Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии, Образование
Размещена 29.04.2020.
Просмотров - 1042

Информационные технологии в области повышения квалификации в производственной безопасности

Игнатенко Анастасия Андреевна

Санкт-Петербургский горный университет

студент

Акимова Елена Владимировна, доцент кафедры информатики и компьютерных технологий, Санкт-Петербургский горный университет


Аннотация:
Статья посвящена изучению влияния информационных технологий на промышленную безопасность в области повышения квалификации работников и контроля их знаний, а также использование мультимедийных компьютерных программ в процессе обучения. Данная тема является актуальной в современном мире, так как информационные технологии являются неотъемлемой частью повседневной жизни человека.


Abstract:
The article is devoted to the study of the impact of information technology on industrial safety in the field of advanced training of workers and control of their knowledge, as well as the use of multi-media computer programs in the learning process. This topic is relevant in the modern world, since information technology is an integral part of everyday life.


Ключевые слова:
информационные технологии; промышленная безопасность; повышение квалификации; мультимедийные компьютерные технологии; самоконтроль; дистанционное обучение

Keywords:
information technology; industrial safety; advanced training; multimedia computer technology; self-monitoring; distance learning


УДК 004.588

Введение: XXI век уже окрестили "веком информационных технологий", ком информации". И это не мудрено, ведь сейчас компьютеры прочно вошли в жизнь каждого человека, как программиста, так и обычного рабочего. С каждым днём информационные технологии всё сильнее интегрируются во все отрасли жизни. Помимо интеграции в область как таковую, компьютерные технологии усовершенствуют уже существующие направления работы. Не является исключением и производственная безопасность. За последние годы эта система заметно видоизменилась под влиянием информационных технологий, а потому, бесспорно, является актуальной темой и по сей день.

Цели и задачи: целью написания статьи стало стремление определиться, как именно информационные технологии влияют на повышение квалификации рабочих в области производственной безопасности, а также решить, является ли практика внедрения информационных технологий в данную сферу положительной.

Какое-то время назад человечество жило под лозунгом: "От техники безопасности – к безопасной технике". Таким образом, основной целью было создание производства, на котором исключен производственный травматизм как таковой. Однако теперь эксперты уверены, что травматизм неизбежен, так как основной его составляющей был, есть и остаётся человеческий фактор. Поэтому в наше время оптимальным решением считается снижение производственного травматизма путём обучения работников в сфере производственной безопасности. Контроль знаний становится обязательной, чуть ли не ежедневной составляющей рабочего графика рабочего. Помимо этого, повышение его квалификации в области промышленной безопасности также важно для снижения травматизма на предприятии. Для оптимизации данного направления широко применяются информационные технологии.

Преимущества данной системы

Прежде чем говорить о преимуществах информационных технологий, определим, с чем они будут сравниваться. Назовём противопоставляемый формат обучения "традиционной формой". Под ней будет пониматься совокупность инструктажей, перекличек, статей и методичек. Подобный подход к образованию сейчас можно спокойно назвать устаревшим и неэффективным, потому как однообразен и однобок, в результате чего у рабочего пропадает интерес к обучению, его внимание притупляется, он запоминает меньше важной информации, что в итоге может привести к травматизму на производстве. Помимо всего этого, организация такой формы обучения требует много ресурсов, как материальных, так и временных, для организации.

Решением данной проблемы является увеличение качества обучения, путём вовлечения работника в процесс обучения, воздействуя на него не только информационно, но и эмоционально. Этого можно добиться, используя различные мультимедийные компьютерные технологии обучения.

Итак, какие же преимущества можно выделить в работе с мультимедийной компьютерной технологией обучения:

   1.    Качество восприятия информации;

При использовании компьютерных форм обучения человек задействует как зрительный, так и слуховой анализаторы информации. Собственно, то же самое происходит и при традиционной форме обучения, однако здесь основной упор делается на зрительный анализатор, в отличии от предшествующей системе, где обучающемуся, в основном, предлагается слушать. Новый подход связан с тем, что человек, как известно, получает 80% информации именно через зрительный анализатор, а значит, что именно он приспособлен к лучшему запоминанию.

Помимо этого, у рабочего формируется образное мышление. Грубо говоря, он начинает мыслить картинками, а так как мультимедийные технологии позволяются преподносить материал ярко и красочно, изображения в голове человека будут разборчивыми и запоминающимися.

   2.    Индивидуализация обучения;

Так как информационные технологии позволяют записать курс программы один раз, а потом лишь ретранслировать его на протяжении долгого времени, да ещё и не один раз, то это даёт возможность обучающемуся самостоятельно управлять процессом своего обучения. Он может выбирать удобное для него время и место занятий, нужный темп обучения. Последнее, в свою очередь, даёт ещё одно преимущество: обучающийся может повторить материал столько раз, сколько ему это будет нужно для лучшего запоминания.

   3.     Повышение повышенного интереса к обучению;

Яркие изображения и нестандартный подход к изложению информации призван вызывать у обучающегося положительные эмоции, в следствии чего его интерес к обучению возрастает.

   4.     Взаимодействие не только с профессиональными знаниями, но и эмоциональными сферой.

В этом пункте речь идёт о формировании ответственности обучающегося (рабочего) за нарушение промышленной безопасности. Для этого могут использоваться различные фото- и видеоматериалы с мест, где происходили различные чрезвычайные ситуации. Так, наглядно зная, к чему может привести несоблюдение техники безопасности, рабочие будут более осторожны во время работы.

Таким образом, преимущество информационных технологий в виде мультимедийного компьютерного обучения очевидны.

Структура обучающих компьютерных программ

В процессе развития информационных технологий в образовательной области получилось выработать идеальную модель мультимедийной компьютерной технологии обучения. Так, в её состав должны входить такие программы:

  • Контролирующие (программы самоконтроля)
  • Информационно-поисковые
  • Тренажеры-имитаторы

Считается, что для эффективного снижения травматизма нужно использовать комплекс из всех видов программ.

Данные программы имеют общее строение из двух частей: электронного пособия и системы самоконтроля (контрольные вопросы, оценка правильности ответов и пояснение ошибок). Рассмотрим каждую из них более подробно:

Основой электронного пособия является простой и понятный интерфейс, так как не каждый обучающийся может быть в должной мере знаком с работой компьютера. Простота интерфейса представляется в следующем виде:

  1. Автоматическое проигрывание материала при нажатии на одну кнопку при помощи компьютерной мыши.
  2. Древовидная структура в несколько уровней, что делает систему структурированной, но в то же время понятной в использовании.
  3. Каждый пункт оснащен фото- или видеоматериалом, делая процесс обучения ярким, а образы в памяти более запоминающимися.

В основу системы самоконтроля также ложится простота и понятность. Она представляется в форме тестирования, где нужно выбрать верный вариант из предложенных. Цель такого подхода состоит в том, чтобы обучающийся не опасался получить неудовлетворительную оценку, а хотел проверить свои знания. Именно поэтому после завершения проверки ответов, система отмечает неправильно отвеченные вопросы и поясняет, почему ответ неверен.

Таким образом, рабочие с разным уровнем начальных знаний могут в равной степени хорошо усвоить материал, при минимальной затрате сторонних ресурсов, в удобном для себя темпе.

На данный момент область мультимедийных компьютерных технологий в области производственной безопасности весьма обширна. Каждое предприятие может выбрать подходящий именно для них курс программ, охватывающий все возможные случаю производственного травматизма. На тех объектах, где уже внедрена подобная технология, отмечается снижение аварийных случаев и уменьшение масштаба их последствий.

Выводы: использование информационных технологий в сфере повышения квалификации рабочих положительно сказывается на уровне их подготовленности и уровне их знаний, позволяют модернизировать процесс обучения, сократив расходы на его проведение. Также мультимедийные компьютерные технологии позволяют изменить подход к контролю знаний, что, в перспективе, ведёт к снижению производственного травматизма путём повышения самоответственности работников.

Библиографический список:

1. Информационные и телекоммуникационные технологии в производственной безопасности - http://www.safteh.ru/docs/Семинар%206.pdf (Дата обращения: 18.04.2020г.)
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ/ В.М. Дозорцев, Л.Р. Соркин/ Материалы VIII Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем»/ Москва/ 2000 - https://www.researchgate.net/publication/282704522_INFORMACIONNYE_TEHNOLOGII_OBESPECENIA_PROMYSLENNOJ_BEZOPASNOSTI (Дата обращения: 20.04.2020г.)
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ/ Кочнев А.Д., Стасева Е.В./ 2016 - https://elibrary.ru/item.asp?id=26014205& (Дата обращения: 20.04.2020 г.)




Рецензии:

30.04.2020, 15:45 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: См. http://sci-article.ru/stat.php?i=1587392958

19.05.2020, 17:27 Феофанов Александр Николаевич
Рецензия: Информационные технологии в области повышения квалификации в производственной безопасности. Из статьи не очень просматривается вывод, что мультимедийные компьютерные технологии позволяют изменить подход к контролю знаний, что, в перспективе, ведёт к снижению производственного травматизма путём повышения самоответственности работников. Высказывание что организация "традиционной формы" такой формы обучения требует много ресурсов, как материальных, так и временных, для организации" не верно, мультимедийная форма сильно проигрывает в качестве, времени на организацию и материальных ресурсах. Необходимо переработать и аргументированно обосновать эти высказывания. После значительной переработки статью можно принять к публикованию в журнале. Д.т.н., проф. Феофанов А.Н.

19.05.2020, 17:51 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Сформулируйте, в чём научная новизна, после этого столь содержательную и полезную статью рекомендую опубликовать.

19.05.2020, 22:18 Мельник Сергей Иванович
Рецензия: Автор пишет: "целью написания статьи стало стремление определиться, как именно информационные технологии влияют на повышение квалификации рабочих в области производственной безопасности, а также решить, является ли практика внедрения информационных технологий в данную сферу положительной." Эта личная проблема автора не является актуальной для читателей. Статья не соответствует элементарным требованиям к научной публикации: - нет четкой формулировки проблемы; - нет анализа существующих подходов к ее решению; - нет четкого определения того нового, что предлагает автор для решения проблемы. - нет теоретической модели предлагаемого решения - нет экспериментальных (или статистических) данных, подтверждающих гипотезу автора - нет анализа преимуществ, которые дает предлагаемый подход. Статья не рекомендована к публикации.

19.05.2020, 22:34 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Предыдущий рецензент, уважаемый Виктор Аронович предложил хитрую формулу своей рецензии. Нет и не может быть научной новизны в этой студенческой работе. Как введение к курсовой она могла бы быть. Уровень сегодняшней цифровизации требует исследований в этой области, но не таких наивных и упрощённо-декларативных. Научный руководитель здесь не виден. 3D и даже 4D, вебинары, моделирование схем безопасности, индивидуальное построение алгоритмов... Без таких слов о поднятой теме говорить невозможно. Но для тривиальных памяток этот материал можно использовать. Рецензент считает, что студентке надо "онаучить" статью, привести примеры, придумать новизну, раз её в действительности нет, и тогда, раз так уж нкжно студентке, представить её к публикации.

20.05.2020, 0:49 Эшкурбонов Фуркат Бозорович
Рецензия: В статье не приводятся рисунки и таблицы. Информация очень краткая. Здесь нет актуальности и новизны.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх