Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Педагогика, Психология
Размещена 12.04.2020. Последняя правка: 13.04.2020.
Просмотров - 528

Изучение коммуникативных навыков лиц с выраженными нарушениями в развитии

Ветрова Мария Александровна

Бакалавр

Московский государственный психолого-педагогический университет

Магистрант 2 курса, кафедра специальной психологии и реабилитологии

Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета


Аннотация:
В статье представлено исследование коммуникативных навыков молодых людей с выраженными нарушениями в развитии, посещающих ремесленные мастерские московской Ассоциации специалистов по поддержке лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил». Приведены результаты диагностики сформированности коммуникативных навыков, а также выделены коммуникативные навыки, требующие особого внимания при организации коррекционно-развивающей работы.


Abstract:
The article presents a study of the communication skills of young people with severe developmental disabilities who attend craft workshops of the Moscow Association of specialists in support of therapeutic pedagogy and social therapy "Raphael". The results of diagnostics of the formation of communication skills are presented, as well as the communicative skills that require special attention in the organization of correctional and developmental work are highlighted.


Ключевые слова:
умственная отсталость; молодые инвалиды; выраженные нарушения в развитии; тяжелые множественные нарушения; психофизические нарушения; социальная реабилитация; коммуникативные навыки; навыки общения

Keywords:
intellectual disability; young people with disabilities; severe developmental disorders; severe multiple disorders; psychophysical disorders; social rehabilitation; communication skills; communication skills


УДК 376.42

В настоящий момент развивается система сопровождения молодых людей с выраженными нарушениями в развитии: открываются центры дневной занятости и социальной реабилитации, ремесленные мастерские. В работе с молодыми инвалидами, сотрудники организаций уделяют большое внимание имеющимся у их клиентов дефицитам. Одним из таковых дефицитов являются коммуникативные навыки, чем объясняется актуальность данной работы.

Данное исследование проведено в рамках констатирующего исследования магистерской диссертации на тему «Развитие общения лиц с выраженными нарушениями в развитии в условиях центра социальной реабилитации».

Целью работы является изучение коммуникативных навыков лиц с выраженными нарушениями в развитии.

Задачами: разработка диагностической карты для диагностики сформированности коммуникативных навыков молодых людей с выраженными нарушениями в развитии, проведение диагностики коммуникативных навыков у 10 молодых людей с выраженными нарушениями в развитии, определение наименее сформированных коммуникативных навыков для проведения дальнейшей коррекционной работы.

Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации диагностической карты для изучения сформированности коммуникативных навыков у взрослых с выраженными нарушениями в развитии.

В исследовании приняли участие 10 молодых людей в возрасте от 17 до 45 лет (8 мужчин и 2 женщины) с выраженными нарушениями в развитии, посещающие ремесленные мастерские московской Ассоциации специалистов по поддержке лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил». Все они имели выраженную осложненную умственную отсталость. 1 – Синдром Мартина-Белл и системное недоразвитие речи, 1 – Синдром Мартина-Белл и заикание, 1- Синдром Вильямса и системное недоразвитие речи, 1 – детский церебральный паралич и расстройство аутистического спектра, 2 – детский церебральный паралич и дизартрию, 1 – детский церебральный паралич, эпилепсию, гидроцефалию и системное недоразвитие речи, 1 – расстройство аутистического спектра, эпилепсию и системное недоразвитие речи, 2 – расстройство аутистического спектра.

С помощью метода педагогического наблюдения мы провели диагностику сформированности коммуникативных навыков молодых людей с выраженными нарушениями в развитии. Для нее нами была разработана диагностическая карта, в которую были включены 11 диагностических критериев:

1) молодой человек отзывается на различные типы стимуляции (тактильной, слуховой, зрительной);

2) поддерживает зрительный контакт;

3) реагирует на обращение;

4) привлекает внимание улыбкой, движениями, вокализациями, словами;

5) показывает, что хочет закончить занятие;

6) по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей;

7) проявляет инициативу в общении

8) использует различные средства общения;

9) соблюдает очередность во взаимодействии;

10) подражает простым действиям;

11) просит помощи [1; 2].

Результаты диагностики заносились в соответствующие графы диагностической карты, и оценивались по 22-х балльной шкале, где высокому уровню сформированности навыков общения соответствуют 15 – 22 балла, среднему – 8 – 15 баллов, низкому – 0 – 8 баллов.

Согласно результатам исследования, молодые люди продемонстрировали следующие результаты: 4 человек соответствуют высокому уровню сформированности навыков общения, 4 человек – среднему уровню, 2 человек – низкому уровню.

Так, примером высокого уровня сформированности навыков общения является А.Г..: молодой человек в общении использует преимущественно вербальные средства, у него сформирована фразовая речь, он отзывается на различные типы стимуляции со стороны товарищей, реагирует на обращение к себе зрительным контактом и вокализацией, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей (незнакомых иногда стесняется, разговор начинает со знакомства: узнает имя человека, протягивает руку. Знакомым людям радуется, называет их по имени, интересуется, как у них дела), просит помощи и подражает простым действиям, привлекает к себе внимание. С помощью слов дает понять, что хочет закончить занятие. При общении с товарищами и педагогами испытывает трудности с поддержанием зрительного контакта. Несмотря на то, что сам он без крайней необходимости общение не инициирует (например, необходимость попросить товарища подвинуть стул, чтобы А. мог выйти из-за стола), он очень тепло реагирует на инициацию общения товарищем. Использует различные средства общения (вербальные и невербальные), соблюдает очередность во взаимодействии.

В.М.: несмотря на то, что М. не использует вербальные средства коммуникации, она открыта к взаимодействию, может инициировать общение, привлекать к себе внимание, просить о помощи (вокализациями, прикосновением к педагогу), реагирует на различные типы стимуляции. При общении поддерживает зрительный контакт. Дифференцирует знакомых и незнакомых людей, реагируя на первых улыбкой, двигательным возбуждением, протягиванием руки для приветствия. Подражает простым действиям, проявляет инициативу в общении. Использует различные невербальные средства общения (прикосновения, вокализации, мимика), соблюдает очередность во взаимодействии. С помощью невербальных средств общения дает понять, что хочет закончить занятие (отказывается от деятельности, отрицательно качает головой, отодвигает от себя работу).

Примером среднего уровня сформированности навыков общения является А.В.: молодой человек не всегда реагирует на различные типы стимуляции и на обращение. Зрительный контакт поддерживает. Постоянно привлекает к себе внимание преимущественно неприемлемым способом (крик, сбрасывание предметов со стола, хватание за одежду, и т.п.). Просит помощи и дает понять, что хочет закончить занятие с помощью слов и невербальных средств общения (потянуть за рукав, отодвинуть работу, отодвинуться от стола, кричать). Дифференсация знакомых и незнакомых людей не выражена. Инициативу в общении проявляет редко. Из средств общения предпочитает использовать невербальные средства общения, хотя может говорить фразами. Очередность во взаимодействии не соблюдает и не подражает простым действиям.

Также, примерами среднего уровня сформированности навыков общения является П.В.: молодой человек отзывается на различные типы стимуляции, в процессе общения хорошо поддерживает зрительный контакт с собеседником, реагирует на обращение, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей (с незнакомыми людьми ведет себя более скованно). Использует различные средства общения, может подражать простым действиям. Редко привлекает к себе внимание и инициирует общение. Испытывает трудности в выражении желания закончить занятие. Не умеет просить помощь.

Примером низкого уровня сформированности навыков общения является П.Р.: в общении использует преимущественно невербальные средства общения – вокализации, мимику и жесты. Иногда реагирует на тактильные типы стимуляции со стороны товарищей, не отзывается на словесную просьбу. У Р. не отмечаются специфические реакции на знакомых и незнакомых людей. Зрительный контакт Р. поддерживает с трудом. Не всегда реагирует на обращение со стороны педагога. Общение практически не инициирует. Редко привлекает к себе внимание и просит помощи, не подражает простым действиям и не соблюдает очередность во взаимодействии. Зрительный контакт с собеседником не поддерживает. С помощью невербальных средств общения дает понять, что хочет закончить занятие (отодвигает работу, отрицательно качает головой).

Примером низкого уровня сформированности навыков общения также является Н.А.: А. не общается с товарищами по мастерской, контакт инициирует редко и только с педагогами, используя невербальные средства общения и (очень редко) отдельные слова (пить, мама). Негативно реагирует на тактильные типы стимуляции со стороны товарищей по мастерской. Не отмечаются специфические реакции на знакомых и незнакомых людей. Поддерживает зрительный контакт. Не реагирует на обращение, не привлекает к себе внимание, не просит помощи. Не всегда реагирует на различные типы стимуляции. Не соблюдает очередность во взаимодействии, не подражает простым действиям. Может дать понять, что хочет закончить занятие, отодвигая работу от себя или зажмуриваясь.

В ходе исследования также были выделены наименее сформированные коммуникативные навыки у экспериментальной группы: навык просьбы о помощи, навык соблюдения очередности во взаимодействии, навык подражания простым действиям, навык проявления инициативности в общении и навык поддержания зрительного контакта

Итак, большинство испытуемых демонстрирует высокий и средний уровень сформированности коммуникативных навыков, однако, также есть молодые люди, демонстрирующие низкий уровень, что говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы в данном направлении.

Среди коммуникативных навыков, требующих особого внимания при организации коррекционно-развивающей работы с экспериментальной группой, выделились следующие: навык просьбы о помощи, навык соблюдения очередности во взаимодействии, навык подражания простым действиям, навык проявления инициативности в общении и навык поддержания зрительного контакта.

Библиографический список:

1. Верещага И.В., Моисеева И.В. Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными наруениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / под ред. А.М. Пайковой. – М.: Теревинф, 2017. – 60 с.
2. Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст: Методическое пособие для практикующих психологов. – М.: Мозаика-синтез,2013. – 144 с.




Рецензии:

12.04.2020, 17:23 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Без сомнений полезная статья, но в чём её научная новизна? Нужно сформулировать, если таковая есть. Или исследования выполнены по хорошо известной методике?

12.04.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Ветрова Мария Александровна:
Здравствуйте! Спасибо за отзыв! Нет, исследование проведено по двум совмещенным и несколько видоизмененным методикам, они не очень известные. Считать ли это новизной?

12.04.2020, 20:23 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Подумайте - придумайте и сформулируйте.
16.04.2020 16:16 Ответ на рецензию автора Ветрова Мария Александровна:
Сформулировала, добавила. Спасибо!

16.04.2020, 17:05 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Статья представляет интерес для специалистов, работающих с детьми с выраженными нарушениями развития, рекомендую опубликовать.

17.04.2020, 18:36 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья в данном виде отвечает всем требованиям и рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх