Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 24.08.2020. Последняя правка: 25.08.2020.
Просмотров - 270

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Ивашко Кристина Сергеевна

Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта"

младший научный сотрудник отдела компьютерно-информационных технолий

Аннотация:
Системой учебно-воспитательного процесса, которая действовала и продолжает действовать в системе образования, предусматривается овладение знаниями со стороны учащихся не ради знаний, а для того, чтобы на их основе осуществлять работу по воспитанию и развитию молодого подрастающего поколения. Психолого-педагогические закономерности в учебном процессе руководствуются постоянной работой над усовершенствованием процесса обучения, достигая при этом определенного эффекта как в повышении качества обучения, так и в развитии учащихся.


Abstract:
The system of the educational process, which has operated and continues to operate in the education system, provides for the mastery of knowledge on the part of students not for the sake of knowledge, but in order to carry out work on their basis to educate and develop the young rising generation. Psychological and pedagogical patterns in the educational process are guided by constant work to improve the learning process, while achieving a certain effect both in improving the quality of education and in the development of students.


Ключевые слова:
обучение; процесс; оценивание; результат; знания; категории

Keywords:
learning; process; assessment; result; knowledge; categories


УДК

Введение

Система учебного процесса, которая действовала и продолжает действовать в любой период становления образовательного процесса предусматривает овладение знаниями со стороны учащихся не ради знаний, а для того, чтобы на их основе осуществлять работу по воспитанию и развитию молодого возрастающего поколения.

Эту задачу каждый учитель решает в ходе преподавания того или иного предмета. Успех работы зависит прежде всего от того, насколько полно он умеет раскрыть их научный и мировоззренческий потенциал, владеет ли диалектическим подходом к решению целого ряда методологических проблем.

Для этого учителю необходимо знать основные компоненты процесса обучения, понимать их сложную взаимосвязь и взаимовлияние, владеть методологическими основами своего труда, базирующихся на философских положениях, раскрывающих пути и формы познания истины. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы сообщать определенные знания, но и научит самостоятельно их добывать. Необходимо умело направлять и корректировать их деятельность, создавать такую обстановку на занятиях, которая стимулировала бы развитие способностей учащихся к творчеству, к логическому анализу, сообразительности, научить их работать надо собой.

Цель и задачи данной работы заключаются в том, чтобы проанализировать вопросы, связанные со спецификой проведения и ведения учебного процесса, сопровождающиеся не только глубокой теоретической подготовкой, но и связанные с педагогической, методической и психологической теорией в процессе обучения. Научная новизна поставленной цели данной работы состоит в анализе изучаемого вопроса,  который заключается в применении новых или существующих оптимизированных методик и методологий достижения поставленных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами современного состояния изучаемой темы.

Актуальность психолого-педагогические закономерностей в учебном процессе заключается в том, что во время обучения и проведения учебных занятий закладываются не только основы научных знаний, но и раскрываются фундаментальные вопросы, связанные с восприятием учащимися полученной информации, участвовавшие в формировании и совершенствовании необходимых умений и навыков. Учебный процесс предполагает фундаментальную подготовку учащихся по всем областям знаний, и следовательно преподавателю необходимо стремиться выстроить проведение занятий таким образом, чтобы не только рассматривать, но и обсуждать технику и приемы решения поставленных целей и задач, развивать абстрактное мышление, индивидуальные творческие способности, умение самостоятельно ставить и решать отдельные задачи. Системообразующим фактором обучения являются цели и содержание. Существуют различные определения целей обучения, такие, как, например: желанное состояние объекта в будущем, долгосрочный желаемый результат, сознательный образ желаемого результата и др. В процессе обучения можно решать определенные задачи, используя принципы проблемного обучения. Хорошие педагогические возможности для развития творческих способностей дают практические или семинарские занятия, на которых формируются основные понятия, практикуются качественные задачи: на доказательство, на нахождение и анализ ошибок, рассматриваются нестандартные способы решения задач.

Можно дать следующее определение, что цель – ожидаемый будущий предполагаемый результат совместной деятельности учителя и учащегося. При общепринятом стандартном подходе к определению целей можно выделить следующие постановки целей:

1. Определение целей через деятельность учителя и через изучаемое содержание. Например, ознакомить учащихся с алгоритмами для решения задач из курса математики и показать их применение на практики при решении конкретных задач. Такая постановка цели от учителя не связывает процесс обучения с результатами обучения.

2. Определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального личностного ит.д. развития учащихся. Например, умение применять составные команды при решении алгоритмов. Такие цели, конечно же, являются обобщенными, нет четкого ориентира, а долгосрочные цели не являются целью одного урока.

3. Постановка целей через учебную деятельность учащихся, когда цель совпадает с темой.

При таких постановках целей выпадает ожидаемый результат обучения, при этом учитель как бы работает на себя, не замечая и не контролируя деятельность учащихся.

Результат обучения – это определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности. Сдвиг может быть как положительный, так и нулевой или даже отрицательный. При этом основная задача, которая стоит перед учителем как связующим звеном в формировании знаний, умений и навыков учащихся, заключается в направлении развития личности, поддержке и в поиске творческого поиска и организации работы на основе перехода от рутинных форм работы до интеллектуальных.

К.К. Бабанский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов и другие ученые-педагоги основным признаком хорошего урока считают возможность детей жить на уроке интересной содержательной жизнью. Познание сущности объективной реальности – одна из целей обучения. Познание действительности проходит через определенные ступени, имеет свои конкретные формы. Некоторые авторы при постановке целей обучения, учитывая психолого-педагогические закономерности в учебном процессе, руководствуются словом «должен», то есть ученик должен уметь воспроизводить или ученик должен уметь продемонстрировать и.т.д. Необходимым условием понимания является осознание учащимися необходимости изучения соответствующего материала, умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях (сюда входит применение понятий, определений, теорем, правил, законов, теорий).

Процесс овладения знаниями (познание ученика) также проходит через определенные ступени и имеет свои формы познания. Проанализировав современные достижения теории педагогической науки, методики новой концепции в образовательной деятельности, можно выделить аспекты оценки уровня учебных достижений с учетом психологических особенностей учащихся к усвоению изложенного материала. Управляя познавательной деятельностью учащихся, учитель определяет для них логически обоснованный путь обучения, учит их мысленно расчленять познаваемый предмет на составные части посредством анализа и соединять воедино с помощью синтеза. Важно научить учащихся делать обобщения, доказывать правильность и опровергать ложность суждений и умозаключений, абстрагировать и конкретизировать, так как именно на этих мыслительных операциях строится вся учебная деятельность учителя и учащихся по формированию и усвоению умений и навыков. Целью оценивания знаний и умений на различных этапах учебно-воспитательного процесса в основном приходится на так называемый содержательно-поисковый этап, когда устанавливается связь между понятиями и явлениями, структурировании материала, переход от частичных к широким сообщениям.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые учитель или какой-либо другой эксперт может надежно опознать.

Трудности этой идеи состоят в следующем:

– каким способом перевести результаты обучения на язык действий (наблюдаемых и умственных);

– как добиться однозначности такого перехода.

Решение этих трудностей состоит в следующем:

– построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия целей);

– создание максимально ясного конкретного языка для описания целей обучения, на которые учитель может перевести недостаточно ясные формулировки. Частной подзадачей является создание глаголов для формулировки общих и частных целей.

В постановке и реализации цели можно выделить два этапа.

1. Технология постановки цели.

2. Технология достижения (реализации) целей.

Первостепенное значение имеет первый этап. Если он проведен формально, некачественно, то второй этап будет лишен смысла.

Во всем учебном процессе немаловажное значение имеет система оценивания учебных достижений. Сегодня педагоги, ученые по методике преподавания занимаются исследованием качества усвоения учащимися знаний при использовании определенных методов, способов и результатов развития школьников в соответствии с требованиями, которые ставит перед школой жизнь. Таким образом, педагог является не только звеном, которые дает конкретные знания, но и помогает раскрыть потенциал, участвует в формировании личности. Самым сложным и немаловажным критерием оценивания знаний учащихся является не только опора на конкретно поставленный вопрос или решение определенной задачи, а умение определить качество усвоения материала через призму психологических факторов. Например, в учебно-воспитательном процессе существует система планомерного образования и развития понятий у учащихся, базирующаяся на активной познавательной и мыслительной деятельности. То есть разрабатывается система понятий и терминов, которые помогают школьнику в его поступательном движении к познанию миру. Руководствуясь подобного рода системой, учителю важно определить, какие понятия и когда необходимо развивать, так как при этом для развития различных понятий требуются различные методы и соответственно проверка и оценивание знаний должна служить не только целям контроля, но и развития, воспитания учащихся.

Еще очень важным элементом современной технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий. Баз такого инструмента управлять учебным процессом, особенно в технологическом варианте, совершенно невозможно. Так как он не только помогает определить уровень знаний, но и повышает мотивацию обучения и заинтересованность учащихся, а также может влиять на психологические аспекты и участвует в формировании у школьников таких навыков, как оперативность и системность на уровне сообразительности, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Формирование внутренней мотивации к обучению, четкое определение целей, лежащих в зоне ближайшего развития учащихся, проводится с учетом индивидуальных способностей, уровня достижения класса в целом. Методы само- и взаимоконтроля, индивидуальные задания стимулируют приобрести навыки по самостоятельному изучению нового материала.

Полученные результаты. Современные достижения методики преподавания и должны содержать: теорию развития понятий, принципы отбора фактов, понятий, законов из науки для учебного предмета, систему методов и приема обучения, соответствующих его содержанию, взаимосвязи обучения, воспитания и развития школьников.

Общие требования к переходу от общих целей к конкретным довольно просты – необходимо описать то, что ученик может сделать в результате обучения, то есть принципы достижения цели. При конкретизации цели необходимо использовать в ее описании глаголы, указывающие на действие с определенным результатом. Глаголы, используемые, в описании целей, должны быть такими, чтобы они указывали на действия с определенным результатом, например, ученик воспроизводит формулировку правила или теоремы, ученик демонстрирует умения и навыки работы с текстовым редактором и.т.д.

Заключение.  Можно сделать вывод о том, что нет более совершенной методики, чем та, которая создает творчески работающий учитель и особенно тот, который умело руководствуется педагогической, методической и психологической теорией, а всесторонняя и глубокая проверка знаний возможна только при сочетании разнообразных форм, методов и приемов, которые учителю необходимо использовать применительно к содержанию проверяемого материала и степени подготовленности учащегося. Наиболее эффективные формы и методы проверки позволяют с первых минут урока привлечь всех учащихся к активной познавательной деятельности и создать необходимые условия для восприятия и усвоения нового материала. Кроме того, поскольку обучение развивает и воспитывает учеников, которые в процессе изучения какого-либо предмета приобретают и совершенствуют интеллектуальные способности, то правомерно ставить и оценивать такие вопросы, которые проверяли бы продвижение ученика вперед.

Библиографический список:

1. Гузеев, В. В. Инновационные идеи в современном образовании / Гузеев В. В. // Школьные технологии. – 1997. – № 1. – С. 3-10.
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие образовании / Селевко Г. К. – М., 1998. – Текст : непосредственный.
3. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – Библиогр.: с. 4-6. – Текст : непосредственный.
4. Ковель, М. И. Инновационные процессы в образовании: критериальное оценивание знаний и универсальных учебных действий учащихся в системе способа диалектичекого обучения / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина, В. Л. Зорина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011. – Текст : непосредственный.
5. Шалва Александрович Амонашвили — автор гуманной педагогики – Текст : электронный. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5593 (дата обращения: 26.07.2020).




Рецензии:

24.08.2020, 11:37 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья нуждается в корректировке. Некорректно обозначена новизна работы. Требуют уточнения используемые термины (например, не ясно, как можно развить понятия? развить можно навыки, способности, но не понятия). Требуется корректура текста. Библиографический список оформлен не по ГОСТ-2018

24.08.2020 13:13 Ответ на рецензию автора Ивашко Кристина Сергеевна:
Спасибо большое, все ваши замечания учтены и исправлены



Комментарии пользователей:

24.08.2020, 14:14 Каминская Елена Альбертовна
Отзыв: Корректировку текста необходимо сделать. Надо согласовать падежи, времена и прочее. Этого не сделано, а Вы пишете - учтено и исправлено.


24.08.2020, 14:29 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Отзыв: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-кандидат пед.наук. Статья Ивашко Кристины Сергеевны "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ" требует доработки. К печати не рекомендуется. 1. Тема выбрана неподъемная. В самом тексте уже имеются темы, на которых и следовало бы остановиться подробнее, например: "Вербальное управление процессом обучения математике школьников с помощью системы понятий и терминов", "Управление познавательной деятельностью школьников на уроках математики" или "Педагогические закономерности обучения математике школьников с учетом индивидуальных психологических особенностей". Огромное количество подтем в данной статье не дает возможности понять мысль автора. 2. Такие науки, как педагогика и психология конечно же взаимосвязаны и не могут рассматриваться друг без друга, тогда необходимо раскрыть возрастные психологические особенности конкретного школьника: мышление, творческие способности, память и т.д. О каком школьнике конкретно идет речь? Этот школьник готов к восприятию того, что задумал учитель? 3. Мы понимаем, что "совершенной методики" преподавания не существует. Методики все авторские. Поэтому так нужны статьи самих педагогов-практиков для популяризации своих авторских идей, а не списанные с книг умозаключения типа:"Познание сущности объективной реальности – одна из целей обучения". Каким боком это высказывание влезло в Вашу статью? Расшифруйте (сделайте дефиницию слов) "познание сущности объективной реальности". Только на это уйдет 5 страниц текста. Зачем вставлять такие высказывания , сделанные мудрецами? Вы, к тому же, не указываете кем именно. Опишите, наконец, какой именно метод проверки знаний используете именно Вы.


Оставить комментарий


 
 

Вверх