Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №3 (ноябрь) 2013
Разделы: Культурология
Размещена 26.11.2013. Последняя правка: 11.12.2013.
Просмотров - 7750

Доска почета: определение предмета исследования

Бакуменко Геннадий Владимирович

кандидат культурологии

Армавирский социально-психологический институт

преподаватель кафедры общих социальных и гуманитарных наук

Аннотация:
Статья посвящена проблемам изучения символов Доски почета как формы культуры


Abstract:
The article deals with the problems of studying the symbols of Respectboard as form of culture


Ключевые слова:
Культура повседневности, семиотика, символ, знак, Доска почета

Keywords:
Culture of daily occurrence, semiotic, symbol, sign, Respectboard


Наталья Воронцова на страницах «LiveJournal» [1] представляет Доску почета в качестве артефакта советской культуры. Однако внимательное изучение истории Доски почета позволяет нам утверждать, что её историко-культурные основания, по существу причины её появления и развития, уходят вглубь веков, по меньшей мере, на шесть тысяч лет, а наиболее яркий ранний прототип предмета нашего внимания принадлежит культуре Древнего Рима 509-27 гг. до НЭ [10]. Кроме того есть основания полагать, что китайцы считают Доску почета (Красную доску) собственным национальным изобретением [11; 317].

Попытаемся описать и определить этот предмет.

По статье Большой Советской Энциклопедии [разрядка автора]: «Доска почёта –  одна из форм морального поощрения трудящихся в СССР. Доска почета предусмотрена типовыми Правилами внутреннего трудового распорядка 1957 года, а также уставами о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства. На Доску почёта заносятся имена работников, отличившихся в социалистическом соревновании, выдающихся рационализаторов и новаторов производства, помещаются их фотографии и краткое описание трудовых успехов. Доски почёта учреждены на предприятиях (в том числе в цехах), в колхозах, районах, областях, краях, республиках. Решение о занесении на Доску почёта принимается фабричными, заводскими или местными (цеховыми) комитетами совместно с администрацией, а на Доску почёта района, области, края, республики — совместно с соответственными государственными, хозяйственными и профсоюзными органами» [2].

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), регламентировавшие использование Доски почета на предприятиях, изменялись в СССР 1957, 1972, 1984 гг. Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС [3].

О том, как Доска почета возрождается в послевоенное время в Москве (1947г.) в качестве элемента системы морального стимулирования трудящихся,  упоминает Г.Андреевский [4].

По окончании Второй мировой войны СССР экспортировал собственный опыт партийно-хозяйственного и государственного управления в страны Центральной и Восточной Европы [5; 327].

Мы можем предполагать, что экспортировалась также идея и структура социалистического соревнования, в рамках которой получила развитие Доска почета советского типа. На этом этапе рассматриваемый нами артефакт советской культуры приобретает относительно законченную форму.

Как правило, Доска почета – прикрепленный к стене или отдельно стоящий прямоугольный щит или стенд с именами и (или) портретами ограниченного числа лиц, заслуги которых признаны достойными общественного поощрения.

Место расположения Доски почета в помещении или под открытым небом обусловлено визуальной её доступностью для наибольшего числа людей.

Наиболее распространенные оформительские цвета Доски почета: красный, желтый, голубой, белый, оттенки голубого, красного, желтого, золотого, зеленого. В Китае и в советский период в России преобладает красный цвет, символизирующий цвета государственных флагов КНР и СССР, и имеющий глубокие историко-культурные символические связи с категориями правильного, прекрасного, богатого, свободного, праздничного [6], [7].

В СССР Доска почета использовалась в Советской армии, в учреждениях культуры и образования, на предприятиях и в организациях, не зависимо от структуры и ведомственной принадлежности. Известны так же, и до сих пор применяются, муниципальные (государственные) Доски почета (поселковые, городские, районные и пр.), имеющие кроме общественного статуса и статус признания официальной властью некоторых заслуг отдельных граждан, при их декорировании приняты элементы государственной и муниципальной символики (цвета, флаги, гербы).

В настоящее время в России принятие на предприятиях Правил внутреннего трудового распорядка определяется статьями 189, 190 ТК РФ [8]. Однако, в отличие от трудового законодательства СССР, из ТК РФ, согласно европейской правовой практике, исключены нормы морального стимулирования трудящихся. Т.е. Доски почета на предприятиях и организациях отданы на откуп руководства этих учреждений и трудовым коллективам.

Муниципальные Доски почета организуются в городах и в районных сельских центрах современной России с опорой на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) № 131-ФЗ, от 06.10.2003г. в действующей редакции от 22.10.2013г [9] по решению муниципального руководства или местных советов (примеры: [28], [29]).

Сегодня в Рунете можно встретить множество примеров электронной Доски почета: муниципальной [12], [28], [29] частной [13], ведомственной и корпоративной [14], [18], общественной [15], [16], школьной [17], [19], [20], [21], [22].

Мы можем наблюдать на примере электронных и муниципальных Досок почета адаптацию артефакта советской культуры к меняющимся культурным условиям новой России.

Кроме того, в Китае и по нынешний день Доска почета имеет массовое распространение в различных учреждениях: «В аэропорту мне попалась китайская Доска Почета, вообще Доски Почета у них имеются везде, но все как-то было недосуг фотографировать, а тут попался прекрасный экземпляр, к тому же очень удобный для фотосъемки» [23]. Если учесть свидетельство Эдгара Сноу [11; 317] со слов Мао Цзэдуна, что к 30 г. XX века «Красная доска» (аналог Доски почета) представляют собой в коммунистическом Китае мощное средство пропаганды нового (коммунистического) образа жизни, и опирается на традицию «Красного павильона», введенную в XIV веке основателем династии Мин императором Хунъу, то можно было бы считать Доску почета артефактом Китайской культуры, привнесенным на почву Советской России в начале XX века американскими журналистами Эдгаром Сноу и Анной Луизой Стронг [24].

Однако и в западной культуре, жестко оппонирующей в идеологических позициях коммунистическим социальным экспериментам весь XX век, мы встречаем аналоги Доски почета: «...В 1918 году журнал «Форбс» впервые опубликовал список самых богатых американцев. Он включал в себя 30 человек, и их состояние измерялось не миллиардами, а миллионами - доллары другие были. Журнал тогда пояснил, что сведения о личных состояниях почерпнуты из налоговых деклараций, а также из информированных оценок, высказанных «ведущими банкирами Америки». С 1982 года «Форбс» стал публиковать списки самых богатых ежегодно…» [25]. Кроме ежегодной «доски почета» «Форбс» мы можем упомянуть массу современных рейтинговых исследований различных агентств, пример Голливудской «Аллеи славы», Досок почета образовательных и научных учреждений, частных клубов, гостиниц, ресторанов и пр.

Мы можем наблюдать во второй половине XX-го века распространение Доски почета в повседневной культуре наиболее интегрированных, так называемых, развитых стран: СССР (Россия и постсоветское пространство), Китай, США, европейские государства. Распространенность и популярность Доски почета может объясняться ведущей мотивацией повседневной деятельности подавляющего большинства жителей этих стран (ориентацией на успех), а Доска почета, в информативном плане, как раз и демонстрирует примеры успеха.

Отдельно необходимо акцентировать внимание на культуроформирующей (репродуктивно-созидательной) особенности изучаемого предмета: Доска почета не только демонстрирует примеры успешной повседневной деятельности, но одновременно мотивирует и направляет повседневную деятельность людей на успех. Т.е. является социально активным инструментом управления массовым и индивидуальным обыденным сознанием.

Таким образом, рассматривать Доску почета в качестве артефакта (понятие артефакта мы уточняем по П.Гуревичу [27]) какой либо локальной культуры, можно лишь изучая некоторые локальные особенности предмета. А для его определения мы должны принять, что имеем дело с некоторой культурной формой (возьмем понятие культурной формы Георга Зиммеля [26; 482-487]), получившей в XX веке широкое распространение в интегрированных культурах различных стран.

Мы определяем Доску почета как форму культуры, форму визуализации и публикации общественного признания социальной группой заслуг отдельной личности (отдельного культурного артефакта) перед данной группой и (или) перед более широкой общественностью в ряду с ограниченным кругом лиц (ограниченным кругом артефактов).

В информативном плане Доска почета обязательно обнародует сведения о победе (личном достижении) указанных на ней лиц (учреждений или товаров) в некотором общественном соревновании. И, как следствие, обнародование имен номинантов Доски почета носит характер общественной награды и морального поощрения конкретных лиц (учреждений или товаров) за их заслуги перед обществом.

Рассматриваемая нами культурная форма Доски почета помимо своих проявлений в материальной и художественной культуре раскрывает свое содержание в процессе изучения эволюции (культивации) её семиотического значения [30, с. 12-25]. Как знак Доска почета представляет собой единство структурных семиотических элементов: почетное место и портрет.

Категория почетного места известна с древнейших времен в истории культуры. Она реализуется в пространственном (ландшафтном или архитектурном), культовом и социальном планах. Почетное место тесно связано с пониманием величия, преимущества, приоритета. Эволюцию этой категории мы можем проследить в истории культуры всех народов, начиная с эпохи Шумерской цивилизации.

В результате исследования истории культуры в разрезе интересующего нас предмета, мы можем дать следующее определение почетного места.

Почетное место как структурный элемент Доски почета является абстрактной семиотической категорией культуры, позиционирующей социально поощряемый комплекс ценностных ориентаций индивида в его повседневной деятельности.

Портрет как семиотическая категория понятие несколько более обобщенное, нежели трактовка соответствующего жанра в истории живописи. В нашем случае портрет выступает в качестве идентификатора конкретной личности, юридического лица (фирмы) или даже продукта потребления. А, следовательно, включает в себя не только портретный жанр, но и эмблемы, имена собственные, идентифицирующие символы, например: Иван Иванович Иванов, Kinder surprise, ЛДПР, BMW, распятие, Веселый Роджер и т.д.

В результате изучения эволюции портрета как семиотической категории мы можем дать следующее определение рассматриваемому понятию.

Портрет как структурный элемент Доски почета является абстрактной семиотической категорией культуры, позиционирующей преимущественное положение исторической персоны или культурного артефакта в ряду таких же персон или родственных по своему содержанию объектов (артефактов).

Благодаря  взаимно дополняемому единству описанных элементов Доска почета является активным механизмом управления обыденным сознанием индивида в рамках его социализации.

Библиографический список:

1. Наталья Воронцова-Юрьева - СССР. Доска почета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Наталья Воронцова-Юрьева, 2011-2013. – Режим доступа: http://vorontsova-nvu.livejournal.com/421757.html – Загл. с экрана
2. Доска почета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Библиотека DJVU, 2013 – БСЭ. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article032557.html – Загл. с экрана
3. Правила внутреннего трудового распорядка – БСЭ – Яндекс.Словари [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – ООО «Яндекс», 2001-2013. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D 0%A1%D0%AD/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%D0 %BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%8 2%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0% D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0/ – Загл. с экрана
4. Андреевский Г. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940 годы скачать бесплатно электронная библиотека истории России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Библиотека Гуммер – история, 2013 – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/andr_povsg/08.php – Загл. с экрана
5. Леоненко, ПМ, Юхименко, ПИ. Экономическая история [текст]: учебник / ПМ Леоненко, ПИ Юхименко, – М, Знания-Пресс, 2004. - 499c.
6. Красный – Толковый словарь Даля – Яндекс.Словари [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – ООО «Яндекс» 2001-2013 – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D 0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0% B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9A%D0%A0%D0%9 0%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99/ – Загл. с экрана
7. Любимый цвет китайцев красный и желтый – Китай и китайцы – Мудрость Китая [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Мудрость Китая 2009-2013 – Режим доступа: http://kitaia.ru/kitay-i-kitaycy/ljubimyi-cvet-kitaycev – Загл. с экрана
8. Общие положения – Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ \ Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – КонсультантПлюс, 1997-2013 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_38.html – Загл. с экрана
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) № 131-ФЗ, от 06.10.2003 \ Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – КонсультантПлюс, 1997-2013 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ – Загл. с экрана
10. Римский скульптурный портрет – Википедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Wikimedia Foundation, Inc, 29.10.2013 – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8 %D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 – Загл. с экрана
11. Snow, E. Red Star Over China [текст] / E Snow, – Read Books, 1937. – 464 p.
12. Доска почета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – МБУ «Городской информационный центр», 2013 – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/Heroes/Default.aspx – Загл. с экрана
13. Доска почета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Науменко Виталий, 2013 – Режим доступа: http://egorlik100.narod.ru/doska.html – Загл. с экрана
14. Электронная доска почета Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Министерство социальной защиты населения УР, официальный сайт, 2011-2013 – Режим доступа: http://minsoc.udmurt.ru/board/ – Загл. с экрана
15. Доска почета учителей России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Интерстронг, 2013 – Режим доступа: http://доскапочета.учителяроссии.рф/ – Загл. с экрана
16. Доска Почета России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Доска Почета Росси, 2013 – Режим доступа: http://доска-почета-рф.рф/ – Загл. с экрана
17. День матери [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Гимназия №18 города Краснодара, 2013 – Режим доступа: http://www.school18.kubannet.ru/doska_pocheta.htm – Загл. с экрана
18. Почта Росси. Коллектив. Лучшие сотрудники Почты России. Доска почета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – ФГУП «Почта России», 2013 – Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/collective/ru/var/www/sotrudniki/desk – Загл. с экрана
19. Доска почета школьников [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Средняя общеобразовательная школа №1 МО Сортавалла, 2013 – Режим доступа: http://10417s1.edusite.ru/p26aa1.html – Загл. с экрана
20. Доска почета класса – Сайт Солнечный, учитель начальных классов Селезнева Елена Васильевна, ЧОУСОШ Личность [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Школа Личность, 2010-2012 – Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/doska-pocheta/doska-pocheta-klassa.html – Загл. с экрана
21. Школа №1 г. Советская Гавань – Доска почета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – МОУ СОШ №1 г. Советская Гавань Хабаровского края, 2013 – Режим доступа: http://school1svg.ucoz.ru/index/doska_pocheta/0-72 – Загл. с экрана
22. Доска почета 12-13 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Негосударственная школа «УНА» г.Москва, 2013 – Режим доступа: http://www.school-una.ru/index.php?id=203 – Загл. с экрана
23. Китай. Шанхай, Ханчжоу, Гуанчжоу, заводы сварочного оборудования [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Записки странствующего слесаря, 2013 – Режим доступа: http://www.udarnik-truda.ru/puteshestviya/china-2010/china-2010.htm – Загл. с экрана
24. Стронг, Анна Луиза – Википедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Wikimedia Foundation, Inc, 30.10.2013 – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D1%8 3%D0%B8%D0%B7%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3 – Загл. с экрана
25. Огонёк: Доска почета олигархов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – И Бараникас, – Огонек 1899-2013 – Режим доступа: http://www.ogoniok.com/archive/2003/4827/48-18-19/ – Загл. с экрана
26. Зиммель, Георг. Избранное. Том первый. Философия культуры [текст] / Георг Зиммель, - М, Юристъ, 1996. – 671с.
27. Гуревич, П. Культурология – электронная библиотека истории культуры [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Библиотека Гумер – гуманитарные науки, 2013 – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gur_kult/01.php – Загл. с экрана
28. ГЛАВА ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7.02.2011 г №7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОСКЕ ПОЧЕТА… [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Региональное законодательство, 2013 – Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1137264 – Загл. с экрана
29. ДОСКА ПОЧЕТА ОДИНЦОВСКОГО РАЙОНА Электронная Одинцовская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Электронная Одинцовская Энциклопедия, 2013 – Режим доступа: http://www.book.odin-fakt.ru/fakt/142/ – Загл. с экрана
30. Лотман, ЮМ. Статьи по семиотике и топологии культуры. Избранные статьи в трех томах. Том I [текст] / ЮМ Лотман, - Таллин, Александра, 1992. – 482с




Рецензии:

9.12.2013, 20:14 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья представляет определенный интерес и заслуживает внимания. Однако есть некоторые замечания: по автору "Что же она представляет собой в этот момент?" (????????)корректнее было бы употребить выражение "Что же она представляет собой на данном этапе (или на данном этапе развития общества) и т.д.Автору также необходимо усилить выводы.

09.12.2013 22:22 Ответ на рецензию автора Бакуменко Геннадий Владимирович:
Спасибо. Некорректность исправил. "Усилить выводы" - что Вы имеете в виду, Наталья Леонидовна

21.12.2013, 14:09 Гаевская Татьяна Ильинична
Рецензия: Автор выбрал очень интересную тему, которая имеет право на исследование. Создается впечатление что это тезисы, а не статья: во-первых, не определена цель и объект статьи; во-вторых, кто изучал или интересовался этим вопросом (по тексту становится понятно, что этим вопросом занимались, но нужно об этом сказать во вступительной части статьи).
21.12.2013 23:23 Ответ на рецензию автора Бакуменко Геннадий Владимирович:
Уважаемая Татьяна Ильинична! Кроме обозначенной в статье заметки Натальи Воронцовой, автору не известны исследования Доски почета. Потому в тезисной форме была предпринята попытка определения предмета исследования. 02.01.14 запланирована публикация: Коммуникационный потенциал Доски почета как формы культуры // Культура и образование. – Январь 2013. - № -7 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/01/1181 В ближайшее время возможна дополнительная публикация по этой теме и на страницах данного ресурса

18.06.2015, 23:32 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Данная статья написана на довольно неожиданную тему. Безусловно, она представляет интерес как попытка анализа феномена советской (или шире - социалистической) повседневности. Несколько спорно сопоставление автора советской Доски почета с капиталистическим списком Форбса. Все таки последний - это не список "ударников" труда, а скорее материал для Доски "Их скоро будет разыскивать полиция", т.е. список самых больших воров и мошенников, которые украли так много, что полагают, что деньги спасут их от всех напастей! Статья рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

23.12.2013, 16:01 Гаевская Татьяна Ильинична
Отзыв: Уважаемый, Геннадий Владимирович! Так и напишите, что эта тема не изучалась, а лишь затронута в статье Воронцовой Н., а Вами предпринята, впервые, попытка изучить эту проблему. Это будет и новизной, и проблемой. Я думаю, что у Вас подучится очень интересное исследование. Удачи!


Оставить комментарий


 
 

Вверх