Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: История
Размещена 08.04.2020. Последняя правка: 07.04.2020.
Просмотров - 695

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЮЗОВСКОМ ВЫСШЕМ НАЧАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Рубель Таисия Романовна

студент

Донецкий национальный университет

кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории

Красноносов Ю.Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»


Аннотация:
В данной статье рассматриваются особенности становления и развития учебного процесса в Юзовском высшем начальном училище в начале XX столетия.


Abstract:
This article discusses the features of the formation and development of the educational process in the Yuzov higher primary school at the beginning of the XX century.


Ключевые слова:
мужское образование; Юзовка; высшее начальное училище

Keywords:
male education; Yuzovka; higher primary school


УДК 37.013:371.621.7(477.6) ”1907/1920”

Высшие начальные училища - это общеобразовательные учебные учреждения в Российской Империи, возникшие на основе по положения от 25 июня 1912 года взамен III-х и IV-классных городских училищ, целью которых объявлялось предоставление «более короткого и легкого курса обучения для детей, низших слоев городских обывателей»[8]. Данные учебные заведения создавались на всей территории России, начиная от губернских и уездных городов и заканчивая фабрично-заводскими поселениями. Исключением не был и поселок Юзовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии.

Актуальность данной темы обусловлена отсутствием отдельных работ, посвященных истории развитии и организации образовательного процесса в Юзовском высшем начальном училище. Источниковая основа работы составляет документы фонда Государственного архива Донецкой Народной Республики, многие из которых впервые вводится в научный оборот.

Историография темы представлена работами В.И. Гергеля[10] и В.П.Стёпкина[9] в которых рассматривается отдельные аспекты исследуемой проблемы.

Цель работы является исследование специфики организации образовательного процесса в Юзовском высшем начальном училище, на основе анализа комплекса источников.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

1)      изучить историю основания и развития данного учебного заведения;

2)      раскрыть особенности организации образовательного процесса;

3)      выявить формы направления учебно-воспитательной деятельности Юзовского высшего начального училища.

Хронологические рамки исследования охватываю период с сентября 1907 г. даты основания Юзовского городского четырехклассного училища (с 1912 г. Юзовское высшее начальное училище) по февраль 1920 г. когда данное учебное заведение прекратило свою деятельность.

В сентябре 1907 г. в поселке Юзовка (современный г. Донецк) было открыто городское четырехклассное училище осуществлявшее деятельность на основании «Положения о городских и уездных училищах» от 31 мая 1872. В учебном заведении находившиеся в ведении Министерства народного просвещения, непосредственно подчинялось дирекции народных училищ Екатеринославской губернии и входило в состав Одесского учебного округа[1, с.3].

В отличие от начальных учебных заведений, данное училище являлось учреждением повышенного типа начального образования для сыновей разночинных сословий поселка Юзовка (служащие, чиновники, посадские, купцы, торговцы). Обучение было платным но в отличии от гимназий плата за обучение была более доступной. Так, плата за обучение в год составляла от 8 до 18 рублей. Полный курс четырехклассного училища составлял 6 лет, распределяясь следующим образом: I-й и II-й класс - по два года, III-й и IV-й - по одному году. Руководителем училища являлся инспектор. С 1 октября 1907 г. по февраль 1920 г. бессменно занимал должность надворный советник Геннадий Иванович Шишкин. В училище принимали на обучения исключительно мальчиков, в возрасте 7 лет, получивших начальное образовании. Для зачисления в училище не было никаких ограничений по вероисповеданию или по национальной принадлежности.

Для зачисления в четырехклассное училище вводилась специальная процедура оформления документов. Так, существовала единая форма Прошения родителей (опекунов) для поступления их детей (воспитанников) в Юзовское четырехклассное училище, предусматривавшая обращение на имя инспектора училища. В Прошении обязательно указывалась основная информация о просителе (звание, имя, отчество, фамилия, место жительства). Родители в прошении указывали по пунктам следующую информацию:

1)      метрическое свидетельство (свидетельство рождения, где, когда и кем и кому выдано);

2)      свидетельство о звании (где, когда и кем выдан документ);

3)      медицинское свидетельство о привитии оспы и отсутствии телесных недостатков или болезни, препятствующих учению.

После перечисления всех предоставленных документов, проситель указывал следующую информацию:

«имею честь просить сына, (племянника или родственника, находящегося подъ опекою или сына такого-то) (фамилия, имя, отчество претендента на поступления), (столькихъ-то летъ) (указывался возраст поступающего) допустить къ прiемному испытаниiю и определить въ тотъ классъ ввереннаго заведыванiю Вашему Городского училища, куда онъ окажется достийнымъ»[3, с.10]

После одобрения Прошения руководством училища, поступающий допускался к вступительным экзаменам. При этом обязательными предметами для сдачи были: «Закон Божий»; церковно-славянский язык; русский язык и арифметика[2, с.1].

В четырехклассном училище преподавались такие дисциплины, как: «Закон Божий»; церковно-славянский и русский язык; арифметика; геометрия; естествознание; история; география; рисование; черчение, французский и немецкий язык; физика и бухгалтерия, которые изучалась только в III-м и IV-м классе. Кроме основных предметов учитывались посещаемость, внимание на уроках и поведение ученика[5, с.13]. По окончанию класса ученики сдавали итоговые экзамены по некоторым дисциплинам:

I-й класс сдавал - «Закон Божий», церковно-славянский язык, русский язык, арифметику, французский и немецкий язык.

Во II-м классе помимо обязательных дисциплин I-го класса сдавали еще – геометрию, естествознание, историю, географию.

В III-м и IV-м классе сдавали экзамены по всем предметам за исключением рисования и черчения[4, с.10-25].

В случаях плохой успеваемости, не сдачи экзаменов, педагогический совет имел полное право оставить ученика на второй год или исключить. Руководство училища и педагогический совет внимательно следили за поведением и успеваемостью своих учеников. Каждую четверть учебного года учителя, заполняя Годовой журнал успеваемости учащихся, подробно в нем отражали успехи и неудачи воспитанников[4, с.10-25].

Для выпускников училище были организованы от 1-2-х годичные педагогические курсы, дававшие право преподавать в начальных училищах или поступить в учительский институт. Поступать в какое-либо другое учебное учреждение выпускники училище не могли, из-за несогласованности учебных планов и программ.

На основании «Положения о высших начальных училищах» от 25 июня 1912 г. Юзовское городское четырехклассное училище было преобразовано в Юзовское высшее начальное училище с 1 января 1913 года[1, с.3]. С 1913 г. возраст для поступления увеличился до 10-13 лет.

Ученики, прошедшие курс I-го и II го класса, могли поступать соответственно во II-й и III-й класс средних учебных заведений. Однако это право было условным, так как при переходе требовалось сдать экзамен по иностранным языкам и древним языкам, которые не входили в обязательный учебный план училища, часто из-за этого продолжение образования было проблематично. Училище давало более упрощенный курс знаний по сравнению с младшими четырьмя классами средних учебных заведений.

В июне 1915 г. был создан попечительский совет, который заведовал делами училища[6, с.171].

После получения Аттестата выпускники Юзовского высшего начального училища могли продолжить обучение в учительских семинариях, после окончания, которых могли преподавать в начальных или в высших начальных училищах. Так же при желании выпускники могли поступать в технические училища, но для этого необходимо было приложить немало усилий.

На основании декрета Временного рабоче-крестьянского правительства Советской Украины от 25 января 1919 г. и постановления Наркомата просвещения Украинской Социалистической Советской Республики от 4 июля 1920 г. высшие начальные училища были упразднены, а вместо них введены единые трудовые школы, в соответствующие классы которых и были направлены учащиеся училищ.

Юзовское высшее начальное училище прекратило свою деятельность в феврале 1920 года[7, с.62]

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XX века на территории Донецкого края было создано Юзовское высшее начальное училище, представлявшее особый тип общеобразовательной школы, предназначенной для разночинцев с целью ограничением поступления их детей в средние учебные заведения (гимназии, реальные и коммерческие училища). Данное учебное заведение наряду с уже существовавшими регионами, стало важным организационным шагом в деле развития культурно-образовательного процесса в Донбассе в начале XX века.

Библиографический список:

1. Государственный архив Донецкой Народной Республики, (далее ГА ДНР), Ф.35, оп.1, д.1, л.3
2. ГА ДНР, Ф.35, оп.1, д.5, л.1
3. ГА ДНР, Ф.35, оп.1, д.6, л.10
4. ГА ДНР, Ф.35, оп.1, д.7, л.10-25
5. ГА ДНР, Ф.35, оп.1, д.7, л.13
6. ГА ДНР, Ф.35, оп.2, д.7, л.171
7. ГА ДНР, Ф-35, оп.2, д.15а, л.62
8. Закон о высших начальных училищах 1912 года [Электронный ресурс]: Полное собрание законов Российской Империи. URL: https://runivers.ru/bookreader/book10038/#page/951/mode/1up (22.02.2020)
9. Стёпкин В.П. Мужское образование в Юзовке [Электронный ресурс]: Донбасское географическое общество. 2015 URL: http://dongeosociety.ru/muzhskoye-obrasovanie/ (22.02.2020)
10. Стёпкин В.П., Гергель В.И. Полная история Донецка. Донецк: Алекс, 2008. С-577




Рецензии:

8.04.2020, 7:12 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает теоретический и практический интерес. Материал работы структурирован в недостаточной степени. В соответствии с требованиями журнала необходимо выделить также разделы: Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Следует поработать над аннотацией (слишком мала), заключением, выводом работы. Рекомендую доработать.

2.10.2020, 7:19 Страхов Леонид Витальевич
Рецензия: Статья Рубель Т. Р. Организация образовательного процесса в Юзовском высшем начальном училище в начале ХХ в. является примером добротной студенческой работы. Её несомненным плюсом следует считать опору на источниковую базу, составляющую документы Государственного архива Донецкой Народной Республики. Поскольку выявленные материалы могут быть использованы в иных исследованиях по теме истории системы образования Юго-Востока Украины и в целом Российской империи, данное исследование, бесспорно, обладает актуальностью и научной новизной. Вместе с тем в статье содержится ряд недоработок. Прежде всего, стоит отметить крайне скудный объём публикации, не позволяющий считать её, собственно, научной статьёй. Из предложенного материала непонятно, чем обусловлен указанный недочёт: то ли ограниченностью источниковой базы, то ли недостатком времени у автора исследования. Поэтому перед основным текстом рекомендую провести анализ источниковой базы. Далее не совсем понятно, в чём заключаются "особенности становления и развития учебного процесса в Юзовском высшем начальном училище в начале XX столетия". Поэтому рекомендую автору провести сравнительный анализ данных по Юзовскому училищу и учебным заведениям аналогичного типа. Для этого следует поработать с литературой по теме. Также имеющийся материал можно обогатить сюжетами по персоналиям: раскрыть личность инспектора Шишкина Г. И., найти материалы о преподавателях или учениках училища. Таким образом, материал следует доработать. В изложенном виде публикация больше соответствует заметке в газете.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх