кандидат культурологии
Армавирский социально-психологический институт
преподаватель кафедры общих социальных и гуманитарных наук
Наталья Воронцова на страницах «LiveJournal» [1] представляет Доску почета в качестве артефакта советской культуры. Однако внимательное изучение истории Доски почета позволяет нам утверждать, что её историко-культурные основания, по существу причины её появления и развития, уходят вглубь веков, по меньшей мере, на шесть тысяч лет, а наиболее яркий ранний прототип предмета нашего внимания принадлежит культуре Древнего Рима 509-27 гг. до НЭ [10]. Кроме того есть основания полагать, что китайцы считают Доску почета (Красную доску) собственным национальным изобретением [11; 317].
Попытаемся описать и определить этот предмет.
По статье Большой Советской Энциклопедии [разрядка автора]: «Доска почёта – одна из форм морального поощрения трудящихся в СССР. Доска почета предусмотрена типовыми Правилами внутреннего трудового распорядка 1957 года, а также уставами о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства. На Доску почёта заносятся имена работников, отличившихся в социалистическом соревновании, выдающихся рационализаторов и новаторов производства, помещаются их фотографии и краткое описание трудовых успехов. Доски почёта учреждены на предприятиях (в том числе в цехах), в колхозах, районах, областях, краях, республиках. Решение о занесении на Доску почёта принимается фабричными, заводскими или местными (цеховыми) комитетами совместно с администрацией, а на Доску почёта района, области, края, республики — совместно с соответственными государственными, хозяйственными и профсоюзными органами» [2].
Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), регламентировавшие использование Доски почета на предприятиях, изменялись в СССР 1957, 1972, 1984 гг. Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС [3].
О том, как Доска почета возрождается в послевоенное время в Москве (1947г.) в качестве элемента системы морального стимулирования трудящихся, упоминает Г.Андреевский [4].
По окончании Второй мировой войны СССР экспортировал собственный опыт партийно-хозяйственного и государственного управления в страны Центральной и Восточной Европы [5; 327].
Мы можем предполагать, что экспортировалась также идея и структура социалистического соревнования, в рамках которой получила развитие Доска почета советского типа. На этом этапе рассматриваемый нами артефакт советской культуры приобретает относительно законченную форму.
Как правило, Доска почета – прикрепленный к стене или отдельно стоящий прямоугольный щит или стенд с именами и (или) портретами ограниченного числа лиц, заслуги которых признаны достойными общественного поощрения.
Место расположения Доски почета в помещении или под открытым небом обусловлено визуальной её доступностью для наибольшего числа людей.
Наиболее распространенные оформительские цвета Доски почета: красный, желтый, голубой, белый, оттенки голубого, красного, желтого, золотого, зеленого. В Китае и в советский период в России преобладает красный цвет, символизирующий цвета государственных флагов КНР и СССР, и имеющий глубокие историко-культурные символические связи с категориями правильного, прекрасного, богатого, свободного, праздничного [6], [7].
В СССР Доска почета использовалась в Советской армии, в учреждениях культуры и образования, на предприятиях и в организациях, не зависимо от структуры и ведомственной принадлежности. Известны так же, и до сих пор применяются, муниципальные (государственные) Доски почета (поселковые, городские, районные и пр.), имеющие кроме общественного статуса и статус признания официальной властью некоторых заслуг отдельных граждан, при их декорировании приняты элементы государственной и муниципальной символики (цвета, флаги, гербы).
В настоящее время в России принятие на предприятиях Правил внутреннего трудового распорядка определяется статьями 189, 190 ТК РФ [8]. Однако, в отличие от трудового законодательства СССР, из ТК РФ, согласно европейской правовой практике, исключены нормы морального стимулирования трудящихся. Т.е. Доски почета на предприятиях и организациях отданы на откуп руководства этих учреждений и трудовым коллективам.
Муниципальные Доски почета организуются в городах и в районных сельских центрах современной России с опорой на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) № 131-ФЗ, от 06.10.2003г. в действующей редакции от 22.10.2013г [9] по решению муниципального руководства или местных советов (примеры: [28], [29]).
Сегодня в Рунете можно встретить множество примеров электронной Доски почета: муниципальной [12], [28], [29] частной [13], ведомственной и корпоративной [14], [18], общественной [15], [16], школьной [17], [19], [20], [21], [22].
Мы можем наблюдать на примере электронных и муниципальных Досок почета адаптацию артефакта советской культуры к меняющимся культурным условиям новой России.
Кроме того, в Китае и по нынешний день Доска почета имеет массовое распространение в различных учреждениях: «В аэропорту мне попалась китайская Доска Почета, вообще Доски Почета у них имеются везде, но все как-то было недосуг фотографировать, а тут попался прекрасный экземпляр, к тому же очень удобный для фотосъемки» [23]. Если учесть свидетельство Эдгара Сноу [11; 317] со слов Мао Цзэдуна, что к 30 г. XX века «Красная доска» (аналог Доски почета) представляют собой в коммунистическом Китае мощное средство пропаганды нового (коммунистического) образа жизни, и опирается на традицию «Красного павильона», введенную в XIV веке основателем династии Мин императором Хунъу, то можно было бы считать Доску почета артефактом Китайской культуры, привнесенным на почву Советской России в начале XX века американскими журналистами Эдгаром Сноу и Анной Луизой Стронг [24].
Однако и в западной культуре, жестко оппонирующей в идеологических позициях коммунистическим социальным экспериментам весь XX век, мы встречаем аналоги Доски почета: «...В 1918 году журнал «Форбс» впервые опубликовал список самых богатых американцев. Он включал в себя 30 человек, и их состояние измерялось не миллиардами, а миллионами - доллары другие были. Журнал тогда пояснил, что сведения о личных состояниях почерпнуты из налоговых деклараций, а также из информированных оценок, высказанных «ведущими банкирами Америки». С 1982 года «Форбс» стал публиковать списки самых богатых ежегодно…» [25]. Кроме ежегодной «доски почета» «Форбс» мы можем упомянуть массу современных рейтинговых исследований различных агентств, пример Голливудской «Аллеи славы», Досок почета образовательных и научных учреждений, частных клубов, гостиниц, ресторанов и пр.
Мы можем наблюдать во второй половине XX-го века распространение Доски почета в повседневной культуре наиболее интегрированных, так называемых, развитых стран: СССР (Россия и постсоветское пространство), Китай, США, европейские государства. Распространенность и популярность Доски почета может объясняться ведущей мотивацией повседневной деятельности подавляющего большинства жителей этих стран (ориентацией на успех), а Доска почета, в информативном плане, как раз и демонстрирует примеры успеха.
Отдельно необходимо акцентировать внимание на культуроформирующей (репродуктивно-созидательной) особенности изучаемого предмета: Доска почета не только демонстрирует примеры успешной повседневной деятельности, но одновременно мотивирует и направляет повседневную деятельность людей на успех. Т.е. является социально активным инструментом управления массовым и индивидуальным обыденным сознанием.
Таким образом, рассматривать Доску почета в качестве артефакта (понятие артефакта мы уточняем по П.Гуревичу [27]) какой либо локальной культуры, можно лишь изучая некоторые локальные особенности предмета. А для его определения мы должны принять, что имеем дело с некоторой культурной формой (возьмем понятие культурной формы Георга Зиммеля [26; 482-487]), получившей в XX веке широкое распространение в интегрированных культурах различных стран.
Мы определяем Доску почета как форму культуры, форму визуализации и публикации общественного признания социальной группой заслуг отдельной личности (отдельного культурного артефакта) перед данной группой и (или) перед более широкой общественностью в ряду с ограниченным кругом лиц (ограниченным кругом артефактов).
В информативном плане Доска почета обязательно обнародует сведения о победе (личном достижении) указанных на ней лиц (учреждений или товаров) в некотором общественном соревновании. И, как следствие, обнародование имен номинантов Доски почета носит характер общественной награды и морального поощрения конкретных лиц (учреждений или товаров) за их заслуги перед обществом.
Рассматриваемая нами культурная форма Доски почета помимо своих проявлений в материальной и художественной культуре раскрывает свое содержание в процессе изучения эволюции (культивации) её семиотического значения [30, с. 12-25]. Как знак Доска почета представляет собой единство структурных семиотических элементов: почетное место и портрет.
Категория почетного места известна с древнейших времен в истории культуры. Она реализуется в пространственном (ландшафтном или архитектурном), культовом и социальном планах. Почетное место тесно связано с пониманием величия, преимущества, приоритета. Эволюцию этой категории мы можем проследить в истории культуры всех народов, начиная с эпохи Шумерской цивилизации.
В результате исследования истории культуры в разрезе интересующего нас предмета, мы можем дать следующее определение почетного места.
Почетное место как структурный элемент Доски почета является абстрактной семиотической категорией культуры, позиционирующей социально поощряемый комплекс ценностных ориентаций индивида в его повседневной деятельности.
Портрет как семиотическая категория понятие несколько более обобщенное, нежели трактовка соответствующего жанра в истории живописи. В нашем случае портрет выступает в качестве идентификатора конкретной личности, юридического лица (фирмы) или даже продукта потребления. А, следовательно, включает в себя не только портретный жанр, но и эмблемы, имена собственные, идентифицирующие символы, например: Иван Иванович Иванов, Kinder surprise, ЛДПР, BMW, распятие, Веселый Роджер и т.д.
В результате изучения эволюции портрета как семиотической категории мы можем дать следующее определение рассматриваемому понятию.
Портрет как структурный элемент Доски почета является абстрактной семиотической категорией культуры, позиционирующей преимущественное положение исторической персоны или культурного артефакта в ряду таких же персон или родственных по своему содержанию объектов (артефактов).
Благодаря взаимно дополняемому единству описанных элементов Доска почета является активным механизмом управления обыденным сознанием индивида в рамках его социализации.
Рецензии:
9.12.2013, 20:14 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья представляет определенный интерес и заслуживает внимания. Однако есть некоторые замечания: по автору "Что же она представляет собой в этот момент?" (????????)корректнее было бы употребить выражение "Что же она представляет собой на данном этапе (или на данном этапе развития общества) и т.д.Автору также необходимо усилить выводы.
23.12.2013, 16:01 Гаевская Татьяна Ильинична Отзыв: Уважаемый, Геннадий Владимирович! Так и напишите, что эта тема не изучалась, а лишь затронута в статье Воронцовой Н., а Вами предпринята, впервые, попытка изучить эту проблему. Это будет и новизной, и проблемой. Я думаю, что у Вас подучится очень интересное исследование. Удачи! |