Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Педагогика
Размещена 15.10.2013.
Просмотров - 3677

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ИНТЕНСИФИКЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рыжкова Анна Юрьевна

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды

аспирант третьего года обучения, кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы

Аннотация:
В статье исследованы приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения. Интенсификация обучения рассматривается как дидактический принцип обучения в современном ВУЗе. Выявлены наиболее эффективные приемы формирования позитивной мотивации к обучению. Среди этих приемов отобраны, те которые влияют одновременно на несколько мотивов студентов, а следовательно способствуют интенсификации обучения студентов экономических специальностей. В статье доказано, что отобранные приемы так же влияют на формирование мотивов студентов и профессиональные функций экономистов.


Abstract:
. The methods of positive motivation formation to the intensification of learning is researched in the article. Intensification of learning is considered as a didactic principle of learning in the modern university. The most effective methods of positive motivation formation to learning are shown up in the article. Those that affect students several motives are selected among these techniques, and hence contribute the intensification of learning students of economic specialties. The fact that the selected methods have the same effect on the formation of students motives and functions of professional economists are proved in the article.


Ключевые слова:
интенсификация обучения, позитивная мотивация к интенсификации обучения, приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения, кредитно-модульная система обучения

Keywords:
Keywords. Intensification of leaning, positive motivation to intensification of learning, techniques of positive motivation to intensification of learning, formation, credit based modular learning.


Внедрение кредитно-модульной системы в процесс обучения в современной высшей школе Украины требует использования новых путей - подходов, технологий, систем, форм и методов обучения. Одним из таких путей является внедрение принципа интенсификации обучения, условий его реализации, среди которых использование информационных технологий, организация усвоения тайм-менеджмента, формирование позитивной мотивации к интенсификации обучения. Особого внимания требуют приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения в современных ВУЗах как дидактического условия реализации принципа интенсификации обучения.

Целью статьи является определение приемов формирования положительной мотивации к интенсификации обучения студентов экономических специальностей. Заданиями статьи являются: 1) раскрытие сущности позитивной мотивации к интенсификации обучения студентов экономических специальностей; 2) определение наиболее эффективных приемов формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения.

Под интенсификацией обучения в современном ВУЗе мы понимаем – принцип обучения в вузе, на современном этапе, в условиях кредитно-модульной системы - это дидактический принцип обучения в вузе, который целенаправлен на всех субъектов учебного процесса, обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, оптимизируя использование времени, активизируя познавательную деятельность студентов, направленный на подготовку конкурентоспособных работников. Целью принципа интенсификации обучения являются качественные изменения в обучении при уменьшении временных затрат на аудиторное обучение; интенсификация обучения тесно связана с принципом активизации и оптимизации, но является отдельным принципом, так как имеет свою методологию, содержание, формы, методы, средства, технологии внедрения в учебный процесс. Под мотивацией к интенсификации обучения мы понимаем внутренние стимулы студентов к систематическому посещению ВУЗа, к быстрому, качественному и самостоятельному усвоению знаний с целью удовлетворения собственных стимулов к обучению. Нами были определены основные мотивы обучения студентов в современном ВУЗе и уточнена их классификация – познавательные мотивы, профессиональные мотивы, социальные мотивы. Как показало проведенное нами анкетирование студентов ХНПУ имени Г.С. Сковороды и ХАДИ, в основе мотивации к интенсификации обучения в основном лежат мотивы профессиональные и познавательные. Поэтому приемами формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения являются разнообразные приемы, которые имеют одновременное влияние на несколько мотивов студентов.

В педагогике изучены многие приемы формирования позитивной мотивации к обучению, их можно обобщить в таблицу 1, однако эти приемы работают в основном только на один или два мотива студентов, не являются достаточно совершенными в современных условиях. В то время как у студентов может присутствовать сразу несколько мотивов обучения, в том числе, к интенсификации обучения.

Таблица 1

Влияние приемов формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения на мотивы студентов

Приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения

Социальный широкий мотив

Социальный

узкий мотив

Познавательный

широкий мотив

Познавательный

узкий мотив

Творчества и самореализации

Профессиональный мотив

Дидактические игры

 

 

 

+

+

 

Стимулирование долга

показание перспектив

 

+

 

 

 

 

Стимулирование ответственности

 

+

 

 

 

 

Индивидуальный подход к формированию мотивации обучения

 

+

 

 

 

 

Учебный диалог, субъект-субъектное общение

 

 

+

 

 

 

Проблемное обучение

 

+

+

 

 

 

Доказательство и убеждение как процесс формирования долга и ответственности

 

 

 

 

 

 

Коллективные способы обучения

+

 

 

+

 

 

Обучение на собственном опыте

 

+

 

 

 

 

Создание портфолио студента

+

 

 

 

 

 

Создание ситуаций успеха

+

 

 

 

 

 

Мировое кафе

+

 

+

 

+

+

Открытый микрофон

+

 

 

+

 

+

Лестница Р.Харта

+

 

+

 

+

+

Живая библиотека

 

+

+

 

 

+

Кооперированное обучение

 

+

+

 

 

+

Менторство

 

+

 

+

+

+

Телефон доверия

 

+

 

 

 

+

Открытая трибуна

+

 

+

 

 

+

Мозговая атака

 

+

+

 

 

+

Электронный офис

 

+

 

+

+

+

 

Раскрывая новые приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения, мы отобрали приемы, учитывая данное нами выше определение этого понятия. Лестница участия Р Харта - ее сущность заключается в постепенном продвижении по всем этапам (ступеням) лестницы, которые показывают степень участия студентов во всех сторонах своей жизни – в том числе и учебы. Таким образом, студент понимает степень своего участия и ответственности за свою жизнь, учебу, определяет собственную активную жизненную позицию. Лестница Р.Харта имеет восемь уровней: манипуляция, декорация, символический (формальное участие), информирование и постановка задачи, информирование и консультирование, проявление инициативы преподавателя при принятии решения, инициатива и исполнение, проявление инициативы. Применение лестницы участия Р. Харта в обучении студентов как приема формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения возможно, поскольку студенты учатся сами принимать решение относительно себя, своей учебной деятельности, ее условий и содержания; быть ответственными за свои действия и выбор, также развиваются навыки самоорганизации. Для студентов экономических специальностей этот прием полезен для формирования профессиональных функций экономиста – организационной, плановой, аналитической, контрольной. Лестница Р. Харта является универсальным приемом реализации принципа интенсификации обучения, который может использоваться на всех дисциплинах и в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности с целью формирования мотивации к интенсификации более продуктивной деятельности у своих подчиненных.

Применимо к обучению в ВУЗах ее можно охарактеризовать следующим образом: первые три уровня - манипуляция (студентами руководят преподаватели вузов, студенты являются объектом педагогического и административного воздействия, не понимают, что происходит - такая ситуация обычно наблюдается со студентами первого курса в первый месяц обучения); декорация (студенты принимают участие в процессе обучения, или внеаудиторной работе, однако они не понимают все что и зачем происходит - студенты первокурсники, в первый триместр обучения); символический уровень (студенты понимают, что происходит , однако не могут свободно выразить свою точку зрения). Все эти уровни не являются уровнями участия, а наоборот это уровни без участия студентов в принятии решений. Степень участия студентов начинается с уровня информирования - преподаватели принимают решение, однако привлекают студентов, желающих, к выполнению определенных действий (например, сознательное участие студентов во вне аудиторной работе); информирование и консультирование - студенты понимают все, что происходит вокруг них, преподаватели принимают во внимание их мнение; проявление инициативы преподавателей при принятии решений вместе со студентами - инициатива, в реализации проекта принимается преподавателями, однако студенты участвуют на всех этапах реализации проектов, их вниманию прислушиваются преподаватели (выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ); инициатива и исполнение осуществляется силами студентов, однако преподаватели присутствуют на всех этапах, выполняют лишь вспомогательную или координирующую роль (участие студентов в научной работе по их желанию); проявление инициативы студентов, совместное принятие решений вместе с преподавателями - студенты создают проект, и получают консультации преподавателей, студенты имеют возможность получить опыт преподавателей, проявляют активность, самостоятельность, ответственность за принятие решений, выполнения задач (это могут быть коллективные индивидуальных научно-исследовательских работ, выполняемых определенными группами студентов, или уже непосредственно дипломные работы).

Используя этот прием, мы провели анкетирование 76 студентов экономического факультета Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, с целью определения их позиции на лестнице Р. Харта, т.е. с целью выяснения их жизненной позиции в ВУЗЕ и жизни. Студентам было за предложено ответить на вопросы, которые касались условиям обучения в ВУЗе; преподаваемых предметов; активности студентов в учебное и вне учебное время; что студенты хотели изменить/внедрить в обучение и т.д. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студентам тяжело одновременно работать над индивидуальными заданиями, написанием курсовых, и прочих работ, т.к. студентам не хватает времени на обучение; на первое место по эффективности усвоения материала студенты поставили – обучение других, затем использование аудио и видео материалов, групповые обсуждения, чтение, выполнение практических заданий, демонстрация, и на самое последнее место студенты поставили лекции как форму обучения. Данные результаты подтверждают Пирамиду обучения, которая была создана американскими учеными, и подтверждает, что обучение других, т.е. использование интенсивных тренинговых технологий – наилучшим образом могут интенсифицировать обучение. В целом, студенты оценивают свое положение в ВУЗе скорее пассивное, чем активное, и не желают принимать участие в различных мероприятиях университета, деятельности профкома, деятельности самоуправления, студенческих советах и т.д. Таким образом, это подтверждает, то что необходимо обучать студентов более интенсивными технологиями, давать им возможность быть услышанными, активными в процессе обучения и научить их этому.

Этот прием влияет на развитие профессиональных функций экономиста, а именно: организационной функции экономиста, т.к. студент следит за своим прохождением по лестнице и со временем понимает какие шаги необходимо предпринять для прохождения по лестнице; контрольной функции экономиста – на каждой ступени лестницы студент самостоятельно оценивает на сколько он задействован в обучении или любой другой деятельности; аналитической функции экономиста, поскольку влияет на развитие умения определять уровень производительности труда, системно анализировать деятельность подразделения, анализировать использование подразделения, оценивать результаты деятельности подразделения, относится к этой функции. Также прием влияет на плановую функцию экономиста, поскольку позволяет планировать систему мероприятий по повышению эффективности своего обучения.

Еще одним новым из приемов формирования у студентов экономических специальностей позитивной мотивации к интенсификации обучения можно назвать менторство, которое является очень схожим с понятием наставничество, однако имеет отличия. Главным отличием является то, что наставник назначается для того, чтобы обучать одного человека на рабочем месте, а ментор работает с небольшим количеством людей в процессе обучения. Наставником может быть студент старшего курса, который учит первокурсников адаптироваться к условиям обучения в ВУЗе, жизни, работе. Ментор же работает над профессиональным и личным становлением человека как личности, а наставник ставит целью только научить выполнять функции. Ментор это тот самый наставник, однако, он является более высококвалифицированным профессионалом, поскольку не просто рассказывает своему ученику о предстоящей его профессию и учит его. Одной из главных задач ментор ставит формирование позитивной мотивации к получению профессии, самосовершенствования и развития. Для студентов экономических общностей менторами могут быть преподаватели, которые не только работают в ВУЗах, но, так же имеют опыт работы экономистом, то есть имеют практические навыки, и специалисты - практики, как и достигли вершин профессионального мастерства, профессионального успеха и признания и хотят помочь тем, кто нуждается в жизни в поддержку или стоят на жизненном пути. Личным примером достижения успеха ментор привлекает студентов качественно изучать будущую профессию. Значительным преимуществом является живое общение с человеком, который осведомлен в профессии.

Открытый микрофон - впервые был предложен как социальный проект, в котором люди могли высказываться, пожаловаться, например, на государственное устройство или на то, что им не нравится, или не устраивает. С целью формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения этот прием целесообразно использовать, поскольку студент может безбоязненно рассказать о том, что его не устраивает, и о том, что он хотел бы усовершенствовать или изменить, и студент будет услышан. Этот прием целесообразно использовать как вариант обратной связи для того, чтобы понять потребности, проблемы, пожелания студентов в процессе обучения, с целью совершенствования учебного процесса. Этот прием можно использовать для формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения, поскольку студенты учатся выражать свое мнение, аргументируя его. Прием мотивирует студентов к самостоятельному поиску решения или исследования определенных вопросов, учит высказывать свое мнение, аргументировать его, говорить и слушать. У студентов формируются обоснованные, собственные независимые суждения. Студенты становятся более ответственными при подготовке к определенному занятию. Прием влияет на социальный широкий мотив, познавательный узкий мотив, профессиональный мотивы, поскольку ментор удовлетворяет потребности в общении на профессиональные темы, обогащает студентов в профессиональных знаниях, позволяет проявить, раскрыть, усовершенствовать свои профессиональные потребности, навыки, знания, умения.

Нами в качестве экспериментальной проверки было проведено занятие с использованием данного приема. Каждый из студентов мог свободно выйти к условному микрофону и высказать свою аргументированную точку зрения. Например, нравится, не нравится им обучение в своем ВУЗе; что и каким образом они хотели бы изменить; какие трудности у них возникают в процессе подготовки к занятию, и др. Вот несколько из проблем студентов, которые они высказывали на открытой трибуне: материальные трудности в семье, которые вынуждают студентов работать; нехватка времени на подготовку к занятию; не заинтересованность в профессии, предмете, и др. Для студентов экономических специальностей, прием влияет и на развитие профессиональных функций - на информационную и аналитическую функцию, поскольку позволяет проверять на корректность представленную информацию, системно анализировать полученную информацию, деятельность университета.

Еще одним приемом формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения является «мировое кафе» - одна из форм деловых игр. Целью приема является непринужденное общение на заранее подготовленные актуальные вопросы, требующие обсуждения и предложения путей их преодоления или совершенствования. Этот прием позволяет интенсифицировать процесс обучения, поскольку на обсуждение каждого по студентам предоставляется лишь 15 минут, за это время они должны успеть обсудить вопросы, и сделать выводы по обсуждению, затем участники меняют стол и общаются с другим модератором. Таким образом, этот прием влияет на организационную, аналитическую и плановую функции экономиста, поскольку позволяет за определенное время исследовать проблему, определить пути ее совершенствования. Влияет на социальный широкий, профессиональный, познавательный узкий, мотивы творчества и самореализации. Поскольку, студенты учатся проявлять себя, задавать вопросы, выявлять существующие проблемы, и таким образом приходят к выяснению истины.

Раскроем методику использования приема ВУЗе: в этом приеме существует четыре роли: спонсор кафе - тот кто заинтересован в проведении этого проекта (руководство учебного заведения); владелец кафе - фасилитатор или группа который поможет проекту (преподаватели ВУЗа); команда дизайна - помогают организовать и провести проект (преподаватели ВУЗа или студенты старших курсов); участники проекта (непосредственно студенты ВУЗа). Таким образом, в течение 3-4 раундов участники меняют столы, владельцы кафе остаются на своих местах. В завершении, участники возвращаются к своим столам, и владелец стола обобщает высказанные идеи, и предлагает пути их решения, высказанные студентами. Этот прием был использован на практике в ХНПУ имени Г.С. Сковороды со студентами первого курса. Владельцами кафе были избраны заместители декана по воспитательной и учебной работе. Студентам было предложено общение на тему «Повышение качества образования в Украине» на экономическом факультете ХНПУ имени Г.С.Сковороды. Вопросы к обсуждению включали в себя вопросы, касающиеся содержания образования в целом и отдельных дисциплин, внедрения зарубежного опыта в наш ВУЗ; проблем, которые мешают студентам качественно учиться, и что способствует их качественному обучению. Предложения, которые были вынесены студентами и преподавателями заключаются в следующем: современное высшее образование студенты видят с большим количеством практических занятий, использованием компьютерных технологий, получения конспектов лекций в электронном варианте, и, безусловно, с разветвленной системой стажировки или обучения заграницей во время обучения. Среди причин, мешающих студентам учиться, были отмечены - нехватка времени и отвлечение на социальные сети или Интернет.

Еще одним приемом формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения является использование «живой библиотеки», впервые предложенное в 1993 пятью датчанами, которые проводили встречи с людьми - «книгами» в рамках различных фестивалей, конкурсов. С начала мероприятия в рамках встреч носили название Living Library, а после 2010 года стали называться Human Library. «Живая библиотека» является международным проектом, который поддерживается Советом Европы. В проекте принимают участие более 200 стран [1]. В основе методологии «живой библиотеки» лежит преодоление стереотипов, предубеждений. В практику ВУЗов можно ввести использование «живых книг», то есть известных людей для того, чтобы они поделились своим жизненным опытом, путем достижения успеха, передачи практических знаний и навыков ведения своей деятельности. Книгами есть живые люди - те, которые могут научить на собственном опыте, положительном и отрицательном. Как показывает отчет анонимного анкетирования первой «живой библиотеки» в г. Москве (5-6 ноября 2011 года), после «прочтения» таких книг у читателей появилось желание и стимул достигать высот в профессиональной деятельности, для чего нужны знания и умения. Так, читатели таких книг отметили, что благодаря живой библиотеке они имели возможность пообщаться с теми, с кем в обычной жизни могли бы никогда не встретить. [1]. Для студентов экономических специальностей этот прием целесообразно, поскольку студенты могут пообщаться на прямую с людьми, которые поделятся собственным опытом, ответит на любые их вопросы. Этот прием как прием менторства является универсальным, поскольку может повлиять на развитие любых функций и умения экономиста, поскольку «живая книга» может поделиться разноплановыми собственными знаниями. Этот прием, способствует формированию мотива достижения успеха, к получению профессии и знаний.В ХНПУ имени Г.С. Сковороды со студентами первого курса были проведены три внеаудиторные встречи «Живые библиотеки». Книгами были – руководитель предприятия, главный бухгалтер предприятия, и выпускник данного факультета, работающий в банке. Каждая встреча со студентами занимала около 2 часов, но студенты отметили, что им было мало такого общения, и просили провести еще такие встречи. Особенного им понравилась история становления молодого руководителя, который прошел свой путь от простого сотрудника банка, фирмы, помощника бухгалтера до крупного бизнесмена. Данный прием большое влияние имеет на профессиональный мотив, но в тоже время работает и на социальный и на познавательные мотивы.

Виртуальный офис – это прием, который широко распространен в современном бизнесе, политике. Главная идея виртуального офиса- создание сайта на котором создается служебный адрес организации для получения корреспонденции, услуги пересылки почты, виртуальный телефонный номер, приём факса, а также дополнительно предоставляются обслуживание входящих звонков, услуги секретаря, веб-хостинг и аренда переговорных комнат и конференц-залов для деловых встреч[1]. В стенах ВНЗ создаются интернет сайты, на которых регестрируются студенты и получают лекции преподавателей в электронном варианте, консультации преподавателей, примеры заданий и инструкции к их выполнению. Таким образом, студенты могут получить нужную информацию в любом месте, где есть интернет, не привязываясь к своему расписанию и расписанию преподавателя. Это экономит время студента м преподавателя. Это прием вляиет на организационню и плановую функцию экономиста, т.к. студент самостоятельно выбирает время для обучения в любом удобном для него месте. Влияет на профессиональные- т.к. позволяет углибить знания, которые связаны с профессией; социальные узкие – есть возможность он-лайн общения с преподавателем; мотивы творчества и самореализации – у студента есть возможность выполнять задания он-лайн, которые требуют високого уровня знаний и творческого похода к их решению.

Выводы. На основе проведенного анализа теоретических источников установлено, что проблема формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения студентов экономических специальностей является актуальной. 1)Раскрыта сущность позитивной мотивации к интенсификации обучения студентов экономических специальностей, которая заключается в побуждениях студентов учиться самостоятельно больше и качественнее в условиях кредитно-модульной системы; 2) определенны наиболее эффективные приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения, среди них – Лестница Р. Харта (определение степени участия студента в обучении, жизни; влияет на мотивы творчества и самореализации, профессиональный, социальный широкий, познавательный широкий мотивы; на аналитическую, организационную, контрольную, плановую функции экономистов; прием менторство – работает над профессиональным и личностным становлением небольшой группы студентов как личностей и профессионалов, влияет на мотив творчества и самореализации, социальный узкий, познавательный узкий профессиональный мотивы, влияет на любую функцию экономиста; прием открытый микрофон – прием обратной связи, который позволяет выяснить недостатки или проблемы обучения с точки зрения студентов, влияет на информационную и аналитическую функции экономистов, на социальный широкий, познавательный узкий, профессиональный мотив; мировое кафе – форма деловой игры, позволяет за короткое время выяснить существующие проблемы, предложить пути их решения, влияет на мотив творчества и самореализации, социальный широкий, познавательный узкий, профессиональный мотивы, влияет на организационную, плановую, аналитическую функции; прием живая библиотека – встреча с успешными людьми, которые связаны с профессиональной деятельностью, влияет на социальный узкий, познавательный широкий, профессиональный мотивы, влияет на все функции экономиста; виртуальный офис – интернет-ресурс, содержащий необходимую информацию для студентов, влияет на мотивы творчества и самореализации, познавательный узкий, социальный узкий мотивы; на организационную и плановую функции. Таким образом, приемы формирования позитивной мотивации к интенсификации обучения, могут влиять на разные мотивы студентов одновременно, и тем самым будут способствовать интенсификации обучения. 

Библиографический список:

1.Вікіпедія [Електронний ресурс] / Режим доступa : http://uk.wikipedia.org/wikі. Дата обращения 31.07.2013




Рецензии:

18.10.2013, 14:06 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Статья посвящена формированию позитивной мотивации студентов, в ней показаны различные приемы этого формирования на конкретных примерах. Проведено анкетирование студентов экономического факультета университета и дано теоретическое обоснование результатов исследования. Статья оставляет положительное впечатление и рекомендована к публикации.

20.10.2013, 12:47 Тимофеева Людмила Алексеевна
Рецензия: Статья посвящена формированию позитивной мотивации студентов, использованию новых путей - подходов, технологий, систем, форм и методов обучения, что важно в современных условиях развития образования. Определены хорошие вопросы для выявления мотивирующих студентов вопросов. Статья может быть рекомендована к публикации

13.01.2014, 18:27 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья посвящена актуальной теме: повышению мотивации студентов к обучению; четко структурирована (актуальность, цель, задачи, выводы. Текст статьи изложен доступным языком. Рекомендуется к печати в сборнике.

6.02.2014, 11:20 Бай Татьяна Владимировна
Рецензия: Статья актуальна, прослеживается логика изложения материала. Статья имеет практическую значимость. В статье виден большой задел для построения и проведения эксперимента на основе изученных теоретических положений. Автор владеет понятийным аппаратом, статья написана хорошим научным языком. В качестве замечания можно указать на количество использованных литературных источников, для такого исследования необходимо указать по крайней мере фамилий пять или шесть. После корректировки статья может быть рекомендована к изданию в сборнике



Комментарии пользователей:

15.10.2013, 20:51 Назарова Ольга Петровна
Отзыв: Хорошо изложен материал, интересная тема. Хотелось бы увидеть соотношение часов на техн. и гуман. дисциплины для аудиторной и самостоятельной работы.


16.10.2013, 11:28 Гончаров Дмитрий Александрович
Отзыв: Хорошо структурирована, конкретно раскрыт вопрос!


Оставить комментарий


 
 

Вверх