Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!



Научные публикации в научно-издательском центре Аэтерна


Статья опубликована в №84 (август) 2020
Разделы: Искусствоведение
Размещена 14.08.2020. Последняя правка: 28.08.2020.
Просмотров - 574

МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕЖИССЁРА

Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич

Бакалавр

Казённое профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский колледж культуры", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Удмуртский государственный университет"

преподаватель, магистрант

Бортникова Наталья Вячеславовна, кандидат культурологии, доцент кафедры компьютерных технологий и художественного проектирования, Институт искусств и дизайна ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»


Аннотация:
Данная статья рассказывает об одном из главных инструментов режиссёра для достижения идейно-тематического анализа спектакля, театрализованного представления или театрализованного концерта. Она раскрывает различные виды мизансценирования и описывает использование этих видов, а также показывает возможность в раскрытии задумок режиссёра на сценической площадке. Помогает выявить методы использования мизансцены как выразительного средства режиссуры.


Abstract:
This article depicts one of the main tools a director uses to analyze a theatrical performance or stage performance to get to its main point and subject. The article also describes different types of mise en scenes and how to utilize them, it shows the possibilities for a director to implement his ideas on stage. It helps to find the way of using a mise en scene as an expressive tool in stage direction.


Ключевые слова:
режиссёр; мизансцена; спектакль; театрализованное представление; художественный образ; Ю. Мочалов; О. Ремез; А. Попов; Э. Вершковский

Keywords:
director; scene; stage performance; theatrical performance; character; Yu. Mochalov; O. Remez; A. Popov; E. Vershkovsky


УДК 792

Спектакль, театрализованное представление, инсценировка, театрализованный концерт и многие другие театральные формы – это отклик на конкретное событие, жизненный факт, оснащенный множеством выразительных средств.  Каждое из них, вступая в тесную взаимосвязь зрителя и режиссера, способно создать художественный образ. Одним из самых значимых выразительных средств режиссёра, является мизансцена.

Предлагаю вам рассмотреть значимость мизансцены в работе режиссёра, виды мизансцен и выявить методы выстраивания мизансцен.

Актуальность исследования

Благодаря новым технологиям, количество выразительных средств, используемых в реализации любой формы театрального искусства возрастает. Все они создают яркие, иногда даже фееричные образы. Но за всем этим буйством красок теряется значимость мизансцены, одного из самых сильных средств, умело создающий неповторимый облик спектакля.

Мизансцены увеличивают силу выразительности мысли режиссера, помогают ему раскрыть смысл и идею спектакля, представления, зрелища. В разработке мизансцены отражается сложное взаимодействие внешней формы и внутренней структуры программы, ее художественный образ в пластическом выражении. Любое представление обретает свою мудрую рассудительность и силу через определенную стилистику мизансцен, графический рисунок, через темпо-ритм их движения.

В контексте задач режиссёра мизансцена выступает как пластический образ представления, в центре которого находится живой, действующий человек.

Цель: выявление методов использования мизансцены как выразительного средства в режиссуре.

Объект исследования: мизансцена

Предмет: мизансцена как инструмент режиссёра.

Научная новизна:  заключается в анализе различных видов мизансценирования,  как выразительного средства режиссуры через  раскрытие идейно-тематического анализа режиссёра на сценической площадке.

В театральном искусстве, искусстве праздника и режиссуры театрализованных представлений образ также играет особую роль. С помощью художественного образа зрелище может стать оригинальным и интересным, более «наполненным», смысловым. Становление образа в режиссуре театрализованных представлений проходит за счет работы различных выразительных средств, самым сильным, из которых является мизансцена.

Мизансцена от французского «mise en scene» – расположение на сцене.  Русская формулировка этого понятия принадлежит русскому театральному режиссёру, актёру, создателю актерской системы - Константину Сергеевичу Станиславскому. Ремез писал: «Мизансцена - это взаимное расположение и перемещение актёров и материально-вещественной среды, через которое выражаются их внутренние действия и отношение».  [1 с.86] Логично, что данный термин употребим в искусстве театра и режиссуре театрализованных представлений и праздников.

Отношение к мизансцене до конца XIX века было достаточно скептическим, так как сама мизансцена заключалась в системе передвижений по сцене, в том числе входов и уходов, комфортных для произнесения актером текста. В этот период были сложены свои театральные правила этой системы: актер всегда должен разворачиваться через зрителя, показывая публике лицо; нельзя перекрывать говорящего партнера и т.п. При работе над этими разводками, как правило, не было режиссера, не было и того что рождало образ в действии. Поэтому назвать эту деятельность искусством весьма сложно.

Вопросы мизансценического построения интересовали многих деятелей европейского театра, разных этапов его истории. Немецкий теоретик искусства, драматург – Г.Э. Лессинг говорил о «содержательности движений», полагая, что «выражения внутреннего переживания должны быть сдержаны в границах меры, предписываемой законами пластики». Появление норм пластики, канонов гармонии сценического движения становилось особенно важным в мизансценировании. Но о не менее значимых элементах и их взаимосвязи, а именно о сценическом пространстве, декорациях и пластике актера   первым заговорил И.В. Гёте – великий немецкий поэт и драматург. Изучая спектакль как «оживленную картину», он решает проблемы организации сценического пространства, устанавливает расположение человека-артиста в нем. Основываясь на этих исследованиях, Станиславский сделал свои открытия о «сценическом действии» и психофизическом аппарате актера, а его ученики подтверждали все новые пластические решения в своих постановках, одним из таковых был В.Э. Мейерхольд.

С той поры, в мизансцене выражаются событие, действие, обусловленные идейно-художественным замыслом. Из-под власти интуиции мизансцена переходит в сферу совместного творчества актера и режиссера. [2]

Попов писал: «Художественным идеалом для режиссера в реалистическом спектакле, с моей точки зрения, являются такие мизансцены, которые, конкретно выражая существо происходящего и будучи жизненно правдивыми, в то же самое время в своей образной пластической выразительности возвышались бы до художественного выявления идеи спектакля» [3 c.446]

В современном мире мизансцена перестала быть второстепенной, теперь это не только размещение  на площадке - это один из важнейших элементов режиссуры, выражающаяся в образах, способная мыслить как сцена. Образная мизансцена это решение основных задач, которые ставит режиссёр перед тем, как начинает создавать спектакль, это выражение авторской мысли. Главная задача такой мизансцены чтобы в ней преобладало действие, динамика, даже если эта мизансцена статична. Построение мизансцены происходит вокруг главного-события; до события мизансцена одна, после - другая. Различные события диктуют определённые (конкретные) действия, которые вытекают в определённые мизансцены. Как писал Эмиль Вершковский: «Никакая массовая сцена невозможна без умения режиссёра строить мизансцены. Мизансцена наиболее выразительный приём для внешнего расположения актёров». [3. С.51]  Содержание драматургии, ее конфликтность, сюжетная линия, развитие отношений между действующими лицами, борьба, направленные деяния персонажа открывают в спектакле определённое выражение, конкретность. С помощью мизансцен можно восстановить полную и подробную картину жизни и отразить события, происходящие в пьесе, сценарии.

Исходя из значимости мизансценического решения, можно выделить следующие виды мизансцен:

Круговые мизансцены

Такие мизансцены издревле задействованы в хореографии, игрищах, хороводах. (По часовой стрелке, - динамика движения. Против часовой – антидинамика движения).

Чаще мизансцена в спектакле строится по кривой линии, по кругу или спирали. Перемещаясь по кривой, действующее лицо по очереди видно с разных точек, ему легко поменять положение тела при взаимодействии с другими актёрам. Такие мизансцены обычно достигаются в связи с определённым декорационным решением.

Полукруг (объединение, единство) – создаёт возможность видеть не только друг друга, но и зрителей, а также, что происходит за кулисами, создаёт иллюзию преграды за пространством полукруга. 

Диагональная мизансцена –создаёт ощущение усиления движения, если строится слева направо. Является началом чего-либо. Справа налево – создаёт иллюзию торможения, конец чего-либо.Самым выгодным мизансценическим решением является диагональная мизансцена. Она подчеркивает перспективу и создаёт впечатление объемности фигур. Она является динамичной. Зрителю кажется, что он учувствует в событиях, происходящих на сцене. Действующее лицо, будь то это актёр, танцор, ведущий, находящийся в такой мизансцене по отношению к рампе, всегда будет отлично виден и слышен зрителям.

Фронтальная мизансценанужна нам, чтобы сделать тот или иной план крупнее, дабы акцентировать внимание на тех моментах, которые режиссёр выдвигает, как цель или идею определённой сцены или спектакля в целом. В этом случае с этой мизансценой нужно работать аккуратно, продумывать все последствия от начала до конца. Если актёры оказываются на переднем плане, то здесь даже самое незначительное перемещение создаёт у зрителя иллюзию изменения мизансцены, а значит, зритель может подумать, что то или иное действие закончилось не логично или оборвалось вовсе. 

Горизонтальная мизансцена. Очень часто используется как приём например такая мизансцена разворачивается вдоль рампы. В этом случае все расположения, перестроения актёров будут более объёмны и ощутимы для зрителей. Построение мизансцены параллельно рампе даёт также большие преимущества барельефной композиции, она позволяет показать зрительному залу, что ни на есть самым настоящим крупным планом огромное число действующих лиц на площадке, тем самым создавая такую мизансцену более эмоционально насыщенной.В этом случае, когда по задумке постановщика актеры выстроены в шеренгу, малыми поворотами друг к другу, увеличением или уменьшением дистанций между актёрами создаётся возможность переломит прямолинейность и сделать мизансцену  выразительнее.

Вертикальная мизансцена

К ломаным линиям нужно стремиться не только в пространстве горизонтальном, но и в вертикальном, чтобы достичь ступенчатости артистической труппы. Плохо, когда мизансцена однообразна она создает однотипный горизонтальный рисунок.

Сценическая площадка она является очень большой и занимает не только плоскостность сцены но и её объём с помощь задействованных вертикальных линий.Техника сцены, а также  декорационное оформление создают возможность использовать третье измерение, создавать высотные композиции. Они создают разнообразие и делают спектакль намного богаче, живее, динамичнее.

Мизансцены симметричные и ассиметричные

Основным принципом симметричности является равновесие, где имеется центральная точка, с боков которой одинаково расположены остальные части мизансцены. При таком мизансценическом решении, очень удобно и выгодно делать из центральной точки смысловой центр.

Органика симметричных мизансцен в их статике.

Принцип асимметричности построений состоит в нарушении равновесия – (флюсовая) – перевес.

Шахматная мизансцена – создаёт у зрителей ощущение огромного присутствия на сцене артистов. При таком построении артисты, располагаются как на шахматно-шашечной доске, то есть в промежутках друг друга.

Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал», создаёт напряжение.

Барельефно-монументальная – действующие лица в такой мизансцене стоят неподвижно, чтобы создать ощущение внутренней напряжённости. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Имеет отношение к массовым мизансценическим решениям либо в глубине сцены, либо на авансцене. На сегодняшний день многие деятели театрального искусства именуют такую мизансцену «стоп-кадром».

Не менее важен и мизансценический ракурс.

Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру, глаза, лицо. Это расположение имеет двойное значение. В режиссуре театра – это либо желание утаить определенную эмоцию от другого персонажа, либо обращение к кому или чему–либо через зрителя. В театрализованных представлениях – это чаще прямое обращение к зрителю.

Полуфас. Выгоден для общения с партнерами, позволяет актеру начать свободное движение по диагонали, тем самым придавая эффект изменения композиции сразу в двух измерениях.

Чистый профиль. Это наименее универсальная мизансцена, так как практически не видно лица актера, но лучше всех помогает придать «окаменелость» человеческой фигуре.

Полуспинной ракурс. Он помогает направить внимание зрителя на самый значимый объект в действии, например, на экран. Иногда подчеркивает нечто зловещее, таинственное, создает интригу. Либо выражает скромность, неуверенность персонажа.

Спинной ракурс или спина–занавес. Спина и гордо поднятая голова символизируют завершение, молчание. Опущенные плечи в этом ракурсе – разочарование. Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха. Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством.

Всякий сценический ракурс тяготеет к фасу. Можно выделить четыре момента, когда герой будет работать на зрительный зал при этом общаясь с партнёром:

1. Вынужденность. Например, строй осужденных на перекличке, смотритель маяка.

2. Предполагаемый объект внимания находится в стороне зрительного зала. Например, зрительный зал является местом действия ухода и появления гостей и актёры либо встречают гостя, либо провожают.

3. Человек хочет побыть в одиночестве. Таким образом персонаж отворачивается от основного действия, но сам продолжает действовать.

4. Физическое действие, разворачивающее актера на зал. Например, персонаж услышал звук относящийся к спектаклю из зрительного зала и пытается разглядеть, что там такое.

Но на это определение есть высказывание Юрия Мочалова: "Однако опытный артист далеко не всегда позволит себе стать к публике абсолютным фасом. Видимо, практика рано или поздно приводит к осознанию невыгодности этого ракурса в большинстве случаев". [4 с.32]

            Исходя из выше перечисленного, я могу сделать несколько выводов это то, что:

  1. Мизансцена в театрализованном концерте, представлении, спектакле является основным художественным выразителем, как в номерах, в сценарном ходе, так и в спектакле;
  2. Мизансцена - одно из ведущих средств создания общего художественного образа;
  1. Мизансценирование опирается на психологию человека, и все образы, создаваемые мизансценой, должны быть правильно прочитаны зрителем;
  2. Мизансцена должна работать на раскрытие идейно-тематического замысла режиссера и быть художественно выразительной.
  3. Итак, мизансцена является одним из важнейших инструментов режиссера с помощью которого он создаёт высокохудожественное произведение и доносит до зрителей идеи вкладываемые классиками в драматургические произведения.  В каждом жанре – она является неотъемлемой частью действия: в разновидностях массовых театрализованных представлений, спектаклей, концертов.

Библиографический список:

1. Ремез О.Я. «Мизансцена – язык режиссера»/ О.Я. Ремез. – Москва: Искусство, 1963. – 132 с.
2. Попов А.Д. «Спектакль и режиссер»/ А.Д. Попов. – Москва: ВТО, 1961. – 128 с.
3. Вершковский Э.В. «Режиссура клубных массовых представлений»/ Э.В. Вершковский – Ленинград: ЛГИК им. Крупской, 1981. – 72 с.
4. Мочалов Ю.В. «Композиция сценического пространства»/ Ю.В. Мочалов. – МОСКВА: «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ», 1987. – 66 с.
5. Эйзенштейн С. М. Избр. произв. в 6-ти т., т. 4./ С.М. Эйзенштейн. – Москва: Искусство, 1966. – с. 410.




Рецензии:

14.08.2020, 14:17 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: В соответствии с правилами оформления научной статьи в данном издании, необходимо сформулировать в чём заключается её научная новизна. Прошу сформулировать.

14.08.2020 19:19 Ответ на рецензию автора Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич:
Научная новизна сформулирована и добавлена в статью.

15.08.2020, 20:51 Олевский Виктор Аронович
Рецензия:  Системное прочтение мизансценирования есть и в других статьях, посмотрите интернет, а у Вас более узкое рассмотрение темы. См. Мизансцена в театре, кино и на телевидении. АВТОР: MOZIN · ИЮЛЬ 25, 2015
17.08.2020 10:10 Ответ на рецензию автора Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич:
Добрый день, во-первых я читаю и использую литературу связанную с данной тематикой, а предложная вами статья не имеет ни одной ссылки на литературу, во-вторых к этой статье оставлены коментарии с которыми я согласен, в третьих мне кажется, что вы не являетесь экспертом в данной теме, так как имеете техническое образование, в связи с чем предлагаете изучить мне интернет.

17.08.2020, 17:50 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Зато я знаю и понимаю, что таоке научная новизна, у Вас она сформулирована не корректно.
28.08.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич:
Добрый вечер, научная новизна доработана и исправлена, добавлена к статье.

15.09.2020, 8:37 Столбов Роман Сергеевич
Рецензия: Статья отражает основные виды мизансценирования, всё сделано чётко и без воды, все пункты для публикации статьи выполнены, рекомендую к публикации.
15.09.2020 21:21 Ответ на рецензию автора Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич:
Спасибо большое



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх