Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Социология
Размещена 12.12.2013. Последняя правка: 12.12.2013.
Просмотров - 4283

Институциализация социологии в Корее

Ставропольский Юлий Владимирович

кандидат социологических наук

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация:
Для институциализации социологии в Корее важен вопрос о том, в какой мере западная социология пригодна для объяснения корейского общества без существенного искажения исторической действительности. Сложилось убеждение в том, что индигенизация общественных наук не менее важна, чем аккомодация западных социальных теорий. Проблематика релевантности социологических исследований не получила удовлетворительного разрешения, несмотря на то, что была обращена к конкретным социальным явлениям. Чётко определённая типично корейская парадигма в социологии так и не возникла, однако, корейский социальный опыт представляется плодотворным для разработки инновационных социологических теорий и перспектив.


Abstract:
For institutionalization of sociology in Korea the question of extent to which the Western sociology fits to explain the Korean society without sufficient distortion of historical reality has been important. There has developed a conviction that indigenization of the social science is no less important than accommodation of the Western theories. The issue of the sociological studies’ relevance has not obtained its satisfactory solution though it has been facing the specific social phenomena. There has not emerged a clearly defined specifically Korean paradigm in sociology, however, the Korean social experience seems fertile for the development of innovative sociological theories and perspectives.


Ключевые слова:
социология, корейский, общество, влияние, развитие, академический

Keywords:
sociology, Korean, society, influence, development, academic



УДК 316.613

Введение

Социология появилась в Корее в качестве западной научной системы в начале ХХ века. Однако, до 1945 года, пока Корея не освободилась от японской колонизации, социология не получила академической институциализации. В дальнейшем, социология в Корее проделала внушительное развитие и как академическая дисциплина, и как основа для критического социального участия в жизни общества. Сегодня она преподаётся во всех южнокорейских университетах и колледжах. В Южной Корее насчитывается 37 социологических факультетов, на которых заняты более пяти тысяч профессоров и исследователей, представляющих Корейскую социологическую ассоциацию. Популярность и влияние социологии в Южной Корее не ограниваются академической сферой, но распространяется на различные области общественной и политической жизни.

1. Формирование государства и институциализация социологии в университетской системе (1945 – 1960 гг.)

Важнейшая проблема после освобождения Кореи от японского колониализма заключалась в построении нового национального государства на основе легитимной политической власти, однако, колониальное наследие и вмешательство в корейскую политику со стороны мировых сверхдержав затруднили этот процесс. Острые идеологические конфликты в интеллектуальной среде оказали долгосрочное влияние на общественные науки в Корее [1].

В условиях идеологических разногласий, тем не менее, были достигнуты стабилизация и расширение системы формализованного обучения, наметившие путь к более системному образованию и научным исследованиям. В 1946 году в Южной Корее открылся Сеульский национальный университет, ставший общенациональным центром высшего образования и профессиональной науки. В университете был создан первый в Корее социологический факультет. Одновременно в Северной Корее был обнародован план создания университета имени Ким Иль Суна, но его учебный план не предусматривал отдельного социологического факультета. По сей день академическое развитие социологии происходит только в Южной Корее.

Первым деканом социологического факультета Сеульского национального университета стал профессор Ли Сан Бэк (Lee Sang-Baek) – известный учёный, политик и спортсмен (член Международного олимпийского комитета). Он понимал социологию в качестве центральной общественно-научной дисциплины в эпоху гражданского общества. Он утверждал, что социология О. Конта и А. Сен-Симона выполнила предначертанную миссию реорганизации общества и создания нового понятия об обществе, и надеялся, что корейская социология сможет сделать то же самое применительно к развитию гражданского общества в Корее. В условиях сильнейшего влияния со стороны американских общественных наук, были достигнуты сциентизация и профессионализация корейской социологии, в соответствии с пониманием, предложенным американскими социологами. В 1957 году образована Корейская социологическая ассоциация в качестве институциальной основы развития академической социологической науки.

2. Индустриализация и влияние американской социологии (1961 – 1979 гг.)

В процессе индустриализации, проводившейся авторитарным режимом, общественные науки стали мало-помалу отделяться от политической идеологии и предписанного образа мышления по социальным вопросам. Большинство общественных наук того периода отличались двумя общими особенностями.

Во-первых, сильнейшее влияние оказывала теория модернизации, обосновывавшая универсальные характеристики модернизационного процесса и применимость западного опыта к условиям корейского общества. Данный тип мировоззрения подкреплялся влиянием структурного функционализма.

Во-вторых, опросные методы применялись к исследованиям различных социальных проблем, в частности, к таким положениям модернизационной теории, как культурные ценности и установки, миграции село-город, структура семьи. В 1964 году начал выходить официальный печатный орган Корейской социологической ассоциации «Корейский социологический журнал», превратившийся в важнейший механизм построения академической идентичности корейской социологической науки.

В семидесятых годах перед корейской социологией встала проблема внутренней и внешней релевантности, в связи с тем, что в предшествующем десятилетии обозначились такие структурные проблемы, как эксплуатация труда и подавление гражданской сферы. Академическая социология, в которой господствовал структурный функционализм, не была готова отреагировать на проблематику социального конфликта и социального изменения.

Отдельные социологи стали задаваться вопросом о том, в какой мере западная социология пригодна для объяснения корейского общества без существенного искажения исторической действительности [2]. Сложилось убеждение в том, что индигенизация общественных наук не менее важна, чем аккомодация западных социальных теорий. Этот тезис стал главной темой дискуссий на ежегодных собраниях Корейской социологической ассоциации в начале семидесятых годов. Благодаря переводной литературе в социологический обиход вошли такие понятия, как «зависимость», «отставание», «практика», «мировая система». На всём протяжении восьмидесятых годов сохранялась возникшая в семидесятых годах напряжённость между профессорами социологии, получившими образование в США, и радикально настроенными молодыми преподавателями и студенчеством, придерживавшимися отечественной ориентации.

Помимо проблематики релевантности и индигенизации, в семидесятые годы социологические исследования охватили намного более обширный спектр социальных проблем, чем в шестидесятые годы. Особую популярность приобрели городские проблемы, стратификация и социальная мобильность, культурные аномалии и общественное развитие. Однако, проблематика релевантности социологических исследований не получила удовлетворительного разрешения, несмотря на то, что была обращена к конкретным социальным явлениям [3].

3. Демократизация, социальная напряжённость и диверсификация научной деятельности (1980 – 1989 гг.)

Восьмидесятые годы в развитии корейского общества и корейской социологии стали периодом конфликта. Правление военных и воссоздание движения за гражданские права расширили перспективы социологии, подвергнув социологизации практически все отрасли обществоведения. Среди социологов стали образовываться научные кружки теоретической и прикладной направленности.

Наиболее сильны оказались позиции тех социологов, которые в качестве альтернативной парадигмы избрали политическую экономию. Для анализа и прогнозирования социальных изменений в Корее применялись в качестве инструментов такие марксистские понятия, как «классовая борьба», «общественно-экономическая формация», «эксплуатация» и «революция». Возникали новые исследовательские и дискуссионные площадки, в частности, стал выходить журнал «Исследования индустриального общества» (теперь он называется «Экономика и общество»), переводились марксистские произведения.

Другим влиятельным направлением в общественных науках стал общественно-исторический подход. Структурные функционалисты наряду с марксистами занялись переосмыслением западного опыта. Они стали издавать свой научный орган «Журнал корейской социальной истории» (теперь он называется «Общество и история»), объединивший историков, антропологов и социологов, работавших над анализом исторических документов.

В то же время, немалое количество профессиональных социологов продолжали считать западные социологические теории и практические методики необходимым инструментом социологического познания. Они соглашались с существованием проблемы иррелевантности корейской социологии, но не могли согласиться с парадигмами, которые отличались от общепринятых. Официальными исследовательскими институтами предпринимались отдельные попытки инкорпорирования марксизма и исторической перспективы.

В этот период резко увеличивается количество социологических факультетов с 11 в 1979 году до 28 в 1983 году. Из 77 институтов общественных наук при университетах, 50 возникли в восьмидесятые годы. Увеличилось также количество диссертаций по социологии. В результате, в конце восьмидесятых годов многие академические площадки для обсуждения социальных проблем оказались формализованы не внутри социологии, но внутри широких междисциплинарных исследований.

4. Глобализация и поиск новой идентичности для социологии (с 1990 по настоящее время)

Политические изменения начала девяностых годов оказали глубокое влияние на корейское общество. Такие общественные явления, как окончание холодной войны, демократизация и глобализация коренным образом изменили те социально-политические условия, которые прежде изучались обществоведами. Возникла тенденция специализации академической науки на отдельные области. К примеру, стали издаваться научные журналы, посвященные проблемам демографии, жизни села, проблемам семьи, женщин, социальной истории. Одновременно возникло широкое междисциплинарное сотрудничество, направленное на адекватную диагностику социальной действительности.

Развитие глобализации привело к тому, что на корейскую социологию стали оказывать сильное влияние такие социологи, как Ю. Хабермас, Э. Гидденс, М. Фуко [4]. Тем не менее, остаётся открытым вопрос о том, какие аспекты корейского общества и до какой степени можно объяснить с позиций этих теорий [5]. Но, несмотря на это, исследование корейского модернизационного пути становится более многоаспектным и внимательным. Серьёзный интерес вызывает проблематика новых социальных движений, таких как экологическое движение, гендерная дискриминация, борьба за права потребителей и за права человека иностранных рабочих.

В отношениях между корейской социологией и западной научной мыслью девяностые годы стали замечательным периодом. С одной стороны, на Западе перестали видеть лишь теоретический источник, увидев в нём объект для эмпирического исследования в связи с обучением студентов за рубежом. С другой стороны, в Европе и в Соединённых Штатах произошёл взрыв интереса к исследованию Кореи. Внимание западных исследователей привлёк стремительный экономический рост. Соответственно, в последние десятилетия в «Корейском социологическом журнале» неуклонно увеличивается количество опубликованных сравнительных исследований.

Помимо новых возможностей, перед корейскими социологами возникли новые проблемы, которые не поддаются решению при помощи общеизвестных подходов. Будущее отношений между севером и югом Корейского полуострова остаётся непредсказуемым. Не отказываясь от академизма, корейские социологи пытаются выработать гибкий подход к социальным изменениям.

Заключение

Первые полвека корейской социологии с 1945 по 1996 гг. были отмечены критикой западной социальной мысли и попытками аккомодации к ней. В условиях интеграции в капиталистический мировой порядок, холодной войны и сильного американского влияния, корейскому народу удалось осуществить различные элементы западной модернизации: индустриализация, урбанизация, экономический рост, классовая реструктуризация, индивидуализация и демократизация. Следовательно, заимствованная на Западе социологическая наука принесла определённую пользу, облегчив отдельные аспекты социальных изменений. Однако, быстро приходило осознание того, что исторические условия, процессы и результаты социальной, экономической и политической модернизации в Корее не могут быть таким же, как на Западе. Западные учёные, со своей стороны, при каждом удобном случае стараются напомнить об этом корейцам. Чётко определённая типично корейская парадигма в социологии так и не возникла, однако, корейский социальный опыт представляется плодотворным для разработки инновационных социологических теорий и перспектив. Поскольку многие развивающиеся страны в последнее время вступили на путь ускоренных экономических и общественных преобразований, то следует надеяться на то, что интерпретация корейского социального опыта послужит на благо социологических исследований в других странах.

Библиографический список:

1. Choe J. H. The Endogenous Dynamics of Social Transformation in Traditional Korea. Bielefeld: University of Bielefeld, 1985.
2. Religion and Society in Contemporary Korea. Ed. by Lancaster L. R., Payne R. K., Andrews K. M. Berkeley: University of California, 1997. 282 p.
3. Lee M. G. Sociology and Social Change in Korea. Seoul: Seoul National University Press, 1984. 336 p.
4. Globalization and Development in East Asia. Ed. by Pieterse J. N., Kim J. New York: Routledge, 2012. 213 p.
5. Habermas and the Korean Debate. Ed. by Han S. J. Seoul: Seoul National University Press, 1998. 501 p.




Рецензии:

12.12.2013, 20:32 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: Статья посвящена очень интересной теме, практически не рассматриваемой в российской печати - развитию социально-гуманитарного знания в странах Дальнего Востока. Несмотря на несколько описательный характер, она будет полезна для всех, кто интересуется развитием социологии в послевоенный период. Рекомендую к публикации.

12.12.2013, 23:21 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья представляет особую актуальность в условиях глобализации, и изучения национальных школ социологической мысли. Возможна небольшая корректировка, в частности, названия статьи: Анализ институционализации социологии в Корее; Специфика институционализации и развития социологической школы в Корее.... и другие варианты. В списке литературы было бы интересно показать работы российских исследователей по этой проблематике. С учетом вышесказанных корректировок, статья может быть рекомендована к публикации.

18.12.2013, 0:55 Салморбекова Рита Бобуевна
Рецензия: Статья интересной теме написана, у меня вопрос, так как на русском языке источников не достаточно, Вы сами сделали перевод или кто-то помогал? Правильно указало Карина Каджиковна. Поддерживаю.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх