УО «Полесский государственный университет»
бакалавриат
Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет
УДК 336.3
Введение
Государственный долг является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Управление государственным долгом проявляется в осуществлении контроля за такими показателями как величина государственного долга и стоимость его обслуживания.
Актуальностью данной темы является то, что анализ и оценка государственного долга Республики Беларусь позволяет получить данные о долговых обязательствах государства и принять правильные решения по управлению ими.
Цель статьи – анализ и оценка эффективности управления государственным долгом Республики Беларусь.
Основная часть
В настоящее время широко обсуждается проблема оценки эффективности управления государственным долгом. Большой объем долговых обязательств и нерациональное управление ими может стать причиной экономической нестабильности и потери финансовой самостоятельности государства. Поэтому управление государственным долгом направлено на повышение благосостояния населения страны. Государственный долг возникает как у экономически развитых, так и у развивающихся стран. По этой причине данная проблема широко обсуждается не только на национальном, но и на международном уровне. Так, международные финансовые организации (например, МБРР, МВФ) используют различные долговые индикаторы для оценки классификации стран-заемщиков. Инструменты оценки долговых обязательств также применяют международные рейтинговые агентства для создания кредитных рейтингов. В мировой практике оценивается и влияние государственного долга на социальную и экономическую сферы общества. Для этого рассчитываются объемы государственного долга на душу населения, соотносятся объемы долговых показателей к ВВП или к объему государственных расходов и т.д.
В зависимости от валюты, в которой исчисляются обязательства, государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Такое выделение составных частей в структуре государственного долга также значимо для анализа государственного долга и влияет на эффективность управления им. Основным источником возникновения внутреннего государственного долга нашей страны является эмиссия государственных ценных бумаг [1, С.52]. Преобладание внешних долговых обязательств для государства является более обременительным [2, C.30], при высоких объемах внешнего государственного долга страна-заемщик может находиться в сложных финансовых условиях.
|
Государственный долг, всего |
Внешний государственный долг |
Внутренний государственный долг |
|||
млн. руб. |
% к ВВП ** |
млн. долл. США |
% к ВВП ** |
млн. руб. |
% к ВВП ** |
|
01.01.2015 |
19 745,5 |
21,5 |
12 580,2 |
16,0 |
4 838,0 |
5,5 |
01.01.2016 |
32 855,9 |
31,4 |
12 446,3 |
21,9 |
9 744,3 |
9,5 |
01.01.2017 |
36 958,0 |
39,2 |
13 645,1 |
28,4 |
10 234,2 |
10,8 |
01.01.2018 |
42 172,5 |
39,1 |
16 726,8 |
30,6 |
9 175,6 |
8,5 |
01.01.2019 |
45 375,4 |
35,1 |
16 894,0 |
28,2 |
8 887,6 |
6,9 |
01.01.2020 |
44 790,6 |
33,7 |
17 132,5 |
27,1 |
8 750,8 |
6,6 |
Примечание - Источник: составлено автором на основе данных источника [3].
Объемы государственного долга Республики Беларусь за последние пять лет ежегодно увеличивались (таблица 1). Внешний государственный долг за исследуемый период превышал внутренний государственный долг.
Управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь и представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания [4]. Управление государственным долгом необходимо для поддержания его на безопасном для страны уровне.
В Беларуси оценку эффективности и целесообразности использования государственных средств осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь на основе специально разработанных методик. При этом выделяют ряд показателей, позволяющих провести анализ управления государственным долгом (рис. 1) и рассчитывающихся с помощью приведенных в таблице 2 формул.
Рисунок 1 – Система показателей для оценки государственного долга
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных источника [5]
Формула расчёта показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Критерий |
Внешний долг в % к ВВП:
– внешний государственный долг |
22,09 |
22,09 |
28,34 |
30,59 |
27,12 |
20-25 |
Внутренний долг в % к ВВП:
– внутренний государственный долг |
9,31 |
28,34 |
30,59 |
28,23 |
27,12 |
>30 |
Общий долг в % к ВВП:
Д – государственный долг |
31,40 |
39,20 |
39,10 |
35,10 |
33,70 |
<50-70 |
Коэффициент долговой нагрузки граждан:
– численность населения |
346,55 |
389,10 |
443,70 |
478,05 |
472,71 |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных источника [5]
Отношение внешнего долга к ВВП – характеризует способность погасить долг. В 2019 этот показатель в Республике Беларусь составил 27,12%, что превышает критерий оптимальности, который составляет 22-25%. Однако если сравнивать данные с 2018 годом, то можно наблюдать положительную тенденцию снижения данного показателя (таблица 2).
Внутренний долг в процентах к ВВП также показывает способность погасить госдолг. В 2015 году данный показатель составлял всего 9,31%, к 2017 году он увеличился и составлял 30,59%. После 2017 года снова наблюдается уменьшение показателя. В 2019 году он составил 27,12%. Критерий оптимальности по данному показателю составляет 30% и более.
Отношение долга к объему ВВП – характеризует масштаб накопленной задолженности. Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что в последние годы наблюдается сокращение данного показателя и на 2019 год он составил 33,7%.
Коэффициент долговой нагрузки граждан характеризует бремя, приходящееся на каждого гражданина. В 2015 году составлял 346%, а к 2019 году он вырос на 126,16% и составил 472,71%. Таким образом, на основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что управление государственным долгом в Республике Беларусь недостаточно эффективно.
Осуществляя анализ долговых обязательств государства, важно учитывать и другие социально-экономические показатели. Например, такие как уровень инфляции, коэффициенты рождаемости и смертности, продолжительности жизни. Перечисленные показатели могут применяться и для оценки государственного долга субъекта. Только соотносить данные в этом случае следует с валовым региональным продуктом (ВРП).
При оценке эффективности управления государственным долгом можно рассматривать долговую устойчивость. Она представляет собой способность государства занимать и своевременно возвращать долги, обеспечивать все расходы по обслуживанию долга.
Министерство финансов Республики Беларусь ежемесячно проводит оценку долговой устойчивости страны, применяя используемые в мировой практике показатели. За приведенный период с 2015 по 2020 гг. все показатели не превышали установленных пороговых значений, за исключением показателя, характеризующего отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета (таблица 3). Но колебание данного показателя было незначительным – составило 1 п.п.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Критерий |
Коэффициент долговой зависимости экономики:
|
21,5 |
31,4 |
39,2 |
39,1 |
35,1 |
<50 |
Коэффициент внутренней долговой нагрузки:
|
29,7 |
27,7 |
21,8 |
19,6 |
19,5 |
>50 |
Коэффициент долговой нагрузки бюджета:
-годовая сумма платежей по обслуживанию государственного долга |
94,0 |
95,8 |
90,8 |
87,8 |
86,8 |
<10 |
Отношение госдолга к доходам госбюджета
|
123,4 |
129,6 |
133,2 |
120,4 |
184,3 |
<250 |
Коэффициент внешней долговой нагрузки:
Э- годовой объём экспорта товаров и услуг |
45,4 |
77,1 |
73,0 |
78,1 |
110,8 |
<220 |
Отношение годовой суммы платежей по обслуживанию государственного долга к объёму экспорта
|
76,2 |
91,1 |
78,5 |
78,3 |
64,1 |
<25 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных источников [3] и [5]
Коэффициент долговой зависимости экономики с 2017 по 2019 год сократился на 4% и составил 35,1% (таблица 3). Коэффициент внутренней долговой нагрузки за период с 2015 по 2019 год сократился на 10,2% и составил 19,5%. Коэффициент долговой нагрузки бюджета за данный период сократился на 7,2% и в 2019 году он составил 86,8%. Коэффициент внешней долговой нагрузки вырос на 55,4% за период с 2015 по 2019 год и составил 110,8%. Отношение госдолга к доходам госбюджета в 2019 году составило 184,3%, а отношение годовой суммы платежей по обслуживанию государственного долга к объёму экспорта в 2019году составило 64,1%.
Исходя из данных таблицы 3 видно, что показатели, приведенные в таблице соответствуют критериям оптимальности, что говорит о том, что долговая устойчивость Республики Беларусь находится на приемлемом уровне.
Помимо предложенных количественных методов оценки эффективности управления государственным долгом, выделяют и качественные. Они используются при соотнесении достигнутых результатов в процессе управления государственным долгом с поставленными задачами. К качественным критериям эффективности относят снижение расходов по управлению государственным долгом, оптимизацию объемов и структуры государственного долга, соблюдение сроков погашения и обслуживания долговых обязательств, а также использование полученных в долг средств.
Таким образом, управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов финансовой политики государства. Существуют множество вариантов для анализа государственного долга и оценки эффективности управления им. Они позволяют получить данные о долговых обязательствах государства и принять правильные решения по управлению ими.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий