Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 27.04.2020. Последняя правка: 30.04.2020.
Просмотров - 528

Влияние уверенности в себе на преодоление страха перед публичными выступлениями у студентов

Чудакова Анастасия Викторовна

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

Студент

Кухтова Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной психологии, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова


Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос о влиянии уверенности в себе на преодоление страха перед публичными выступлениями. Проведён теоретический анализ психологических особенностей публичного выступления. В работе изложены данные эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи уверенности в себе и страха перед публичными выступлениями у студентов. Актуальность данной темы обусловлена тем, что навыки публичного выступления являются одними из самых важных критериев успешной деятельности студента.


Abstract:
This article addresses the issue of overcoming the fear of public speaking through self-confidence. A theoretical analysis of the psychological characteristics of public speaking is carried out. The paper presents data from an empirical study to identify the relationship between self-confidence and fear of public speaking among students. The relevance of this topic is due to the fact that public speaking skills are one of the most important criteria for successful student activity.


Ключевые слова:
уверенность; публичные выступления; студенчество; ораторский страх; причина страха; социальные страхи

Keywords:
confidence; public speaking; students; oratorical fear; cause of fear; social fears


УДК 159.9

Введение.

Каждый студент в учебной деятельности сталкивается с необходимостью выступать публично. Для многих студентов такая задача является достаточно сложной. Но навык публичных выступлений очень важен как для учебной деятельности, так и для профессиональной. Студенты в будущей профессиональной деятельности не раз будут сталкиваться с необходимостью выступать перед различной аудиторией. Студент, который свободно владеет своей речью, с легкостью вызовет интерес, завоюет уважение и запомнится аудитории. Умение выступать публично – это обязательное условие на пути к успеху. Основной причиной неудач при публичных выступлениях является ораторский страх.

Актуальность.

Эта тема является актуальной, поскольку навыки публичного выступления являются одними из самых важных критериев успешной деятельности студента.

Цель работы – изучение влияния уверенности на преодоления страха перед публичными выступлениями.

Задачи:

1.      Провести теоретический анализ по теме исследования.

2.      Выявить уровень уверенности в себе студентов.

3.      Изучить влияние уверенности на страх перед публичными выступлениями у студентов.

4.      Разработка рекомендаций по преодолению страха публичных выступлений.

Научная новизна.

Новизна исследовательской работы состоит в систематизации отечественного и зарубежного опыта изучения влияния уверенности на страх перед публичными выступлениями. Научные факты изучены в новых условиях. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса.

Основная часть.

В работах по формированию умения выступать публично (Дж. Маккроски, А.А. Волкова, Л.В. Смехова и др.) доказывают, что навык публичных выступлений является очень важным. Психологи отмечают актуальность проблемы страха перед публичными выступлениями у оратора (Ю.В. Щербатых, В.А. Борисова), занимаются поиском наиболее эффективных методов преодоления этого страха (Дж. Гормен, Д.В. Аксенова).

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного контакта, речь, произносимая в определённой аудитории и адресованная определенному адресанту [2]. Основная цель публичной речи состоит в информирование аудитории.

Навыки публичного выступления являются очень важными для успешной учебы: умение быть убедительным, интересным и понятным для других людей в своей речи является гарантией успеха в учебе. Публичное выступление – это искусство, которому можно научиться.

В области публичных выступлений Х. Леммерманвыделяет три этапа:

  • Докоммуникативный этап (подготовка к выступлению).
  • Коммуникативный этап (непосредственно выступление).
  • Посткоммуникативный этап (анализ выступления).

Одним из самых важных этапов является подготовка публичного выступления. Успех даже простого и короткого выступления, зачастую достигается долгой и тщательной подготовкой. Для начала следует определить цель выступления. Цель должна быть сформулирована конкретно. При постановке цели, важно знать перед какой аудиторией предстоит выступать и какого результата нужно добиться. Когда выбрана цель выступления, следует определить тему, которая должна быть раскрыта. Вне зависимости от темы выступления, стоит использовать все доступные источники получения информации: собственные знания и опыт, информация в книгах, интернет ресурсы. Самая главное чтобы информация была точная и надежная. Стоит позаботиться о том, чтобы информация была по возможности представлена визуальна. Зрительные образы привлекут наибольший интерес и помогут лучше запомнить информацию выступления.

Следующий этап называется коммуникативный (непосредственно выступление). Удачное вступление повысит интерес к теме слушателей и сосредоточит их внимание. Рекомендуется начать выступление с интересного примера, поговорки, цитаты или истории. Ещё одним эффективным способом завоевать внимание слушателей в начале выступления является использование риторических вопросов к аудитории. Главная часть выступления является наиболее ответственной. В содержание главной части выступление должно входить разъяснение основного материала. Последний этап выступления, а именно заключительный, поможет сформировать у аудитории целостную и окончательную оценку выступления. В заключении следует отметить основную мысль, подвести итоги и сделать выводы всего выступления. Для того чтобы заключение запомнилось, следует быть убедительным.

Посткоммуникативный этап. Очень важна собственная оценка своего выступления, умение видеть свои недочеты и желание изменить их. Оценить своё выступление можно по следующим критериям: умение привлечь внимание аудитории, умение владеть невербальными средствами, уверенность и убежденность оратора, техника речи, логичное и структурированное изложение материала, внешний вид оратора, оригинальность подхода, умение давать исчерпывающие ответы. Критерии стоит оценивать качественно, а не количественно. При анализе следует определить сильные стороны своего выступления и недочеты, проанализировать, благодаря чему был, достигнут успех или неудача, дать рекомендации по совершенствованию навыков публичного выступления.

Уверенность оратора всегда оценивается аудиторией. Аудитория не будет доверять тому оратору, который сам в себе сомневается. Каждый человек, выступая публично, понимает необходимость быть уверенным себе на публике, уверенным в своих знаниях и опыте. Но далеко не каждый согласится, что он чувствует эту уверенность, выступая перед аудиторией. Проблема волнения и неуверенности во время публичных выступлений является нерешенной, хотя и изучается уже долгое количества времени.

Почти каждый выступающий хоть раз чувствовал страх при публичном выступлении. Ю.В. Щербатых разделяет все страхи на три группы: биологические, социальные, экзистенциальные. Страх публичного выступления относится к числу социальных страхов. Социальный страх – это личностное психическое расстройство, которое снижают психологическую адаптацию, вызывают тревогу, эмоциональные нарушения и вегетативно-соматические проявления (потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка и др.) [6].

Важный вопрос в изучении страха публичного выступления, это вопрос о причинах его возникновения. Публичное выступление не угрожает нашей физической безопасности. Однако интенсивность страх во время выступления очень велика. Основная причина заключается в боязни оценки другими людьми. Значимость их мнения об ораторе, формирует у него определенную ответственность и напряжение. С первых секунд выступления аудитория начинает оценивать каждую мелочь: внешность, голос, жестикуляцию, тон голоса, ораторские способности. Для оратора иногда важнее восприятие его образа аудиторией, чем степень усвоения ими информации, которую он излагает. Сила страха зависит от оценки возможной коммуникативной неудачи при выступлении. Так же к причинам страха публичного выступления относят: первичность выступления, плохая подготовка к выступлению, неправильная подготовка, страх перед начальством, заниженная самооценка, ожидание негативной оценки, наличие негативного опыта.

Существует ряд факторов, которые способствуют снижению уровня страха. Для избавления от любого страха Ю.В. Щербатых рекомендует устранить неопределённость, сделать известным и понятным то, что пугает, совей непонятностью [6]. Осознание природы страха это уже шаг на пути избавления от страха [6]. В.Л. Леви считает что человека может судить лишь он сам. Оценивать стоит поступки, а не человека, ошибки в выступлениях это не показатель несостоятельности оратора. Важно делать выводы из каждого неудачного выступления.

Результаты.

Изучение влияния уверенности на преодоления страха перед публичными выступлениями проводилось в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова. В исследовании принимали участие студенты, в возрасте от 19 до 27 лет. Общее количество испытуемых составило 35 человек. Испытуемым были предложены две методики: тест «Чего мы боимся» В. Леви, методика «Уровень уверенности в себе (тест Райдаса)».

С помощью методики «Уровень уверенности в себе»» были выявлены высокие значения по шкале «низкий уровень уверенности в себе» у 2,9% студентов. По шкале «средний уровень уверенности в себе» у 40,0%. Шкала «высокий уровень уверенности в себе» – 57,1%. Большинство студентов обладают высоким уровнем уверенности в себе, малый процент студентов относится к повышенному уроню неуверенности в себе.

С помощью методики «Чего мы боимся»» были выявлены высокие значения по шкале «высокий уровень боязни выступлений» у 31,1% студентов. По шкале «средний уровень боязни выступлений» у 31,1% студентов. Шкала «низкий уровень боязни выступлений» – 37,1% студентов. Корреляционный анализ взаимосвязи между уверенностью в себе и боязни публичных выступлений не выявил.

Результаты корреляционного анализа показали, что боязнь выступлений взаимосвязана с общим страхом и социофобией. То есть при общем страхе есть склонность появления боязни перед выступлением. Ожидание неудачи и провала, неумение отличать реальные угрозы от мнимых, неоправданные боязни способствуют формирования боязни выступлений. Выступление часто рассматривается как выход из зоны комфорта, что очень сложно сделать при высоком общем страхе. Так же при социофобии, человек склонен испытывать страх перед выступлением. Страх перед оценкой других людей и исполнения действий публично вызовет страх выступлений, так как при выступлении непосредственно присутствует публика, которая оценивает оратора.

Сравнительный анализ группы мужчин и группы женщин показал, что уверенность в себе выше у мужчин. В свою очередь у женщин выше следующие показатели: страх общий, социофобия, боязнь выступлений.

Заключение

Таким образом, результаты исследования указывают, на то, что большинство студентов не испытывают страх перед публичными выступлениями. В результате исследования не было выявлено взаимосвязи между уверенностью в себе и страхом перед публичными выступлениями, однако была выявлена взаимосвязь между боязнью выступлений с общим страхом и социофобией. Сравнительный анализ группы мужчин и группы женщин показал, что уверенность в себе выше у мужчин. В свою очередь у женщин выше следующие показатели: страх общий, социофобия, боязнь выступлений. 

Рекомендации

По данным, полученным в ходе исследования, мы пришли к выводу, что большинство студентов испытывают страх перед публичными выступлениями. Следующие рекомендации, помогут, снизит. Определите источник страха. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Здесь очень важным фактором является понимание, что практически всегда абсолютное большинство людей надеются извлечь пользу из вашего выступления, соответственно они искренне заинтересованы и желают, чтобы у вас получилось.

Не следует отрицать свой страх. Страх это всего лишь защитный механизм от ситуации, в которой можно оказаться во время выступления можете. Следует, воспринимайте его как дополнительный вызов и мотивацию.

Люди не видят нервозность оратора. Лишь немногие по внешнему виду могут определить, насколько другой человек волнуется. Это значит что причин для страха как минимум на одну меньше.

Следует совершенствоваться в ораторском искусстве. Существует много книг и практических тренингов, которые помогут научиться готовиться к выступлению, привлекать аудиторию, удерживать контакт и в результате сделать выступление более комфортным.

Важно анализировать свои выступления. Просмотр видео с собственной речью и тщательный анализ её – от запинок в речи до мимики и жестикуляции. Можно делать то же самое только перед выступлением: с помощью камеры ноутбука сделать запись и просмотреть со стороны.

Самое важное это подготовка. Уверенность возникает, когда все под контролем. Следует, убедиться в знании знаете материал, попробовать предугадать вопросы. Составьте развернутый план речи и разбейте его на основные пункты для запоминания. Сделайте речь нескучной, включите пару шуток, цитат, историй

Библиографический список:

1. Вердербер Р., Вердбер К. Психология общения. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.
2. Левчаева Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов // Мир науки и образования. – 2015. – № 1. – С.
3. Малетова М.И. О подготовке студентов к проведению презентации // Известия российского государственного университета им А.И. Герцена. – 2008. – №51. – С.245-246.
4. Осколков С.П. Как страх публичного выступления сделать своим другом? // Педагогика. – 2016. – №19. – С. 11-19.
5. Симакова Е.С. Уверенность и ораторский страх в свете формирования риторической компетенции специалиста // Гуманитарные науки. – 2012. – №12. – С. 116-128.
6. Щербатых Ю.В Психология страха. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 416 с.




Рецензии:

27.04.2020, 22:08 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: В соответствии с наименованием статьи хотелось бы знать как выступающему выявлять и преодолевать страх, как воспитывать уверенность в себе (п.4 "Задачи").

28.04.2020, 22:06 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема интересна и актуальна, т.к. современные студенты не умеют выступать перед аудиторией, данный навык у них не сформирован по окончанию школы. Несколько рекомендаций автору: 1. Уточнить в цели возрастную категорию (студенты). 2. Задача 4 не решена автором, не представлены методические рекомендации. 3. Статья выиграет, если в выводах автор отметит кем могут быть использованы полученные результаты исследования; возрастной диапазон испытуемых 19-27 лет, было бы интересно посмотреть влияет ли возраст на уровень боязни выступлений. 4. На мой взгляд, содержание и тема имеют несоответствие, рекомендую откорректировать формулировку темы. Статью необходимо доработать.

28.04.2020, 23:54 Луговая Виктория Николаевна
Рецензия: Анастасия Викторовна, статья соответствует требованиям журнала к структуре и содержанию публикаций, однако имеются и существенные замечания: 1) название статьи не соответствует ее содержанию, т.к. в тексте Вы опровергаете связь между уверенностью в себе и страхом перед публичными выступлениями и Вами выявлена взаимосвязь между боязнью выступлений с общим страхом и социофобией. Рекомендую изменить название статьи; 2) уточнить под новое название цель и задачи (и не обозначать задачи, которые не раскрыты в работе); 3) предложить рекомендации по преодолению страха публичных выступлений, хотя бы на основе обобщения литературных источников. Могу рекомендовать статью к публикации только после устранения всех замечаний

02.05.2020 1:01 Ответ на рецензию автора Чудакова Анастасия Викторовна:
Спасибо за рекомендации, все постаралась учесть и исправить.

28.05.2020, 10:44 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх