Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 21.10.2013.
Просмотров - 2693

Анализ финансовых результатов различных стратегий хеджирования деривативами

Федотова Альбина Александровна

-

ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

студент

Аннотация:
В статье проведён анализ основных стратегий хеджирования рисков, на основе рассмотренных примеров выявлены преимущества и недостатки хеджирования опционными и фьючерсными контрактами.


Abstract:
This article analyzes the main hedging strategies. On the basis of considered examples revealed the advantages and disadvantages of hedging of options and futures contracts.


Ключевые слова:
хеджирование, длинный хедж, короткий хедж, перекрёстный хедж, риск, опцион, фьючерс, срочный рынок, спотовый рынок.

Keywords:
hedging, long hedge, short hedge, cross-hedge risk, options, futures, futures market, the spot market


УДК 336.76

Современной рыночной экономике свойственно резкое колебание цен, что несет за собой негативные последствия. Участники рынка заинтересованы в механизме эффективной экономической защиты своих интересов и минимизации убытков.

В деятельности любых компаний, будь то сельхозпроизводитель, либо  инвестиционный фонд, всегда есть финансовые риски. Они могут быть связаны со многими финансовыми сделками: продажа произведенной продукции, риск обесценивания вложенного в какие-либо активы капитала, покупка активов. Это означает, что в ходе своей деятельности компании, юридические, да и физические лица сталкиваются с вероятностью того, что в результате своих операций они получат убыток, либо прибыль окажется не такой, на которую они рассчитывали из-за непредвиденного изменения цен на тот актив, с которым проводится операция. Риск предполагает как возможность потери так и возможность выигрыша, но люди, в большинстве случаев, не склонны к риску, и поэтому они согласны отказаться от большей прибыли ради уменьшения риска потерь. Для этого были созданы производные финансовые инструменты: форварды, фьючерсы, опционы, свопы [1]. Страхование сделки от возможных потерь с помощью этих деривативов получили название хеджирование (от английского hedge, что означает огораживать изгородью, ограничивать, уклонятся от прямого ответа).

В последние годы проблеме страхования рисков уделяется огромное внимание, о чем свидетельствует рост публикаций, увеличение числа ведомственных нормативных актов, тем не менее, имущественные интересы страхователей, связанные с финансовыми рисками, исследованы недостаточно глубоко.

В работе рассмотрены наиболее распространенные инструменты хеджирования фьючерсы и опционы, которые получили широкое применение при хеджировании, благодаря своей высокой ликвидности и удобству применения.

Хеджирование является, пожалуй, главным направлением применения фьючерсных контрактов. С помощью хеджирования и покупатель, и продавец стараются обезопасить себя от возможных колебаний цены основного товара. Для понимания сути хеджирования рассмотрим следующий пример. Пусть производитель товара (завод) имеет запасы 10 тыс. единиц на складе. На 15 октября 2013 года цена товара на наличном рынке (спот цена) составляет 20 руб. Значит, сегодня завод может продать товар по 20 руб. за единицу и получить выручку в размере: (20 руб.) × (10 тыс. единиц) = 200 тыс. рублей. Однако на 15 октября у завода нет возможности вывезти и продать товар, такая возможность появится лишь в марте. Проблема состоит в том, что к тому времени цена товара может понизиться, и тогда завод понесет потери. Производитель товара способен решить эту проблему с помощью фьючерсных контрактов: чтобы обезопаситься от возможного падения цены товара, необходимо продать на фьючерсном рынке контракт на поставку 10 тыс. единиц товара в марте (по общепринятой терминологии, в этом случае владелец товара занял короткую позицию на фьючерсном рынке). Предположим, что сегодня (15 октября) фьючерсный контракт стоит 23 руб. Кто же купит этот контракт? Противоположную сторону сделки представляет покупатель, заинтересованный в страховании от повышения цены, например, фабрика, которая заинтересована зафиксировать цену товара, необходимого для производства продукции. Покупателем может также быть и спекулянт – инвестор, пытающийся получить прибыль за счет возможного повышения цены товара.

Представим, что прошло три месяца, и в январе цена товара понизилась до 18 руб. Тогда стоимость запасов товара на складе завода понизилась до 180 тыс. руб., то есть завод потерял на спот-рынке 20 тыс. руб. Однако поскольку спот-цены и фьючерсные цены положительно коррелированны, фьючерсные цены на товар в январе с поставкой продукции в марте также упадут и составят уже не 23 руб., а, положим, 21 руб. Это дает возможность заводу-хеджеру иметь потенциальную выручку в размере 20 тыс. руб. на фьючерсном рынке.

Чтобы получить эту выручку, хеджер должен совершить оффсет, или закрыть свою позицию. Для этого необходимо купить на фьючерсном рынке контракт на покупку 10 тыс. единиц товара по цене 21 руб./единицу. Согласно правилам фьючерсной торговли, если участник торгов покупает и продает один и тот же контракт, то считается, что он совершил оффсетную сделку – его позиция закрывается, он вычеркивается из учетов клиринговой палаты и не имеет никаких обязательств на фьючерсном рынке.

Точно так же можно продемонстрировать процесс хеджирования для потенциального покупателя товара – руководства фабрики. Руководство фабрики обеспокоено, что к марту, когда ему понадобится товар, его цена возрастет. Хеджирование от возможного роста цены на основной товар производится путем покупки фьючерсного контракта. Следовательно, 15 октября фабрика покупает у завода фьючерсный контракт на покупку в марте 10 тыс. единиц товара по цене 23 руб. Когда в апреле цена товара на спот-рынке снизится до 18 руб. по сравнению с 20 руб. в октябре, фабрика выиграет 20 тыс. руб., но эти же 20 тыс. руб. она потеряет на фьючерсном рынке. Если же цена товара повысится, то она потеряет на наличном рынке, но выиграет на фьючерсном. Таким образом, с помощью хеджирования и потенциальный продавец, и потенциальный покупатель страхуют себя от потерь из-за колебаний цены товара.

Особенно важно хеджировать еще не произведенный товар, прежде всего продукцию сельского хозяйства (неслучайно первые фьючерсы появились на зерно, хлопок, табак, мясо): когда пшеница еще только посеяна и урожай будет собран через несколько месяцев, слишком много факторов могут повлиять на будущую цену зерна (прежде всего, трудно предсказуемая погода). Поэтому фермеры могут уже в апреле продавать фьючерсные контракты, страхуя себя от возможного падения цены товара.

Спекуляция – также важная составляющая фьючерсного рынка. Спекулянт пытается получить выгоду за счет изменения цены товара. Он идет на значительный риск, которого как раз пытаются избежать хеджеры. Например, в рассматриваемом выше примере с товаром продавец фьючерсного контракта получает прибыль на фьючерсном рынке, если цена товара падает.

Спекулянт же считает, что цена товара завтра повысится (этот вывод он сделал на основе собственного анализа). В таком случае он купит фьючерсный контракт у завода (займет длинную позицию) и если завтра цена товара действительно повысится, немедленно совершит оффсетную сделку и получит прибыль на фьючерсном рынке. Спекулятивная сделка очень краткосрочная (порой – несколько минут), и спекулянт действует только на фьючерсном рынке, ведь как таковой, товар ему вообще не нужен (в отличие от фабрики, которая, как и спекулянт, покупает фьючерсный контракт, но делает это для хеджирования риска) [2].

Спекулянты значительно повышают ликвидность фьючерсов и активность фьючерсных бирж. Но следует подчеркнуть, что спекуляция на фьючерсах – очень рискованная игра.

Фьючерсы - это удобные финансовые инструменты, которые дают большие возможности для хеджирования. Основным преимуществом фьючерсов является их организованный рынок, двумя составляющими которого есть хеджеры и спекулянты. Также фьючерс дает возможность полностью застраховать себя, но не дает возможности получения прибыли при благоприятном движении спотового рынка.

Рассмотрим механизм хеджирования с помощью опционов, например, два инвестора А и В решили заключить опционную сделку на покупку, согласно которой А получает право купить у В 100 акций компании «Лира» по цене 140 руб. за акцию в течение ближайших четырех месяцев. Действующая (текущая) цена акции – 138 руб.. При этом А полагает, что за время до окончания срока опциона цена акции непременно превысит рубеж 140 руб. Представим, что через месяц цена акции поднимется до 148 руб. В таком случае инвестор А может реализовать опцион, то есть купить у В 100 акций «Лиры» по цене реализации 140 руб. После этого он тут же продает эти акции на бирже по текущей цене 148 руб. и получает выручку в размере: (8 руб.) × (100 акций) = 800 руб.

А почему продавец опциона на покупку идет на подобный риск – потерять 800 руб.? За право получить опцион на покупку в свои руки, то есть побудить потенциального продавца подписать обязательство продать акции по цене реализации, покупатель опциона должен заплатить продавцу определенную сумму денег – опционную премию. Опционная премия, таким образом, составляет цену опциона как ценной бумаги в момент покупки опциона. Например, в нашем случае В может просить в качестве компенсации за риск премию в размере 4 рубля за акцию. В таком случае покупатель должен заплатить продавцу 400 руб. за опцион на покупку 100 акций компании «Лира».

Продавец полагает, что акции «Лиры» за 4 месяца ни разу не превысят рубеж в 140 рублей. В таком случае покупателю опциона не имеет смысла реализовывать опцион (зачем ему покупать акции по 140 руб., если на фондовом рынке они стоят дешевле), и продавец опциона получит в результате выигрыш в размере опционной премии.

Опцион на продажу дает его владельцу право (но также не накладывает обязательств) продать продавцу данного контракта установленное количество акций определенной компании по заранее оговоренной цене реализации. Соответственно, продавец опциона на продажу обязан купить у владельца опциона на продажу акции по цене реализации в случае реализации опциона его покупателем [3].

Очевидно, что в случае опциона на продажу расчеты покупателя и продавца опциона диаметрально противоположны их надеждам при сделке с опционами на покупку: в данном случае покупатель опциона желает, чтобы цена основной акции упала. Например, если А и В заключают опционный контракт на продажу 100 акций «Лиры» по цене реализации 140 руб., то покупатель опциона на продажу рассчитывает на снижение в ближайшие 4 месяца цены основной акции: если это произойдет, то он купит на бирже 100 акций по низкой цене и продаст их В по цене реализации 140 руб. Как и прежде, за эту возможность покупатель А должен заплатить продавцу В опционную премию.

Таким образом, механизм хеджирования с помощью опционов дает возможность воспользоваться благоприятном движением спотового рынка, но тем самым страхование риска происходит частично.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что хеджирование не является операцией по ликвидации риска, просто существующий риск на рынке реальных активов покрывается обратно коррелированным риском на рынке срочных контрактов, в результате потери становятся минимальными, либо полностью исчезают.

Библиографический список:

1. Анисимова, Ю.А., Аюпов, А.А. Модели хеджирования финансовых рисков на рынках электроэнергии /Аюпов А.А., Анисимова Ю.А. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012 -№ 3 (21)
2. Аскинадзи В.М. Рынок ценных бумаг. – Учебно-методический комплекс. – М., Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 211 с.
3. Макшанова Т. В. Рынок структурированных финансовых продуктов в России: современный этап и перспективы развития / Т. В. Макшанова // Молодой ученый. — 2013. — №3. – С. 268-272




Рецензии:

21.10.2013, 19:33 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Грамотно приведен анализ, сделаны выводы. Рекомендуется к печати

22.10.2013, 14:43 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статью следует доработать. Следует показать, по каким критериям сравниваются стратегии, а также достоинства и недостатки каждой. Данные выводы будут лучше восприниматься в табличной форме.

8.11.2013, 21:05 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Статья сырая без аналитических выводов. ДОбавьте таблиц, графиков, предложите конкретные мероприятия... Не рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх