и потребители могут быть выведены уже на этом раннем этапе.

В то время как IoT была разработана для связи между машинами (M2M), стандартизированные решения для встроенных SIM-карт (eSIM) запускались в телекоммуникационном потребительском сегменте. Замена сменной симки (Subscriber Identity Module) карты фиксированной и припаянной eSIM представляет собой фундаментальные изменения в отрасли и особенно в ключевых процессах, таких как выделение ресурсов и переключение операторов. У eSIM есть потенциал, чтобы упростить процессы инициализации, обеспечить большое разнообразие мобильных связанные продукты и, таким образом, для повышения удовлетворенности клиентов и создания новых источники доходов на рынке мобильных потребителей. Это может повлиять на мобильную стоимость цепи и предлагают возможности для расширения сферы услуг и продуктов. В перспективе запуск eSIM решений могут потенциально заменить традиционные SIM-карты в мобильных устройствах. Эти общие выводы направлены на обеспечение заблаговременная оценка потенциальных последствий новых решений eSIM для выделения основных аспектов, которые необходимо учитывать регулирующей и политической власти.  [1]

Характеристики встроенных SIM-решений

Решения eSIM были изначально разработаны для связи M2M (machine to machine) с целью сокращения затрат, облегчая производство и производственные процессы и делая устройства более устойчивыми к условиям окружающей среды, таким как жара, вода или холод.

Хотя количество потребительских устройств со встроенными функциями SIM-карты ограничено тем не менее, ожидается сильный рост этого сегмента рынка со стороны участников рынка.

Это развитие может иметь большие последствия для различных аспектов потребителя рынок мобильной связи, включая основные процессы в жизненном цикле клиента, такие как активация, аутентификация и переключение между различными операторами, а также потенциальные новые бизнес-модели и источники доходов, управляемые несколькими подключенными устройствами. Тем самым, eSIM может оказать влияние как на цепочку создания стоимости, так и на баланс между Главными действующими лицами. В конечном счете, решения eSIM могут окончательно заменить существующие решения SIM полностью.

Поэтому eSIM необходимо изучать с разных точек зрения: приложений, он управляет важными процессами в жизненном цикле клиента и тем самым имеет потенциал значительного влияния на рынок.

Как это устроено

Концептуально принцип, лежащий в основе eSIM, прост. Сущность традиционных сим-карт в том, что они защищены с помощью безопасных средств для их производства, который включает в себя загрузку программного обеспечения и учетные данные оператора. Затем операторы логистических каналов раздают сим-карты на конечные точки, например розничные магазины, розничные партнеры или корпоративным клиентам, управляющим множеством подключенных устройств.

eSIM расширяет зону действия защищенных объектов из определенных физических мест в любое место, где устройство может быть достигнуто через интернет. Протоколы eSIM обеспечивают безопасность и целостность для передачи данных. Это, однако, только одна часть инновации. Помимо безопасности, каналы распространения SIM-карт также содержат «бизнес-логику», которой требуется сервисные модели. В некоторых каналах эта логика может даже диктовать, кто контролирует устройство соединения. Непрактично объединять эту логику в единое техническое решение для eSIM. GSMA создала решения, подходящие для различных типов каналов:

– Customer решение: для канала «прямо к потребителю» это решение требуется там, где Конечный пользователь (или потребитель) имеет прямой выбор оператора, обеспечивающего связь. Потребители требуют высокой степени взаимодействия с конечным пользователем, с принципом, что конечный пользователь знакомы с работой с интерфейсом конечного пользователя и активно выбирают их сетевое подключение поставщик. Решение Consumer также предназначено для предприятий, использующих устройства, предназначенные для потребительского рынка.

– M2M-решение: для каналов «бизнес-бизнес-потребитель» это решение служит для потребностей бизнес-клиентов, особенно на рынке Интернета вещей (IoT). [2,3]

Почему есть два решения

Принципиальное различие между двумя решениями GSMA Remote SIM Provisioning заключается в направлении контроля.

В решении M2M мобильное устройство обычно работает без какого-либо локального контроля со стороны человека. Это означает, что он управляется серверной инфраструктурой оператора, например, обеспечение, биллинг и их CRM системы. Это позволит выбрать профили для загрузки и быть включен / отключен в зависимости, например, от того, в какой стране работает устройство.

В отличие от этого, решение Consumer требует, чтобы все операции профиля подписки были завершены. пользовательский контроль, или, по крайней мере, при условии разрешения конечного пользователя. Это делается через интерфейс конечного пользователя. на устройстве. Для «сопутствующего» устройства, такого как часы, интерфейс конечного пользователя может быть предоставлен на «Основное» устройство, такое как телефон или планшет, которое может предоставить более удобный для пользователя интерфейс для требуется взаимодействие.

Внедрение устройств с картами eSIM, которые запаяны в потребительские устройства, выдвигает новый набор технических и процедурных требований. Прежде всего, они требовать беспроводных механизмов обеспечения для осуществления очистки и процессы аутентификации. Самое главное, новые процессы для переключения операторов необходимо использовать в качестве традиционного процесса переключения, который характеризуется замена одной сим-карты на другую исключена. Это имеет значение для жизненного цикла клиента тоже. Традиционно SIM-карта представляет собой прочную связь между пользователем и поставщиком услуг (оператором мобильной связи). В сценарии eSIM, наоборот, eSIM жизненный цикл равен долговечности устройства. Традиционно было легко изменить устройство в рамках данного договора путем замены SIM-карты. Новая среда со сменами eSIM вместо большей гибкости с точки зрения смены провайдера для данного устройства

Эти обстоятельства могут создать новую конкурентную ситуацию, если весь потенциал eSIM будет эксплуатироваться в больших масштабах. Будет ли это на самом деле произойдет, зависит, тем не менее, от конкретной реализации решений eSIM (например, путем поддержания выбора потребителя) и стратегии оператора в отношении объединения субсидируемых телефонов и продолжительности контракта. [1,4]

Проникновение eSIM

Первоначально проникновение eSIM на рынок мобильной связи будет развиваться медленными темпами. Это вероятно, что де-факто стандартизированные продукты (согласно спецификации GSMA) будут запущен в 2017 году. Однако ассортимент продукции будет по-прежнему ориентирован на потребителя IoT (например, носимые) продукты. После того, как решения eSIM будут интегрированы в смартфоны ведущих производителей в больших масштабах, проникновение будет увеличиваться.

Ожидается сосуществование традиционных SIM-карт и eSIM даже в долгосрочной перспективе. Кроме того, мы ожидаем положительного эффекта от использования стандартизированных решений eSIM на общее проникновение eSIM на рынок. Тем не менее, доля Стандартизированные решения eSIM сложно предсказать, так как роль премиум-устройства Производителям пока не ясно. Поскольку они официально поддерживают спецификацию GSMA и могут сталкиваются с сильным противодействием при реализации проприетарных решений, они могут играть только второстепенная роль в будущем.

В целом, основные драйверы для проникновения eSIM будут включать в себя:

– Запуск устройств eSIM (особенно запуск смартфонов с eSIM).

– Появление инновационных устройств и новых бизнес-моделей.

– Стратегия мобильных операторов и производителей устройств (особенно в отношении запатентованные решения).

– Будущая актуальность мобильной связи по сравнению с другими технологиями в умные устройства.

– Принятие новых устройств и услуг конечными пользователями.

Влияние на конкуренцию 

С текущей точки зрения маловероятно, что eSIM изменит правила игры на Мобильном рынке, по крайней мере, в краткосрочной и средней перспективе. Это предлагает, однако, некоторый потенциал, чтобы облегчить существующие процессы, повысить удовлетворенность клиентов и генерировать новые источники доходов за счет предоставления комплексных продуктов и бизнеса, основанного на данных, в IoT окружающая обстановка.

Можно ожидать, что операторы мобильной связи сохранят свои ключевые позиции на рынке мобильной связи. Тем не менее, в долгосрочной перспективе eSIM может способствовать увеличению риска появления новых  игроков, угрожающих бизнесу мобильных операторов. Вероятность те сценарии, однако, будут зависеть от готовности операторов мобильной связи открыть свои сети для третьих сторон как обязательный доступ ко всем сетям мобильной связи (например, с точки зрения 4G и Будущая технология 5G) не подлежит регулированию в большинстве режимов.

Если спецификация GSMA должна быть реализована таким образом, который позволяет играть на уровне в этом случае eSIM не должен угрожать бизнес-моделям MVNO. Тем не менее, остается риск того, что проприетарные решения и эксклюзивные соглашения могут поставить под угрозу положение этот тип операторов.

Производители устройств могут извлечь выгоду из появления решений eSIM. Тем не менее, не ожидается разрушительных бизнес-моделей от этой части стоимости в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Наконец, среди факторов, имеющих большое значение для развития конкуренции на Мобильный рынке в долгосрочной перспективе, необходимо учитывать также:

– Детали реализации предложений на основе eSIM

– Стратегия мобильных операторов и производителей устройств (особенно в отношении запатентованные решения).

– Варианты выбора и смены поставщиков, особенно в отношении фактических ограничений и надзора за ними со стороны нейтрального лица.

– Возможности провайдеров услуг по дальнейшему развитию своих бизнес моделей.

Влияние на конечных пользователей

eSIM обеспечит широкое разнообразие новых продуктов в бизнес-среде .В отличие от простых продуктов IoT, известных сегодня, с ограниченной добавленной стоимостью или низким удобством использования, будущие продукты на основе eSIM обеспечат реальные преимущества для конкретных потребностей, например создания единой управляемой сети устройств, снижение затрат на коммуникации. Бизнес-среда IoT будет способствовать комплектации продуктов и, таким образом, увеличить удержание клиентов. Кроме того, клиенты могли бы извлечь выгоду из более простых процессов переключения и, следовательно, большего разнообразие выбора между различными коммерческими предложениями. В благоприятном для клиента сценарии данный конечный потребитель со смартфоном eSIM мог выбрать своего поставщика услуг связи в раскрывающемся меню. Тем не менее, сценарии с ограниченным выбором потребителей в eSIM окружение кажется возможным (в частности, в связи с проприетарными устройствами).

Первые продукты eSIM с проприетарными решениями не позволяли явно изменить провайдер связи (даже после окончания основного контракта).

На этом фоне сложно делать подробные прогнозы о влиянии eSIM на выбор конечных пользователей - в частности, в свете отсутствия существующего массового рынка для eSIM продукты и, следовательно, отсутствие знаний об их простоте использования, функциональности и тарифов. Однако важные аспекты, которые необходимо учитывать, связаны с данными. управляемые бизнес-модели и особенно безопасность данных, которая приобретает все большее значение , что касается интеллектуальных приложений IoT.

Заключение

В данной работе проведен анализ возможных влияний на рынок мобильных операторов от внедрения eSIM технологии с точки зрения потребителей услуг и самих операторов. Можно говорить, что применение eSIM дает ряд преимуществ для пользователей:

– Снижение стоимости затрат на услуги связи (роуминг): подключаясь на тарифные планы компаний, например Transatel,  по Esim, пользователь находится под контролем компании. Компания, знает, где находится пользователь, знает его первоначальное место подключения – страна в которой он приобрел устройство с eSIM, предпочитаемый язык пользователя (используется для общения с клиентом через sms уведомления, при выборе тарифного плана в приложении, связанном с eSIM);  в случае роуминга – пользователю будут отключаться или лимитироваться тарифные планы страны из которой он прилетел (приехал), с предложением переподключиться на тарифный план страны пребывания – для звонков внутри страны пребывания или тарифный план роуминга – разработанный мобильными операторами (для пользователей в зависимости от договоренностей между двумя операторами могут быть предусмотрены скидки);

– Бесконтактное управление услугами (без прямого взаимодействия с поставщиком услуг, например в сервисных центрах по реализации сим-карт)

– Повышение качества обслуживания: на примере компании Transatel это представлено: уведомлениями о конце действия тарифного плана (email, push – уведомления, sms), продление тарифного плана без его участия, формирование предложения на основе геолокации либо истории подключений (больше или меньше sms, минут звонков, интернет трафика в тарифном плане), распространение действия тарифного плана на все устройства с eSIM компании. [5]

Для поставщиков услуг – мобильных операторов это даст:

– Детали реализации предложений на основе eSIM: поставщики услуг могут получать статистическую информацию  об уровне потребности sms, минут звонков, интернет трафика в различных регионах страны, либо стран – тем самым появляется возможность настраивать предложение под конкретный регион,;

– Стратегия мобильных операторов и производителей устройств (особенно в отношении запатентованных решений): возможность совместно с производителями устройств (ноутбуки, автомобили с бортовыми компьютерами) развиваться. Производители устройств получают новые контракты на внедрение eSIM, операторы получают новых клиентов – либо увеличение объема использования своих услуг – увеличение продаж (интернет-трафик расходуется дополнительно, как в ноутбуке, так и в авто пользователя). Внедрение eSIM происходит совместно с производителем устройств, оператор связи может предлагать, какие-то свои требования к ее работе, например авто после покупки будет настаивать на подключении конкретно к этому оператору;

– Даст преимуществ в конкуренции на рынке;

– Возможности провайдеров услуг по дальнейшему развитию своих бизнес моделей.

– Долговечность eSIM по сравнению с обычными сим-картами, так как eSIM будет встроена в устройство и пользователь не сможет самостоятельно производить с ней какие-то манипуляции и как следствие повредить.

Для производителей устройств, требующих интернет соединения или позволяющим производить звонки:

– улучшение предложения товара – возможность  повышения стоимости устройства, привлечение новых клиентов: производитель устройства совместно с оператором разрабатывают собственное eSIM решение, конечно они могут использовать существующие решения; Информатизация авто сегодня становится важным критерием при выборе авто у определенной группы потребителей, потому производителям нужно решать это проблему, чтобы завлечь этих потребителей. Для производителей смартфонов выгодно производить монолитные  устройства (корпус устройства будет не разборный и будет не требовать каких-то полостей для размещения sim-карт, так как производитель устройства на этапе сборки внедрит eSIM – улучшение предложения).

Библиографический список:

1. Economic aspects of embedded SIM for the telecommunications consumer segment. 28th European Regional Conference of the International Telecommunications Society (ITS): "Competition and Regulation in the Information Age", Passau, Germany, July 30 - August 2, 2017 (дата обращения: 19.02.2020)
2. GSMA. The what and how of Remote SIM Provisioning. March 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gsma.com/esim/wp-content/uploads/2018/12/esim-whitepaper.pdf (дата обращения: 19.02.2020)
3. Deloitte. The what and how of Remote SIM Provisioning. March 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/finance/us-cfo-vision-2014-transactions.pdf (дата обращения: 19.02.2020)
4. Remote Provisioning Architecture for Embedded UICC technical specification. Version 3.2: official document SGP.02. - GSM Association, 2017. - 309 p. (дата обращения: 19.02.2020)
5. Официальный сайт компании Transatel [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.transatel.com/iot-solutions/ (дата обращения: 19.02.2020)




Рецензии:

25.02.2020, 16:23 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Добротная информационная статья, вполне заслуживающая публикации после доосмысления заключений: – Снижение стоимости затрат на услуги связи;ЭТО ЕЩЕ ПОЧЕМУ? КТО В ЭТО ПОВЕРИТ? – Бесконтактное управление услугами (без прямого взаимодействия с поставщиком услуг, например в сервисных центрах по реализации сим-карт) СОГЛАСЕН. Для поставщиков услуг мобильных операторов это даст: – Детали реализации предложений на основе eSIM; НЕ ПОНЯТНО, НУ И ЧТО? – Стратегия мобильных операторов и производителей устройств (особенно в отношении запатентованные решения);ПАДЕЖ? НУ И ЧТО? – Варианты выбора и смены поставщиков, особенно в отношении фактических ограничений и надзора за ними со стороны нейтрального лица; ПО ДРУГОМУ - КОНКУРЕНЦИЮ. – Возможности провайдеров услуг по дальнейшему развитию своих бизнес моделей.СОГЛАСЕН. Для производителей устройств, требующих интернет соединения или позволяющим производить звонки: – новые контракты – с мобильными операторами на встраивание Esim ЧТО ИЗ ЭТОГО?

25.02.2020 21:21 Ответ на рецензию автора Новицкий Артём Олегович:
Добавил конкретики в Заключение

26.02.2020, 10:04 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Согласен с публикацией.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх