Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: История, Культурология
Размещена 14.04.2020. Последняя правка: 16.04.2020.
Просмотров - 291

Проблема музейной коммуникации в современной историографии

Семенова Ольга Станиславовна

Томский государственный университет

студент

Курьянова Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии, культурного и природного наследия Томского государственного университета


Аннотация:
В статье анализируется историография по проблеме музейной коммуникации. Работа охватывает зарубежные и отечественные исследования начала XXI века. Были даны главные понятия, описаны основные направления исследований данной темы, приведены примеры из современной практики.


Abstract:
A historiography on the study of museum communication is analyzed in this article. It covers foreign and domestic researches of the beginning of the XXI century. The paper contains the main terms, the main directions of research on this topic were described, the modern examples were given.


Ключевые слова:
музей; музейная коммуникация; виртуальная реальность; дополненная реальность; социальные медиа

Keywords:
museum; museum communication; virtual reality; augmented reality; social media


УДК 930

Музей - социальный институт, кторый играет важную роль в жизни общества. Среди его основных функций можно выделить функцию документирования, хранения и презентации культурного наследия, образовательно-воспитательную функциию. В последнее время всё более важной становится коммуникативная функция музея. Чтобы сохранить свою актуальность на фоне других мест досуга и образования, музеи должны были увеличить уровень интерактивности со своими посетителями. Кинотеатры, интерактивные площадки, развлекательные центры, Интернет, компьютерные игры и многое другое - современные конкуренты музея. Находя новые формы работы с посетителями и используя современные технологии, сотрудники музеев сохраняют свою аудиторию и привлекают новую. 

Актуальность данной работы заключается в её практической значимости для улучшения коммуникации с посетителями, которые помогут музеям оставаться интересными и современными центрами времяпровождения.

Цель работы - изучить современные направления исследований музейной коммуникации.

Задачи:

1) изучить современные исследования музейной коммуникации

2) ознакомиться с опытом разных музеев 

3) выделить основные рекомендации на основе изученных исследований.

Научная новизна работы заключается в анализе работ последних лет отечественных и зарубежных авторов, а также её практической значимости.

Коммуникация – это передача информации от одного объекта к другому. Термин «социальные коммуникации» появился в 1920-е гг., и начались активные исследования данного явления. Понятие «музейной коммуникации» в научный оборот ввёл канадский музеолог Д. Камерон в 1968 г. [1] Исследования коммуникации в музеях получили междисциплинарный характер.

О.С. Сапанжа в своей статье «Развитие представлений о музейной коммуникации» отражает основные подходы к изучению музейной коммуникации с 1960-х гг. до нашего времени. Впервые говорить о музее как о коммуникационной системе начал Д. Камерон в 1960-х гг., который и ввёл термин «музейная коммуникация». Он выявил базовые компоненты музейного коммуникационного процесса – посетитель, экспозиционер, предмет, а под музейной коммуникацией он понимал процесс общения посетителя с музейными экспонатами. Исследования Д. Камерона обострили интерес к проблеме музейной коммуникации и стали основой концептуального подхода, рассматривающего процесс музейной коммуникации как процесс интерпретации. К данному подходу относятся также исследования К. Хадсона, Ю. Ромедера, Г. Осборна, Е.А. Хупер-Гринхилл.

В рамках второго подхода музейная коммуникация рассматривалась как блок теоретического музееведения. Первые работы в данном ключе принадлежат словацкому музееведу З. Странскому, который отметил, что через коммуникацию реализуются все итоги охранной и музейно-познавательной деятельности. В теории музейной коммуникации он выделил демонстрационную, издательскую и общую коммуникацию. В рамках этого подхода проводили свои исследования В. Хербст, И. Корек, И. Неуступны, И. Ян, К. Шрайнер, Т. Силяновски-Новикова.

В СССР коммуникационный подход в музееведении начал развиваться в 1970-х гг. М.Б. Гнедовский в своих работах выделил ряд подходов для изучения музейной коммуникации: антропоцентрический, культурологический, диалогический, аксиологический.

Среди современных исследований стоит отметить работу Б.А. Столярова, в которой он описывает основные модели музейной коммуникации: познавательная, эстетическая, знаковая, диалоговая, информационная. Автор статьи отмечает, что исследователям музейной коммуникации надо рассматривать это явление не как фрагмент одного из основных направлений деятельности музея, а как один из важнейших параметров всех направлений. [2, с. 247-251]  

В работе Н.Г. Самариной музейная коммуникация определяется как процесс общения музейной аудитории с культурным наследием, аккумулирующим опыт материальной деятельности, духовных исканий и традиционную культуру, как отдельного этноса, так и человечества в целом. Автор выделяет следующие функции музейной коммуникации:

- когнитивная функция;

- информационная функция;

- функция понимания;

- эмотивная функция;

- побудительная функция;

- идеологическая функция.

В статье отмечается, что в музейной коммуникации невербальные каналы преобладают над вербальными. Язык музейной коммуникации, будучи языком культуры, обеспечивает передачу накапливаемого опыта, влияет на формирование ценностных ориентаций индивида и коллектива. Характерной чертой музейной коммуникации является сочетание рационального и эмоционального восприятия. [3, с. 45-52]  

Ю. Э. Комлев в своих работах обращает внимание на необходимость разработки стратегий управлений музейными коммуникациями. Формирование данной стратегии является инструментом, способствующим эффективному развитию всего музея, которая будет способствовать введению адекватных нововведений на происходящие изменения во внешней среде. В качестве примера автор приводит работу Оренбургского областного музея изобразительных искусств, в стратегию управления которого входило взаимодействие музея с институтами, учреждениями и организациями, входящими в социально-культурную инфраструктуру региона. [4] В другой своей работе Ю.Э. Комлев говорит о том, что процесс коммуникации включает и саму информацию, и способ и каналы её передачи. Совокупность каналов образует структуру музея, которая может быть глобальной и локальной. В зависимости от действующих субъектов она бывает централизованной и децентрализованной. По характеру восприятия информации коммуникации в музее делятся на прямые, косвенные и смешанные. [5, с. 22-23]   

В современных исследованиях часто отмечается, какие изменения на музейную коммуникацию оказывают изменения в социуме. Общество потребления предлагает разные формы культурно-образовательной деятельности, которые чаще всего кажутся людям интереснее, чем поход в музей. Это привело к тому, что музеи начали применять современные технологии. Ю.О. Эназел в своей работе связывает музейную коммуникацию с образовательной функцией музеев. По её мнению, виртуальные музеи делают музейные предметы более доступными, но не более понятными. Чтобы музейная коммуникация была успешной, музеи должны придать передаваемой информации познавательную, семантическую и практическую ценность. С одной стороны, она должна быть полезной специалистам, а с другой – привлекать массовую аудиторию. Также автор включает в музейную коммуникацию, кроме экспонатов, дополнительные услуги, библиотеки, рестораны, сувенирные магазины. Вовлечение посетителей, умение заставить их чувствовать себя ответственными за то, что они делают и изучают, может быть лучшим способом привлечения как мотивированной, так и немотивированной публики. [6, с. 476-481]    

Д. Хукк в своей статье выражает мнение о том, что при музейной коммуникации происходит обмен эмоциями, который нарушается при включении в деятельность современных технологий. Она отмечает, что технологический уровень развития музеев не так высок, как в игровой, научной и кино-индустрии, к которому привыкли люди. Поэтому музеи должны аккуратно подходить к включению современных технологий, т.к. это может лишить посетителей тех положительных эмоций, которые они могли получить. [7, с. 1-2]   

Также неоднозначно внедрение мультимедийных технологий в музейную коммуникацию рассматривает и В.В. Ересова. Она отмечает, что чрезмерное использование мультимедиа приводит к утрате чувства подлинности предмета, уникальности предмета, «художественной ауры музея». Тем не менее, общество потребления сыграло и положительную роль в модернизации музейной коммуникации – развитие дифференцированного подхода к формам работы с музейной аудиторией. [8, с. 92-96]    

К.В. Средняк в своей работе говорит о слабых сторонах музейной коммуникации, основываясь на результатах социологических опросов. Так было выяснено, что одним из минусов является презентация коллекций, которую характеризуют как устаревшую. Также к слабым сторонам относят недостаточно удобный сайт, неактивное ведение сообществ музеев в социальных сетях. Некоторые опрошенные указали, что часто в музеях событие представлено односторонне, и предлагали музеям учитывать гендерный подход при организации мероприятий и выставок. Недостаток интерактивности – также слабая сторона музейной коммуникации. Автор подчёркивает важность того факта, что некоторые музеи принимают во внимание отзывы посетителей как в книге отзывов, так и в Интернете. Это не только помогает им узнать о своих слабых сторонах и поработать над ними, но также позволяет музейной аудитории почувствовать себя причастной к происходящему, что в последнее время становится для них всё более важным. [9]    

Е. Ипполити и П. Албисинни в своей статье говорят о том, что изменения в обществе привели к изменению задач и целей музеев. Если раньше при организации выставок публика не играла большой роли, то сейчас музеи должны уделять ей больше внимания, участвовать в «эмансипации» аудитории. В статье отмечается, что показ нематериального культурного наследия в музеях помог установить контакт с посетителями. Новые потребности общества в активном участии способствовали не только изменениям формы работы в стенах музея, но и появлению музеев под открытым небом и эко-музеев. В работе приводится много примеров успешного применения современных технологий в итальянских музеях. Тем не менее, там подчёркивается, что технологии – это не конец пути, их нужно применять разумно, сочетая инновационное и традиционное. Они помогают популяризовать культурное наследие и создают больше возможностей для его исследования. [10, с. 1-15]   

Всё чаще в музеях начинают применять технологии дополненной и виртуальной реальности, а также 3D реконструкции. В выше упомянутых статьях уже было указано, что мультимедиа в музеях не так хорошо развиты, как этого ожидают посетители. Ф. Нечита и К.И. Резену описали в своей статье опыт использования дополненной реальности в Музее семьи Мурешан (Румыния). В первую очередь, целью применения данной технологии было привлечение школьников и более интересный и простой показ истории. Авторами было проведено социологическое исследование, которое показало неоднозначную оценку этой формы работы. С одной стороны, посетителям нравился новый формат показа. С другой стороны, они отмечали технические недостатки и некоторые трудности с пониманием того, что надо делать. [11]    

В статье Ф. Габеллони описан более удачный опыт применения дополненной реальности. В городах Лечче и Катания проводились работы по 3D реконструкции на памятниках, которые были живыми музеями. После окончания реконструкции результаты с помощью технологии дополненной реальности стали доступны посетителям достопримечательностей, как на больших экранах, так и в их телефонах. [12]    

Интерес представляют инновационные проекты музейной коммуникации. Д.А. Прокудина описала опыт использования современных возможностей телевидения, которые позволили девяти ведущим музеям Китая стать субъектами массовой коммуникации и, применив креативный подход и передовые технологии, установить эффективное взаимодействие с многомиллионной аудиторией. С 3 декабря 2017 г. по 24 февраля 2018 г. на Центральном телевидении Китая демонстрировалась еженедельная программа «Национальное достояние». Эта программа стала одной из самых популярных на телевидении, получила много положительных отзывов. [13, с. 131-136]    

Другим примером инновационной музейной коммуникации можно назвать норвежский проект «The Akerselva Digitalt». Он был разработан Норвежским музеем науки, технологий и медицины, Музеем города Осло и Архивом города Осло. Одной из целей проекта было вынести музейную коммуникацию за стены музея, а точнее, на берег реки Акерсельва – историческую часть промышленного района Осло. С помощью QR-кодов люди получали доступ к историческим фотографиям этого района из музеев и архива. Кроме того, кураторы проекта организовали экскурсии, открыли онлайн-порталы с промышленной документацией, свидетельствами трудовой и повседневной жизни, создали аудио-гиды, доступные онлайн. [14]    

Одним из популярных направлений исследований музейной коммуникации является её взаимодействие с социальными сетями. Д.Е. Ершова приводит примеры сочетания традиционных методов показа с применением мультимедийных технологий. В статье рассказано о разных приложениях, которые упрощают коммуникацию и делают информацию ещё более доступной. Например, приложения Smartify и Artbit позволяют узнать автора, название и историю создания картины, наведя на неё камеру телефона. Автор отмечает увеличение интерактивности и использование неформального формата общения музейными организациями, например, посредством «Инстаграм». Автор пришла к выводу, что новая форма коммуникации обновляет образы музея. [15]    Применение новых технологий в музейной коммуникации в статье было оценено положительно. Работа носит более описательный характер, нежели теоретический.

В статье «Как социальные медиа повлияют на музейную коммуникацию?» авторы говорят, что, будучи представленными в сети Интернет, музеи выполняют следующие функции:

- действуют как надёжные культурные онлайн-сети;

- распространяют знания сообщества;

- выступают как хранители культурного наследия.

Отмечая такую положительную сторону как предоставление большего количества информации большему количеству людей, авторы отмечают, что музеи теряют возможность контролировать эти данные, доступ к ним и продолжительность показа. [16]    В отличие от предыдущей статьи, авторы уделяют больше внимания теоретической стороне вопроса, рассуждая о том, как это скажется не только на коммуникации между музеем и обществом, но и на внутренней деятельности музея. Тем не менее, как и предыдущий автор, они очень положительно оценивают вклад новых технологий в музейную коммуникацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работы о музейной коммуникации затрагивают разные аспекты её вопроса: от истории, структуры, стратегий развития до практического применения. По большей части они носят положительный характер, конкретно отрицательных отзывов встречено не было. Очень много работ посвящено применению современных технологий в работе с посетителями, что показывают заинтересованность музеев оставаться актуальным и полезным институтом современного общества.

Можно выделить следующие рекомендации:

1) применение мультимедийных технологий допустимо и желательно, но не должно выходить за рамки: главное - музейный предмет, мультимедиа - средство для его лучшей презентации.

2) присутствие музеев в социальных сетях помогает сохранять контакты с посетителями и искать новую аудиторию, делает общение менее формальным и обновляет образ музея. Одна из рекомендуемых социальных сетей - Инстаграм.

3) создание приложений - ещё один способ осовременить образ музея, а также сделать визит более удобным и интересным.

4) организация проектов совместно с другими организаями, выход за стены музея - привлечение потенциальной аудитории. 

5) использование таких форм работы с посетителями, при которых они могут активно вовлекаться в процесс, т.н. "эмансипация аудитории". 

Библиографический список:

1. Музейная коммуникация // Электронный ресурс. URL: https://poznayka.org/s51233t1.html (дата обращения: 16.02.2020)
2. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. С. 245-252.
3. Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 45-55.
4. Комлев Ю.Э. Формирование стратегии управления музейными коммуникациями // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5 (30).
5. Комлев Ю.Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 22-26.
6. Iulia-Oana Enasel. The role of information in art museum communication process // Procedia Economics and Finance. 2013. № 6. P. 476-481.
7. D. Hookk. Loop control in the system of digitally transformed museum communication // Global Journal of Archaeology and Anthropology. 2017. № 1 (1). P. 1-2.
8. Ересова В.В. Модернизация музейной коммуникации в условиях общества потребления // Вестник СПбГИК. 2019. № 2 (39). С. 92-96.
9. Средняк К.В. Музейная коммуникация в зеркале современных образовательных программ // Вестник НГТУ им. А.Е. Алексеева. «Управление в социальных сетях. Коммуникативные технологии». 2014.
10. E. Ippoliti, P. Albissini. Virtual Museums. Communication is/or representation // DESIGNARECON. 2016. № 17. P. 1-15.
11. F. Nechita, C-I. Rezeanu. Augmening museum communication services to create young audiences // Sustainability. 2019. №11.
12. F. Gabellone. Integrated technologies for museum communication and interactive Apps in the PON DiCet project // Электронный ресурс. URL: https://www.researchgate.net/publication/300568822_Integrated_Technologies_for_Museum_Communication_and_Interactive_Apps_in_the_PON_DiCet_Project (дата обращения: 16.02.2020)
13. Прокудина Д.А. Новые стратегии музейной коммуникации: инновационный телевизионный проект // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 131-136.
14. D. Stuedahl, Sarah Lowe. Mobile museum communication design and new literacies // 2nd International Conference for Design Education Researchers Oslo, 14–17 May 2013
15. Ершова Д.Е. Новая музейная коммуникация в пространстве сетевой культуры // Общество: философия, история, культура. 2017.
16. A. Russо, J. Watkins, L. Kelly, S. Chan. How will social media affect museum communication? // Электронный ресурс. URL: https://www.researchgate.net/publication/27467247_How_will_social_media_affect_museum_communication (дата обращения: 16.02.2020)




Рецензии:

16.04.2020, 15:29 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Семеновой Ольги Станиславовны «Исследования музейной коммуникации в начале XXI века» представляет несомненный интерес. Содержание работы соответствует заявленной теме и обстоятельно раскрывает ее. Структура работы и оформление соответствуют предъявляемым требованиям. В качестве рекомендации хочется посоветовать рассмотреть с научным руководителем возможность несколько по иному сформулировать название, например «Проблема музейной коммуникации в исследованиях начала XXI века», или «Проблема музейной коммуникации в современной историографии». Необходимо переформулировать первое предложение в аннотации. Например, следующим образом: «В статье анализируется историография по проблеме музейной коммуникации и т.д.» Следует исправить опечатки в тексте (обратите внимание на начало текста, обоснование актуальности и т.д.). Статья рекомендуется к публикации. С уважением С.А.Сильванович



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх