Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Медицина
Размещена 01.10.2013. Последняя правка: 07.10.2013.
Просмотров - 2679

ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Пирогова Мария Владимировна

Поволжский государственный технологический университет

магистрант

Низова Людмила Михайловна (доктор экономических наук, профессор кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета)


Аннотация:
В статье раскрываются социальные и медицинские аспекты детской инвалидности. Изучены состояние, проблемы и трудности детской инвалидности, проведён социологический опрос двух категорий респондентов: родителей детей с ограниченными возможностями и специалистов социальной работы по реабилитации, определены формы и методы реабилитации детей-инвалидов и социализации в общество на примере Республики Марий Эл.


Abstract:
В статье раскрываются социальные и медицинские аспекты детской инвалидности. Изучены состояние, проблемы и трудности детской инвалидности, проведён социологический опрос двух категорий респондентов: родителей детей с ограниченными возможностями и специалистов социальной работы по реабилитации, определены формы и методы реабилитации детей-инвалидов и социализации в общество на примере Республики Марий Эл.


Ключевые слова:
здоровье, медицинская реабилитация, интеграция, социум, дети-инвалиды, социальная адаптация.

Keywords:
health, medical rehabilitation, socialization, society, children with disabilities, social adaptation.


Проблема инвалидности насчитывает многовековую историю. Очень долго данная проблема считалась в основном медицинской и ее решение являлось прерогативой врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной.
Социологический подход к оценке инвалидности в разных интерпретациях использован И. Гоффманом (концепция стигматизации), Т. Парсонсом (концепция роли больного), К. Девисом (структурно - функциональный анализ), в российской социологии Е.Р. Ярской - Смирновой (социокультурная теория нетипичности), Н.И. Скок (анализ социальной политики государства в отношении инвалидов). Различные аспекты феномена инвалидности и социальной реабилитации проанализированы и внесены категории реабилитационного потенциала инвалида в трудах В.П. Белова, Л.И. Ваймана, М.В. Коробова. Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой технологий социальной реабилитации.

В современных условиях подходы к изучению проблем, связанных с инвалидностью, становятся более дифференцированными. В частности, М.Н. Реут вскрывает особенности социализации неслышащей молодежи, Д.В. Ильичев социальную реабилитацию лиц с комплексным дефектом - слепоглухота . Появился целый ряд работ по проблемам детей - инвалидов и исследованию семьи, в которой воспитывается особый ребенок (О.Ю. Иванова, Л.Ю. Савина, А.А. Хачирова, Е.В. Шлогова, Е.Р. Ярская - Смирнова). 
Актуальность проблемы исследования обусловлена ростом численности  детей-инвалидов и обострением проблем их здоровья и реабилитации. По данным Росстата численность детей с ограниченными возможностями составляет 570 тысяч [6], а в Республике Марий Эл более 2500 тысяч. Аргументом усиления внимания государства к данной проблеме является принятие программы «Доступная среда» на 2011-2015 года как в стране, так и в Республике Марий Эл. К этому вопросу было привлечено внимание общественности Президентом Российской Федерации: «У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов…Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда» [2].
Учитывая остроту данной проблемы Правительство Республики Марий Эл  в последнее время предприняло ряд конкретных мер:
1.Принято Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2011 года №172 «О республиканской целевой программе «Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы» [4]. Для решения вопросов трудоустройства и интеграции инвалидов в  общество, приняты меры по реабилитации, главными из которых являются: трудовая, медицинская, социальная, профессиональная, психологическая.

Статистические наблюдения за 2012 г. показали, что  разработано 1576 (63%) индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов или 100% из числа признанных инвалидами. При этом  установлена нуждаемость в технических средствах реабилитации  в 711 (28%) случаях, из них рекомендовано обеспечение:ортопедической обувью в 390 (16%) случаях;протезно-ортопедическими изделиями в 229 (9%) случаях;абсорбирующим бельем, подгузниками – в 112 (4%) случаях;тростями опорными и тактильными, костылями, опорами – в 106 (4%) случаях;кресло-колясками – в 90 (4%) случаях;слуховыми аппаратами – в 59 (2%) случаях;противопролежневыми матрацами, подушками – в 14 (1%)случаях;кресло-стульями с санитарным оснащением – в 7 случаях;специальными средствами при нарушениях функций выделения – в 5 случаях;специальными устройствами для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения – в 3 случаях.

В соответствии с ИПР проводится медицинская реабилитация: восстановительная терапия – 1576 чел.(63%); реконструктивная хирургия – 223 чел.(9%) и санаторно-курортное  лечение – 316 детей-инвалидов (13%).

В рамках психолого-педагогической реабилитации  получают: дошкольное воспитания и обучения общего назначения – 189 чел.(8%), а с отклонениями в развитии – 68 (3%); школьное образование: общего   назначения – 370 (15%), в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в   развитии – 378 (15%) и на дому по специальным программам – 64 (3%).

По направлению профессиональная ориентация обучаются: в профессионально-технических училищах системы органов социальной защиты населения – 4;в техникумах и профессионально-технических училищах системы образования – 19 (1%);  в высших учебных заведениях –3 ребёнка инвалида.

Данные статистические наблюдения подтверждают, что дети-инвалиды находятся в центре внимания медицинских, образовательных и социальных учреждений республики. В 2012 году они получили 4936 услуг (свыше 100%), то есть практически каждый из них - две услуги.

2.Реализуется  Постановление Правительства РМЭ от 4 октября 2010 № 260. О республиканской целевой программе "Доступная среда" на 2011-2015 годы [1]. В масштабах республики устанавливаются пандусы в учреждениях социального обслуживания и местах общего пользования; в г.Йошкар-Ола открыты 6 спецрейсов автобусов к пунктам доставки инвалидов на лечение; работают два социальных такси; функционируют специализированные детские учреждения для дошкольного образования (слабовидящих -  «Хрусталик») и дом-интернат для слабослышащих детей-инвалидов; введено дистанционное обучение  при Государственном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей Бауманский». Определенное внимание уделяется комплексной реабилитации детей-инвалидов. В 2012 г. детскими социальными учреждениями обслужено 467 (19%) детей-инвалидов    и 290 (12%) воспитывающих их семей. За счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках республиканской целевой программы «Доступная среда» приобретено компьютерное оборудование на сумму 340,0 тыс. руб. для Йошкар-Олинского и Волжского реабилитационных центров.

Службой «Социальное такси», созданной на базе Волжского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Савинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей,  выполнено более  2000 заявок.  В 18 учреждениях системы социальной защиты установлены пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов.

Всё это облегчает интеграцию детей-инвалидов в общество и способствует беспрепятственному доступу к объектам лечебной и образовательной инфрастуктуры.

3.Разработаны меры социальной поддержки, оказанию социальных услуг и адресной социальной помощи семьям с детьми инвалидами, находящимися  в трудной жизненной ситуации.

4.Функционирует реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка», в котором ежегодно предусмотрены специальные  группы из числа детей-инвалидов и за последние три года реабилитацию прошли более 500 детей с ограниченными возможностями.

5. В Республике Марий Эл с 1999 года функционирует ГБУ РМЭ « Центр патологии речи и нейрореабилитации, нейросенсорных и двигательных нарушений», известного как в России, так и зарубежом. В нём проводится стационарное лечение инкурабельных (неизлечимых) больных по Новым медицинским технологиям, разработанным доктором медицинских наук, профессором, депутатом Государственного собрания Республики Марий Эл Севастьяновым Виктором Викторовичем и кандидатом медицинских наук Глазуновой Наталией Юрьевной.

На базе данного учреждения ежегодно проходят лечение более 900 пациентов, из которых каждый пятый ребёнок-инвалид, а эффективность составляет 97%.

Вышеуказанные примеры адресной, индивидуальной работы как с детьми-инвалидами, так и с их родителями позволили сократить в 2012 году первичный выход на инвалидность среди детского населения уменьшился по сравнению с 2009 годом на 12,6 %  [7].

Однако, проблема инвалидизации детей продолжает иметь место.  В целях уточнения причин и следствий этого нами проведено социологическое исследование двух категорий респондентов: специалистов по реабилитации (100%) и родителей детей-инвалидов (77%).

По мнению специалистов медико-социальной экспертизы необходимо строго соблюдать сроки проведения реабилитационных мероприятий в каждом лечебно-профилактическом учреждении, на основе установленного ими диагноза в день направления на медико-социальную экспертизу. Для её качественного проведения предлагается обучение  медицинских работников, ответственных за оформление документации в соответствие с требованиями Административного регламента по исполнению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и информированию об услугах по реабилитации инвалидов. Существенными недостатками по их мнению являются:
отсутствие собственного специализированного помещения для освидетельствования и переосвидетельствования лиц с ограниченными возможностями;
- слабая материальная база: недостаточное оснащение современным диагностическим оборудованием для проведения экспертно - реабилитационной диагностики, отсутствие поручней, пандусов, приспособленных санузлов;
- дефицит воспитателей и педагогов - дефектологов, в силу низкой оплаты труда.

Родители детей-инвалидов выделяют проблему больших очередей; частое  прохождение освидетельствования и большое количество врачей-специалистов при медосмотре, а также громоздкий документооборот и отсутствие обслуживания клиентов в одно окно.

В качестве мер по облегчению освидетельствования ребенка с особыми нуждами специалисты по реабилитации признали необходимость:
за месяц до переосвидетельствования обследовать ребенка в стационаре и оформлять направление на медико - социальную экспертизу, для того чтобы проследить ухудшение или улучшение назначенных реабилитационных мероприятий;
освидетельствовать в стационаре при очередном стационарном лечении в присутствии лечащего врача;
создать игровую комнату и комнату психологической разгрузки;
укомплектовать педиатрическое бюро- воспитателями, педагогами - дефектологами;
повысить качество обслуживания клиентов, используя технологию одного окна.

Обобщая результаты теоретического, аналитического и социологического исследования, мнения респондентов о имеющихся проблемах и трудностях в реабилитации детей-инвалидов напрашивается вывод о том, что необходимо провести большую, рутинную работу по реализации программы «Доступная среда» общими силами всех заинтересованных органов и организаций. По нашему мнению, первоочередными мерами по снижению инвалидности детей на мезоэкономическом уровне могли бы быть:
1. Cовершенствование  законодательной базы  защиты детей с ОВЗ путём введения в научный оборот терминов «дети-инвалиды» и «социализация детей-инвалидов» и гарантий семьям, в том числе приемным, воспитывающих детей-инвалидов.

2. В сфере здравоохранения продолжить  работу по программе «Дети особой заботы», создать республиканский центр по реабилитации и интеграции детей- инвалидов в общество при Министерстве здравоохранения Республики Марий Эл.

3. При поддержке Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ продолжить работу для обеспечения равного доступа инвалидов к информации. Республиканской библиотекой для слепых за счет собственных кредитов пополнить книжный фонд литературой плоскопечатного, укрупненного, рельефно-точечного шрифта, аудиокнигами на кассетах, электронными изданиями на флэш-картах. В целях социокультурной и трудовой реабилитации, повысить конкурентноспособность инвалидов по зрению в тифлоинформационном центре, путем проведения курсов по современным адаптивным компьютерным технологиям, программным средствам, работе в интернете. Республиканской библиотекой для слепых в рамках социокультурной реабилитации инвалидов по зрению проводить: интеллектуальные игры, обзоры журналов , организовывать семинары «Мир через книгу». Республиканская детская библиотека продолжит сотрудничество со специализированными детскими учреждениями такими, как: Специальная коррекционная общеобразовательная школа г. Йошкар-Олы № 2, Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для принятия детей и их профессионального сопровождения, коррекционные группы детских садов.

4. При поддержке Министерства спорта Республики Марий Эл создание доступной среды для детей-инвалидов, путем  проведения спортивно-массовых мероприятий, участие во Всероссийских и международных соревнованиях. Поддержание графика работы спортивных сооружений республики, когда выделяется специальное время инвалидам для занятий спортом, для того, чтобы инвалиды могли заниматься с 50-ти процентной скидкой во Дворце водных видов спорта, Водном дворце «Йошкар-Ола».

5. При поддержке Департамента занятости продолжить оказывать государственные услуги детям-инвалидам по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности и профессионального обучения.

6. По линии Минобрнауки развивать дистанционные и инклюзивные формы обучения.

7. Повышение эффективности деятельности службы МСЭ: увеличение общей площади кабинетов; наличие собственного специализированного помещения; оснащение учреждения современным диагностическим оборудованием;  создание игровой комнаты и комнаты психологической разгрузки; создание сайта бюро медико-социальной экспертизы в Республике Марий Эл.

8. Качественная, полная и своевременная реализация намеченного комплекса мер в области улучшения доступа к объектам инфраструктуры:  создание специальной парковки для инвалидов, открытие специальных магазинов и пунктов бытового обслуживания, продолжить установление пандусов, поручней, специально-оборудованного транспорта и социальное такси  и т.д.

9. Строгое выполнение Административного регламента и современных требований обслуживания клиентов в одно окно, установление аппарата электронного управления очередью и световые табло, введение электронного документооборота между министерствами и ведомствами, принимающими участие в лечении, медико-социальной экспертизе, реабилитации, социальном и пенсионном обеспечении граждан.

Всё это позволит, по мнению авторов, повысить качество здравоохранения, эффективность реабилитационных мероприятий и интеграцию детей-инвалидов в общество в рамках программы «Доступная среда».

Библиографический список:

1. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 5декабря 2008 г.//Рос.газета.-2008.-6 ноября.-№230.
3. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2011 года №172 «О республиканской целевой программе «Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы».
4. Основные показатели деятельности бюро медико-социальной экспертизы. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст. www.gks.ru.
5. Информация о деятельности Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл». Йошкар-Ола, 2011.




Рецензии:

5.10.2013, 18:56 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия: Рецензия на статью ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)Пироговой Марии Владимировны. Тема статьи выбрана очень своевременно и злободневно. О людях (и особенно детях)с ограниченными возможностями знают все, однако стараются эту тему не поднимать, не затрагивать. Люди с особыми потребностями нуждаются не в жалости, не в пиаре, а в реальной помощи (помощи со стороны многих специалистов и организаций). В статье приведены интересные факты и данные социологических исследований. Статья заслуживает внимания. к.мед.н. Остапенко О.В.

3.11.2013, 19:13 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Автором проведена качественная работа по теоретическому обобщению вопросов этой злободневной и актуальной проблемы. Само социологическое исследование прослеживается с трудом. Очевидно, это лишь завершающий фрагмент широкомасштабного исследования автора, в котором представлен отчет и предложения рекомендательного плана. Тем не менее, работа заслуживает внимания специалистов медицинского, социального и педагогического направления. С уважением, Лахтин Ю.В.

12.11.2013, 23:13 Король Дмитрий Михайлович
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Она носит социологический характер, но, к сожалению, лишена полноценных выводов. С трудом различимы авторские утверждения и цитаты обзора других первоисточников. После смысловой и структурной редакции статья может быть принята для публикации.



Комментарии пользователей:

2.10.2013, 9:45 Косова Светлана Алексеевна
Отзыв: Благодарю автора на статью на такую актуальную тему. В работе отражены не только проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми с ограниченными способностями, но и пути их решения на различных уровнях. В качестве рекомендации - пишите пожалуйста процентное соотношение рядом с цифрами.


Оставить комментарий


 
 

Вверх