Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №82 (июнь) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 03.06.2020.
Просмотров - 1181

Анализ расходов бюджета на образование Республики Беларусь

Мартысевич Анастасия Александровна

Полесский Государственный университет

Студентка

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ расходов консолидированного бюджета на образование Республики Беларусь за период 2016-2018 гг., а также предложены некоторые меры по совершенствованию этих расходов консолидированного бюджета.


Abstract:
The article analyzes the expenditures of the consolidated budget for education of the Republic of Belarus for the period 2016-2018, and also suggests some measures to improve these expenditures of the consolidated budget.


Ключевые слова:
расходы государственного бюджета; консолидированный бюджет; образование

Keywords:
the expenditures of the state budget; consolidated budget; education


УДК 336.57

Введение

Образование представляет собой процесс обучения населения в интересах государства, а также совокупность приобретаемых знаний, опыта деятельности и навыков.

Консолидированный бюджет  – бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [5, стр.33].

Актуальностью данной темы является то, что анализ расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению.

Цель статьи – анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

В процессе изучения и обработки материалов применялись такие методы экономических исследований как группировка информации, графический метод, метод сравнительного анализа.

Основная часть

Расходы государственного бюджета представляют собой средства, направляемые на финансирование определённых задач и функций органов власти [4, с.63].

Расходы на образование являются одним из приоритетных расходов государственного бюджета, также одним из важнейших показателей социального развития, отражающих уровень интереса страны к образованию граждан.

В любой стране получение высококачественного образования обретает всё большее значение, поскольку от степени и уровня образованности населения той или иной страны зависит дальнейшего развитие, как самого человека, так и государства. Средний уровень грамотности взрослого населения является значимым показателем развитости страны, её стабильности и благосостояния, что подтверждается особой ролью образования. Для получения высококачественного образования необходимо государственное финансирование данной сферы.

Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование на уровнях:

- основного (включает в себя дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование);

- дополнительного (включает в себя образование детей и молодёжи, образование взрослых);

- специального образования.

Проведем сравнительный анализ числа учреждений образования за период 2016-2018г.

 Таблица 1 – Число учреждений в Республике Беларусь за 2016-2018гг.

 

2016

2017

2018

Учреждения дошкольного образования

3 879

3 812

3 803

Учреждения общего среднего образования

3 155

3 067

3 035

Учреждения профессионально-технического образования

196

182

180

Учреждения среднего специального образования

230

226

226

Учреждения высшего образования

51

51

51

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Из данных таблицы 1, видно, что все учреждения образования за рассматриваемый период уменьшаются. Число учреждений дошкольного образования на 4%, число учреждений общего среднего образования на 8% , число учреждений профессионально-технического образования на 15%, число учреждений среднего специального образования на 2%, только число учреждений высшего образования остается неизменным.

Далее проведем сравнительный анализ расходов бюджета на финансирование образования за период 2016 - 2018гг.

Таблица 2 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование за 2016 - 2018гг. (млн.руб.)

 

2016

2017

2018

Дошкольное образование

1 139

1 215

1 394

Общее среднее образование

2 135

2 302

2 691

Профессионально-техническое образование

216

218

242

Среднее специальное образование

224

245

282

Высшее и послевузовское образование

530

585

711

Дополнительное образование взрослых

51

55

64

Дополнительное образование детей и молодежи

235

256

301

Прикладные исследования в области образования

3

6

7

Другие вопросы в области образования

164

189

216

Итого

4 697

5 071

5 907

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Расходы консолидированного бюджета всех рассматриваемых показателей образования с каждым годом увеличиваются. Заметим, что расходы на образование главным образом финансируются из местных бюджетов [2, c.200].

В период с 2016г. по 2018г. дошкольное образование увеличилось на 22,4%, общее среднее образование на 26%, профессионально-техническое образование на 12%, среднее специальное образование на 25,9%, высшее и послевузовское образование на 34,2%.

Дополнительное образование взрослых увеличилось на 25,5%, дополнительное образование детей и молодежи увеличилось на 28,1%, прикладные исследования в области образования увеличилось на 57,1% в 2018г по сравнению с 2016г. Другие вопросы в области образования увеличились на 31,1%.

Из данных таблицы видно, что самую наименьшую долю занимают прикладные исследования в области образования. Самую наибольшую долю государственного бюджета Республики Беларусь в сфере финансирования образования занимает общее среднее образование и составляет 45,6%, на дошкольное образование 23,6% и высшее и послевузовское образование 12,04% от всего бюджета за 2018 год. Это объясняется тем, что белорусские общие средние школы функционируют за счет средств государственного бюджета. Не совсем развито частное дошкольное и частное общее среднее образование, предполагающее обучение за счет собственных средств граждан, что способствовало бы сокращению государственных расходов на эти цели.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. С каждым годом расходы на сферу образования увеличиваются.

2. Расходная часть консолидированного бюджета в основном приходится на общее среднее образование – 45,6% от общего бюджета.

3. Так же расходы консолидированного бюджета приходятся в большом объёме на дошкольное образование (1394 млн.руб. -23,6%) и высшее и послевузовское образование (711 млн.руб. -12,04%) от общего бюджета.

4. Следует развивать частное образование, поскольку это сократит государственные расходы на образование.

Для решения проблем, связанных с финансированием системы образования, Республике Беларусь необходимо предоставить наиболее оптимальные условия для функционирования частных заведений дошкольного, общего среднего образования, также уместно сокращение количества бюджетных мест при получении высшего образования граждан.

В заключении можно сказать, что расходы консолидированного бюджета на образование являются частью затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики [1,c.222; 6].

Библиографический список:

1. Будкевич К.А. Финансирование социальной сферы Республики Беларусь: проблемы и пути решения / К. А. Будкевич, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU: научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 54. – С. 219-225.
2. Ляховец М.Л. Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь / М. Л. Ляховец, К. И. Файншмидт, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU: научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 57. – С. 197-201.
3. Образование в Республике Беларусь 2019. Статистический сборник [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/02f/02f0dcce5ea8e20041bca7728366684c.pdf. – Дата доступа: 15.03.2020.
4. Самоховец, М.П. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс / М.П. Самоховец, В.М. Ливенский; УО “Полесский государственный ун-т”. – Пинск: ПолесГУ, 2015. – 117 с.
5. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 110 с.
6. Яхновец, А.О. Государственный бюджет в системе регулирования воспроизводственных процессов / А. О. Яхновец, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 57. – С. 248-258.




Рецензии:

4.06.2020, 11:48 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья оформлена в соответствии с требованиями. Иллюстрирована табличным материалом, раскрывающим суть статьи. Представлены в динамике расходы бюджета. сделаны краткие выводы. статью можно опубликовать

04.06.2020 14:14 Ответ на рецензию автора Мартысевич Анастасия Александровна:
Дазмира Васильевна, благодарю за положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх