Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 22.06.2020. Последняя правка: 27.06.2020.
Просмотров - 169

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Орынтаева Гульжаухар Жунускановна

Карагандинский Государственный технический университет

старший преподаватель

Филиппова Т.С., кандидат технических наук, профессор. Ахмедиев С.К., кандидат технических наук, профессор. Доненбаев Б.С., доктор PhD, старший преподаватель Карагандинский Государственный технический университет, кафедра «Механика»


Аннотация:
Содержание статьи посвящено исследованию инновационных методов проведения лекционных и семинарских занятий в технических вузах. Для внедрения этих методов от преподавателя требуется новая организация рабочего времени для того, чтобы принять и освоить современные методы преподавания. Рассматривается проблема проектирования и применения в образовательном процессе вуза активных, личностно-развивающих форм и методов обучения студентов, приводятся примеры инновационных лекционных и семинарских занятий. Рассмотрены инновационные методы используемые преподавателями при проведении семинарских занятий по циклу дисциплин «Механика», особенности проектирования и проведения. Перечисленные способы проектирования и проведения семинарских занятий не исчерпывают всего арсенала активных, развивающих форм обучения студентов. Творчески работающие преподаватели ведут активный поиск новых инновационных образовательных технологий.


Abstract:
The content of the article is devoted to the study of innovative methods for conducting lecture and seminars in technical universities. To implement these methods, the teacher needs a new organization of working time in order to adopt and master modern teaching methods. The problem of designing and applying active, personality-developing forms and methods of teaching students in the educational process of a university is considered, examples of innovative lecture and seminar classes are given. Innovative methods used by teachers during seminars on the cycle of disciplines "Mechanics", design and implementation features are considered. The above methods of designing and conducting seminars do not exhaust the entire arsenal of active, developing forms of student learning. Creative teachers are actively seeking new innovative educational technologies.


Ключевые слова:
педагогическая инновация; образовательная технология; лекция; семинар; инновационные методы; проблемная лекция; лекция беседа; лекция дискуссия; лекция провокация; лекция пресс-конференция; метод «мозгового штурма»; метод «круглого стола»

Keywords:
pedagogical innovation; educational technology; lecture; seminar; innovative methods; problem lecture; conversation lecture; discussion lecture; provocation lecture; press conference lecture; brainstorming method; round table method


УДК 378.147.001.76

Введение: Передовые   процессы  назревшие  в образовании,  сегодня являются одним из важнейших направлений, и как следствие этого, от преподавателя требуется самодисциплина и правильная организация своего времени  для подготовки и овладения  методиками. Что актуально высказыванию выдающегося  казахского педагога - просветителя и писателя Ибрая Алтынсарина: «Быть учителем- не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен».

              Актуальность: Исследуя  огромное количество работ по различным технологиям преподавания, где мы наблюдаем как традиционные способы, так и ультрасовременные, понимаешь, что преподавание не ограничивается только классическими традициями [1;2;3]. Кратко хотелось бы, остановиться на тех,  способах ведения занятий, которые можно применить для преподаваемых  на кафедре «Механика» дисциплинам,  объединяющих весь спектр дисциплин данного цикла с его трудностями и особенностями. Сразу надо отметить трудности, с которыми сталкиваются студенты при изучении.  Прежде всего, это содержание основных задач, предлагаемые обстоятельства, поиск решения научных изысканий.

               Цель исследования: найти такие способы подготовки специалистов, которые, прежде всего, направлены на качественное овладение знаниями.  Как мы видим, современный мир стремительно меняется, знания, полученные сегодня, завтра уже не актуальны. Тем не менее необходимо студентам дать ту базу знаний, так сказать, фундамент основываясь на котором он будет всегда востребован в своей профессиональной деятельности.

                 Задачи: При освоении задач изучаемого цикла, можно выделить три момента, прежде всего создание парадигмы для самостоятельной работы, внедрение ее в процесс обучения и подведения к полученным результатам. Неотъемлемой частью самостоятельной работы является использование современных инновационных технологий. Поэтому необходимо искать все новые и новые формы для овладения знаниями. 

               Научная новизна: В нескольких группах в течении семестра были проведены занятия по теории механизмов и машин с применением традиционных и инновационных методов. Для более наглядного представления приведем пример. На занятии по теории механизмов и машин изучается тема: «Синтез рычажных механизмов». Преподаватель на занятии применяет метод кейсов (case study). Задачи синтеза рычажных механизмов в общем случае являются сложными задачами оптимального проектирования, включающими этапы структурного, кинематического и динамического расчёта. Поэтому для упрощения решения рассматриваются частные задачи, в которых учитываются лишь некоторые(основные) условия проектирования. В зависимости от исходных данных, студентам предлагаются задачи в виде кейса. Группа делится на подгруппы и каждой подгруппе дается задание. Во время обсуждения, студенты ищут пути решения, пользуясь теми знаниями и математическими аппаратами полученным ранее, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения, какая бы она не была. В процессе обсуждения обучающиеся учатся креативно мыслить, принимать не стандартные решения. Это им пригодится в будущей профессиональной деятельности, сталкиваясь на производстве c проблемами, могут смело принимать решения и рационализировать производственные процессы. В результате обсуждения преподаватель подводит студентов к общему порядку проектирования рычажного механизма, который сводится к следующему:

1. Производится синтез кинематической схемы (определяются длины звеньев по заданным условиям).

2. Принимается упрощённый закон движения входного звена, определяются скорости и ускорения звеньев, производится приближённый силовой расчёт (определяются реакции в кинематических парах).

3. По найденным усилиям подбираются сечения звеньев и определяются их массы.

4. Производится приведение сил и масс, подбор маховика и определение истинного закона движения звена приведения.

5. При найденном законе движения звена приведения находятся уточнённые значения скоростей и ускорений, определяются более точные величины реакций и производится проверка прочности и жёсткости звеньев. Размеры сечений и массы звеньев последовательно уточняются.

               После выступления всех групп, преподаватель подвел итоги с указанием на распространенные ошибки, сделал выводы.

                Для качественного усвоения знаний, на лекции в этой же группе, на другом занятии применен комбинированный метод, т.е. преподаватели на своей лекции применили сразу два метода: лекция конференция и лекция дискуссия. Причем, на лекции участвуют два преподавателя. Один из них опытный мастер и молодой специалист. Во время лекции, в учебный процесс вовлечены все, и преподаватели, и студенты. Занятие перестает быть монотонным, не интересным процессом, а на протяжении всей лекции держит внимание аудитории. Причем сама аудитория становится активным участником. Не случайно, занятие ведут два преподавателя, один педагог с богатым профессиональным опытом и молодой специалист. В результате совместного сотрудничества происходит передача опыта от старшего поколения более молодому, что само по себе ценно и дорого.

               Такая же комбинация методов применялась при проведении практических и лабораторных занятиях (метод визуализация - метод кейсов; метод круглого стола-имитационный метод) и т.д.

               В силу своей профессиональной деятельности, посетив большое количество занятий, обсудив результаты с коллегами можно сделать некоторые выводы: все эти методики дают возможность, прежде всего, студентам творчески подойти к освоению дисциплины. Сам же преподаватель, при подготовке к занятию, выступает в роли исследователя, первопроходца, который из всего огромного пласта знаний выбирает, только самое главное, самое актуальное. При тесном контакте с обучающимся, он их направляет, дает им возможность самим принять оптимальное решение. При этом, приняв решение, они понимают, что за него они несут ответственность. Во всем этом процессе сам педагог выступает как модератор.   Здесь сразу видно, насколько правильно слушатели используют полученные знания, и на сколько, эффективно манипулируют полученной информацией. Все же есть, некоторые опасения, связанные с тем, что обучаемые могут неправильно сделать для себя выводы при обсуждении проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Только опираясь на свою педагогическую интуицию можно избежать данного казуса.  Здесь очень важную роль должен сыграть мастер.

          Имея легкий доступ для получения информации через сайты в Internet, само собой разумеется, отпадает надобность в лекции в том понимании, к которому мы привыкли.  Любое новшество должно пройти все этапы от полного отрицания, до принятия как очевидность. Поэтому неудивительно, что  есть сторонники и противники  классической лекции. Свою критическую точку зрения, они объясняют тем, что лекция в том виде, котором мы ее преподносим, не дает свободы мышления и творческого подхода к теме и к предмету в целом. Информация передается слушателю, только лишь как источник переработанного материала самим лектором, через его мировоззрение. Поэтому классическая лекция может сыграть важную роль, только лишь в том случае, когда отсутствует нужный материал, литература, учебники и т.д.

           Однако, внимательно изучив опыт коллег мы видим, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нет той системности и равномерности работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему имеет место быть нужной, по сути, формой организации учебного процесса в вузе.   Недостатком традиционных лекций в университете является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. Поэтому сейчас появляются нетрадиционные лекции, способствующие повышению активности студентов на занятиях.

             Все эти недостатки, в значительной мере имеют все шансы быть преодолены при применении, например, как мы говорим, нестандартных форм проведения лекций: проблемная лекция, лекция разговор, лекция консультация, лекция провокация, лекция конференция, лекция визуализация.

             Трудности, с которыми сталкиваются обучаемые при изучении дисциплин цикла «Механика» включают: прежде всего, содержание главной задачи, комплексные; включающие нетиповые обстоятельства; научно-поисковые. Важнейший смысл содержит взаимодействие субъективной работы учения и нормативных способов исследования важных задач «Механики» в учебном процессе. Методическая система самостоятельной работы в обучении дисциплин цикла «Механика» (теоретическая механика, сопротивление материалов, строительная механика, ТММ, инженерная механика) содержит три стадии проектирования: создание совершенной модели самостоятельной работы обучающихся, внедрение совершенной модели в учебный процесс, корректировка и подведение результатов самостоятельной работы. Для реализации данных знаний ведутся практические занятия, которые нацелены укреплять, усиливать и расширять познания учащихся по изучаемой дисциплине и развивать их как субъектов учебно-профессиональной работы.

                Практические занятия ведутся по более трудным задачам (темам, разделам) учебной дисциплины с целью формирования у обучаемых общекультурных и профессиональных компетенций.

Результаты:

1.При применении традиционных занятий происходит односторонняя связь обучаемого и педагога, при чем наблюдается высокая активность преподавателя и низкая активность студента. Обучающийся вынужден принять точку зрения преподавателя, согласиться с его мнением, что «убивает» на корню инициативу, умение правильно и красиво отстаивать свою точку зрения. Только в обсуждении, дискуссии, в совместном коллективном поиске, закрепляются знания и становятся тем фундаментом и базой так необходимой в дальнейшей производственной деятельности будущих специалистов.

2.При применении различных методик (традиционных, инновационных, комбинированных), мы видим интерес, который проявляют студенты к новому материалу.

3. Комбинирование различных методик обучения в учебном процессе позволяет более полно раскрыть тему занятия, передать опыт молодым специалистам, которые находятся в начале пути своей профессиональной деятельности.

4.О результатах эксперимента, мы можем судить по успеваемости студентов на экзаменах, она значительно выше, по сравнению с предыдущими итогами.   

 Заключение:

1.При отсутствии материалов по каким-либо темам, традиционные лекции просто необходимы, как источник получения информации.

2. На своих лекциях преподаватели показали, как можно донести новый материал используя все формы наглядности.

3. Применение одновременно нескольких методов, т.е. их комбинирование позволяет в полном объеме передать и закрепить знания и опыт. Однако есть некоторые опасения, что применение нескольких методик, может сделать занятие сумбурным и не понятно какую цель преследовал преподаватель.

4.Педагог прежде всего новатор, который находится в творческом поиске, он не только передает знания, но и учит будущего специалиста мыслить, принимать быстро решения, делится опытом с молодыми коллегами, являясь их наставником в освоении профессии.

5.В современном мире, когда все динамично меняется, поступает много новой информации, необходим совместный поиск опытных педагогов, молодых специалистов и студентов.     

Библиографический список:

1. Акбарова З. Ш. Формирование исследовательских компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Мат-лы V Международной научно-практической конференции 17 декабря 2010 года. Уфа: изд-во БГПУ, 2011. 20-24 с.
2. Ахмедиев С.К., Орынтаева Г.Ж. «Актуальные вопросы самостоятельной работы студентов и проведение практических занятий по механике в технических вузах» //«Автоматика. Информатика научно – технический журнал № 1». Караганда, КарГТУ, 2014. стр.58-61.
3. Купавцев А.В. Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования // вестник МГТУ им. Н.Э. Бумана ССР « Естественные науки» №4. М.: 2006 .стр. 106 – 119.




Рецензии:

23.06.2020, 22:09 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Статья больше похожа на обзорный реферат, может ли реферат иметь научную новизну - большой вопрос. Если было бы большее из изложенного своё, то тогда новизна была бы, а так есть только название, выделенное жирным шрифтом.

27.06.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Орынтаева Гульжаухар Жунускановна:
Спасибо за рецензии, ваши пожелания мы примем к сведению. Будем дальше работать над этой темой, есть над чем подумать. Это очень интересная проблема, у которой нет однозначного решения. С учетом Ваших замечаний и пожеланий мы отредактировали статью. Единственно, хотелось бы пояснить, так как дисциплины цикла «Механика», относятся к циклу общеобразовательных дисциплин, то изучают все студенты, всех специальностей нашего ВУЗа. Как уже отмечалось в статье, классическая лекция, в том понимании, к которому мы привыкли, она также нужна и актуальна, как и не традиционная. Это тот случай, когда мало материала по необходимой тематике, и не всегда его можно найти в требуемом объеме в ресурсах интернета. Тем не менее, инновационные методы они помогают более качественному овладению знаниями. Если при проведении лекций с использованием передовых методик более или менее понятно, то при проведении практических и лабораторных занятий, здесь возникают определенные трудности связанные именно со спецификой технических дисциплин. Мы пытаемся найти такие методики обучения, или же комбинация этих методов, которые бы способствовали совершенствованию навыков восприятия общих теоретических задач, с конкретным применением в практической деятельности будущих специалистов. Хотелось бы при этом, развить творческий подход у студентов к решению задач, а дальше и в будущей их профессиональной деятельности. Сформировать нестандартный тип мышления при решении нестандартных и неоднозначных задач. Результаты, показывают, что студенты овладев теоретической базой, приходят на выпускающие кафедры подготовленные, умеющие креативно мыслить, находить решение в любой ситуации. Это видно из анализа успеваемости студентов, по результатам сессии.

24.06.2020, 10:35 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Согласен с коллегой. Это реферат, причем плохой. Есть же целые книги - технологии обучения в высшей школе. Я бы рекомендовал этот текст доработать. Ну что-нибудь новенькое предложите.
27.06.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Орынтаева Гульжаухар Жунускановна:
Спасибо за рецензии, ваши пожелания мы примем к сведению. Будем дальше работать над этой темой, есть над чем подумать. Это очень интересная проблема, у которой нет однозначного решения. С учетом Ваших замечаний и пожеланий мы отредактировали статью. Мы пытаемся найти такие методики обучения, или же комбинация этих методов, которые бы способствовали совершенствованию навыков восприятия общих теоретических задач, с конкретным применением в практической деятельности будущих специалистов. Хотелось бы при этом, развить творческий подход у студентов к решению задач, а дальше и в будущей их профессиональной деятельности. Сформировать нестандартный тип мышления при решении нестандартных и неоднозначных задач. Результаты, показывают, что студенты овладев теоретической базой, приходят на выпускающие кафедры подготовленные, умеющие креативно мыслить, находить решение в любой ситуации. Это видно из анализа успеваемости студентов, по результатам сессии.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх