Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 19.06.2020. Последняя правка: 18.06.2020.
Просмотров - 302

К вопросу формирования сплоченности классного коллектива младших школьников с нарушением речи

Маркс Наталья Олеговна

магистрант

ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет"

магистрант, кафедра общей и педагогической психологии

Антилогова Лариса Николаевна, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии, ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет


Аннотация:
В статье представлены результаты исследования уровня групповой сплоченности младших школьников с нарушением речи в условиях адаптивной школы.А так же рассматриваются факторы, влияющие на формирование сплоченности.


Abstract:
The article presents the results of a study of the level of group cohesion of primary school children with speech disorders in an adaptive school.We also consider the factors that influence the formation of cohesion.


Ключевые слова:
сплоченность коллектива; младшие школьники с нарушением речи

Keywords:
the cohesion of the team; Junior schoolchildren with speech disorders


УДК 159.9.07

Введение: В прогрессивной социально-психологической науке малые группы, безусловно, занимают особое пространство. В социальной психологии это один из наиболее активно разрабатываемых разделов. На протяжении вот уже многих лет проблемы групповой психологии – это вопросы взаимодействия людей в рамках небольших объединений, появившихся либо вследствие предписаний общественной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений, находятся в центре внимания представителей науки многих стран.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает следующее определение интересующего нас термина: «Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами». В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.

В коллективе в качестве основных характеристик выступают отношения и взаимодействия людей, опосредованные целями, задачами совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив – это группа, где межличностное взаимодействие опосредуются ценностями группы и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

В научных трудах многих известных ученых, таких как А.С. Макаренко, А.С. Залужный, М.Г. Казакина отразились вопросы сферы формирования и развития коллективов, ими рассматривались вопросы воздействия коллектива на процессы, способствующие формированию многие личностных качеств.

В научных работах Т.Н. Мальковской, Т.Е. Конниковой, Л.И. Уманского рассматривались вопросы воздействия личности на становление и развитие коллективов. Понятия «сплоченность», «лидерство» как основа развития коллектива рассматриваются в исследованиях Л.Я. Карпенко, М.Г. Ярошевского, В.В. Шпалинского, которые считают сплоченность результатом ценностно-ориентационного единства. Исследователи А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, Ю.Л. Неймер считают сплоченность «единством поведения индивидов определенной группы», а П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова рассматривают сплоченность в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Актуальность: Значительные изменения, происходящие в последнее время в отечественной образовательной системе, выявили очевидную необходимость создания в школьных коллективах более комфортного и благоприятного микроклимата.

Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет собой важное условие, необходимое для самоутверждения личности учащегося младшей школы. Общая объединяющая цель, общие мотивы являются неотъемлемой составляющей коллектива, имеющего высокий уровень сплоченности.

За последнее десятилетие практически отсутствуют исследования в области механизма формирования сплоченности у детей с нарушением речи. Особенности становления малой группы школьного класса и без того процесс достаточно сложный, но еще большего внимания он требует в адаптивной школе.

Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. В связи с нарушениями речи у детей создаются препятствия в коммуникативной деятельности.

Объект исследования – сплоченность классного коллектива младших школьников с нарушением речи.

Предмет – формирование сплоченности классного коллектива младших школьников с нарушением речи.

Целью исследования является выявление условий, способствующих формированию сплоченности классного коллектива младших школьников с нарушением речи.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что формирование сплоченности классного коллектива младших школьников с нарушением речи будет более успешным при наличии следующих условий:

- при создании кооперативной взаимозависимости членов группы в процессе совместной деятельности;

- при относительно небольшом составе группы;

- при отсутствии конфликтующих микрогрупп;

- при формировании традиций группы.

Показательно, что младшие школьники с нарушениями речи вначале чаще избегают непосредственных контактов с одноклассниками (если, конечно, они не были знакомы друг с другом до поступления в школу). Обычно связи между школьниками первых и вторых классов устанавливает педагог, который планирует коллективную работу детей. Распределяет обязанности, поручения. Постепенно дети начинают помогать друг другу, чаще взаимодействовать и общаться. По исследованиям И.М. Шиловой большинство младших школьников с речевыми нарушениями безоговорочно признают авторитет учителя, подчиняются его требованиям, принимают его оценки, подражают ему в поведении. Порой авторитет учителя в глазах ребенка.

Сплоченность является выражением степени единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовного единства. Мы рассмотрим основные условия развития групповой сплочённости коллектива младших школьников с нарушением речи.

Основой для создания сплоченного коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение совместных целей. В то же время у младших школьников с речевыми нарушениями в ситуациях социального взаимодействия возникают сложные взаимоотношения, которые иногда проявляются неадекватными формами поведения, у детей явно возникают коммуникативные барьеры, связанные с нарушением компонентов речевой деятельности.

Л. И. Новикова выделяет в качестве непосредственных побудителей практической совместной деятельности и взаимоотношений «частные цели – близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску. Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, и др.) следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной "разведки" интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый».

Относительно небольшой размер группы важен при работе в классах адаптивных школ, в том числе и с обучающимися с нарушением речи. Для малых групп характерна большая степень сплоченности, в отличие от больших. У больших групп часто проявляются проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы. Что может усугубляться еще и возникновением коммуникативных барьеров, связанных с особенностями патологии.

Малые группы, напротив, отличаются высокой степенью взаимодействия – в таких группах возрастает вероятность для каждого из членов активно принимать участие в деятельности группы. По мере того как численность членов в группе возрастает, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом становятся меньше. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может отрицательно сказаться на сплоченности больших коллективов.

Личные взаимоотношения у младших школьников являются основой тесных группировок. В некоторых случаях эти малые группы и со сложившимися в них отношениями становятся более значимыми для ребенка, чем официальные организации (звенья, звездочки и т. п.). В малых группах нередко появляются свои вожаки (лидеры), которые зачастую устанавливают свои нормы поведения, транслируют свои интересы на членов группы, и если они противоречат требованиям, предъявляемым школой, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса — с другой, может возникать недопонимание, разобщенность.

Еще одним немаловажным условием сплоченности является наличие традиций в группе. А. С. Макаренко полагал, что в организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Воспитание и сохранение традиций является крайне важной задачей в педагогической работе по созданию настоящего коллектива.

В. А. Сухомлинский также отводил традициям значительную роль в воспитании школьников. Для воспитания коллектива нужны как торжественно – праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Наличие традиций помогает развивать коллектив, усиливают и обогащают содержательный компанент его жизни, расширяют границы деятельности его членов, что оказывает на них большое воспитательное влияние, усиливает их сплоченность.

Таким образом, развитие групповой сплочённости у младших школьников зависит от определенных условий, таких как взаимосвязь членов группы в процессе совместной деятельности, малые группы и их взаимодействие в классном коллективе, относительно небольшой состав группы и формирование традиций группы. Все эти факторы влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками и на их значимость.

Методики: Для выявления уровня сплоченности классного коллектива младших школьников мы использовали следующие методики: шкала оценки групповой сплоченности класса (К.Э. Сишора – Ю.Л. Ханина), опросник «Мой класс» (Ю. З. Гильбух), социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).

Наше исследование проходило на базе Казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа-интернат №19». Учреждение создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Выборку составили учащиеся второго класса в количестве 13 человек, из них 8 мальчиков, 5 девочек.

Результаты:

Мы условно разделили учащихся на 2 группы исходя из активного участия в различных классных мероприятиях, праздниках и конкурсах, для измерения фактора взаимосвязи членов группы в процессе совместной деятельности.

Таблица 1. Результаты опроса участия в мероприятиях

Шифр

1 группа

всегда/часто

2 группа

редко/никогда

Д1

 

+

Д2

+

 

Д3

+

 

Д4

 

+

Д5

+

 

М1

 

+

М2

+

 

М3

 

+

М4

 

+

М5

+

 

М6

+

 

М7

+

 

М8

 

+

 

По шкале оценки групповой сплоченности класса (К.Э. Сишора-Ю.Л. Ханина) выявлен результат – 15,2 балла (табл. 2), что говорит о среднем показателе уровня групповой сплоченности. Анализ данных, полученных по методике, свидетельствует о том, что климат в группе испытуемых неустойчиво благоприятен. В целом, можно сказать, что в данной группе преимущественно доброжелательные взаимоотношения, хотя иногда все же могут происходить конфликты и возникать антипатии.

Таблица 2. Шкала оценки групповой сплоченности (К.Э. Сишора-Ю.Л. Ханина)

Шифр

Результат

 
 

Д1

12

 

Д2

16

 

Д3

12

 

Д4

13

 

Д5

19

 

М1

13

 

М2

19

 

М3

10

 

М4

15

 

М5

22

 

М6

17

 

М7

18

 

М8

12

 

Среднее значение

15,2

 

 

Скорее всего, отношения в группе неоднозначны. Мы можем наблюдать, что членам группы нравится совместное времяпровождение, участие в общих мероприятиях, совместной деятельности. Однако в коллективе существуют группировки, которые время от времени конфликтуют между собой.

Сравнение результатов шкалы Сишора-Ханина в двух выделенных нами группах с разным уровнем включенности в совместную деятельность методом U-критерия Манна-Уитни показало значимость различий:

1 группа

Ранг 1

2 группа

Ранг 2

1

16

8

12

3

2

12

3

13

5.5

3

21

12

13

5.5

4

19

11

10

1

5

22

13

15

7

6

17

9

12

3

7

18

10

 

 

Суммы:

 

66

 

25

 

Результат: UЭмп= 4

 Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

4

8

Полученное эмпирическое значение Uэмп(4) находится в зоне значимости. Соответственно мы можем сделать вывод, что фактор взаимосвязи членов группы в процессе совместной деятельности влияет на сплоченность.

По результатам опросника «Мой класс» (Ю.З. Гильбух) мы получили следующие результаты (табл. 3): удовлетворенность школьной жизнью (У) составляет 7,3 балла из возможных 10; степень конфликтности в классе – 4,9 балла из 9 (К); степень сплоченности – 6,7 баллов из 12 (С).

Таблица 3. Опросник «Мой класс» (Ю.З. Гильбух)

Шифр

Результат

У

К

С

Д1

7

6

6

Д2

9

4

9

Д3

6

6

5

Д4

7

5

6

Д5

10

4

10

М1

5

6

5

М2

9

3

10

М3

5

8

4

М4

6

4

6

М5

10

4

11

М6

7

5

6

М7

8

4

7

М8

6

5

4

Среднее значение

7,3

4,9

6,7

 

Таким образом психологическая обстановка и климат в классе детей с нарушениями речи относительно удовлетворительный, что позволяет сделать вывод о том, что учащиеся не всегда готовы к конструктивным решениям конфликтных ситуаций. Таковой опыт в начальной школе находится на самой начальной ступени его становления.

 

В данном случае так же применяем метод U-критерия Манна-Уитни к трем шкалам опросника «Мой класс».

«Уровень удовлетворенности школьной жизнью»

1 группа

Ранг 1

2 группа

Ранг 2

1

8

10.5

7

7.5

2

6

4

7

7.5

3

9

12

4

1

4

7

7.5

5

2

5

10

13

6

4

6

7

7.5

6

4

7

8

10.5

 

 

Суммы:

 

65

 

26

 

Результат: UЭмп = 5

 Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

4

8



Полученное эмпирическое значение Uэмп(5) находится в зоне неопределенности. Данный результат говорит о том, что этот показатель требует дополнительного более детального исследования.

«Уровень конфликтности»

1 группа

Ранг 1

2 группа

Ранг 2

1

4

4.5

7

11.5

2

5

7.5

5

7.5

3

3

2

6

10

4

3

2

8

13

5

3

2

7

11.5

6

5

7.5

5

7.5

7

4

4.5

 

 

Суммы:

 

30

 

61

 

Результат: UЭмп = 2

 

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

4

8

Полученное эмпирическое значение Uэмп(2) находится в зоне значимости. Можем сделать вывод, что фактор взаимосвязи членов группы в процессе совместной деятельности влияет и на этот показатель.

«Уровень сплоченности»

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

9

10.5

6

5.5

2

8

9

7

7.5

3

10

12

5

3.5

4

9

10.5

4

1.5

5

11

13

5

3.5

6

6

5.5

4

1.5

7

7

7.5

 

 

Суммы:

 

68

 

23

 

Результат: UЭмп = 2

 

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

4

8


Полученное эмпирическое значение Uэмп(2) находится в зоне значимости. На сплоченность группы влияет совместная деятельность.


По методике «Два домика» выявлены следующие результаты:

ССПВ (средняя сумма положительных выборов) = общая сумма положительных выборов / количество детей в группе  ССВП = 39/13 = 3.

Исходя из этого, мы можем выявить социометрический статус каждого ребенка. Среди испытуемых не было выявлено детей со статусом «Отвергаемый» и «Изолированный». В классе выявлены два ребенка со статусом «Звезды» - девочка и мальчик. Шесть детей получили статус «Пренебрегаемый», остальные пять имеют статус «Предпочитаемый».

На рисунках 1 и 2 можно увидеть «Схемы-мишени» положительных и отрицательных выборов, которые отражают наличие микрогрупп в коллективе.

Опираясь на данные социометрии, можно определить, что уровень благополучия взаимоотношений в группе средний, беря в учет результаты двух других методик, мы можем говорить о фактической разобщенности группы на отдельные пары и микрогруппы, отсутствии выработанного общественного мнения.

Применяя метод U-критерия Манна-Уитни  в этом случае возьмем для сравнения данные о количествах положительных выборов, полученных каждым ребенком.

«Количество положительных выборов»

1 группа

Ранг 1

2 группа

Ранг 2

1

3

8.5

1

1.5

2

2

4.5

2

4.5

3

8

13

2

4.5

4

4

11

1

1.5

5

7

12

3

8.5

6

3

8.5

3

8.5

7

2

4.5

 

 

Суммы:

 

62

 

29

 

 Результат: UЭмп = 8

 Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

4

8

Полученное эмпирическое значение Uэмп(8) находится в зоне неопределенности. Возможно, это объясняется тем, что дети чаще всего участвуют в мероприятиях в составе своих микрогрупп.

Выводы:
В результате проведенного исследования мы выявили, что в целом психологическая обстановка и климат в классе относительно удовлетворительны, учащиеся не всегда готовы к конструктивным решениям конфликтных ситуаций, в группе присутствуют как симпатии, так и выраженные антипатии. При возникновения сложной ситуации группа начинает объединяться, но возможно, что некоторые члены проявляют враждебность друг к другу, безразличие, пассивность,. Это можно в некоторой степени объяснить особенностями взаимодействия, трудностями коммуникации младших школьников с нарушением речи. Мы считаем целесообразным разработать комплекс игр-тренингов, направленный на развитее сплоченности.
Мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, так как было выявлено влияние одного фактора – взаимосвязь членов группы в процессе совместной деятельности. Остальные факторы требуют дальнейшего исследования на нескольких классах, что в силу ряда обстоятельств, не представляется возможным в данный момент.
Безусловно, необходимо как можно больше внимания уделять формированию сплоченности коллектива, так как она является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют основную роль в формировании личности школьника и его полноценной социализации в обществе.

Библиографический список:

1. Андреева Г.М., Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 363 с.
2. Беринская И.В. Формирование классного коллектива как фактора успешной социализации младших школьников / И.В. Беринская, О.Л. Кузина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. - №2 (27). – С. 36-40.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова – М.: Просвещение, 2009. 368 с.
4. Васильева К. И. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста / К. И. Васильева // Вопросы психологии. — 2006. – №5. – С. 23-25.
5. Гладкова Л.Н Социальные сервисы как средство формирования коллектива младших школьников в процессе онлайн-социализации / Л.Н. Гладкова // Мир науки, культуры, образования – 2018. – №3. – С. 118-121.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: ООО Издательство АСТ, 2003.- 800 с.
7. Горшков Е. А. Первый социально-психологический эксперимент Нормана Триплетта / Е.А. Горшков // Мир науки, культуры, образования – 2010. - №4 (23). – С. 173-175.
8. Денисова Т. Н. Практикум по социальной психологии: раздел «Специализированные социально – психологические методы» / Т. Н. Денисова, М. Н. Крутцова О. К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. – Вологда, 2011. – 36 с.
9. Довыдов К. Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К. Д. Довыдов. – М.: Кадры, 2005.
10. Донцов А. И. О понятии группы в социальной психологии / А. И. Донцов // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 147 – 152.
11. Ефремов Д. А. Опыт изучения коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном знании / Д.А. Ефремов // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА – 2011. - №3 (10). – С. 214-224.
12. Журавлев А.Л. Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 207 с.
13. Забродина Н.Г.Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива / Н.Г. Забродина // Инновационные проекты и программы в образовании – 2011. - №1. – С. 69-73.
14. Зайцев И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И.С. зайцев // Дефектология. – 2003. – № 6. – С. 81-92.
15. Калягин В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, О.С. Овчинникова. 3-е изд. М.: Академия, 2008. — 320 с.
16. Калягин В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями / В.А. Калягин, О.С. Овчинникова – СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
17. Козлова М.К. Социально-педагогические условия сплочения коллектива младших школьников посредством внеклассной работы / М.К. Козлова, С.О. Грунина // Социально-гуманитарные науки и практики в 21 веке: Человек и общество в меняющемся мире: матер. XV Междунар. весенней науч. конф. (Йошкар-Ола, 16-17 мая 2019 г.) – Йошкар-Ола, 2019 – С. 203-205.
18. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский – Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
19. Колоненко Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях / Ю.В. Колоненко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 657-659.
20. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: ИЦ РИОР, 2010. – 112 c.
21. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов / Ю.Д. Красовский. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 511 с.
22. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2013. – 471 c.
23. Лепнева О.А. Классный коллектив технология формирования / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко – М.: ООО «ЦГЛ», 2005. – 128 с.
24. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс – СПб.: Питер, 2007 – 794с.
25. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.
26. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
27. Мондрус А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: специальность 19.00.05 – Социальная психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Мондрус Анна Леонидовна; Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост.пед. ин-та 2008. – 153 c.
28. Поминова А.М. Диагностика межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.М. Поминова, Л.В. Мамедова // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: матер. XV Междунар. научно-практ. конф. (Махачкала, 29 октября 2017 г.) – Махачкала, 2017 – С. 104-106.
29. Робер М.А. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе / М.А. Роббер, Ф. Тильман // Хрестоматия по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2012.- С.142-156.
30. Самохвалова А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект /А.Г. Самохвалова //Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 5–6. – С. 221–227.
31. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник – 2011. – Т. 2. - №2. – С. 252-256.
32. Сластенин В. А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008.
33. Стратегия развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 // Российская газета: [сайт] https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
34. Сундеева Л.А. Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе / Л.А. Сундеева, З.Ф. Рахимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология – 2018 – Т. 7. - №2(23). – С. 275-277.
35. Ушницкая А.Е. От культуры организаторской деятельности к организационной культуре / А.Е. Ушницкая // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология – 2013 – Т. 2. - №1. – С. 84-91.
36. Хохлова В. М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи / В.М. Хохлова // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1041-1043.
37. Чиркина Г.В. К вопросу об интеграции учащихся с нерезковыраженнным недоразвитием речи / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова, Ю.Е. Вятлева // Дефектология. — 2005. — № 1. — с. 91—92.
38. Шилова И.М. Развитие межличностного взаимодействия младших школьников с нарушением речи в условиях адаптивной школы / И,М. Шилова // Государственная молодежная политика в сфере физической культуры и спорта: К 100-летию ГЦОЛИФК: матер. Всерос. научно-практ. конф. (Москва 4 апреля 2018 г.) – Москва, 2018. – С. 55-59




Рецензии:

19.06.2020, 10:13 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема значимая и актуальная. Материал подан в научном ключе. Однако: количество ключевых слов не соответствует требованиям; библиографический список не представлен в тексте статьи.

19.06.2020, 10:30 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Сформулируйте, в чём научная новизна статьи в сравнении с известным из литературы Вашего списка.

25.06.2020, 14:52 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной. Материал логично выстроен,отражает теоретическую и практическую значимость исследования. Автором использован метод U-критерия Манна-Уитни, что придает значимость и научность представленного исследования. Несмотря на высокую оценку представленной статьи, автору хотелось бы порекомендовать: - Предмет исследования требует уточнения (условия формирования.....) - Отсутствуют сноски на библиографический список - В гипотезе следует уточнить - что значит относительно небольшой состав группы? После доработка рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх