Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 02.06.2020. Последняя правка: 02.06.2020.
Просмотров - 94

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Парфеевец Вероника Евгеньевна

УО «Полесский государственный университет»

бакалавриат

Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье проведен анализ государственного долга Республики Беларусь, отмечены его объемы и структура. Рассмотрены способы для оценки управления государственным долгом. Приведены методики оценки долговой устойчивости Республики Беларусь.


Abstract:
This article analyzes the state debt of the Republic of Belarus, its volume and structure are noted. Methods for assessing public debt management are considered. The methods of assessing the debt sustainability of the Republic of Belarus are given.


Ключевые слова:
государственный долг; управление государственным долгом; долговая устойчивость; оценка государственного долга; эффективность управления

Keywords:
public debt; public debt management; debt sustainability; public debt assessment; management effectiveness


УДК 336.3

Введение

Государственный долг является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Управление государственным долгом проявляется в осуществлении контроля за такими показателями как величина государственного долга и стоимость его обслуживания.

Актуальностью данной темы является то, что анализ и оценка государственного долга Республики Беларусь позволяет получить данные о долговых обязательствах государства и принять правильные решения по управлению ими.

Цель статьи – анализ и оценка эффективности управления государственным долгом Республики Беларусь.

Основная часть

В настоящее время широко обсуждается проблема оценки эффективности управления государственным долгом. Большой объем долговых обязательств и нерациональное управление ими может стать причиной экономической нестабильности и потери финансовой самостоятельности государства. Поэтому управление государственным долгом направлено на повышение благосостояния населения страны. Государственный долг возникает как у экономически развитых, так и у развивающихся стран. По этой причине данная проблема широко обсуждается не только на национальном, но и на международном уровне. Так, международные финансовые организации (например, МБРР, МВФ) используют различные долговые индикаторы для оценки классификации стран-заемщиков. Инструменты оценки долговых обязательств также применяют международные рейтинговые агентства для создания кредитных рейтингов. В мировой практике оценивается и влияние государственного долга на социальную и экономическую сферы общества. Для этого рассчитываются объемы государственного долга на душу населения, соотносятся объемы долговых показателей к ВВП или к объему государственных расходов и т.д.

В зависимости от валюты, в которой исчисляются обязательства, государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Такое выделение составных частей в структуре государственного долга также значимо для анализа государственного долга и влияет на эффективность управления им. Основным источником возникновения внутреннего государственного долга нашей страны является эмиссия государственных ценных бумаг [1, С.52]. Преобладание внешних долговых обязательств для государства является более обременительным [2, C.30], при высоких объемах внешнего государственного долга страна-заемщик может находиться в сложных финансовых условиях.

Таблица 1 – Государственный долг Республики Беларусь в 2015-2020 гг.

 

Государственный долг, всего

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

млн. руб.

% к ВВП **

млн. долл. США

% к ВВП **

млн. руб.

% к ВВП **

01.01.2015

19 745,5

21,5

12 580,2

16,0

4 838,0

5,5

01.01.2016

32 855,9

31,4

12 446,3

21,9

9 744,3

9,5

01.01.2017

36 958,0

39,2

13 645,1

28,4

10 234,2

10,8

01.01.2018

42 172,5

39,1

16 726,8

30,6

9 175,6

8,5

01.01.2019

45 375,4

35,1

16 894,0

28,2

8 887,6

6,9

01.01.2020

44 790,6

33,7

17 132,5

27,1

8 750,8

6,6

Примечание - Источник: составлено автором на основе данных источника [3].

Объемы государственного долга Республики Беларусь за последние пять лет ежегодно увеличивались (таблица 1). Внешний государственный долг за исследуемый период превышал внутренний государственный долг.

Управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь и представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания [4]. Управление государственным долгом необходимо для поддержания его на безопасном для страны уровне.

В Беларуси оценку эффективности и целесообразности использования государственных средств осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь на основе специально разработанных методик. При этом выделяют ряд показателей, позволяющих провести анализ управления государственным долгом (рис. 1) и рассчитывающихся с помощью приведенных в таблице 2 формул.

 

Рисунок 1 – Система показателей для оценки государственного долга

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных источника [5]

Таблица 2 – Формулы для расчета показателей для оценки государственного долга, %

Формула расчёта показателя

2015

2016

2017

2018

2019

Критерий

Внешний долг в % к ВВП:

 

 – внешний государственный долг

22,09

22,09

28,34

30,59

27,12

20-25

Внутренний долг в % к ВВП:

 

– внутренний государственный долг

9,31

28,34

30,59

28,23

27,12

>30

Общий долг в % к ВВП:

 

Д – государственный долг

31,40

39,20

39,10

35,10

33,70

<50-70

Коэффициент долговой нагрузки граждан:

 

 – численность населения

346,55

389,10

443,70

478,05

472,71

-

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных источника [5]

 

Отношение внешнего долга к ВВП – характеризует способность погасить долг. В 2019 этот показатель в Республике Беларусь составил 27,12%, что превышает критерий оптимальности, который составляет 22-25%. Однако если сравнивать данные с 2018 годом, то можно наблюдать положительную тенденцию снижения данного показателя (таблица 2).

Внутренний долг в процентах к ВВП также показывает способность погасить госдолг. В 2015 году данный показатель составлял всего 9,31%, к 2017 году он увеличился и составлял 30,59%. После 2017 года снова наблюдается уменьшение показателя. В 2019 году он составил 27,12%. Критерий оптимальности по данному показателю составляет 30% и более.

Отношение долга к объему ВВП – характеризует масштаб накопленной задолженности. Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что в последние годы наблюдается сокращение данного показателя и на 2019 год он составил 33,7%.

Коэффициент долговой нагрузки граждан характеризует бремя, приходящееся на каждого гражданина. В 2015 году составлял 346%, а к 2019 году он вырос на 126,16% и составил 472,71%. Таким образом, на основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что управление государственным долгом в Республике Беларусь недостаточно эффективно.

Осуществляя анализ долговых обязательств государства, важно учитывать и другие социально-экономические показатели. Например, такие как уровень инфляции, коэффициенты рождаемости и смертности, продолжительности жизни. Перечисленные показатели могут применяться и для оценки государственного долга субъекта. Только соотносить данные в этом случае следует с валовым региональным продуктом (ВРП).

При оценке эффективности управления государственным долгом можно рассматривать долговую устойчивость. Она представляет собой способность государства занимать и своевременно возвращать долги, обеспечивать все расходы по обслуживанию долга.

Министерство финансов Республики Беларусь ежемесячно проводит оценку долговой устойчивости страны, применяя используемые в мировой практике показатели. За приведенный период с 2015 по 2020 гг. все показатели не превышали установленных пороговых значений, за исключением показателя, характеризующего отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета (таблица 3). Но колебание данного показателя было незначительным – составило 1 п.п.

Таблица 3 – Показатели, характеризующие степень долговой устойчивости Республики Беларусь в 2015-2020 гг., %

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

Критерий

Коэффициент долговой зависимости экономики:

 

21,5

31,4

39,2

39,1

35,1

<50

Коэффициент внутренней долговой нагрузки:

 

 

29,7

27,7

21,8

19,6

19,5

>50

Коэффициент долговой нагрузки бюджета:

 

-годовая сумма платежей по обслуживанию государственного долга
-доходы гос. бюджета

94,0

95,8

90,8

87,8

86,8

<10

Отношение госдолга к доходам госбюджета

 

123,4

129,6

133,2

120,4

184,3

<250

Коэффициент внешней долговой нагрузки:

 

Э- годовой объём экспорта товаров и услуг

45,4

77,1

73,0

78,1

110,8

<220

Отношение годовой суммы платежей по обслуживанию государственного долга к объёму экспорта

 

76,2

91,1

78,5

78,3

64,1

<25

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных источников [3] и [5]

 

Коэффициент долговой зависимости экономики с 2017 по 2019 год сократился на 4% и составил 35,1% (таблица 3). Коэффициент внутренней долговой нагрузки за период с 2015 по 2019 год сократился на 10,2% и составил 19,5%. Коэффициент долговой нагрузки бюджета за данный период сократился на 7,2% и в 2019 году он составил 86,8%. Коэффициент внешней долговой нагрузки вырос на 55,4% за период с 2015 по 2019 год и составил 110,8%. Отношение госдолга к доходам госбюджета в 2019 году составило 184,3%, а отношение годовой суммы платежей по обслуживанию государственного долга к объёму экспорта в 2019году составило 64,1%.

Исходя из данных таблицы 3 видно, что показатели, приведенные в таблице соответствуют критериям оптимальности, что говорит о том, что долговая устойчивость Республики Беларусь находится на приемлемом уровне.

Помимо предложенных количественных методов оценки эффективности управления государственным долгом, выделяют и качественные. Они используются при соотнесении достигнутых результатов в процессе управления государственным долгом с поставленными задачами. К качественным критериям эффективности относят снижение расходов по управлению государственным долгом, оптимизацию объемов и структуры государственного долга, соблюдение сроков погашения и обслуживания долговых обязательств, а также использование полученных в долг средств.

Таким образом, управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов финансовой политики государства. Существуют множество вариантов для анализа государственного долга и оценки эффективности управления им. Они позволяют получить данные о долговых обязательствах государства и принять правильные решения по управлению ими.

Библиографический список:

1. Самоховец М.П. Внешние заимствования Республики Беларусь: современное состояние и перспективы / М. П. Самоховец, Т. Д. Дяк, Н. Г. Глазкова // Региональная экономика. Юг России : научно-практический журнал. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 27-34.
2. Самоховец М.П. Перспективы развития внутренних государственных займов в Республике Беларусь / М. П. Самоховец, Т. Д. Дяк // Региональная экономика. Юг России : научно-практический журнал. – 2018. – № 3. – С. 51-57.
3. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Состояние государственного долга Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www. http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/condition/– Дата доступа: 07.03.2020.
4. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 110 с.
5. Яшина Н.И., Поющева В.Е. Методические аспекты оценки эффективности управления государственным долгом с учетом определения уровня благосостояния населения различных стран [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-otsenki-effektivnosti-upravleniya-gosudarstvennym-dolgom-s-uchetom-opredeleniya-urovnya-blagosostoyaniya/viewer – Дата доступа: 07.03.2020.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх