Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Правоведение
Размещена 17.10.2013.
Просмотров - 4031

Понятие и задачи административно-правового статуса Национального центрального бюро

Черная Виктория Григорьевна

кандидат юридических наук

Национальная академия внутренних дел

доцент

Аннотация:
В данной научной статье дано определение административно-правового статуса Национального центрального бюро Интерпол, приведены его особенности и раскрыты задания.


Abstract:
In this research paper provides a definition of administrative and legal status of the National Central Bureau of Interpol, given its feature set and disclosed.


Ключевые слова:
Интерпол, Укрбюро Интерпол, задачи национального центрального бюро Интерпол, Рабочий аппарат Укрбюро Интерпол

Keywords:
Interpol, Interpol Ukrbyuro, tasks Interpol National Central Bureau.


Определение Национального центрального бюро как субъекта административного права в системе общественных отношений, его права и обязанности по отношению к другим субъектам определяются с помощью такой юридической категории как «административно - правовой статус» .В юридической науке теоретические подходы к пониманию правовой категории «правовой статус » разделились. Однако, если обобщить различные позиции ученых по данному вопросу, то можно говорить о том, что все научные взгляды на эту правовую категорию делятся на следующие группы:

1. система прав и обязанностей (Ц.А. Ямпольская, Н.В. Витрук, Д.Н. Бахрах, П. М. Рабинович, А.Ф. Черданцев, Ю.С. Шемшученко, В.В.Сухонос);

2. система прав, свобод, законных интересов, которые определены и гарантированы государством (А. Н. Колодий, С.Л. Лысенков);

3. определения положения человека в обществе и государстве (В.Д. Перевалова, М.И. Сидоренко, Н.И. Матузов, Л.Н. Шестопалова);

4. права, обязанности, запреты (М.Г. Александрова);

5. права, свободы, обязанности, ответственность, определяющих поведение субъекта в обществе (О. Ф. Скакун).

Таким образом, правовой статус ‑ система установленных и гарантированных государством прав, обязанностей и меры ответственности, которые закреплены в нормативно - правовых актах, регламентирующих поведение лица (физического или юридического ) в государстве и обществе, определяют и закрепляют ее место в системе права как субъекта права.

Определение содержания понятия « административно - правовой статус Национального центрального бюро» является весьма важным для выделения его признаков, задач, функций и определение круга прав и обязанностей данного органа. Исследование отдельных аспектов данной проблематики является предметом постоянного внимания ученых, в частности, О.Н. Бандурка, А.С. Мацко, М.И. Москаленко, В.Л. Чубарева и др.

Национальное центральное бюро действует от имени и по поручению государства, имеет определенный правовой статус, выступает носителем соответствующих полномочий юридически властного характера, реализация которых обеспечивает ему достижение цели исполнительно- распорядительной деятельности. Национальное центральное бюро наделены необходимой оперативной самостоятельностью, которая выражается в их компетенции предметах ведения, правах, обязанностях, территориальных масштабах деятельности каждого отдельного органа.

Выполнение задач и функций Национального центрального бюро возложены на Рабочий аппарат Укрбюро Интерпол, который в соответствии с Положением О Национальное центральное бюро действует как самостоятельный обособленное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел, в то время, когда, например, административно - правовой статус Национальных центральных бюро Интерпол как Российской Федерации, так и Республики Молдова определяется как одно из подразделений криминальной милиции. Наличие статуса самостоятельного структурного подразделения имеет много преимуществ.

Прежде всего, во-первых, равенство в правах и обязанностях между всеми самостоятельными подразделениями Министерства внутренних дел, то есть исключение подчиненности Национального центрального бюро любом департамента, управлению или отдела Министерства, во-вторых, единоличное представление интересов Украины в Генеральном Секретариате Интерпола в качестве одного из Национальных центральных бюро стран - участниц Международной организации уголовной полиции, в-третьих, осуществление непосредственного сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств через их Национальные центральные бюро, в-четвертых, осуществление взаимодействия с правоохранительными органами Украины по борьбе с транснациональной преступностью, во - В-пятых, использование в своей деятельности специфических форм и методов; в-шестых, возможность принятия самостоятельных управленческих решений. Таким образом, административно - правовой статус Национального центрального бюро - это определенная в нормах публичного права система прав, обязанностей и мера юридической ответственности, которые установлены государством и международными договорами для выполнения определенной компетенции и полномочий.

Основными признаками административно - правового статуса Национального центрального бюро являются: 1) деятельность данного органа имеет как государственный, так и международный характер; 2) самостоятельность является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел, его возглавляет руководитель, который назначается приказом Министерства внутренних дел; 3) имеет официальное наименование и полномочия использовать различные атрибуты с государственной символикой (штамп, бланки с официальными наименованиями и др.); 4) имеет специфическое кадровое обеспечение. Сотрудники Национального центрального бюро должен соответствовать достаточно высоким требованиям - с одной стороны обладать определенным опытом практической работы, с другой - обязательно владеть хотя бы одним иностранным языком, знанием международной практики и документов, касающихся международного механизма противодействия преступности . Кадры Интерпола должны во время своей практической деятельности обладать достаточным уровнем практической подготовки и правильного ( грамотного ) оформление международной документации (данная документация обычно поступает на одной из четырех языков Интерпола - английский, французский, испанский и арабский ) при осуществлении международного полицейского сотрудничества посредством Укрбюро; 5) предметность его деятельности, которая определяет соответствующую направленность . Никакой другой орган государственной власти не может брать и выполнять закрепленные за Национальным центральным бюро компетенцию и полномочия как представителя Украины в Международной организации уголовной полиции Интерпол. Их передача другим органам или вмешательства в деятельность Интерпола является незаконным. Этот признак является также постоянной, неизменной, повторяющиеся, другими словами, закономерной, а следовательно существенной; 6) договорная основа его деятельности, т.е. наличие учредительного документа ( устава), который является международным многосторонним договором, подписанным всеми (по состоянию на 2011 год - 188 членов) странами - участницами Международной организации уголовной полиции Интерпол.7 ) соблюдение принципов международного права .Юридическая конструкция административно правового статуса Национального центрального бюро включает такие блоки как: 1. целевой - определение целей, задач и функций; 2. организационно - структурный ( порядок создания ; утверждении структуры и штатной численности, возможность создания самостоятельных подразделений ( например, Рабочий аппарат Укрбюро Интерпол ) осуществление материально - техническое и кадровое обеспечение ); 3. полномочия и компетенция в системе публичной администрации и в международном сообществе; 4. юридическая ответственность. Четкое определение задач Национального центрального бюро главным назначением имеет определение сферы (предмета) его ведения. Сущность задачи как элемента административно - правового статуса заключается в реализации цели их создания и деятельности. Цель создания и деятельности Интерпола остается неизменной достаточно длительное время ( начиная с 1956 года) . Деятельность Интерпола основывается на Уставе 1956 г., который предусматривает, что целью организации является : «обеспечение и развитие взаимного сотрудничества всех организаций криминальной полиции в рамках существующего законодательства стран и Всеобщей декларации прав человека, создание и развитие учреждений, которые могут плодотворно работать в области предупреждения и борьбы с преступностью ». Стоит отметить, что задача Национального центрального бюро закреплены на законодательном уровне, имеют четкий перечень и содержание.

Так, в Положении о Национальном центральное бюро Интерпол указано, что основными задачами Интерпола являются: 1) координация деятельности правоохранительных органов страны в борьбе с преступностью, имеющего транснациональный характер или выходит за пределы страны; 2) обеспечение взаимодействия с Генеральным секретариатом и соответствующими органами государств-членов Интерпола в борьбе с преступностью; 3) оценка уровня распространения в Украине преступности, имеет транснациональный характер, и угрозы преступной деятельности граждан Украины за рубежом.

Таким образом, учитывая законодательно определены задачи Интерпола и его основные направления деятельности в сфере борьбы с преступностью, считаем, что задача Национального центрального бюро можно в зависимости от направленности разделить на: 1) осуществление координации и взаимодействия с правоохранительными органами внутри страны; 2) взаимодействие с международными правоохранительными органами зарубежных стран-участниц; 3) осуществление непосредственного взаимодействия с Генеральным секретариатом как центральным органом в борьбе с международной преступностью Международной организации уголовной полиции Интерпол; 4 ) аналитически прогностический (оценка состояния преступности в Украине и уровня угрозы преступной деятельности граждан Украины за рубежом).

Первая группа задач направлена на координацию и взаимодействие с правоохранительными органами внутри страны. Деятельность Национального центрального бюро Интерпола в Украине в значительной степени носит межведомственный характер . С целью нормативного и организационного обеспечения взаимодействия с другими правоохранительными органами и ГУ УМВД Украины в областях правительством Украины подготовлен и принят ряд нормативно - правовых актов. В частности, «Положение об основах организации раскрытия преступлений органами внутренних дел Украины » (приказ МВД от 24 сентября 2010 № 456), «Инструкция о порядке использования правоохранительными органами возможностей НЦБ Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений» ( совместный приказ № 3/1/2/5/2/2-97 г.), «Положение о создании подразделений Укрбюро Интерпола» (приказ МВД от 15 февраля 1995 № 104) и др.

В Положении об основах организации раскрытия преступлений органами внутренних дел Украины [1] предусмотрено, что работники подразделений Укрбюро Интерпола осуществляют координацию и взаимодействие с правоохранительных органов Украины путем: 1) ориентировка оперативных подразделений органов внутренних дел в отношении лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств за совершение преступлений на их территории, для дальнейшей проверки указанных лиц на причастность к преступной деятельности на территории Украины; 2 ) направление в Национальных центральных бюро Интерпола иностранных государств запросы оперативных подразделений и органов досудебного следствия органов внутренних дел о проведении оперативно - розыскных и иных мероприятий на их территории; 3 ) информирование оперативных подразделений органов внутренних дел о результатах выполнения их запросов правоохранительными органами иностранных государств; 4) инициирование проведения на территории других государств по запросам правоохранительных органов Украины международного розыска лиц, скрывающихся от органов досудебного следствия, суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, а также без вести пропавших; 5) на основании полученной информации осуществляют постоянную актуализацию имеющихся в Рабочем аппарате Укрбюро Интерпола интегрированных банков данных о лицах, в отношении которых проводилась проверка правоохранительными органами Украины и зарубежных государств; 6) Укрбюро Интерпол совместно с другими правоохранительными органами в составе следственно - оперативной группы в установленном порядке осуществляют выезды в зарубежные страны с целью проверки оперативной информации, касающейся раскрытия преступления, готовят запросы для проведения оперативно - розыскных мероприятий и следственных действий на территории этих стран .Национальное центральное бюро Интерпол при выполнении возложенных на него задач осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами Украины. Так, на основании межведомственного приказа МВД Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Администрации Государственной пограничной службы, Государственной таможенной службы Украины, Государственной налоговой администрации Украины № 3/1/2/5/2/2 от 09.01.1997 г., которым утверждена «Инструкция о порядке использования правоохранительными органами возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений» [2].

Национальное центральное бюро Интерпола в Украине обеспечивает сотрудничество правоохранительных органов Украины и зарубежных стран и предоставляет возможности для обмена оперативно - розыскной, оперативно - справочной и криминалистической информацией о подготовке и совершении преступлений и причастных к ним лиц, а также архивным и, в отдельных случаях процессуальной информации ; обменом опытом работы, законодательными и другими нормативными актами, учебно - методической и другой информацией по вопросам деятельности правоохранительных органов.

Вторая группа задач направлена на взаимодействие Интерпола с международными правоохранительными органами зарубежных стран .Сотрудничество по каналам Интерпола с правоохранительными органами зарубежных стран в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений транснационального характера в течение указанного периода интенсивно развивалось и совершенствовалось . Накопление, анализ, обработка и обмен информацией по международной преступности, передача соответствующим ведомствам своей страны запросов, направляемых органами полиции других стран, а также контроль за ведением розыска преступников, их задержанием и передачей их запрашивающей стране, а также другие формы взаимодействия налажены с правоохранительными органами 188 стран мира [3].

Так, например, Соглашением о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [4] предусмотрено, что «Министерствами внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики создан компьютерный банк данных с центром в Министерство внутренних дел Российской Федерации. В данные банки данных входила информация о: а ) фактов изъятия наркотиков, поступивших из других стран; б) сбытчиков и перевозчиков наркотиков, которые имеют международными связями; в) источники и каналы поступления наркотиков в международный незаконный оборот; г) новые виды наркотиков, появившихся в незаконном обороте. Наиболее интенсивное взаимодействие происходило с правоохранительными органами Польши, Германии, России, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии, Греции, Италии, а также Бельгии, Австрии, Швейцарии, Венгрии, Дании, Румынии, Норвегии, Словении, Азербайджана, США, Канады.

Третья группа задач Национального центрального бюро направлена на осуществление непосредственного взаимодействия Интерпола с Генеральным секретариатом как центральным органом в борьбе с международной преступностью Международной организации уголовной полиции Интерпол. Взаимодействие Национального центрального бюро Генеральным секретариатом Организации развивается успешно. Кроме повседневных контактов по конкретным вопросам, сотрудничество осуществлялось и в таких направлениях, как участие представителей правоохранительных органов Украины в конференциях, совещаниях, симпозиумах по различным проблемам борьбы с преступностью, методическая и техническая помощь Генерального секретариата в становлении Национального центрального бюро Интерпола в Украине. Наиболее значительным шагом Генерального секретариата в техническом перевооружении Укрбюро было установление в октябре 1995 года системы электронной почты Х.400, комплекс оборудования которой Генеральным секретариатом было предоставлено на безвозмездной основе. Монтаж оборудования осуществлен специалистами Генерального секретариата в режиме МТА .Надо отметить, что Национальное центральное бюро Украины возможность получать любую информацию, которая находится в базах данных Международной организации уголовной полиции - Интерпол, в частности к информационным ресурсам следующего содержания :1 ) около 10 тыс. человек с пометкой « терроризм » это лица, уже арестованы, или разыскиваемые за преступления террористической направленности ( таких около трех тысяч), подозреваемые в причастности к террористической деятельности и т. д.; 2) примерно 180,6 тыс. человек, среди которых примерно 1200 внесены Украиной, что составляет 0,7 % от общего количества лиц, разыскиваемых государствами - членами МОУП Интерпол с целью ареста и экстрадиции; разыскиваемых с целью установления местонахождения; преступников, которые склонны к совершению тождественных преступлений на территории нескольких стран ; вести пропавших, или таких, которые не могут сообщить о себе никаких сведений (в том числе несовершеннолетних) неопознанных трупов; 3) в указанном банке данных определена информации примерно о 7,5 млн. похищенных транспортных средств, среди которых 10,4 тыс. объявленных в международный розыск Украины, что составляет 0,002 % от общего количества; 4) около 33,7 тыс. похищенных предметов, среди которых 134 предмета внесены Украиной, что составляет 0,4 % от общего количества похищенных произведений искусства, предметов антиквариата, других культурных ценностей, похищенных на территории государств - членов Интерпола (размеры, техника и материалы исполнения, краткое описание сюжета, приметы, место кражи или изъятия, посылочные реквизиты НЦБ - инициатора розыска).

Библиографический список:

1. Про затвердження Положення про основи організації розкриття злочинів органами внутрішніх справ України: затв. Наказу МВС від 24 вересня 2010 р. №456 // Офіційний вісник України, 2011 р. № 8. – Ст. 395.
2. Інструкція про порядок використання правоохоронними органами можливостей НЦБ Інтерполу в Україні в попередженні, розкритті та розслідуванні злочинів» : затв. спільним наказом № 3/1/2/5/2/2-97 року // [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http:// www.zakon.rada.gov.ua
3. Інструкція „Про порядок зносин органів внутрішніх справ України з компетентними правоохоронними органами іноземних держав з питань запобігання, розкриття та розслідування злочинів”: Наказ МВС України від 6 вересня 1995 р. № 600. – К., 1995. – 10 с.
4. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 года // [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http:// www.zakon.rada.gov.ua




Рецензии:

5.11.2013, 23:32 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

18.04.2023, 19:26 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Уважаемая Виктория Григорьевна! Прошу Вас дать рецензию на мою статью "ЗАДАЧИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КАЗАХСТАНЕ" размещенную в феврале 2023 г. Буду очень благодарен за рекомендацию статьи к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх