Полесский Государственный Университет
Студент
Певец Юлия Михайловна. студент; Давыдова Наталья Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.71.078.3
Введение.
Система рефинансирования является основной составляющей банковской системы, которая обеспечивает её надлежащее функционирование при соответствующих уровнях развития международных и национальных экономических отношений.
Актуальность работы: В условиях перехода к рыночной экономике система рефинансирования грает ключевую роль в регулировании ликвидности банковской системы посредством проведения Национальным банком операций на финансовом рынке. Кроме того, регулирование ликвидности банков способствует поддержанию банковской системы в целом, что в дальнейшем влияет на состояние экономики страны.
Цель работы: выявить основные проблемы трансформации системы рефинансирования в Республике Беларусь, а также определить пути её совершенствования.
Задачи:
- раскрыть сущность рефинансирования банков;
- исследовать динамику ставок Национального банка по операциям на финансовом рынке;
- выявить проблемы трансформации системы рефинансирования в Республике Беларусь;
- определить пути совершенствования системы рефинансирования.
В процессе изучения и обработки материалов использовались следующие методы исследования: сравнительный метод, анализ, синтез.
Основная часть.
Под рефинансированием банков, согласно Статье 31 Банковского кодекса Республики Беларусь, понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Национальный банк в отношении других банков является кредитором последней инстанции.
Центральный банк может предоставить возможность рефинансирования не каждому коммерческому банку. Кредиты выдаются только устойчивым и надёжным банкам, которые испытывают временные финансовые трудности.
В соответствии с Инструкцией о порядке рефинансирования Национальным банком Республики Беларусь банков страны в форме кредитов на поддержку ликвидности, утверждённой Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2017 года №514 установлен порядок рефинансирования Национальным банком Республики Беларусь банков страны в форме кредитов на поддержку текущей ликвидности [1].
Национальный банк предоставляет банкам следующие виды кредитов:
- кредиты овернайт;
- ломбардные кредиты (кредиты по фиксированной процентной ставке и аукционные кредиты).
Условия предоставления кредитов овернайт, в том числе размер процентных ставок, устанавливаются Национальным банком и доводятся до сведения банков в письме об условиях проведения операций на финансовом рынке.
Условия предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке, в том числе размер процентных ставок и предельные сроки, устанавливаются Национальным банком и доводятся до сведения банков в письме об условиях проведения операций на финансовом рынке. [1].
Аукционные ломбардные кредиты предоставляются по процентной ставке и в сумме, которые определяются условиями и итогами ломбардного аукциона. Конкурентные заявки могут удовлетворяться по:
- американскому способу (процентные ставки превышают ставку отсечения);
- голландскому способу (ставка отсечения, в 2019 году составила 9,4968%).
Рассмотрим ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке за 5 лет (таблица 1).
Показатель |
01.01. 2015 |
01.01. 2016 |
01.01. 2017 |
01.01. 2018 |
01.01. 2019 |
01.01. 2020 |
Кредиты-овернайт |
50 |
30 |
23 |
12 |
11,5 |
10 |
Ломбардные кредиты по фиксированной ставке |
50 |
30 |
23 |
12 |
11,5 |
10 |
Ломбардные кредиты по аукционной ставке |
Не выше 50% и не ниже ставки рефинансирования |
Не огр. |
Не огр. |
Не огр. |
Не огр. |
Не огр. |
Ставка рефинансирования (r) |
20 |
25 |
18 |
11 |
10 |
9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2; 3]
Анализ данных таблицы показывает, что динамика ставок по операциям регулятора за 5 лет, имеет однозначную тенденцию. Реакцией на снижение ставки рефинансирования является снижение ставок по кредитам-овернайт и ломбардным кредитам по фиксированной ставке, чего нельзя сказать о ломбардных кредитах по аукционной ставке. Тогда, логично, что первично будет снижение ставки рефинансирования, затем снижение остальных ставок. При этом временного лага реагирования ставок по кредитам на снижение ставки рефинансирования в период с 2015 г. по 2018 г. и 2020 г. не наблюдалось, т.к. они снижались одновременно со ставкой рефинансирования. Что касается 2019 года, то ставки по кредитам снизились спустя 6 месяцев после снижения ставки рефинансирования.
Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что стоимость кредитов, предоставляемых Национальным банком коммерческим банкам, за рассматриваемый период значительно снизились. Резкие спады наблюдались в период с 2015-2017 гг., когда ставка рефинансирования снизилась на 14%, соответственно, ставки по кредитам-овернайт и ломбардные кредиты по фиксированной ставке снизились на 18%. В свою очередь, с 2017 года по 2020 год наблюдается плавное снижение как ставки рефинансирования, так и ставок по кредитам. С 2017 г. по 2020 г. ставка рефинансирования снизилась на 2,25%, при этом ставки по кредитам овернайт и ломбардным кредитам по фиксированной ставке имеют аналогичную динамику.
Во всех случаях снижение процентных ставок ведет к увеличению спроса на кредиты. Национальный банк непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний. Также, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережение, инвестиции и др.
При осуществлении рефинансирования Национальный банк сталкивается с различными рисками и в целях их снижения он устанавливает различные величины коэффициента обеспечения обязательств по каждому виду ценных бумаг и по каждой иностранной валюте. Данный коэффициент представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, на который корректируется стоимость ценных бумаг и сумма иностранной валюты при оценке достаточности обеспечения запрашиваемого кредита [1].
Система рефинансирования Республики Беларусь имеет свои несовершенства. Существенной проблемой, несколько ограничивающей доступ к ресурсам, является их высокая стоимость.
Дальнейшее развитие механизма рефинансирования в Республике Беларусь обеспечит:
- расширение перечня активов, предоставляемых под залог либо возможность предоставления беззалогового кредитования части суммы кредита;
- обеспечение равного доступа для всех банков к получению ликвидности.
Таким образом, система рефинансирования позволяет банкам осуществлять надлежащее функционирование, поддерживать ликвидность. Существенную роль в установлении ставок по кредитам играет процентная политика центрального банка.
Предложенные выше решения, в свою очередь, могли бы способствовать поступательному совершенствованию механизма рефинансирования в Республике Беларусь, не нарушая целостности банковской системы.
Рецензии:
19.11.2020, 9:31 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает теоретический и практический интерес. Аннотация статьи дана, правда, в небольшом объеме (всего 2 предложения, следует расширить), англо-русский перевод - качественный. Список литературы состоит всего из 3 источников информации, в том числе электронных, которые были изучены автором. Вывод сделан на 4 строки. На мой взгляд, данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале после доработки аннотации, заключения и списка библиографии.