Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 19.01.2014. Последняя правка: 19.01.2014.
Просмотров - 6276

Интеграция малого и крупного предпринимательства как важный элемент развития региональной экономической системы

Светозорова Анна Сергеевна

РГСУ

студент

Смирнов Дмитрий Владимирович, ассистент, РГСУ


Аннотация:
В данной статье рассматривается сущность малого бизнеса, его особенность, а также интеграция малого и крупного предпринимательства. Выявлена региональная специфика развития малого бизнеса в России и предоставлены меры для предотвращения сложившихся проблем.


Abstract:
This article discusses the essence of small business, its feature, and the integration of small and large businesses. Revealed regional specificity of small business development in Russia and provided measures to prevent existing problems.


Ключевые слова:
предпринимательство, малое предприятие, бизнесс, регион

Keywords:
enterprise, small business, business, integration, region



УДК 330


Малое предпринимательство представляет собой совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Работая, в основном, на местных региональных рынках малые предприятия способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем и, прежде всего, занятости и увеличения доходов населения. Тем самым создаются более благоприятные условия для регулирования региональной экономики [4].

Известно, что основой любого развитого государства являются крупные предприятия. Малое предпринимательство же нацелено на средний класс и является наиболее динамичной формой деловой жизни. Во всем мире вторичная занятость на малых предприятиях способствует поддержанию уровня доходов населения. Многие люди реализуют свой потенциал через малые формы хозяйственной деятельности. Для выпускников учебных заведений малые предприятия являются начальной точкой отсчета в их профессиональной деятельности, в которых они получают практические знания и свой собственный опыт. Такой опыт дает возможность молодым специалистам создать стартовую площадку для высокооплачиваемой работы в крупных корпорациях.

Малые формы предприятий тесно связаны с крупными и средними предприятиями. Так, например, малоформатный бизнес в своей деятельности использует отходы крупного производства. Однако имея ряд принципиальных недостатков, малое предпринимательство не может предложить перспективы карьерного роста для молодых специалистов. Такие недостатки могут быть устранены в результате интеграции с крупным бизнесом. Интегрированные предприятия получают реальную возможность обновления основных средств, доступ к заёмным финансовым ресурсам, возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы. Крупный бизнес в свою очередь может выгодно для себя использовать сильные стороны малого бизнеса, а это -  быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры; иметь сравнительно низкие накладные расходы, отнесённые на себестоимость продукции, возможность оперативного обновления технологий. Формирование экономической системы будет ускоряться все сильнее, если взаимовыгодное сочетание достоинств одной формы бизнеса сможет компенсировать недостатки другой формы. [3]

В последнее время появились выраженные черты интеграционной тенденции в развитии бизнеса малого и крупного. Яркий примером является тенденция реструктуризации крупных предприятий, с целью создания малых предприятий, направленных на взаимовыгодное сотрудничество. В период экономической стабилизации и оживления в некоторых отделах экономики это особенно важно, кoгдa традиционные ранее проблемы финансового обеспечения уступают место вопросам эффективного производственного менеджмента, реализации преимуществ межфирменной кооперации.

Малые предприятия  являются звеном в формировании целостной структуры регионального хозяйства. Развитие МСП способствует росту ВРП и улучшению экономических показателей региона. Это очень важно, так как влияет на региональную экономику, а так же на размещения корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, экономических кластеров предприятий, отраслей, домохозяйств.

От условий инновационной деятельности малых предприятий зависит эффективность потенциала региона. Так, в России малые и средние предприятия производят в 5-7 раз меньше ВВП, когда в промышленно развитых странах – больше половины.  Низкая конкуретноспособность большинства российских товаров создает депрессивные процессы, охватывающие целые регионы, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии экономики страны. Как для региона, так и для государства важна нормализация внутреннего рынка, поддержка отечественных производителей реализация такого цикла как: наука – производство -  потребление. Для повышения роста экономики региона нужна программа развития инновационной деятельности малого бизнеса, которая сможет обеспечить увеличение конкурентоспособности продукции а также занятость трудоспособного населения.  Необходимо создать ресурсосберегающую модель инновационной сферы, направленную на решение сложных задач, ориентироваться на рост производства материалоемких и энергоемких видов продукции, использовать достижения в науке и технике. Это должно обеспечить обновление технологической структуры экономики и территориальной концентрации экономической деятельности и улучшение социально-экономической обстановки.

 

На уровне региона оптимальное размещение производительных сил выражается в учете предпосылок и факторов специализации хозяйства, комплексном развитии и возможности перестройки отраслевой структуры; удовлетворении социально-экономических потребностей населения региона, эффективных межрегиональных экономических связях. Размещение будет оптимальным, если оно позволит получить наибольший экономический эффект [4].

Основные факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.

Одним из важных условий развития предпринимательства в регионах России является здоровый социально-психологический климат и совпадение мотивационных установок, которые формируют рынок труда. Все это связано напрямую с ведомственной политикой, движением кадров, уровнем профессиональных качеств, уровня развития потребностей, и конечно же с желанием освоить профессию и специальность. [4]

В настоящее время наблюдаются изменения специализации регионов в территориальном разделении труда. Все больше идет уклон на удовлетворение рыночного спроса и конкурентноспособности предприятий. Малое предпринимательство играет в этом процессе ключевую роль, так как представляет собой фактор, влияющий на специфику регионального развития предпринимательства , а конкретно - создает условия для развития частного сектора. Именно сюда должна быть направлена государственная политика по формированию новой территориальной организации хозяйства России.

Финансовые институты и механизмы финансовой поддержки бизнеса занимают особое место в развитии предпринимательства, а устойчивость ему обеспечивают институты консультационных и информационных услуг. Особые меры по активизации финансовой деятельности малого бизнеса проводят региональные и городские фонды предпринимательства, средства которых должны использоваться для начального капитала. Существует несколько видов финансовой поддержки МСП: гарантийные фонды кредитования, льготное кредитование, лизинг. франчайзинг, консалтинг, венчурное финансирование , бизнес-инкубаторы и другие.

На данный момент в целом ряде российских регионов создается формирование   политики инновационного развития, ее совершенствование, а также формирование инновационных стратегий. Региональные власти могут повлиять на ход экономического развития различными методами. Создать благоприятные условия для развития деловой активности, регулировать ее в регионе, обеспечивать государственно-частное партнерство, а именно развить рыночную инфраструктуру, транспорт, связь, это первое. Второе- создать мотивацию предпринимателей к деятельности, используя налоговые льготы, гарантии, субсидии. Власти региона планируют и дальше   совершенствовать правовую базу, вносить изменения, а также увеличивать объем расходования бюджета для поддержки развития малого предпринимательства, что дает надежду на его дальнейшее процветание.

Библиографический список:

1. Малое предпринимательство // http://www.fnimb.org / URL: http://www.fnimb.org/index.htm (дата обращения: 16.01.2014).
2. Кривда С.В. Особенности малых предприятий как субъектов экономической деятельности. // Российское предпринимательство. — 2011. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 32-36.
3. Интеграция крупного и малого бизнеса // http://konfik2.ru/ URL: http://konfik2.ru/120.html (дата обращения: 16.01.13).
4. Региональные особенности развития малого предпринимательства // http://www.flm.su/ URL: http://www.flm.su/?actions=main_content&id=136 (дата обращения: 16.01.13)




Рецензии:

19.01.2014, 21:15 Круг Элеонора Александровна
Рецензия: Несмотря на интересную тему, текст статьи весьма противоречивый. Никогда малое предпринимательство не представляло собой «совокупность независимых мелких и средних предприятий» (изучите ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Автор в большей степени описывает недостатки и преимущества малого предпринимательства. Хотелось бы увидеть в статье описание различных форм взаимодействия малого и крупного предпринимательства (возможно даже с учетом региональных особенностей). Считаю, что статья нуждается в доработке и к публикации не рекомендуется.

21.01.2014, 19:06 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Много и в общем. Нет конкретики. Цифр, статистики. Цели, выводов. Не рекомендуется к печати.

3.02.2014, 13:48 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья неконкретна, формулировки не корректны. Научной новизны нет. Не рекомендуется к печати.

15.02.2014, 17:26 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: рекомендуется к печати

15.02.2014, 17:50 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх