Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 21.10.2013.
Просмотров - 10883

НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Бойко Наталья Николаевна

кандидат юридических наук

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный университет"

доцент

Александрова Виктория Юрьевна студент 4 курса юридического факультета, научный руководитель – к.ю.н. Бойко Н.Н.


Аннотация:
В статье на основе анализа действующего законодательства рассмотрены проблемы уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.


Abstract:
In article on the basis of the analysis of the current legislation are considered the problems of criminal liability for the inappropriate use of budgetary funds.


Ключевые слова:
Бюджетные средства, уголовная ответственность, нецелевое расходование бюджетных средств, должностное лицо.

Keywords:
Budget funds of criminal responsibility, non-purposeful use of budgetary funds, officer.


УДК 343

Одной из самых злободневных проблем в настоящее время для России стало, такое явление, как нецелевое расходование бюджетных средств, которое нарушает установленный порядок использования указанных средств в строгом соответствии с теми целями, для которых они предназначены. Нецелевое расходование бюджетных средств приводит к утрате способности данного института выполнять свою основную функцию, и в этом случае он не вносит ожидаемого вклада в экономическое развитие страны [6, С.3].

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств описана в норме статьи 285. 1 УК РФ. До 2003 года  за указанное противоправное действие могли привлечь по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Ранее необходимо было доказывать существенность причиненного вреда, а также наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности. Состав преступления, предусмотренный новой статьей, сконструирован как формальный и не содержит указания на особый характер мотивации.

Статья 285.1 УК РФ предусматривает ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Нецелевое использование средств федерального бюджета может быть выражено также в виде использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд, использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления, иного вида нецелевого использования средств федерального бюджета, предусмотренного бюджетным законодательством.

Главным признаком привлечения лица к уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств является крупный или особо крупный размер израсходованной суммы. В соответствии с Примечанием к ст. 285.1 УК РФ, крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Если сумма израсходованных бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, не превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то данное деяние будет признаваться административным правонарушением и ответственность будет наступать по ст. 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств».

Одной из ключевых проблем, по нашему мнению, является то, что к привлечению лица к уголовной ответственности по статье 285.1 УК РФ необходимо наличие крупного размера израсходованной суммы. По статистике за период с 2010 года по 2012 год доля прекращенных дел по статье 285.1 УК РФ составляет 30%, одним из оснований которого является отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) [1, С.12].

Для того, чтобы избежать прекращение уголовных дел за отсутствием состава преступления, мы считаем, что необходимо внести изменения в ч.1 ст. 285.1 УК РФ, заменив крупный ущерб значительным, что способствует уменьшению количества преступлений против государственной власти.

Другой немаловажной проблемой является субъектный состав преступления, предусмотренного статьей 285.1 УК РФ. Субъект преступления согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ – специальный, им является должностное лицо получателя бюджетных средств.

Понятие должностного лица раскрывается в Примечании 1 ст. 285 УК РФ, в соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных кооперациях, а также в Вооруженных силах Российской  Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [2].

По мнению А.И. Рарога, субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является должностное лицо получателя бюджетных средств, в компетен­цию которого входит осуществление контроля за расходованием бюджетных средств [3]. По справедливому мнению P.P. Фазылова, с таким пониманием субъекта данного состава преступления нельзя согласиться, так как функция контроля в данном случае менее важна, более значимую роль здесь играет правомочие должностного лица на принятие решений по расходованию бюджетных средств. Контроль в такой ситуации играет второстепенную роль [4]. Многие авторы считают, что субъектный состав необходимо расширить, так как не только данные должностные лица могут совершить это преступление. Если рассматривать главных бухгалтеров в качестве непосредственных исполнителей исследуемых преступлений, то в подавляющем большинстве случаев руководитель и главный бухгалтер должны подлежать ответственности по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ по признаку совершения деяний группой лиц по предварительному сговору, что вряд ли следует признать целесообразным [5].

На сегодняшний день Минюст России представил на своем сайте проект поправок в Уголовный кодекс и КоАП РФ, направленный на усиление ответственности руководителей государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству или муниципалитету, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее причинение существенного вреда. Законопроектом предлагается дополнить перечень должностных лиц, установленный примечанием к статье 285 УК РФ, руководителями госкомпаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит государству или муниципальным образованиям. При этом под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления, в том числе наличие «золотой акции», права вето, права непосредственного назначения директоров и т.п. [7].

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день нормы уголовного законодательства далеки от совершенства. Изменения и дополнения, которые следует внести в Уголовный кодекс РФ, непосредственно должны коснуться содержания ст. 285.1 и примечания к ст. 285 УК РФ, а также структуры Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации в целом.

Библиографический список:

1. Романов А.М. В России слишком много «неприкасаемых» // Комсомольская правда. – 2013. – № 4. – С. 12-13.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2013. – № 27. – Ст. 3477.
3. Уголовное право России. Части Общая и особенная: Учебник / М.П. Журавлев, А.В. Наумов и др. – М., 2004. – С. 592.
4. Фазылов P.P. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. – Казань, 2005. – С. 65.
5. Фазылов P.P. Там же. – С. 68.
6. Шашкова Е.М. Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств по Уголовному кодексу Российской Федерации // Законность. – 2010. – № 8. – С. 3-7.
7. http://pravo.ru/news/view/84241/.




Рецензии:

2.11.2013, 5:57 Чернова Эльвира Рамилевна
Рецензия: Актуальность темы не вызывает сомнений. В статье обозначены проблемные моменты, существующие в правоприменительной практике по привлечению к уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, и обозначены пути их решения. Статья может быть рекомендована к публикации.

5.11.2013, 23:32 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх