Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Политология
Размещена 17.12.2013. Последняя правка: 17.12.2013.

ИДЕИ ПЛАТОНА О БЫТЕ СТРАЖЕЙ В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ В СРАВНЕНИИ С БЫТОМ ВОЙСКА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Гомелаури Ангелина Сергеевна

студентка вторго курса

НИУ«Высшая школа экономики»- Санкт – Петербург

отделение "прикладная политология"

Аннотация:
В работе проведен сравнительный анализ быта стражей в идеальном государстве, представленном в труде Платона «Государство» с реальным бытом войска Александра Македонского.


Abstract:
The comparative analysis of the life guards in the ideal state, represented in the work of Plato’s «Тhe State» with the real life of the troops of Alexander of Macedon.


Ключевые слова:
идеальное государство, быт стражей, Платон, Александр Македонский

Keywords:
the ideal state, life guards, Plato, Alexander of Macedon



УДК 321.01

      Итак, для начала стоит сказать о том, что нашей целью не является сравнение армии Александра Македонского с идеальными стражами, описанными Платоном, в целом. Так же нашей целью не является указать на несоответствие идеи войн великого Македонского царя идеям о войне великого философа Платона, хотя следует сказать о кардинальном расхождении взглядов этих двух людей. Так в  трактате «Государство» мы видим строки о нежелательности войны «завоевательной». В идеальном государстве, согласно Платону, войны должны иметь только оборонительный характер [5]. Подобных взглядов, как мы понимаем, отнюдь не придерживался Александр Македонский. Хотя и это утверждение можно оспорить, так как Курций Руф приписывает Александру такие слова, сказанные им в письме к Дарию: «Я обороняюсь от войны, а не иду войной» [3]. Стоит ли расценивать это как самооправдание или царь действительно верил в то, что война, ведомая им, лишь оборонительная?

       Говоря об идеях Платона и о взглядах царя Македонского, стоит сказать несколько слов об этих людях.

       Платон, древнегреческий философ, родившийся в   428 или 427 до н. э. в Афинах, и, прожив 80 лет, умерший в 348 или 347 до н.э. там же. Сам Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Аристотель же, в свою очередь, являлся учителем Александра Македонского (356 – 323 г. до н.э.).

       Аристотель критиковал идеи своего учителя об идеальном государстве. Во-первых, с его точки зрения, политическое устройство, распространяющееся лишь на одно государство не жизнеспособно. Во-вторых, же, Аристотель не соглашался с идеей об общности жен в идеальном государстве, и считал, что подобное может привести к падению нравов и разрушению государства  [7].  Так, человек, согласно Аристотелю,  существо социальное, и первым результатом, его социальности, является образование семьи – муж, жена, дети. Расширив наше прошлое эссе, мы более детально рассмотрим идеи Аристотеля. Заранее скажем лишь о том, что они радикально отличаются от идей Платона.

      Вернемся же к войску Александра Македонского. Для чего нам нужно сравнивать идеи Платона о быте и о «семейных» взаимоотношениях, точнее их отсутствии, между стражами и о подобных же взаимоотношениях между воинами Александра Македонского? Во-первых, одно из могущественнейших на тот момент, войско царя состояло, помимо прочих народностей, из греков, т.е. из эллинов, как и предполагаемое войско в идеальном государстве. Во-вторых, Александр, по всей вероятности, был знаком с идеями современных ему философов: Аристотеля, который являлся его учителем, Каллисфена, убитого им, и, разумеется, Платона (Платон умер, когда Александру исполнилось 13), что позволяет нам говорить о возможности «заимствования» некоторых идей. В-третьих, мы можем рассмотреть расхождение между идеальностью и реальностью на практике. Так как сравнение быта и состава войска Александра Македонского с «идеальным» войском в целом слишком обширная для нашего исследования тема, мы рассмотрим лишь небольшую ее часть, выделенную нами. Критика идей Платона Аристотелем (в «Политике»), позволяет нам не только произвести сравнение мнений об идеальном войске двух ученых мужей, но и определить, какие же теории нашли свое отражение в реальном мире (на примере войска Александра Македонского).

       Перейдем к сравнению ключевых идей о стражах, соответствующих нашей теме:

Стражи (Платон «Государство»)

Войско Александра Македонского

Стражи (Аристотель «Политика»

Общность жен и детей у стражей (невозможность отдельного «семейного» сожительства между мужчиной и женщиной)

Сам Александр имел три жены и более 300 наложниц. Соответственно, и в войске допускается полигамия, однако, об  общности жен речи не идет.

Общность жен и детей невозможна[1], так как ведет к разладу в обществе.

«Свободная любовь» между стражами («в продолжение всего этого похода никому не разрешается отвечать отказом, «…», ведь если ему [воину] доведется влюбиться в юношу или в женщину, это придаст ему еще больше бодрости для свершения подвигов»[5])

Единого мнения на этот счет не существует. К примеру, Плутарх отрицает бисексуальность Александра Македонского[6]. Однако, намек на близкие отношения Александра и Гефестиона есть у Арриана в «Походе Александра», а так же у Клавдия Элиана в «Пестрых рассказах» (книга VII)[4], где рассказывается, что поведение Александра после смерти Гефестиона, было подобно поведению Ахилла после смерти Патрокла.

Все же мы можем заключить, что мужеложство в то время имело место быть. Однако, сведений о подобной «безотказной» любви мы не нашли.

Осуждает идею Платона, говоря: «допускаются, между отцом и сыном или между братьями такие отношения, которые являются наиболее неподобающими, хотя бы они основывались исключительно на любовном чувстве».

Возможность священных браков лишь с благословления императора  между лучшими мужчинами и женщинами (и между худшими), смешение запрещено

Насколько мы знаем, такой традиции в войске Александра Македонского не существовало.

Поддерживает институт брака (моногамия) и патриархальные отношения в семье.

Дети от браков между «лучшими» воспитываются, (потомство худших – нет).

Дети воспитываются у кормилиц, не зная истинных родителей.

Так как не было подобного закона (о браках между «лучшими и лучшими»), то и соответствующих указаний о детях нет.

Не поддерживает эту идею, так как подобное воспитание (без родителей), хотя и предлагает различные решения данной проблемы.

Лучшему воину достается наибольшее количество женщин для воспроизводства «хорошего» потомства

Разумеется, и в войске Александра лучший воин получал лучшую добычу, однако, это были плененные женщины враждебных городов. Учитывая, что у Платона имеются ввиду женщины-стражи, мы можем сказать, что подобной практики в войске царя Македонского не было.

Ни отрицания, ни подтверждения данной идеи у Аристотеля мы не видим.

Страж – свободный человек

Изначально, воин – свободный гражданин Македонии, однако, во время похода воюют по принуждению и мужчины плененных народов (не стоит причислять их к рабам в полном смысле этого слова, однако, свободными они так же не являются) [8].

Страж – свободный гражданин, не занимающийся земледелием, то есть обязанности стража не пересекаются с обязанностями человека другого сословия.

Женщина может быть стражем по рождению, либо по духовной склонности.

Женщин-воинов не было. 
Существует легенда о завоевании Александром амазонок, однако, нет сведений о том, что они присоединились к войску царя.

 «Было бы нелепо брать пример с животных, думая, что жены должны заниматься тем же, что и мужья, ведь у животных нет никакого домохозяйства»[1].

Воспитание женщины-стража, подобно воспитанию мужчины-стража:

- мусическое

- гимнасическое

- поэтическое (основанное исключительно на «правильных» произведениях, т.е. тех, что прославляют мужество и храбрость, и не указывают на то, что воин может сдаться в плен, либо вести себя бесчестно, грабя, относясь без почтения к богам и старшим и т.д.)

- военное дело

___________________________

Четыре основных предмета: грамматика, гимнастика, музыка, рисование. Женщина не «свободнорожденное» существо, т.е. не гражданин, однако, присутствует идея о том, что женщины все же должны получать некоторое образование.

Отсутствие частной собственности (включая жилье);

 

Во-первых, воинам позволено иметь частную собственность (как оставлять дома, так и брать что-либо с собой в поход).

Во-вторых, войску позволено совершать грабежи завоеванных городов, и, соответственно, получать часть добычи в личную собственность[8].«Он позволяет разграбить первые взятые города, распределяет пленников, женщин и рабов, вознаграждает золотыми монетами, подарками и отпусками всех совершивших храбрые поступки, оплачивает долги воинов, выделяет денежные суммы отпущенным из войска, обеспечивает им почести в Македонии, материально поддерживает вдов и сирот — законных или незаконных, произносит перед всеми хвалебные речи, эту античную форму военной награды и благодарности в приказе»[8].

«Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще – частной»[1]. Взаимоотношения по поводу общей собственности основаны на дружбе и добродетели: «имея частную собственность, человек в одних случаях дает пользоваться ею своим друзьям, в других - представляет ее в общее пользование»[1].

Основной аргумент против общей собственности: ««К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота»[1].

Недозволенность « пользоваться золотом и серебром «…» прикасаться к ним, быть с ними под одной крышей, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов»[5];

 

Подобного запрета нет. Знатным воинам позволяется иметь доспехи и оружие из драгоценных металлов. Кроме того, во время грабежа воин может взять добычу золотом. На пиру же посуда зачастую так же из драгоценных металлов[8].

С учетом наличия частной собственности, подобный запрет отсутствует.

Женщина имеет право рожать с 20 до 40, мужчина с момента, когда придет «наилучшее время для бега»[5] до 55.
Ребенок считается законным только при разрешении императора на их союз («Тот же самый закон пусть действует и в том случае, если кто из мужчин, еще производящих потомство, коснется женщины пусть и брачного возраста,но без разрешения правителя на их союз: мы скажем, что такой мужчина преподнес государству незаконного ребенка, так как не было обручения и освящения»[5].

Указаний на разрешение женщинам и мужчинам производить потомство до определенного возраста, мы не нашли.

Муж и жена должны подходить друг другу по возрасту и по потенции.

Брачный возраст для мужчин: 37 – 70. Для женщин – 18 – 50[2]. (время возможности деторождения мужчин до 55).

Если ребенок рожден калекой, он должен быть умерщвлен. Если зачат ребенок сверх положенного числа, женщина должна прибегнуть к аборту[2].

Дети отдаются кормилицам в «общий дом»  до того момента, как их начнут приучать к оружию.

Дети воспитывались в семье.

Детям следует воспитываться в семье родителей. Противоположное влечет распространение преступлений.  «Воспитание должно быть разделено в соответствии с двумя возрастами: от семилетнего возраста до наступления половой зрелости и от наступления половой зрелости до двадцати одного года» [2].

 

         Таким образом, проведя сравнение между войском Александра Македонского и стражами в идеальном государстве Платона, мы провели сравнение между реальностью и  идеалом. В целом, можно сказать, что некоторые идеи Платона относительно стражей были не жизнеспособны (к примеру, полное отсутствие меркантильности у войска, ведущее к отсутствию частной собственности у стражей и отказ от богатой добычи (кроме оружия)), а некоторые, в целом были продиктованы здравым смыслом и нашли свое отражение в настоящих, существующих на тот момент, воинах. Наконец, мы видим передовые для того времени идеи Платона, заключающиеся в существовании возможности воинской службы для женщин. Конечно, известны легенды о встрече Александра Македонского с амазонками – женщинами-воительницами, однако, это особый случай, не подвергающийся рассмотрению нами.

       В целом мы видим, что в реальности существуют менее жесткие рамки поведения. Александр Македонский, как и любой умный военачальник, понимал, что человек не может воевать лишь за идею, что-то должно поддерживать его стремление. В данном случае основными факторами, толкающими воина на битву, была жажда наживы (для свободных граждан) и страх (для плененных народов, перешедших служить в войско царя Македонского).

Исходя из подобных рассуждений, мы можем говорить о том, что такое сословие как стражи не могло существовать в реальности. Слишком слабы основания, подталкивающие людей отдавать свои жизни в битве, слишком мала прибыль в случае победы, и слишком велики ограничения в обыденной жизни стража.

        Кроме того, мы можем сделать вывод о том, что критика Аристотелем идей Платона по двум ключевым пунктам: общность жен и детей у стражей и наличие собственности, была справедлива, так как именно эти идеи оказались не реализованы (и, практически, нереальны, неосуществимы). Видимо, Александр предпочел принять идеи своего учителя и в соответствии с ними организовать огромную армию, подвластную ему. Конечно, многое было определено по мере разрастания империи и, соответственно, войска, но в целом, мы можем считать, что здравые идеи Аристотеля были реализованы на практике.

        Таким образом, наше сравнение помогло доказать, что критика  быта стражей в идеальном государстве Платона, была довольно объективна, так как его идеи были трудновыполнимы на практике, что доказывает нам не только реальный опыт, но и теоретическое обоснование, данное Аристотелем.

Библиографический список:

1. Аристотель. Политика. Книга II. [Электронный ресурс] - Режим доступа:URL:http://philosophy.ru /library /aristotle/polit/polit2-1.htm (дата обращения: 11.12.2013).
2. Аристотель. Политика. Книга VII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //grachev62.narod.ru /aristotel /arpol7.html (дата обращения: 11.12.2013).
3. Квинт Курций Руф, История Александра Македонского, - М.: Изд-во МГУ, 1993. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http: // militera.lib.ru/h/rufus/02.html (дата обращения: 11.12.2013).
4. Клавдий Элиан «Пестрые рассказы». Книга VII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// ancientrome.ru/ antlitr/ aelianus/ stories/kn07-f.htm (дата обращения: 11.12 2013).
5. Платон. Государство. Книга III. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// psylib.org.ua/ books/ plato 01/ 26 gos 03.htm (дата обращения: 11.12 2013).
6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь. Глава ХХII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: // lib.ru/ POEEAST/ PLUTARH/plutarkh1_2.txt (дата обращения: 11.12 2013).
7. Спиркин А.Г. Философия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.gumer.info/ bogoslov_ Buks/ Philos/ Spirk/ 13.php (дата обращения: 11.12 2013).
8. Фор П. Повседневная жизнь армии Александра Македонского. «Молодая гвардия». Москва, 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http : // www.roman-glory.com/faure-vojsko-i-car (дата обращения: 11.12 2013).




Рецензии:

1.01.2014, 11:53 Кузнецова Ольга Владимировна
Рецензия: Проведенное исследование заслуживает внимания, статья может быть рекомендована к публикации в декабрьский номер.

3.01.2014, 15:18 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации



Комментарии пользователей:

18.12.2013, 17:33 Сорбалэ Алексей Борисович
Отзыв: Я смотрю, Ангелина Сергеевна, что вы тоже решили использовать этот сайт для публикации замечательных наработок по политучениям:)


Оставить комментарий


 
 

Вверх