Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №81 (май) 2020
Разделы: Искусствоведение
Размещена 08.05.2020.
Просмотров - 1027

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАРАКАЛПАКСТАНА. Проблемы становления и развития (1950-1960 гг.)

Уразимова Тамара Владимировна

Doctor of philosophy (PhD) History of art

Нукусский государственный педагогический институт

доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Аннотация:
Статья посвящена истории становления и развития изобразительного искусства Каракалпакстана 1950-1960 гг. Автор исследует первые шаги профессионального формирования специфических особенностей каракалпакской школы живописи.


Abstract:
The Article is dedicated to histories of the formation and developments graphic arts Karakalpakstan 1950-1960 years. Author researches the first steps of the professional shaping the specific particularities karakalpak schools painting.


Ключевые слова:
изобразительное искусство; станковая живопись; стилистика; живописные средства

Keywords:
the Graphic arts; machine painting; the style; picturesque facilities


УДК 7.03

Введение

Формирование живописи Каракалпакстана приходится на середину 1950-х годов. Ход истории привел к «расширению вселенной» в сознании людей, сферы идей социально-экономических, культурно-этнических и художественно-эстетических. Эволюционный путь развития культуры вызвал к жизни неведомые в прошлом различные виды искусств, в  том числе живопись и скульптуру. Время категорично ввело свои коррективы в искусство Каракалпакстана, создав необходимость в формировании новых видов изобразительности тем самым, введя в основу искусства новое качество, создав «новый» тип. Появление профессионального изобразительного искусства связано с тем, что именно в эти годы в Каракалпакстане складывается коллектив местных профессиональных кадров. Заканчивают учебу и приезжают Ф.Мадгазин, К.Саипов, К.Бердимуратов, Ж.Куттымуратов и многие другие. Сложение коллектива художников способствовало развитию творческих индивидуальностей, разнообразию живописных приемов, которыми они овладевают. Решение образных задач, новыми изобразительными средствами, сопровождалось и активным поиском средств эмоционально-художественной выразительности.

Актуальность

Необходимость изучения изобразительного искусства Каракалпакстана XX столетия, диктуется требованием художественной практики, а также общей теоретической не разработанностью данного вопроса в области искусствоведения.

Цели, задачи, материалы и выводы

Основной целью и задачей с точки зрения автора является выявление специфических особенностей становления и развития живописи Каракалпакстана 1950-1960-х годов. В этой связи проводится искусствоведческий анализ с учетом исторических изменений происходивших в обществе того времени.

Научная новизна

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана, научно обоснована проблема становления изобразительного искусства Каракалпакстана, и в частности живописи 1950-1960-х годов.

Заключение, результаты, выводы

Подводя итоги исследования, автор приходит к ряду выводов в отношении становления и развития основных тенденций изобразительного искусства Каракалпакстана.  

Возрастание активности культурной жизни оказывает влияние на организацию производственных художественных мастерских (1955 г.). В определении художественной стилистики живописи Каракалпакстана, можно отметить следующие наиболее важные пункты. Во-первых, – как уже отмечалось, – формирование изобразительного искусства республики пришлось на середину 1950-х годов. Отсюда соответственно можно говорить о «большом» влиянии художественных установок «советского» искусства, этого и последующего времени. Во-вторых, как и любому художественному явлению, изобразительному искусству Каракалпакстана свойственен эволюционный процесс развития, продолжающийся по сегодняшний день. В-третьих, в основе художественного стиля, несомненно, присутствие различных направлений. В-четвертых, поверхностное знание русского и самое главное мирового опыта художественной изобразительности, различие не столько в миропонимании, сколько в самом подходе к процессу миросозидания, не желание принять «готовые к использованию» формы выразительности и содержания произвели коренной поворот в осознании значительности своего традиционного самобытного наследия. Отсюда попытка синтезировать национальные традиции с традицией живописной. Несомненно, какое-то время средства выразительности еще не могут обеспечить необходимого диапазона выразительности чувств. Поэтому вполне объяснимы некоторые изменения самого набора средств художественной выразительности, сообразно художественной специфике. Обращение к национальному наследию в 1960-е гг. происходит, скорее всего, на уровне стилистического приема. Во-первых, попытка в приобщении к новым видам изобразительности, происходит путем поиска национальной тематики. Во-вторых, это время характеризуется поиском типажа героя, образа природы. В-третьих, необходимо отметить «наработку» мастерства, в основе которого помимо освоения мировых художественных установок, в качестве примера брались местные народные художественные навыки.

Основной чертой живописи 1950 – 1960-х годов является ее поисковый, творческий характер. В силу исторического развития Каракалпакстан первоначально получил изобразительное искусство как собственно из рук русских художников приезжавших в республику, так и огромное влияние оказала узбекская школа живописи, через которую в большей мере и шел процесс постижения мирового искусства. Главной задачей на этом этапе стала выработка системы профессиональных приемов, которая соответствовала бы принципам и самому духу национальной культуры. В 1950 – 1960-е годы шел активный процесс «накопительства». Не имея в своей истории непосредственных живописных, изобразительных традиций художники Каракалпакстана в основу своего творчества краеугольным камнем положили богатейшие слои традиций русского и «советского» искусства, а также через их призму претворения европейских, мировых установок. Отрезок этого времени значителен в искусстве Каракалпакстана тем, что, преломляя через призму национального мышления традиции мировой культуры, художники начали осознавать значительность своих национальных, самобытных корней, пытаясь синтезировать их с традицией живописной.

На первом этапе сложения новых видов изобразительного искусства в Каракалпакстане, в связи с определением и установкой круга тематики, складывается естественный путь натурно-воспроизводящего художественного метода мышления. Сложению этого типа художественного мышления способствовало не только большое внимание к внешнему выражению сюжета, но и потребности времени, уровень культуры, первые шаги в освоении живописи. Стилистические особенности в новом виде изобразительного искусства, проявились разнообразно. Можно отметить как число «соцреалистические» произведения, со свойственной ему декларативностью сухого языка (К.Бердимуратов), так и реалистические произведения. В одном случае с сопутствующим им эффектом документальной убедительности, и некоторым присутствием этнографических черт (И.В.Савицкий), в другом с обращением к натурности, конкретного знания (А.Ерибетов), в-третьих, к чувственному восприятию действительности (К.Саипов), так или иначе выражающих себя в зависимости от интеллектуального уровня и способности художника. В живописи нашло свое отражение и такое явление как импрессионизм, появляется декоративная яркость как результат не только специфики природы, но скорее трансформации пленэра. В одних случаях она становится плоскостной и цветной, окрашивая большие плоскости чистым цветом, будто подчиняясь яркости многообразия солнечных красок. В других, напротив выражает себя обесцвеченной тональностью. В-третьих, используя темную, насыщенную гамму красок. Живопись Каракалпакстана шла естественным путем от прямолинейности и однозначности выражения, до умозрительности трактовки рационально избранной темы [1, 230-231].

Как уже отмечалось живопись Каракалпакстана, в своем формировании и развитии шла от поиска и определения круга тематики, отвечающей своеобразию специфики республики. Тематика была первым шагом в освоении новых видов изобразительного искусства. Именно через процесс освоения, выработки местной тематики, сюжета, шло приобщение к художественному мышлению, появлению своих специфических живописных средств выразительности.

Живопись 1960-х годов ищет адекватного ей чувственного проявления, поэтому нередко встречается доминирование содержания над формой. В процессе поиска тематики, сюжета, естественным стала перед художниками и проблема выработки типажа, образа героя, с последующим его закреплением. Типаж образа, героя, природы представляет собой в определенном смысле «замкнутый мир», с «проверенным» кругом «канонов», наработанных в результате эмоционального пути развития, требующим «национальной» убедительности образа, не отрицающей дальнейшее развитие и видоизменение. В выработке и использовании типажа, можно отметить две характерные черты: во-первых, использование наработанного типажа в создании завершенной модели, выраженной в большинстве случаев повествовательным художественным языком. Во-вторых, создание национально-психологического образа, применяя богатое разнообразие живописи. Таким образом, художественная тематика, типаж героя на этом этапе развития, является источником весьма важных аргументов, с помощью которых искусство Каракалпакстана 1960-х годов строит собственную стилистику. В дальнейшем процессе развития акцент со значительности избранного сюжета, с мотива, переносится на значительность самой картины, убедительность изображения, его выразительность и красоту.

В каракалпакском изобразительном искусстве доминирующую роль играет живопись. Здесь более разнообразно в произведениях выразились различные искания художников и художественные направления. Несмотря на свою относительную молодость, живопись Каракалпакстана тесно связано с многовековой народной культурой. На сегодняшний день мы можем говорить о том, что в живописи как и в других видах изобразительного искусства, установились свои традиции, возможно даже выработались свои каноны. Каждый этап развития живописи Каракалпакстана выдвигал своих мастеров кисти, в произведениях которых воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как выражение характера свойственной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев. В первый этап развития живописи Каракалпакстана можно отметить творчество таких художников, как К.Бердимуратов, К.Саипов, И.В.Савицкий, Ф.Мадгазин, А.Еримбетов, Ж.Куттымуратов, А.Квон, Г.Жеглов и др., в многочисленных произведениях которых воплотились романтические идеалы эпохи, благодаря которым художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира.

Библиографический список:

1. Уразимова Т.В. Искусство Каракалпакстана 20 века: традиции и инновации. //Вопросы археологии, этнографии и истории южного Приаралья. Материалы Международной научно-теоретической конференции. Н.: «Каракалпакстан», 2011. – С.230-231.




Рецензии:

20.06.2020, 17:18 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Очень приятно, что есть учёные, уделяющие внимание теории живописи вообще, а не только своей, в частности. Все разделы статьи выполнены, статья заслуживает публикации.

23.06.2020 6:06 Ответ на рецензию автора Уразимова Тамара Владимировна:
Виктор Аронович спасибо за рецензию, понимание и добрые слова



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх