студент
Донецкий национальный университет
кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории
Красноносов Ю.Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
УДК 37.013:371.621.7(477.6) ”1907/1920”
Высшие начальные училища - это общеобразовательные учебные учреждения в Российской Империи, возникшие на основе по положения от 25 июня 1912 года взамен III-х и IV-классных городских училищ, целью которых объявлялось предоставление «более короткого и легкого курса обучения для детей, низших слоев городских обывателей»[8]. Данные учебные заведения создавались на всей территории России, начиная от губернских и уездных городов и заканчивая фабрично-заводскими поселениями. Исключением не был и поселок Юзовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии.
Актуальность данной темы обусловлена отсутствием отдельных работ, посвященных истории развитии и организации образовательного процесса в Юзовском высшем начальном училище. Источниковая основа работы составляет документы фонда Государственного архива Донецкой Народной Республики, многие из которых впервые вводится в научный оборот.
Историография темы представлена работами В.И. Гергеля[10] и В.П.Стёпкина[9] в которых рассматривается отдельные аспекты исследуемой проблемы.
Цель работы является исследование специфики организации образовательного процесса в Юзовском высшем начальном училище, на основе анализа комплекса источников.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1) изучить историю основания и развития данного учебного заведения;
2) раскрыть особенности организации образовательного процесса;
3) выявить формы направления учебно-воспитательной деятельности Юзовского высшего начального училища.
Хронологические рамки исследования охватываю период с сентября 1907 г. даты основания Юзовского городского четырехклассного училища (с 1912 г. Юзовское высшее начальное училище) по февраль 1920 г. когда данное учебное заведение прекратило свою деятельность.
В сентябре 1907 г. в поселке Юзовка (современный г. Донецк) было открыто городское четырехклассное училище осуществлявшее деятельность на основании «Положения о городских и уездных училищах» от 31 мая 1872. В учебном заведении находившиеся в ведении Министерства народного просвещения, непосредственно подчинялось дирекции народных училищ Екатеринославской губернии и входило в состав Одесского учебного округа[1, с.3].
В отличие от начальных учебных заведений, данное училище являлось учреждением повышенного типа начального образования для сыновей разночинных сословий поселка Юзовка (служащие, чиновники, посадские, купцы, торговцы). Обучение было платным но в отличии от гимназий плата за обучение была более доступной. Так, плата за обучение в год составляла от 8 до 18 рублей. Полный курс четырехклассного училища составлял 6 лет, распределяясь следующим образом: I-й и II-й класс - по два года, III-й и IV-й - по одному году. Руководителем училища являлся инспектор. С 1 октября 1907 г. по февраль 1920 г. бессменно занимал должность надворный советник Геннадий Иванович Шишкин. В училище принимали на обучения исключительно мальчиков, в возрасте 7 лет, получивших начальное образовании. Для зачисления в училище не было никаких ограничений по вероисповеданию или по национальной принадлежности.
Для зачисления в четырехклассное училище вводилась специальная процедура оформления документов. Так, существовала единая форма Прошения родителей (опекунов) для поступления их детей (воспитанников) в Юзовское четырехклассное училище, предусматривавшая обращение на имя инспектора училища. В Прошении обязательно указывалась основная информация о просителе (звание, имя, отчество, фамилия, место жительства). Родители в прошении указывали по пунктам следующую информацию:
1) метрическое свидетельство (свидетельство рождения, где, когда и кем и кому выдано);
2) свидетельство о звании (где, когда и кем выдан документ);
3) медицинское свидетельство о привитии оспы и отсутствии телесных недостатков или болезни, препятствующих учению.
После перечисления всех предоставленных документов, проситель указывал следующую информацию:
«имею честь просить сына, (племянника или родственника, находящегося подъ опекою или сына такого-то) (фамилия, имя, отчество претендента на поступления), (столькихъ-то летъ) (указывался возраст поступающего) допустить къ прiемному испытаниiю и определить въ тотъ классъ ввереннаго заведыванiю Вашему Городского училища, куда онъ окажется достийнымъ»[3, с.10]
После одобрения Прошения руководством училища, поступающий допускался к вступительным экзаменам. При этом обязательными предметами для сдачи были: «Закон Божий»; церковно-славянский язык; русский язык и арифметика[2, с.1].
В четырехклассном училище преподавались такие дисциплины, как: «Закон Божий»; церковно-славянский и русский язык; арифметика; геометрия; естествознание; история; география; рисование; черчение, французский и немецкий язык; физика и бухгалтерия, которые изучалась только в III-м и IV-м классе. Кроме основных предметов учитывались посещаемость, внимание на уроках и поведение ученика[5, с.13]. По окончанию класса ученики сдавали итоговые экзамены по некоторым дисциплинам:
I-й класс сдавал - «Закон Божий», церковно-славянский язык, русский язык, арифметику, французский и немецкий язык.
Во II-м классе помимо обязательных дисциплин I-го класса сдавали еще – геометрию, естествознание, историю, географию.
В III-м и IV-м классе сдавали экзамены по всем предметам за исключением рисования и черчения[4, с.10-25].
В случаях плохой успеваемости, не сдачи экзаменов, педагогический совет имел полное право оставить ученика на второй год или исключить. Руководство училища и педагогический совет внимательно следили за поведением и успеваемостью своих учеников. Каждую четверть учебного года учителя, заполняя Годовой журнал успеваемости учащихся, подробно в нем отражали успехи и неудачи воспитанников[4, с.10-25].
Для выпускников училище были организованы от 1-2-х годичные педагогические курсы, дававшие право преподавать в начальных училищах или поступить в учительский институт. Поступать в какое-либо другое учебное учреждение выпускники училище не могли, из-за несогласованности учебных планов и программ.
На основании «Положения о высших начальных училищах» от 25 июня 1912 г. Юзовское городское четырехклассное училище было преобразовано в Юзовское высшее начальное училище с 1 января 1913 года[1, с.3]. С 1913 г. возраст для поступления увеличился до 10-13 лет.
Ученики, прошедшие курс I-го и II го класса, могли поступать соответственно во II-й и III-й класс средних учебных заведений. Однако это право было условным, так как при переходе требовалось сдать экзамен по иностранным языкам и древним языкам, которые не входили в обязательный учебный план училища, часто из-за этого продолжение образования было проблематично. Училище давало более упрощенный курс знаний по сравнению с младшими четырьмя классами средних учебных заведений.
В июне 1915 г. был создан попечительский совет, который заведовал делами училища[6, с.171].
После получения Аттестата выпускники Юзовского высшего начального училища могли продолжить обучение в учительских семинариях, после окончания, которых могли преподавать в начальных или в высших начальных училищах. Так же при желании выпускники могли поступать в технические училища, но для этого необходимо было приложить немало усилий.
На основании декрета Временного рабоче-крестьянского правительства Советской Украины от 25 января 1919 г. и постановления Наркомата просвещения Украинской Социалистической Советской Республики от 4 июля 1920 г. высшие начальные училища были упразднены, а вместо них введены единые трудовые школы, в соответствующие классы которых и были направлены учащиеся училищ.
Юзовское высшее начальное училище прекратило свою деятельность в феврале 1920 года[7, с.62]
Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XX века на территории Донецкого края было создано Юзовское высшее начальное училище, представлявшее особый тип общеобразовательной школы, предназначенной для разночинцев с целью ограничением поступления их детей в средние учебные заведения (гимназии, реальные и коммерческие училища). Данное учебное заведение наряду с уже существовавшими регионами, стало важным организационным шагом в деле развития культурно-образовательного процесса в Донбассе в начале XX века.
Рецензии:
8.04.2020, 7:12 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает теоретический и практический интерес. Материал работы структурирован в недостаточной степени. В соответствии с требованиями журнала необходимо выделить также разделы: Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Следует поработать над аннотацией (слишком мала), заключением, выводом работы. Рекомендую доработать.
2.10.2020, 7:19 Страхов Леонид Витальевич
Рецензия: Статья Рубель Т. Р. Организация образовательного процесса в Юзовском высшем начальном училище в начале ХХ в. является примером добротной студенческой работы. Её несомненным плюсом следует считать опору на источниковую базу, составляющую документы Государственного архива Донецкой Народной Республики. Поскольку выявленные материалы могут быть использованы в иных исследованиях по теме истории системы образования Юго-Востока Украины и в целом Российской империи, данное исследование, бесспорно, обладает актуальностью и научной новизной.
Вместе с тем в статье содержится ряд недоработок. Прежде всего, стоит отметить крайне скудный объём публикации, не позволяющий считать её, собственно, научной статьёй. Из предложенного материала непонятно, чем обусловлен указанный недочёт: то ли ограниченностью источниковой базы, то ли недостатком времени у автора исследования. Поэтому перед основным текстом рекомендую провести анализ источниковой базы. Далее не совсем понятно, в чём заключаются "особенности становления и развития учебного процесса в Юзовском высшем начальном училище в начале XX столетия". Поэтому рекомендую автору провести сравнительный анализ данных по Юзовскому училищу и учебным заведениям аналогичного типа. Для этого следует поработать с литературой по теме. Также имеющийся материал можно обогатить сюжетами по персоналиям: раскрыть личность инспектора Шишкина Г. И., найти материалы о преподавателях или учениках училища.
Таким образом, материал следует доработать. В изложенном виде публикация больше соответствует заметке в газете.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий